Эски-Кермен. Храм Успения

Церковь, расписанная фресками, одна из которых изображает сцену Успения Пресвятой Богородицы (откуда и ее условное название), находится в юго-восточном обрыве плато и является частью небольшого пещерного комплекса. Кроме собственно церкви в него входят гробница, где раскопками выявлены останки двух человек, пещера-усыпальница и небольшая «келья» с нишами, расположенные на небольшой скальной площадке, нависающей над пропастью. Сверху к ней ведут вырубленные в скале ступеньки.

Эски-Кермен. Фрагмент фрески Успения Богородицы по И.Г. Волконской.
Эски-Кермен. Фрагмент фрески Успения Богородицы по И.Г. Волконской.

Читать далее Эски-Кермен. Храм Успения

Эски-Кермен. Зал Суда

Проход от городских ворот Эски-Кермена высечен в виде коридора в скальном массиве, от которого начинается главная улица. В восточной стене коридора находится большой пещерный комплекс, известный как «Зал Суда» или «Судилище». Благодаря своему местоположению, он еще с конца XVIII века привлекал внимание путешественников.

Мартынов А.В. Мертвый город. Пещеры («Судилище»). Открытка 20-х гг. ΧΧ в.
Мартынов А.В. Мертвый город. Пещеры («Судилище»). Открытка 20-х гг. ΧΧ в.

Читать далее Эски-Кермен. Зал Суда

Османское завоевание Крыма. Часть 6. Горе побежденным

Судьба князя Александра оказалась печальной. Вместе с другими знатными пленниками его доставили в Константинополь и бросили в тюрьму.  Феодор Спандуит, встречавшийся спустя несколько десятилетий с сыном последнего правителя Готии, писал, что султан, несмотря на данные Гедик Ахмет-пашой гарантии безопасности, приказал «отрубить ему голову, сказав: «Клятва, которую дал тебе мой военачальник пусть, он ее и выполняет». И сделал турком его маленького сыночка» [Spandouginos, 1997, p. 34; Vasiliev, 1936, p. 252, n.3]

Виолета Андрей в роли Марии Мангупской.
Виолета Андрей в роли Марии Мангупской в фильме «Штефан Великий – Васлуй 1475» (Румыния, 1974).

Читать далее Османское завоевание Крыма. Часть 6. Горе побежденным

Османское завоевание Крыма. Часть 5. «Злосчастная» крепость

Итальянский историк и поэт Бенедетто Деи назвал кампанию 1475 года «Каффинской войной», хотя название «Мангупская война» подошло бы ей больше. Если Каффа продержалась против турецкой армии пять дней, то столица княжества Феодоро больше пяти месяцев. Осаду Мангупа можно по праву считать труднейшей военной операцией османов в Юго-Восточной Европе после взятия Константинополя [Герцен, 2001, с. 381].

Донжон мангупской цитадели.
Донжон мангупской цитадели. Фото: Владимир Коваленко, 2007.

Читать далее Османское завоевание Крыма. Часть 5. «Злосчастная» крепость

Османское завоевание Крыма. Часть 4. Опустевшие города

Михалон Литвин в своих записках о Крыме писал через несколько десятилетий после османского завоевания, что история Таврики может служить примером переменчивости судьбы: «Города, некогда преисполненные огромных богатств, гордости, веселья и шума всевозможной роскоши, ныне пусты и покрыты развалинами, иные сравнены с землею, и имена их забыты» [Мельник, Антонович, 1890, с. 10].

Генуэзские фактории в Черном море на карте Альбино де Канепа
Генуэзские фактории в Черном море на карте Альбино де Канепа (1489)

Читать далее Османское завоевание Крыма. Часть 4. Опустевшие города

Османское завоевание Крыма. Часть 3. Гибель «царицы Черного Моря»

Спустя 200 лет после описываемых событий турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший османский Кефе, написал, что тарихом завоевания города является «милосердие», так как оно было  «милосердием Истины для народа Кефе» [Челеби, 1999, с. 86].  Несомненно, горожане, сдаваясь на милость победителя, рассчитывали, что им удастся сохранить жизнь и свободу.  Однако их надеждам не суждено было оправдаться.

Поленов В. Д. Вид Феодосии со стороны Карантина
Поленов В. Д. Вид Феодосии со стороны Карантина с развалинами генуэзской крепости (1912)

Читать далее Османское завоевание Крыма. Часть 3. Гибель «царицы Черного Моря»

Османское завоевание Крыма. Часть 2. «Земля и небо сотрясались»

Летом 1474 года Мехмед II начал готовить армию для нападения на южные провинции Греции. Однако дошедшие до него поздней осенью слухи о блокаде Каффы, организованной Эмеником, заставили султана изменить планы и приступить к снаряжению большого флота на случай возможной высадки десанта в Северном Причерноморье.

Карл Кюгельген. Цитадель Каффы
Карл Кюгельген. Цитадель Каффы.

Читать далее Османское завоевание Крыма. Часть 2. «Земля и небо сотрясались»

«Виды Крыма» Карла Кюгельгена

Карл-Фердинанд фон Кюгельген (или Кюгельхен) – немецкий художник-пейзажист, родился в 1772 году. В 1798 году приглашен в Россию, при Павле I получил титул придворного живописца. Академик Российской Императорской и Берлинской академий художеств.

Читать далее «Виды Крыма» Карла Кюгельгена

Османское завоевание Крыма. Часть 1. Мечта падишаха

После того как в 1461 году турецкий султан Мехмед II завоевал Синоп и Трапезунд, он стал одержим мечтой превратить Черное море во внутреннее озеро Османской империи. Чтобы выполнить этот амбициозный план, османам необходимо было установить контроль над Крымом.  Если Босфор — это своеобразный замок, позволяющий открывать и закрывать своему владельцу доступ в бассейн Черного моря, то контроль над Крымским полуостровом можно сравнить с обладанием ключом к этому замку.

Богаевский К.Ф. Феодосия XIV-XV веков.
Богаевский К.Ф. Феодосия XIV-XV веков. 1935. Холст, масло. 84 x 118. Государственная Третьяковская галерея.

Читать далее Османское завоевание Крыма. Часть 1. Мечта падишаха

Памятники Крыма в альбоме де Вильнёва. Часть 2

Вторая часть «Исторического и живописного альбома Тавриды» Е.Ф. де Вильнёва и В.О. Руссена. Литографии из выпусков 6-10, выходивших с 1857 по 1859 гг., включают виды Феодосии, Судака, Инкермана, Балаклавы, Севастополя и других мест.

Читать далее Памятники Крыма в альбоме де Вильнёва. Часть 2

Страна Дори – Крымская Готия – Феодоро