Дворец князя Воронцова в Алупке. Литография по рисунку К. Боссоли (1840-е)

Древности Алупки. Часть 1

Исследуем древности Алупки: происхождение названия, средневековую историю, археологические находки, сделанные при строительстве дворца, и легенду о золотой колыбели.

Карл Кюгельген. Алупка. Крымский пейзаж.
Карл Кюгельген. Алупка. Крымский пейзаж.

Лисьи тропы и рёв скал

Есть несколько версий происхождения названия Алупка. Наиболее почтенный возраст имеет гипотеза гебраиста Авраама Гаркави. В опубликованной в 1876 году статье, посвящённой крымской топонимике, он произвёл его от греческого слова ἀλώπηξ — «лисица». Учёный объяснил своё предположение тем, что на Южном берегу Крыма в изобилии водились эти животные.

Интересно, что севаст из средневекового Судака (Сугдеи), живший на рубеже XIII и XIV веков, носил имя Алупсос. Лис — вполне подходящее имя для правителя города, особенно в свете того, что один из сугдейских архонтов звался Собакой.

Позже О. Н. Трубачёв, разрабатывая свою теорию об индоарийском лингвоэтническом компоненте в Северном Причерноморье, высказал мысль, что топоним Алупка произошёл из словосочетания lopa taca — «ревущее течение» как обозначение постоянных обвалов Ай-Петры, в результате которых образовались каменные хаосы. Его сближение с греческим словом «лисица» исследователь объявил вторичным.

Алупка.
Алупка. Гравюра по рисунку А. де Палдо (?)

В «Словаре ойконимов Крыма» под редакцией И. Л. Белянского и С. М. Усеинова уточнено, что ударение в слове стоит на последнем слоге: Алупка. Греческую гипотезу происхождения названия авторы дополнили тюркским толкованием, сопоставив его с родовым и личным именем Альп.

Алубиха, на «берегу моря Кустандины» (т. е. «моря Константинополя» — Чёрного), упомянута в письме хазарского царя Иосифа кордовскому вельможе Хасдаю ибн Шапруту, которое датируется около 960 года. Но включающий это название список из тринадцати «городов-народов» на западной границе Хазарского каганата есть только в пространной версии письма, прошедшей через руки, жившего в XIX веке, учёного караима и гебраиста Авраама Фирковича. Есть основания предполагать, что именно он и являлся его автором.

К 1381 году сasalle de Lupicha (казалия Люпикха) 💡 стала частью генуэзской Готии. Судя по размерам податей, которые платили его жители, она была самой значительной административно-экономической единицей к западу от Ялиты (Ялта) и до границ консульства Чембало.

В 1475 году Южный берег Крыма оказался под властью османов. Согласно турецкой переписи 1520 года, население Алупки около 166 человек (дворов мусульман — 4, холостых — 2; дворов немусульман — 28, вдов — 1).

Карл Кюгельген. Алупка. Двор крымских татар.
Карл Кюгельген. Алупка. Двор крымских татар

Постепенно христианская община уменьшалась, по всей видимости, как за счёт распространения ислама, так и в связи с переездом её представителей в другие посёлки, где компактно проживали их единоверцы. После переселения крымских христиан в Приазовье в Алупке оставалась заброшенная церковь, но название её уже никто не знал. Если верить поздней легенде, она была освящена во имя Богородицы.

Что нашли под землёй в Алупке в 1830 году?

В 1824 году наместник Новороссии граф Михаил Воронцов начал скупать у жителей «татарской деревни» Алупка сады и земельные участки. Он вынашивал амбициозный замысел построить здесь роскошную летнюю резиденцию.

Летом 1830 года при проведении работ на предполагаемом месте строительства главного корпуса дворца из-под земли были извлечены древние «медали», как тогда называли монеты. Узнав об этом открытии в Алупку прибыл директор Керченского музея древностей И. П. Бларамберг, служивший при Воронцове чиновником для особых поручений.

Чернецов Н. Г. Строительство дворца в Алупке (1835)
Чернецов Н. Г. Строительство дворца в Алупке (1835). Бумага, акварель, карандаш, тушь. Ростовский областной музей изобразительных искусств

Спустя неделю в прессе появился его отчёт о находках. Приведу его здесь с небольшими сокращениями:

«Мы начнём описание вышеупомянутых медалей с древней бронзовой монеты острова Родоса, относящейся к лучшим временам искусства, и представляющей, с одной стороны, лучезарную голову Солнца, с другой, полураспустившийся цветок гранатового дерева…

Эпоха искусства, к которой принадлежит упомянутая медаль, не может относиться к временам, позднейшим царствования Скилура, побеждённого Митридатом Евпатором. Итак, не утверждая, что эта монета, отдельно взятая, должна служить доказательством существования Родосской колонии поблизости южного берега Тавриды, мы смело присоединяем её к документам, которые делают эту гипотезу более нежели вероятной.

