Мангуп. Большая базилика, современное состояние

Мангуп: Большая базилика

За башней, из которой происходит плита с именем хана Тохтамыша, экскурсионная тропа сворачивает налево. Пройдя остатки караимских кварталов, заросшие деревьями, выходим на большую расчищенную поляну – здесь можно осмотреть руины так называемой Большой мангупской базилики.

Мангуп. Большая базилика, современное состояние
Мангуп. Большая базилика, современное состояние. © Княжество Феодоро, Алексей Гордиенко, 2013

Хотя археологи изучают базилику вот уже почти 130 лет, в ее истории пока больше вопросов, чем ответов. Считается, что она была возведена в VI веке и перестроена феодоритами в XIV-XV вв., некоторые исследователи выделяют еще один строительный период, датируя его IX-X вв. [Кирилко, 1997, с. 92-97; Лепер, 1913b, с. 146; Тиханова, 1953, с. 387; Хрушкова, 2017, с. 129-132].

Базилика находится почти в центральной части мангупского плато и представляет собой памятник византийской провинциальной архитектуры. По своим размерам (32.5 на 28.0 метров вместе с боковыми галереями) [Бармина, 2006, с. 378] постройка не имела равных в горном Крыму. Судя по всему, она являлась кафедральным храмом Готской епархии и частью епископского комплекса, включавшего в себя отдельный баптистерий, предназначенный для крещения взрослых (позже, с христианизацией населения горного Крыма он превратился в мемориальную часовню), резиденцию епископа, термы [Хрушкова, 2017, с. 108-109, 124,126-127].

План Большой базилики Мангупа и крещальни VI-X вв.
План Большой базилики Мангупа и крещальни VI-X вв. (по В.П. Кирилко)

План храма типичен для ранневизантийского времени – это прямоугольное здание с подчеркнутой продольной осью. У базилики было три нефа, разделенных шестью парами опор, на которых когда-то стояли мраморные колонны, увенчанные коринфскими капителями [Хрушкова, 2017, с. 114-115]. Их фрагменты со следами пожара [Тиханова, 1953, с. 346], обнаружены в ходе раскопок.

Мангупская базилика
Мангупская базилика. Коринфская капитель.

В западной части находился притвор, через который вел центральный вход. В основании стен алтарного полукружия располагался трехступенчатый синтрон, вскрытый раскопками начала прошлого века [Лепер, 1913a, с. 149; Хрушкова, 2017, с. 120-124].

Мангуп. Большая базилика
Мангуп. Базилика Брауна. Средняя апсида изнутри. Синтрон. Фото 1912 года.

От базилики в настоящее время остался лишь фундамент и нижние ряды кладки стен, но по аналогии с другими ранневизантийскими храмовыми постройками мы можем предполагать, что здание имело легкое деревянное перекрытие и большое количество окон. Кровля, по всей видимости, была черепичной. С севера и юга к основному зданию примыкали крытые галереи, возможно пристроенные несколько позднее.

Мангуп. Большая базилика
Мангуп. Большая базилика, северная галерея, вид с запада на восток. Фото 1938 года.

Пол храма украшала мозаика с орнаментом из пересекающихся кругов, хорошо известным по херсонесским памятникам. Мастера использовали кубики четырех основных цветов: белого или светлого (из мрамора), темно-красного или розового (из кирпича или местного известняка), желтого (из местного известняка) и черного (из балаклавского песчаника). Круги были обведены красными кубиками и подчеркнуты черными. Внутренние сегменты заполнены белыми кубиками, образовавшиеся в результате их пересечения ромбы – желтым [Бармина, 2017, с. 95-97].

Херсонес. Напольная мозаика.
Херсонес. Напольная мозаика. Похожие мозаики были в Большой мангупской базилике © Бабенко Наталія. Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license.

В 90-х годах XIV века прогуливаясь по обезлюдевшему городу Феодоро, иеромонах Матфей писал, что видел его «кафедральный собор», а также упоминал «удивительные храмы с мозаичными полами». Учитывая, что следы мозаик пока обнаружены только в Большой базилике, возможно, что любознательному путешественнику действительно удалось заглянуть внутрь [Герцен, 2001, с. 267].

В феодоритский период остатки мозаик заложили плитами известняка и плинфой [Мыц, 2009, с. 142-143], зато стены храма расписали фресками [Бармина, 2017, с. 98-100]. Разрушенные в результате каких-то катаклизмов предшествующих столетий галереи более не восстанавливалась, также как и расположенная к северу от храма крещальня. Эти участки стали использоваться для захоронения умерших [Тиханова, 1953, с. 389].

Мангуп. Большая базилика
Мангуп. Большая базилика. Надгробная плита с резным орнаментом в юго-восточном углу нартекса. Фото 1912 года.

Круглые мраморные колонны, давно разбитые и растащенные на отдельные фрагменты, заменили восьмигранными из местного известняка. Их высота составляла 2.65 м, при толщине 45 см., и они стояли на пьедесталах из тесанного камня почти кубической формы. Шесть колонн южного ряда опор удалось обнаружить в ходе раскопок, проходивших в 1912 году [Лепер, 1913a, с. 148]. Хотя капителей, архитравов и других деталей не найдено, логично предположить, что над колоннами были стрельчатые арки. Примеры такого архитектурного убранства можно увидеть в галереях мечети Ханского дворца в Бахчисарае, в монастыре Сурб-Хач, в Солхате (Старый Крым) [Фадеева, Шапошников, 2005, с. 91].

Самые большие изменения коснулись входа в храм. Великие двери, ведшие в притвор базилики с запада, были заделаны. Вместо них с южной стороны устроили портал, орнаментированный богатой резьбой. Вероятно, на столь необычное решение строителей подтолкнуло возведение Внутренней линии обороны, куртина которой прошла непосредственно через паперть храма, в результате чего пространство перед западным входом оказалось предельно стесненным, не соответствующим его масштабам и проходящим здесь публичным церемониям [Герцен, 2001, с. 268].

Мангуп. Большая базилика
Мангуп. Большая базилика. Нартекс с юга. Хорошо виден резной наличник дверей. Фото 1912 года.

Наличник южного входа был украшен двойным переплетающимся жгутом (так называемая «сельджукская цепь) и сложным растительным орнаментом. Сходные мотивы встречаются на могильных плитах близ базилики, на портале главного здания мангупской цитадели и на ктиторской надписи с именем князя Алексея, происходящей из расположенного неподалеку княжеского дворца, что и позволяет с осторожностью относить восстановление базилики ко времени этого правителя [Герцен, 2001, с. 267]. Усвоение элементов декора малоазиатского происхождения могло произойти в столице княжества Феодоро, благодаря армянским мастерам, считавшимися в те времена лучшими резчиками по камню [Бертье-Делагард, 1918, с. 27].

Мангуп. Раскопки Большой базилики
Мангуп. Раскопки Большой базилики. Фото 1912 года.

В южном нефе была устроена алтарная апсида, еще столетие назад она сохранялась на высоту человеческого роста. Ее преграда состояла из гладких каменных плит с двумя восьмигранными колонками, которые наверху при помощи углов, оформленных в виде сталактитов (как турецкие колонны) переходили в четырехгранные капители [Лепер, 1913a, с. 149].

Надгробие
Средневековое надгробие

Свою полностью отличную от реконструкций других авторов версию истории базилики предложила Н.И. Бармина, долгие годы занимавшаяся ее раскопками. По мнению исследовательницы, большой трехнефный храм возник лишь в IX-XIII вв. на месте более ранней и скромной церковной постройки (храм «А»). В конце XIV века он был полностью разрушен. Князю Алексею хватило средств лишь на восстановление южного нефа, превратившегося в подобие дворцовой часовни, расписанной фресками [Бармина, 2017, с. 95-100].

Мангуп. Большая базилика
Мангуп. Большая базилика. Середина и вид с северо-востока. Фото 1912 года.

Базилика прекратила существование после захвата столицы Феодоро турками-османами, превратившись в подобие большой каменоломни. Каменные блоки и архитектурные детали использовались при ремонте караимской кенассы и внутренней линии обороны Мангупа.

Мангуп. Камень с крестом в круге у западной двери Большой базилики
Мангуп. Камень с крестом в круге у западной двери Большой базилики. © Княжество Феодоро, Алексей Гордиенко, 2013

В 120 метрах к юго-востоку от кафедрального собора, недалеко от вершины плато, находится дворец князей Феодоро – уникальная постройка для горного Крыма.

© Андрей Васильев, 2020

© Княжество Феодоро, 2020

История Мангупа. Часть 1

Литература:

  1. Бармина Н.И. Археология базилик. Учебное пособие для вузов / Н.И. Бармина. – Екатеринбург, 2015. – 102 с.
  2. Бармина Н.И. Мозаики и фрески Мангупской базилики / Н.И. Бармина // МАИЭТ. – 2017. – Т. 22. – С. 89-106.
  3. Бармина Н.И. О новой книге по истории Мангупа / Н.И. Бармина // АДСВ. – 2006. – № 37. – С. 377-383.
  4. Бертье-Делагард А.Л. Каламита и Феодоро / А.Л. Бертье-Делагард // ИТУАК. – 1918. – № 55. – С. 1-44.
  5. Герцен А.Г. Рассказ о городе Феодоро. Топографические и археологические реалии в поэме иеромонаха Матфея / А.Г. Герцен // АДСВ. – 2001. – № 32. – С. 257-282.
  6. Кирилко В.П. Византийская архитектура Мангупа / В.П. Кирилко // Археология Крыма. – 1997. – Т. 1. – С. 89-98.
  7. Лепер Р.Х. Археологические исследования в Мангупе в 1912 году (второе предварительное сообщение) / Р.Х. Лепер // ИАК. – 1913a. – Т. 47. – С. 146-154.
  8. Лепер Р.Х. Археологические исследования в Мангупе в 1912 году (предварительное сообщение) / Р.Х. Лепер // ИАК. – 1913b. – Т. 47. – С. 73-79.
  9. Мыц В.Л. Каффа и Феодоро в ХV веке: контакты и конфликты. Каффа и Феодоро в ХV веке / В.Л. Мыц. – Симферополь: Универсум, 2009. – 528 с.
  10. Тиханова М.А. Базилика / М.А. Тиханова // МИА. – 1953. – Т. 34. – С. 334–389.
  11. Фадеева Т.М. Княжество Феодоро и его князья / Т.М. Фадеева, А.К. Шапошников. – Симферополь, 2005. – 295 с.
  12. Хрушкова Л.Г. К дискуссии о времени строительства Мангупской базилики / Л.Г. Хрушкова // МАИЭТ. – 2017. – Т. 22. – С. 107–138.
  13. Якобсон А.Л. Из истории раннесредневековой архитектуры в Крыму. II. Мангупская базилика / А.Л. Якобсон // СА. – 1940. – Т. 6. – С. 205-226.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии