Поделиться ссылкой:
Татары называют Ялту Палекур. Хроники и местные предания утверждают, что она представляла собой крепость с несколькими церквями. Ею владели сначала греки, а затем генуэзцы. В XV веке землетрясение сокрушило крепость. Это событие было результатом Божьей кары, которую город навлек на себя.
В XIV веке Ялта, населенная генуэзцами, была одним из важнейших торговых портов этого народа. Продажа итальянских товаров местным жителям, значительный вывоз зерна в заморские страны принесли достаток и процветание тогдашним владельцам. Богатые купцы знали, что их преуспеяние достигается с Божьей помощью и потому отдавали часть своих богатств на постройку церквей и помощь бедным. Фортуна генуэзцев вызвала ревность их торговых партнеров-греков.
Использовались разные заклинания и заговоры, чтобы поднять бури против генуэзских судов и снизить цены на товары, но все было напрасно, изобилие в городе только росло. По-видимому, причина крылась в чем-то сверхъестественном. Вскоре греки узнали, что их соперники были обязаны своим счастьем чудесной иконе, привезенной с востока и размещенной в алтаре церкви Благовещенья Богородицы. Город находился под попечением Матери Спасителя и поэтому следовало лишить генуэзцев их святыни. Старая пословица гласит, что хитрость грека начинается там, где заканчивается разум. И на этот раз греки подтвердили бытующее о них мнение.
Однажды ночью они тайно проникли в церковь, украли чудотворный образ и отнесли его в крепость, которой ранее овладели с помощью золота. На следующий день страх охватил весь город. Генуэзцы решили умереть, но вернуть свою святыню. Началась жестокая война.
Долго греки защищали окруженную стенами твердыню, но храбрость их соперников превозмогла, они сломали ворота и с радостными криками ворвались в крепость. Хотя судьба улыбнулась генуэзцам, образ так и не попал в их руки. Над самым берегом моря находилась еще одна грозная, непреступная башня: в ней укрылось около десятка греческих старшин с чудотворной иконой.
Находясь в осаде, они ожидали подкрепления, которое могло полностью разрушить все успехи генуэзцев. Последние не знали, что делать. Сатана, вмешивающийся даже в святые дела, внушил им мысль, которая вскоре была приведена в исполнение. Захватив большую часть крепости, победители взяли в плен триста молодых греческих воинов. Генуэзцы решили бомбардировать башню невиданным доселе способом. Недалеко от нее они возвели высокий эшафот и стали выводить на него одного за другим своим пленников прямо на глазах осажденных.
Их сопровождали двое палачей с обнаженными мечами и когда один из них уставал, то на его место заступал другой. Головы несчастных падали, а затем их метали в направлении башни. С ее стены смотрели лица осажденных, холодные и застывшие, словно призывающие своей каменной скорбью принять достойно мученическую смерть.
Через два дня, в течение которых продолжалась бойня, в живых осталось только дюжина заключенных. Куча тел убитых высилась, как башня. Неожиданно ворота башни отворились и из них вылетел старец с выражением боли на лице. С нечеловеческой силой он вырвался из рук генуэзцев и упал в объятья молодого человека, стоящего на эшафоте. Несчастный предал своих, подталкиваемый силой отцовской привязанности.
Вопль, проклинающий предателя, донесся из башни и началась страшная битва. Вот уже осталось лишь несколько раненых греков, сражающихся рядом с залитым кровью древним образом. И тогда Небо, возмущенное такой жестокостью людей, решило положить конец резне. Взревела буря. Посреди дождя и тьмы ударили громы. Башня заколебалась в своем основании, стены рухнули, и земля поглотила как победителей, так и трупы побежденных, а с ними и чудесная икона, которой люди оказались недостойны.
С этого времени, когда рука Божьего гнева покарала его, город опустел и жители расселились по окрестным деревням и селам. В течение примерно столетия Ялта стояла безлюдной, только в конце XVI века греки и армяне начали постепенно отстраивать ее. Однако время Божьего проклятия еще не прошло.
В 1774 году турки высадились в Алуште, пройдясь огнем и мечом по южному берегу Крыма. Когда они достигли Ялты, местные жители нашли убежище в церкви. Не желая тратить время на ее осаду, турки заложили пороховые мины и церковь вместе с монахами и защищавшими ее христианами, взлетела на воздух.
