Херсонес, потерявший в ходе катаклизмов XIII-XIV вв. почти все свое население, упорно цеплялся за жизнь. В его гавань продолжали заходить торговые корабли.
Партенитская базилика
Название Партенит происходит от греческого parthenos – «дева». Романтически настроенные путешественники рубежа XVIII-XIX веков искали в его окрестностях воспетый древнегреческим поэтом Еврипидом храм Артемиды, в котором кровожадные тавры приносили человеческие жертвы.
Херсонес в XIV веке
Название Херсонес в формах Gerezonda, Zurzona, Cresona часто встречается на итальянских картах-портоланах XIV-XV вв. [Гордеев, 2014, с. 371-372]. Однако снижение его торгового значения после перенесенных татарских погромов отмечено в «Книге упорядочивания стран» арабского географа Абу-л-Фиды, законченной около 1331 года. Автор называет Сарукерман, городом «меньшим по размеру, чем Акджа-Керман», т.е. Аккерман или Белгород Днестровский. При этом последний сам назван «небольшим» прибрежным населенным пунктом [Коновалова, 2009, с. 120-121].
Памятники Крыма на рисунках В. Пассека
Вадим Васильевич Пассек (1802-1842) – российский художник-любитель, этнограф, писатель. В 1838 году, будучи чиновником министерства внутренних дел, посетил Крым с целью сбора сведений для статистического описания Таврической губернии. Записки о путешествии по юго-западной части полуострова Пассек опубликовал во втором томе «Очерков России» – своего главного детища.
Путешествие в Крым Эдварда Дэниела Кларка
Эдвард Кларк (1769-1822) – профессор Кембриджского университета, минеролог, собиратель редких мраморных скульптур и изобретатель трубки для пайки стекла зарабатывал на жизнь тем, что нанимался на работу в качестве наставника к богатой молодежи.
Херсонес в XIII веке
После захвата крестоносцами Константинополя Византия распалась на несколько враждующих друг с другом государств. Херсонес подчинился власти Алексея, принца из царской династии Комнинов, провозглашенного императором под именем Алексея I Великого Комнина (1204-1222), который, действуя из Трапезунда, смог установить контроль над черноморским побережьем Малой Азии, издавна тесно связанным с Таврикой.
Храм Ай-Андрит
Средневековый храм в одноимённом урочище на расстоянии 1,7 км к юго-западу от села Генеральское (Мегапотамо), находившегося во владении «господ Лусты» из княжеского дома Феодоро.
Алустон
Ко времени турецкого завоевания наиболее укрепленный из всех южнобережных замков, принадлежавших господам Феодоро, находился на территории современной Алушты.
Фуна
Восточным форпостом княжества Феодоро являлась крепость Фуна. Селение с таким названием встречается в генуэзских документах второй половины XIV века. Оно располагалось у подножия горы Южная Демерджи, недалеко от современного села Лучистое. По договорам с татарами, заключенным в 1380-81 гг., Фуна перешла под власть Каффы [Джанов, 2017, с. 299 (МС 1386, f 5r. f 40r)]. Она также фигурирует в числе прибрежных местечек, за которые в это время вели спор Готский и Херсонский митрополиты.
Памятники Крыма в творчестве И.К. Айвазовского
Российский художник армянского происхождения И.К. Айвазовский в первую очередь известен как маринист и баталист. В центре сюжетов его полотен находится море, а все остальные элементы – архитектура, корабли, люди – не более чем дополнение. Несмотря на это, в некоторых его работах оказались отображены памятники крымского средневековья в первую очередь приморских городов: Феодосии, Судака и Алушты.