Поделиться ссылкой:
«Песнь о Мангупе» написана в 1792/93 г. автором, который называет себя «страдающий Симха». Она представляет собой плач изгнанника, вынужденного покинуть родные места. Симха, по всей видимости, караим-уроженец Мангупа, в глубокой скорби пишет о разрушении родного города и просит Бога отомстить врагам, из-за которых он пришел в запустение.
Подготовленный в 1960-е годы караимским исследователем и литератором Давидом Гумушем перевод элегии доступен в интернет-публикации на сайте «Энциклопедии крымских караимов». В 2002 году вышла статья Дана Шапира, в которой содержится анализ трех сохранившихся рукописей с текстом «Песни» [Шапира, 2002, с. 283-294].
«Песнь о Мангупе»
(перевод Д. Шапира)
Господь, Господь! Снежные горы!
Кричит оторванный от родины.
Огонь упал в нутро мое,
Я оторван, я горю, я кричу.
Друг от друга отдалились,
Разума не осталось в голове.
В 5553 году
Опустошен, я горю, я кричу.
Проходя, я пересек долину,
Я пошел и попал в руки врага —
И отказался от своего имущества.
Я ухожу, я горю, я кричу.
«Бутон», говорят, «не от розы».
Душа моя никогда не оторвется от тебя.
С Божьей помощью вскоре отмстится.
Я возвращаюсь, я горю, я кричу.
Дороги его непроходимы из-за камней,
Слезы текут из моих глаз,
От моих неразлучных друзей и товарищей
Я оторван, я горю, я кричу.
Его воды и плоды на высотах,
Слышавшие так говорят:
«Разрушен Мангуп», говорят.
Разрушен! Я горю, я кричу.
О высокие горы моей памяти!
Мое лицо смеется, а сердце кричит.
Места, в которых я молился,
Разрушены! Я горю, я кричу.
О высокие горы моей памяти!
Мое лицо смеется, а сердце кричит.
«Разрушен Мангуп», говорят,
«Разрушен!» Я горю, я кричу.
Всякий день молю Тебя:
«Отмсти же моим врагам!»
Меня зовут «страдающий Симха».
Покуда не умру, я горю, я кричу.
Известно, что в 1791 году около 70 караимских семей, проживавших на Мангупе, вынуждены были покинуть свои дома и расселиться по другим местам [Кеппен, 1837, с. 290]. Однако до сих пор дискуссионным остается вопрос кем же были те враги, на отмщение которым уповает «страдающий Симха».
Еврейский писатель и путешественник Эфраим Дейнард, собиравший в XIX веке предания крымских караимов, считал, что это были татары, заставившие их уйти с насиженных мест и перебраться в Чуфут-кале и Гезлев [Кизилов, 2011, с. 138]. Чуфут-кальский газзан Мордехай бен Йосеф Султанский в сочинении «Зехер чаддыким» («Память праведников»), написанном в 1838 году, утверждал, что караимы претерпели много бедствий от греков-арнаутов, которые «грабили всякого попавшегося им, а иногда и убивали». Но главным виновником запустения Мангупа он называет некоего кедарского князя Казындаря Агу, «лукавого и хитрого», отнявшего у местной общины дарственное письмо, подтверждавшее право на владение землей.
Речь идет о Мемет-бее Балатукове, потомственном черкесском князе [Муфтий-заде, 1899, с. 24], исполнявшем при последних крымских ханах обязанности казначея (Баш Хазнадар Аги) и пожалованного за свои заслуги перед Российской империей в 1783 году чином статского советника (Дудакова Е. Ф. Балатуковы-Джемалетдиновы (пояснение схемы) // Кольский родословец. – Вып. VII. – Мурманск, 2015).
Ему и его наследникам принадлежали Каралез, Ходжа-сала и окрестные земли, включая Мангуп [Марков, 1884, с. 443; Паллас, 1999, с. 65].
Авраам Фиркович в своем предисловии к сборнику еврейских надписей, найденных в Крыму «Сефер Авнэ Зикарон», изданному в Вильно в 1872 году, обвиняет сына Мемет-аги Адильбея Балатукова, что он, «захватив развалины Мангупа вместе с его лесами и полями», приказывал выскабливать надписи на караимских надгробиях, которые были пущены на постройку домов и мощение дворов.
По иронии судьбы Балатуковых с большой долей вероятности можно считать потомками кемиргоевских князей [Хотко, 2017, с. 294], которые были свояками правителей Феодоро, некогда разрешивших караимам поселиться в своей столице.
Литература:
- Кеппен П.И. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических / П.И. Кеппен. – Санкт-Петербург, 1837. – 409 с.
- Кизилов М.Б. Крымская Иудея: очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней / М.Б. Кизилов. – Симферополь: Доля, 2011. – 335 с.
- Марков Е.Л. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, природы и истории / Е.Л. Марков. – Москва, 1884. – 593 с.
- Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / П.С. Паллас; пер. С.Л. Белявская, А.Л. Бертье-Делагард. – Москва: Наука, 1999. – Вып. 27. – 244 с.
- Хотко С.Х. Генезис адыгского (черкесского) этнополитического пространства в XIII-XVI вв.: проблемы и перспективы исследования / С.Х. Хотко. – Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2017. – 595 с.
- Шапира Д. «Песнь о Мангупе» 1793 года: неизвестный источник, истории караимов Крыма / Д. Шапира // Вестник еврейского университета в Москве. – 2002. – № 7 (25). – С. 283-294.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.