+++++
Легенда приведена в книге Эдмунда Хоецкого «Воспоминания о путешествии по Крыму» (Варшава, 1845)[i]. Указание на существование местного предания, согласно которому средневековая Ялта сильно пострадала от землетрясения, содержится в путевых заметках П.И. Сумарокова, опубликованных в 1805 году:
«Ялта в 20 минутах езды от Аутки, стоит при самом море, и одна к одному пологость, без всякого возвышения, составляет всю красоту. Она, именуясь в древности Ялитою, была у греков, потом у генуэзцев городом с каменной крепостью и несколькими церквами. По покорении Крыма татарами Ялта, поступая с большею частью приморских селений во владение турок, всегда оставалась значащим и укрепленным местечком, и имела несколько лавок, кофейных домов, цирюлен и проч. Случившееся в Ялте в исходе XV века землетрясение обрушило крепость, гору и устрашенные жители разошлись из оной в другие селения»[ii].
Спустя несколько лет, другой путешественник В.Б. Броневский почти дословно воспроизвел информацию из книги Сумарокова в своем «Обозрении Южного берега Тавриды», назвав Ялту местечком, известным когда-то «торговлей и многолюдством», но сильно пострадавшим в древности от природной стихии[iii].
Средневековая крепость в Ялте располагалась на оконечности скального мыса св. Иоанна. Судя по плану, снятому российскими топографами во второй половине XVIII века, она имела полный периметр крепостных стен, напоминающий многоугольную фигуру неправильной формы, размерами 50,5х30,5 м. При этом значительную часть площади укрепления занимала трехапсидная базилика, размерами 13 на 17 м., по имени святого покровителя которой и получил название мыс, замыкающий с востока Ялтинскую бухту[iv].
Кондараки вслед за Хоецки утверждает, что церковь св. Иоанна взорвали турки, закрыв дверь храма, где собралось множество народа, и подкопав под него мину, в результате чего за исключением жены священника, никто не выжил.[v] Однако по мнению Палласа, который возможно более хорошо информирован, так как писал по горячим следам в 1793-1794 гг., «греческая церковь была случайно уничтожена пороховым взрывом во время последней турецкой войны»[vi].
Дубуа де Монпере, побывавшему здесь между 1831 и 1834 гг., еще удалось застать на месте бывшего «монастыря св. Иоанна» бесформенные руины[vii]. Однако вскоре они были до основания разобраны при строительстве Ялтинского мола.
«В 30-х годах были видны еще остатки древних укреплений и следы старинной греческой церкви во имя св. Иоанна, на мысе на котором стоит и нынешняя ялтинская церковь, только пониже ее, к самому морю. Но инженеры, строившие в то время мол в Ялте, разрушили эти остатки древних строений и разорили древние стены, употребив их камни на постройку мола, так что теперь не видно никаких следов этих древних построек. В наказание за такое невежественное обращение с остатками древностей, построенный инженерами мол был разбит в первое после постройки волнение моря, и камни, служившие единственным воспоминанием о древних обитателях Ялты, унесены в море и навсегда покрылись морскими волнами», – читаем в заметке о Ялте из «Альбома лучших видов Крыма», опубликованного в 1869 году[viii].
Кондараки, готовивший свое «Универсальное описание Крыма» к столетию включения полуострова в состав России, уже не мог найти в Ялте никаких следов древних построек и только сослался на слова какой-то старухи, помнившей, что церковь, якобы вмещавшая до 500 человек, находилась на краю городского мыса, где позже были устроены кордон пограничной стражи и гостиница Hòtel de la còte[ix].
© Княжество Феодоро, 2019
ЛИТЕРАТУРА:
[i] Chojecky Edin. Wspomnienia z podrózy po Krymie. – Warszawa. – 1845. – р. 40–43.
[ii] Сумароков П.И. Досуги крымского судьи или Второе путешествие в Тавриду. – СПб. – 1805. – Ч.2. – с. 202–203.
[iii] Броневский В.Б. Обозрение Южного берега Тавриды в 1815 г. –Тула. – 1822. – с. 68–69.
[iv]Бочаров С.Г. Заметки по исторической географии Генуэзской Газарии XIV–XV. Южный берег Крыма // «О древностях Южного берега и гор Таврических». Сборник научных трудов. – Киев: Стилос. – 2004. – с.189.
[v] Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. – Том 1. – Николаев. – 1873. – с.219-220.
[vi] Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах. – Москва. – 1999. – с. 82.
[vii] Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Грузию, Армению и в Крым/пер. Т.М. Фадеевой. – Симферополь. – 2009. – 177.
[viii] Берндт Э. Альбом лучших видов Крыма. – Одесса. – 1869. – с.71.
[ix] Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. – Том 1. – Николаев. – 1873. – с.220.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.