Фадеева Татьяна Михайловна

Фадеева Татьяна Михайловна

Фадеева Татьяна Михайловна – российский ученый, кандидат исторических наук, ведущий сотрудник Отдела истории ИНИОН РАН, действительный член Русского географического общества (РГО), член Центрального Дома ученых. Писатель-историк.

Фадеева Татьяна Михайловна

Закончила аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО РАН), отделение «Всеобщая история» в 1975 г. Ее исследовательская работа по кругу проблем, связанных с Европейским Союзом, получала финансовую поддержку (грант) Российского гуманитарного научного фонда – РГНФ с 1996-по 2006 гг. Продолжает вести эту тему в журнале ИНИОН РАН «Общественные науки. Серия: История», членом редколлегии которого является.

С 1998 г. регулярно участвует в научных конференциях «Воронцовы и русское дворянство между Востоком и Западом» и «Крымская усадьба» Алупкинского дворцово-паркового заповедника с последующей публикацией докладов в сборниках музея.

С 2007 г.  постоянный участник научных Дашковских чтений, ежегодно проводимых Гуманитарным Институтом им. Е.Р.Дашковой, Москва, с последующей публикацией докладов в сборниках Института.

+++

Биография небогата внешними событиями. Однако заслуживают упоминания некоторые обстоятельства семейной истории, оказавшие весьма важное влияние на то, как сложилась ее творческая судьба. Дед, Фадеев Захар Фадеевич, младший офицер Лейб-гвардии Семеновского полка, выйдя в отставку, с 1892 по 1907 годы служил смотрителем Дома бояр Романовых – мемориального музея, основанного в 1859 году по инициативе Александра II. Сегодня историками установлено, что старейшая часть дома относится к XV веку и что он составлял часть приданого Варвары Ховриной, выданной замуж за одного из Романовых. Ее отец, Иван Дмитриевич Ховрин, боярин, принадлежал к семейству Ховриных, выходцев из Крыма, «сурожан», отличавшихся богатством, высоким положением в среде придворной знати, строительством каменных палат и храмов.  Его дочь Варвара стала матерью Федора Никитича, он же патриарх Филарет, и бабушкой Михаила Романова. Улица Варварка, на которой расположен Дом-музей, одно из старейших зданий Москвы, филиал Государственного исторического музея (ГИМ), выходит на Красную площадь против храма Василия Блаженного и Спасских ворот. Здесь когда-то располагался «Сурожский ряд», где торговали купцы из г. Сурожа (Сугдея, Судак), и где, таким образом, зримо осуществлялись старейшие связи Москвы и Крыма. Во дворе Дома-музея, во флигеле, украшенном двуглавым орлом, проживала семья деда, здесь появились на свет его дети, в том числе и мой отец. Эти исторические воспоминания, вероятно, предопределили мои последующие занятия историей Греко-крымской диаспоры в Москве, княжеством Феодоро, таврическо-трапезундскими истоками геральдики двуглавого орла.

В связи со 150-летним юбилеем Дома бояр Романовых (ныне – филиал ГИМ,а) его дирекция постаралась отыскать потомков первых смотрителей музея, включить их воспоминания в программу конференции, собрать и опубликовать материал о них в сборнике, посвященном истории Дома-музея. Тем самым факт семейной истории приобрел общественное звучание.

Огромное значение имела первая встреча с Крымом еще в школьном возрасте, когда вместе с родителями совершила морское путешествие из Мариуполя в Ялту; вид берегов Тавриды с моря произвел неизгладимое впечатление. С этого времени начинается регулярное чтение литературы, посвященной Крыму.

Не менее важное влияние оказала дружба с яркими представителями старой интеллигенции. Это уроженка Крыма Ариадна Александровна Арендт и ее муж Анатолий Иванович Григорьев, известные московские скульпторы, пострадавшие в свое время за участие в теософском кружке; это художник Б.А.Смирнов-Русецкий, участник группы художников-космистов «Амаравелла», близкой по духу кружкам розенкрейцеров, разгромленным в начале 30-х годов.

Отсюда берет начало знакомство с «запретной» литературой и собирание материала по традиционной символике как языку, запечатлевшему духовное достояние древних культур. Его результатом стали книги: «Образ и символ. Универсальный язык символики в истории культуры» – М., Новалис, 2004; а также перевод на русский язык фундаментальных трудов известного французского мыслителя Рене Генона: «Символика креста» и «Заметки об инициации» (перевод с франц., вступ. статья, составление: Рене Генон. «Символика креста», М., Прогресс – Традиция, 2003; 2-е изд. -2008).

Автор книг: По горному Крыму. – М., Искусство, 1988; Тайны горного Крыма – Симферополь, 1998, 2001, 2002, 2004; Крым в сакральном пространстве. Симферополь, 2000 (Лучшая книга года в номинации Краеведение – Выбор «Экслибрис», книжное приложение к Независимой газете, Москва), 2002, 2003; Старый добрый Коктебель (в соавт. С А.К. Шапошниковым). Симферополь, 2004; Бахчисарай и его окрестности (в соавт. с М.В. Соколовой). – Симферополь, 2000, 2003; Феодоро и его князья (в соавт. С А.К. Шапошниковым) – Симферополь, 2005; переработанное и дополн. издание – 2011; Тайны горного Крыма. – Симферополь, 2007 – переработанное и дополн. издание; Дюбуа де Монпере. Путешествие по Крыму. – Пер. с франц., введение, примечания – Фадеева Т.М.; Две Софии и Пушкин. Истоки вдохновения Бахчисарайского фонтана. – Симферополь, 2008). Сакральная география Крыма. – Симферополь, 2010,2011.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии