Михалон Литвин в своих записках о Крыме писал через несколько десятилетий после османского завоевания, что история Таврики может служить примером переменчивости судьбы: «Города, некогда преисполненные огромных богатств, гордости, веселья и шума всевозможной роскоши, ныне пусты и покрыты развалинами, иные сравнены с землею, и имена их забыты» [Мельник, Антонович, 1890, с. 10].
Спустя 200 лет после описываемых событий турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший османский Кефе, написал, что тарихом завоевания города является «милосердие», так как оно было «милосердием Истины для народа Кефе» [Челеби, 1999, с. 86]. Несомненно, горожане, сдаваясь на милость победителя, рассчитывали, что им удастся сохранить жизнь и свободу. Однако их надеждам не суждено было оправдаться.
Летом 1474 года Мехмед II начал готовить армию для нападения на южные провинции Греции. Однако дошедшие до него поздней осенью слухи о блокаде Каффы, организованной Эмеником, заставили султана изменить планы и приступить к снаряжению большого флота на случай возможной высадки десанта в Северном Причерноморье.
Карл-Фердинанд фон Кюгельген (или Кюгельхен) – немецкий художник-пейзажист, родился в 1772 году. В 1798 году приглашен в Россию, при Павле I получил титул придворного живописца. Академик Российской Императорской и Берлинской академий художеств.
После того как в 1461 году турецкий султан Мехмед II завоевал Синоп и Трапезунд, он стал одержим мечтой превратить Черное море во внутреннее озеро Османской империи. Чтобы выполнить этот амбициозный план, османам необходимо было установить контроль над Крымом. Если Босфор — это своеобразный замок, позволяющий открывать и закрывать своему владельцу доступ в бассейн Черного моря, то контроль над Крымским полуостровом можно сравнить с обладанием ключом к этому замку.
Вторая часть «Исторического и живописного альбома Тавриды» Е.Ф. де Вильнёва и В.О. Руссена. Литографии из выпусков 6-10, выходивших с 1857 по 1859 гг., включают виды Феодосии, Судака, Инкермана, Балаклавы, Севастополя и других мест.
«Исторический и живописный альбом Тавриды» начал выходить в 1853 году в Париже в виде отдельных выпусков – тетрадей по четыре иллюстрации в каждом, которые затем можно было переплести под общей обложкой.
Первый исследователь оборонительных сооружений пещерного города Эски-Кермен Н.И. Репников, полагал, что они были созданы опытным военным инженером с учетом особенностей топографии местности [Репников, 1939, с. 114]. В связи с чем их часто рассматривают как эталон раннесредневековой византийской фортификации на крымской почве [Айбабин, 2007, с. 137].
Северная оконечность Эски-Кермена, восточный и большая часть западного склона представляют собой неприступные вертикальные обрывы высотой до 30 метров. Южный склон более пологий. К нему с юго-запада подходит седловина, облегчающая подъем.