Золотая медаль, найденная в Алупке, кажется, принадлежит XII веку нашего летоисчисления. Изображения, вычеканенные на ней, следующие:

Богородица и император представлены стоящими. Богородица, облачённая в столу 💡, с повязкой на голове, налагает правую руку на венчанную корону императора.

IC XC. Иисус Христос, сидящий, с лицом прямо обращённым, и рукой, поднятой для благословения, левая рука опирается на книгу Евангелий. Медаль вогнутая.

Сии два изображения встречаются на медалях императора Иоанна II Комнина Порфирородного 💡, которые также вогнуты. Вследствие сего, мы думаем, что, несмотря на отсутствие легенды, можно отнести упомянутую медаль ко времени царствования сего императора.

Золотой иперепир Иоанна II Комнина
Золотой иперепир Иоанна II Комнина (1118–1143)

Других бронзовых медалей четыре:

№ 1 Медаль пантикапейская с головой Пана, увенчанного плющом. На обороте изображены лук и стрелы. Сия медаль второго модуля, работы изящной и весьма хорошо сохранена.

№ 2 Медаль Амиса, города понтийского, находившегося почти напротив Феодосии. Этот город в нынешней Анатолии называется ныне Самсун. Изображения: голова Юпитера, а на другой стороне орёл в громовых стрелах.

№ 3 Римская бронзовая медаль с изображением императора Лициния (отца). На обороте: Юпитер, держащий копье в руке; перед ним орёл.

№ 4 Эта медаль совершенно стёрта и на ней ничего нельзя разобрать.

№ 5 Римская серебряная деньга с изображением императора Адриана (монета довольно обыкновенная).

Остальные семь серебряных монет относятся ко временам новейшим: на них вычеканены изображения польского короля Сигизмунда III. Потом следуют две монеты, довольно толстые, из самого чистого серебра. Эти монеты, судя по их изображениям, весьма уже попорченным, почитаем мы подразделениями старинных португальских крузадо. Они в разных направлениях обрублены для того, чтобы по определённому весу служить к торговым сделкам Татарской орды, в руки коей, может статься, они достались. В 1826 году нам попадались в других местах Крыма куски сего же разряда монет, зарытые в землю во времена неизвестные».

16 августа Бларамберг, по представлению своего начальника за ревностную службу и археологические открытия в Крыму, был пожалован в действительные статские советники.

Карло Боссоли. Вид в окрестностях Алупки.
Карло Боссоли. Вид в окрестностях Алупки

Спустя два года на полуострове побывал швейцарский учёный Фредерик Дюбуа де Монперё в своём шеститомном «Путешествии вокруг Кавказа у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и в Крыму» оставил небольшую заметку о посещении Алупки:

«Что касается древностей, то Алупка располагает лишь руинами маленькой греческой крепости, которые находились на месте постройки нового дома. Здесь же был обнаружен глиняный горшок, который заключал пять золотых медалей с греческими надписями, почти неразличимыми. На одной стороне изображён Иисус, на другой — св. Иоанн и Дева Мария».

«Новый дом» — это и есть главный корпус Воронцовского дворца, но у швейцарского путешественника появились новые детали: «глиняный горшок», с кладом из пяти золотых монет, и «руины маленькой греческой крепостцы». У Бларамберга золотая монета была лишь одна, а о следах каких-либо построек ничего не сказано.

Являются ли приведённые Монперё сведения местным фольклором или сообщение директора Керченского музея для «Одесского вестника» является неполным? Вопрос этот лучше адресовать специалистам. Возможно, в архивах найдутся новые данные об археологических изысканиях, проводившихся в Алупке летом 1830 года. Пока же лишь приходится констатировать факт явного противоречия двух источников.

Золотая колыбель Алупка-Исара

Будучи человеком любознательным, граф Воронцов проявлял интерес к древностям Южного берега.

По его распоряжению был составлен план укрепления на горе Исар, расположенной в полутора километрах к северу от строящегося дворца. Вместе с «прекрасным видом крепостной скалы» и возвышающейся на ней горы Ай-Петри его доставили П. И. Кёппену. Тот опубликовал план в книге «О древностях Южного Крыма» в качестве иллюстрации к главе, содержащей описание Алупка-Исара. Подобно другим южнобережным укреплениям Кёппен считал его византийским, предназначенным для защиты местного населения от кочевников.

Тогда же на вершине горы установили деревянный крест — распространённая в то время практика освоения ещё чуждого для россиян крымского мира, в результате чего она получила новое название — Крестовая.

Несмотря на относительно лёгкую доступность Алупка-Исара путешественники XIX века посвящали ему лишь несколько строчек, и он долго оставался в тени красот Воронцовского дворца.

«Когда доедете до Алупки, справа, на неприступной скале, увидите белый крест. Это не могила самоубийцы и не жертвенный дар путника, который избежал здесь смерти благодаря божественному спасению, это всё, что осталось от некогда стоявшей здесь крепости… Место это печальное и тоскливое, кое-где среди кустов ещё проглядывают развалины».Эдмунд Хоецкий. Воспоминания из путешествия по Крыму (1845)

В 1924–1928 годах мастер пейзажной живописи К. Ф. Богаевский по заданию Крымского комитета по охране памятников искусства и старины создал серию акварелей с историческими достопримечательностями полуострова. Художник снял несколько видов Алупка-Исара, которые хранятся в Центральном музее Тавриды и Алупкинском музее-заповеднике.

Богаевский К. Ф. Исар
Богаевский К. Ф. Исар. 1926. Бумага, акварель. Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

Но спустя почти сто лет после выхода книги П. И. Кёппена учёные знали о памятнике ничуть не больше, чем патриарх изучения южнобережных укреплений.

«Над Алупкой на горе Крестовой находятся замечательные остатки средневековой греко-готской крепости Алупка-Исар. Её длинные оборонительные стены местами довольно хорошо сохранились и очень живописны (верхняя цитадель). Всё очень обширное внутреннее пространство усеяно остатками сооружений. Подъём и подступы к ней очень удобны. Она представляет собой прекрасный туристский объект, но должна быть приведена в порядок», — писал Н. Л. Эрнст в сборнике «Социалистическая реконструкция Южного берега Крыма» (1935).

В следующем году под редакцией Н. Л. Эрнста увидел свет сборник «Сказки и легенды татар Крыма», в котором в Алупке и её окрестностях разворачиваются события легенды о золотой колыбели.

Титульный лист книги «Сказки и легенды татар Крыма» (1936)
Титульный лист книги «Сказки и легенды татар Крыма» (1936)

В очень далёкие времена, ещё до сотворения Адама, — гласит она, — мир был населён джиннами. Одни из них были богобоязненными земледельцами, которые обрабатывали сады, разводили виноград, сеяли хлеб на крымском побережье. Другие, напротив, поклонялись Иблису (дьяволу) и в горных лесах пасли скот и занимались охотой.

Между аллаховыми и иблисовыми джиннами шли постоянные войны, в которых победа, как правило, доставалась вторым, так как они были более хитры и безжалостны.

Однажды сын хана иблисовых джиннов узнал о неописуемой красоте дочери владетеля Южного берега и воспылал к ней страстью. Бежав от своего отца, царевич переоделся в одежды странствующего дервиша, восхваляющего имя Аллаха, и в таком виде явился к хану аллаховых джиннов. При его дворе, участвуя в многочисленных состязаниях, молодой дервиш завоевал любовь красавицы Зехры, и торжественно приняв веру в Единого Бога, женился на ней.

Новобрачные получили от отца невесты семейную реликвию – золотую колыбель, «в которой по наследству с давних веков укачивались все наследные принцы ханского рода правоверных джиннов». Однако, когда молва о браке достигла хана иблисовых джинов, тот в гневе повёл свои войска на юг, чтобы наказать сына-отступника и всех, верящих в Аллаха.

В одном из сражений сын хана иблисовых джиннов погиб от руки родного отца, сложили свои головы вместе с ним и лучшие воины. Кровожадное воинство приверженцев Иблиса хлынуло в беззащитную страну, превратив Южный берег Крыма в мёртвую пустыню.

Хан аллаховых джиннов долго защищался в своём дворце, который находился на месте нынешней Алупки. Но когда его враги стали сбрасывать с вершины Ай-Петри огромные каменные валуны, разбивающие дворцовые здания в осколки и щепки, он вместе с дочерью и внуком, взяв золотую колыбель, скрылся через потайной подземный ход. Беглецы хотели найти убежище в крепости на горе Исар, но когда они поднялись по мрачному длинному тоннелю, то увидели, что и эта крепость взята и разрушена врагами. Обломки скал, которые сбрасывали иблисовы джинны на Крестовую гору, завалили выход из подземной пещеры, и хан аллаховых джиннов вместе с семьёй не смог выбраться из неё.

Сакля в деревне Алупка
Сакля в деревне Алупка. Открытка начала XX века. Стокгольм: Акц. О-во Гранберг [между 1904 и 1909]

Перед смертью старик-хан произнёс над золотой колыбелью грозное заклинание, от которого она стала невидимой. Предание говорит, что золотая колыбель эта ещё и ныне хранится в мрачной пещере горы Исар.

Кем и когда была построена крепость Алупка-Исар и как она связана с храмом на горе Ай-Петри? Об этом вы узнаете из следующей статьи на сайте «Княжество Феодоро».

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

На сайте публикуются лонгриды. Больше текстов и фото, посвящённых истории Крыма и Византии, доступно в нашем Telegram-канале и группе ВКонтакте.

Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *