Императоры из династии Палеологов широко использовали брачную политику с целью обезопасить свои границы и создать выгодные политические союзы, в том числе с монголами. Но прямое родство с нехристианскими правителями считалось невозможным. Поэтому они отправляли к «варварам» своих внебрачных дочерей.
Ногай и Ефросинья Палеологиня
Эту традицию заложил Михаил VIII Палеолог вскоре после того, как в Подунавье обосновался беклярбек Ногай. По свидетельству Георгия Пахимера, он, будучи среди монголов человеком «могущественнейшим, опытным в управлении и искусным в делах воинских», во главе огромного войска привел к повиновению народы, обитавшие к северу от Черного моря, включая аланов, черкесов, крымских готов и русских, после чего «отложился от пославших его ханов» и стал править самовластно [Пахимер, 1862, с. 316-317].
В сфере политического влияния Ногая оказались Балканы. Враждующие друг с другом христианские правители присягали ему на верность, а взамен получали военную помощь. Так поступил и Андроник Тарханиот, который вместе со своим тестем Иоанном Фессалийским выступил против императора. По его призыву монгольское войско разграбило земли Фракии, принеся столько бедствий, что им можно было бы посвятить целую книгу, «написанную не буквами, а слезами» [Пахимер, 1862, с. 298].
Михаил VIII решил нейтрализовать угрозу отдав замуж за Ногая свою побочную дочь Ефросинью. Византийское посольство привезло беклярбеку многочисленные подарки, включая вино и придворные одеяния. Вино монгольскому вождю понравилось, а от церемониальной шапки-калиптры, он отказался, с иронией спросив, предохраняет ли она от головной боли и защищают ли украшавшие ее жемчужины от молнии и ударов грома [Пахимер, 1862, с. 320]. Но в целом Ногай благосклонно принял идею породниться с императором ромеев, который приобрел себе надежного союзника в войне с Болгарским царством [Узелац, 2016, с. 388-391].
В 1273/74 гг. византийцы получили от него в управление «Паристрионские острова» – города в дельте Дуная, позволявшие контролировать одну из важнейших торговых артерий Восточной Европы. В Исакче началась чеканка монет, на одной стороне которых помещалась тамга правоверного мусульманина Ногая, а на другой легенда с греческой монограммой имени Христа [Атанасов, 2009, с. 64-65].
Ефросинья пользовалась влиянием в балканских делах. Ей удалось спасти от гнева мужа византийского кандидата на болгарский престол Ивана III Асеня, когда его противник Ивайло был зарезан во время пира по приказу Ногая [Пахимер, 1862, с. 432]. Она также стала крестной матерью другой Ефросиньи, внучки купца Пантолеона, на которой во время пребывания при дворе могущественного беклярбека женился будущий болгарский царь Феодор Святослав [Pachymérès, 1999, p. 290-291].
Тохта и Мария Палеологиня
После смерти Михаила VIII отношения с монголами ухудшились. В «Рочнике Красинских» содержится следующая запись: «В лето Господне 1284 татары нападают на константинопольское королевство и захватывают многие земли, совершая ужасное опустошение» [Досаев, 2010; Tholomeus von Lucca, Clavuot, Schmugge, 2009, p. 625]. «Густынская летопись» под тем же годом сообщает, что Ногай с ханом Тула-Бугой и «бесчисленным множеством татар» ходил на венгров и греков [Густынская летопись, 2003, с. 126]. В имперской столице со страхом ждали их появления в Македонии и Фракии, но храбрый стратиг Месемврии Умбертопул напал с малым войском на 10-тысячную орду «скифов», обратив их в бегство [Pachymérès, 1999, p. 92]. Примерно в это же время Ногай навсегда изгнал византийскую администрацию из дельты Дуная [Атанасов, 2009, с. 62].
Андроник II (1282-1328), сын и наследник Михаила, решил сделать своим зятем хана Тохту, выдав за него замуж незаконнорожденную дочь Марию. Однако беспокоясь за безопасность невесты в связи с междоусобной войной в Орде, хан вернул ее отцу. Она выехала в Сарай только после разгрома и смерти узурпатора Ногая около 1300 года [Pachymérès, 1999, p. 294]. С политической точки зрения ход оказался верным. Тохта, известный своим миролюбием [Тизенгаузен, 1941, с. 141], неуклонно выполнял мирный договор и не тревожил земли тестя вплоть до своей смерти в 1312 году.
Узбек и Баялун
Ситуация изменилась с приходом к власти в Орде хана Узбека. Татары совершали рейды против Византии в 1321, 1322, 1323, 1328 гг. Они убивали, грабили, уводили пленных, лишь изредка встречая организованное сопротивление [Хаутала, 2019, с. 87-88, 669-672 (№123), 686-687 (№127); Vásáry, 2005, p. 122-129].
Новый император Андроник III Палеолог (1328-1341) воспользовался знакомым способом установления добрых отношений с беспокойными соседями, отправив в ханскую ставку свою дочь [Vásáry, 2005, p. 131]. Христианское имя жены хана неизвестно: после вступления в брак ей пришлось принять ислам, так как Узбек отказался от практики веротерпимости, характеризовавшей его предшественников. Марокканский путешественник ибн-Баттута называет ее Баялун (от монг. bayan – «богатая»).
Иногда эту Баялун путают с другой ханшей, носившей то же самое имя [Почекаев, 2010, с. 155, 175-176; Смирнов, 2005, с. 64-65]. О ней известно, что она была женой отца Узбека Тогрула, а затем Тохты. Баялун-старшая сыграла решающую роль в воцарении Узбека, который, в соответствии с монгольской традицией, женился на ней. Ханша часто устраивала сцены мужу-пасынку, напоминая, что он обязан ей престолом, но вместо благодарности отстранил ее брата Бай-Демира от управления Хорезмом [Миргалеев, 2010, с. 40; Тизенгаузен, 1884, с. 323 (ибн Дукмак), 384-385 (ибн Хальдун), 516 (эль Айни)]. Русские летописи датируют ее смерть 1323 годом [Никоновская летопись, 1885, с. 189; Симеоновская летопись, 1913, с. 89].
Брак Узбека с византийской принцессой состоялся около 1332 года [Хаутала, 2019, с. 599] и она была совсем молодой женщиной, так как ее отцу – императору Андронику III в это время исполнилось 36 лет. При дворе ей дали имя Баялун, скорее всего, в память мачехи мужа.
Ее упоминает «Хроника 24 генеральных министров ордена миноритов» в рассказе о мученичестве в Орде францисканца Иштвана из Варада, который принял ислам, но затем решил вернуться в католичество, за что был подвергнут жестоким пыткам, а впоследствии казнен. Когда тот сидел в тюрьме, жена Узбека, «которая была дочерью императора греков, услышав о мучении упомянутого брата и испытав к нему сострадание, послала ему есть и пить. Он, укрепившись в господе, выстоял до самой смерти» [Хаутала, 2019, с. 589]. Марокканский путешественник Ибн-Баттута описал Баялун как сострадательную женщину с благородными чертами характера [Тизенгаузен, 1884, с. 294-295].
Он видел ее во время посещения ставки Узбека летом 1334 года. Каждую пятницу хан устраивал прием в золотом павильоне, восседая на троне, покрытом золотом и серебром. Справа от него сидела старшая жена Тайдула, рядом с ней вторая жена – хатун Кабак. Слева сидели Баялун-хатун и хатун Урдуджи. У подножия трона стояли ханские сыновья. При появлении любой из жен Узбек вставал и вел ее за руку к трону.
Баялун уговорила мужа разрешить ей поездку в Константинополь, чтобы она могла родить ребенка. Ее сопровождала огромная свита из 500 всадников и 200 молодых рабынь. Свите было придано 400 повозок, 2000 лошадей, 300 пар волов и 200 верблюдов. При Палеологине находилось по 10 греческих и индийских конюхов [Тизенгаузен, 1884, с. 303].
Ибн-Баттута с возмущением сообщает, что как только она достигла византийской территории, то отказалась от мусульманских сопровождающих, прекратила молиться в походной мечети и начала употреблять вино и свинину. Позже Палеологиня возвратилась в Сарай и вновь стала играть роль богобоязненной хатуни правоверного Узбек-хана. Но она оставалась настоящей гречанкой. В 1340 году Баялун отправила тайное письмо в Константинополь, где сообщала, что татары готовят поход на Фракию, соорудив осадные машины с целью штурма византийских крепостей [Дисипат, 2011, с. 267]. Благодаря своевременно полученному от ханши известию, в Сарай срочно выехало посольство во главе Мануилом Кидонисом, которому удалось смягчить гнев хана [Дунаев, 2018; Loenertz, 1959, p. 162-166].
Узбек, как известно, умер вскоре после этих событий и о судьбе его византийской жены и их ребенка мы больше ничего не знаем.
© Княжество Феодоро, 2024
Библиография:
- Атанасов Г. Добруджанското деспотство: към политическата, църковната, стопанската и културната история на Добруджа през XIV век / Г. Атанасов. – Велико Търново: Фабер, 2009. – 496 с.
- Густынская летопись: ПСРЛ. Т. XL. – Санкт-Петербург, 2003. – 202 с.
- Дисипат Д. Полемические сочинения — История и богословие паламитских споров: Византийская философия / Д. Дисипат. – Москва, Афон, 2011. – Вып. 9. – 312 с.
- Досаев А.С. Анналы Красинских [Электронный ресурс] / А.С. Досаев. – Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ann_Krasin/frametext.htm. – (Дата обращения: 22.07.2024).
- Дунаев А.Г. Кидонис [Электронный ресурс] / А.Г. Дунаев. – Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/1684325.html. – (Дата обращения: 25.07.2024).
- Коробейников Д.А. Византия и государство Ильханов в XIII — начале XIV в.: система внешней политики империи / Д.А. Коробейников // Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. – Санкт-Петербург, 1999. – С. 428-473.
- Миргалеев И.М. Утемиш-хаджи. Кара таварих / И.М. Миргалеев, Э.Г. Сайфетдинова, З.Т. Хафизов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. – 312 с.
- Никоновская летопись: ПСРЛ. Т. X. – Санкт-Петербург, 1885. – 244 с.
- Пахимер Г. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Том. 1. Царствование Михаила Палеолога. Перевод под редакцией профессора Карпова / Г. Пахимер. – Санкт-Петербург, 1862. – 546 с.
- Почекаев Р.Ю. Ханы Золотой Орды / Р.Ю. Почекаев. – СПб: Евразия, 2010. – 384 с.
- Симеоновская летопись: ПСРЛ. Т. XVIII. – 1-е издание. – Санкт-Петербург, 1913. – 321 с.
- Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты до начала XVIII века / В.Д. Смирнов. – Москва, 2005. – 540 с.
- Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: в 2 т. Т. 1 / В.Г. Тизенгаузен. – Санкт-Петербург, 1884. – 588 с.
- Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: в 2 т. Т. 2 / В.Г. Тизенгаузен. – Москва, Ленинград, 1941. – 308 с.
- Узелац А. Золотая Орда и Балканы (XIII-XIV века) / А. Узелац // Золотая Орда в мировой истории. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. – С. 384-403.
- Хаутала Р.В. В землях «Северной Тартарии»: Сведения латинских источников о Золотой Орде в правление хана Узбека (1313-1341): Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage / Р.В. Хаутала. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2019. – Вып. 6. – 976 с.
- Loenertz R.-J. Notes d’histoire et de chronologie byzantines / R.-J. Loenertz // Revue des études byzantines. – 1959. – Vol. 17. – P. 158-167.
- Pachymérès G. Relations historiques: Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Vol. 3 / G. Pachymérès; tran. A. Failler. – Paris: Institut français d’études byzantines, 1999. – 305 p.
- Tholomeus von Lucca. Historia ecclesiastica nova: nebst Fortsetzungen bis 1329: Monumenta Germaniae Historica. Scriptores / Tholomeus von Lucca, O. Clavuot, L. Schmugge. – Hannover: Hahnsche Buchhandlung, 2009. – 784 p.
- Vásáry I. Cumans and Tatars: Oriental Military in the Pre-Ottoman Balkans, 1185–1365. Cumans and Tatars / I. Vásáry. – Cambridge University Press, 2005. – 248 p.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.
Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.