Паллас и Гейслер – древности Крыма

В 1793-1794 годах академик П.С. Паллас совершил научную экспедицию в Поволжье, на Северный Кавказ и в Крым с целью изучения климата, а также сбора материалов по зоологии, ботанике, геологии, этнографии, истории этих регионов. Ее итогом стал опубликованный в 1799-1801 гг. в Лейпциге двухтомник «Bemerkungen auf einer Reise in die sudlichen Statthalterschaften des russischen Reichs» («Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства»).

Читать далее Паллас и Гейслер – древности Крыма

Крымские древности в 1787 году

Во время вояжа императрицы Екатерины II в Крым в ее свите было несколько художников, призванных запечатлеть для потомков не только события путешествия, но также экзотические ландшафты и памятники старины «полуденного края». О том, каким видели полуостров путешественники конца XVIII года можно составить представление по сериям пейзажей У. Хэдфилда и В.П. Петрова.

Читать далее Крымские древности в 1787 году

Памятники средневекового Крыма в акварелях М.М. Иванова

Иванов Михаил Матвеевич (1748-1823) – российский живописец, акварелист. Сын солдата Семёновского полка. В 1780 году поступил на военную службу в чине поручика и был командирован в штаб кн. Г.А. Потемкина в качестве штатного военного художника. Через два года отправлен на Кавказ для «снятия видов» побережья Каспийского моря, Грузии и Армении. Там он начал работу над своим первым путевым альбомом, которую продолжил в 1783 году в Крыму.

Читать далее Памятники средневекового Крыма в акварелях М.М. Иванова

Крымская Готия на карте фра Мауро

Круглая карта мира, созданная в 1459 году, венецианским монахом фра Мауро и мореплавателем Андреа Бьянко, считается вершиной европейской средневековой картографии. Она была изготовлена по заказу португальского короля Альфонсу V. Оригинал карты утерян, но сохранилась ее копия, законченная уже после смерти фра Мауро, для Дворца дожей в Венеции. В настоящий момент она хранится в Библиотеке Марчиана.

Черное море на карте фра Мауро.
Черное море на карте фра Мауро (1459).

Читать далее Крымская Готия на карте фра Мауро

Истоки феодоритской геральдики

Задолго до того, как в октябре 1425 года мангупский князь Алексей приказал поместить над входом в башню своего дворца плиту с двуглавым орлом, этот символ был хорошо известен в Крыму. Мы встречаем фантастическую птицу с двумя головами на керамике, на памятниках нумизматики, сфрагистики, резьбы по камню, самые ранние из которых датируются началом-серединой XIII века. Чтобы разобраться в истоках феодоритской геральдики, я попробовал систематизировать их по принципу принадлежности к тому или иному культурному кругу.

Читать далее Истоки феодоритской геральдики

Двуглавый орел в Византии. Выводы

(1) Двуглавый орел известен в Византии с XII века как орнаментальный элемент восточного происхождения на придворных одеяниях и в скульптурном декоре. Нет свидетельств того, что до Палеологовской эпохи он мог иметь геральдическое значение.

Фанар. Собор святого Георгия. Двуглавый орел.
Фанар. Собор святого Георгия. Двуглавый орел. Фото: Андрей Васильев (2006).

Читать далее Двуглавый орел в Византии. Выводы

Раскопки крепости Тягин – крымский след

Неожиданное открытие сделано во время раскопок средневековой крепости Тягин. При проведении археологических исследований крепостной башни обнаружена известняковая плита, декорированная «сельджукской цепью», ближайшие аналоги которой известны по памятникам пещерного города Мангуп-кале.

Декоративная вставка с орнаментом в башне крепости Тягин.
Декоративная вставка с орнаментом в башне крепости Тягин.

Читать далее Раскопки крепости Тягин – крымский след

Итоги археологического сезона-2020 на Мангупе: «Турецкая» стена оказалась византийской

Археологическая экспедиция Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского провела исследования оборонительной стены в балке Табана-дере пещерного города Мангуп-кале. В результате стену, которая много лет считалась турецкой, предложено датировать византийским периодом.

Мангуп. Строительная надпись с именем Цула-бега
Мангуп. Строительная надпись с именем Цула-бега. Фото: Андрей Васильев

Читать далее Итоги археологического сезона-2020 на Мангупе: «Турецкая» стена оказалась византийской

Геральдика Трапезундской империи

Еще со времен крестовых походов Трапезундская империя привлекала внимание европейцев. В средневековых романах можно найти приукрашенные рассказы о могущественном христианском царстве на Востоке, о его прекрасных дамах и благородных рыцарях. Образ империи Великих Комнинов в европейской литературе сугубо положительный, в отличие от Византии [Карпов, 2007, с. 488-489].  Неудивительно, что ее идеализация нашла отражение и в создании воображаемой геральдики Трапезундской империи, одно из главных мест в которой занял двуглавый орел. Это позволило А.В. Соловьеву предположить, что он был привезен в 1204 году из Константинополя как эмблема династии Комнинов [Соловьев, 2009, с. 137; Soloviev, 1935, p. 136]. Но так ли это на самом деле?

Стены Трапезунда. Акварель Д. Пахомова 1916 г.
Стены Трапезунда. Акварель Д. Пахомова 1916 г.

Читать далее Геральдика Трапезундской империи

Двуглавый орел в Византии. Часть 6. Византийское наследство

Двуглавый орел в родовой геральдике европейских аристократических семейств, связанных действительными или мнимыми родственными узами с византийскими императорскими домами.

Читать далее Двуглавый орел в Византии. Часть 6. Византийское наследство

Страна Дори – Крымская Готия – Феодоро