Мангуп

История Мангупа. Часть 1

В истории пещерного города Мангуп-Кале можно выделить семь этапов. Первый – позднеантичный (III – IV вв). Второй – готский (с конца IV в. – до 80-х годов VIII в). Третий – хазарский (784/785 – около 841). Четвертый – византийский (с 841 по начало XI века). Затем следуют триста лет упадка. Пятый период – феодоритский (конец XIII в. – 1475). Шестой – турецко-татарский (1475-1783). Седьмой – караимский (1783-1792). Первый пост посвящен истории Мангупа от момента предполагаемого основания поселения на плато во второй половине III века до запустения крепости в начале XI столетия.

Озеро под Мангупом
Озеро под Мангупом. Фото: Дмитрий Метелкин, 2003.

Дорос – столица Готии

Первые находки на Мангупе относятся к эпохе бронзы, однако постоянное население появилось здесь, судя по всему во второй половине III века. При раскопках обнаружено большое количество фрагментов античных амфор, боспорского и малоазиатского производства, а также с островов Эгейского моря, монеты этого периода и даже одно позднеримское надгробие, вторично использованное при строительстве Большой мангупской базилики. Не исключено, что первым поселенцам принадлежал могильник в Гамам-дере, к которому тяготеет наиболее ранний археологический материал, однако он до настоящего времени не исследован.

До сих пор не совсем ясно, кем были эти люди и что они делали на Мангупе. Некоторые исследователи считают, что их появление здесь было связано с готским нашествием.

В середине III века Крым стал одним из первых регионов Европы, который оказался вовлечен в водоворот событий, позже получивших название Великого переселения народов. С далекого севера – с острова Скандзы, под которым, вероятно, следует подразумевать Скандинавию, – в бассейн Вислы и далее на юг в Поднепровье начали переселяться германские племена готов.

Около 230 года они вышли на берега Черного моря и спустя немного времени проникли в Крым, разгромив Неаполь и другие позднескифские города и поселения. Возможно, что их уцелевшие обитатели, бежавшие в горные районы полуострова, и начали обживать Мангуп.

Дюбуа де Монпере. Мангуп-Кале.
Дюбуа де Монпере. Мангуп-Кале.

Но вскоре уже сами готы и союзные им аланы вынуждены были искать укрытие в крымских горах, спасаясь от новых завоевателей – низкорослых и воинственных гуннских всадников, наводнивших причерноморские степи. Ко второй половине IV века, т.е. ко времени гуннских завоеваний относятся захоронения на могильнике Алмалык-Дере, расположенном на нижней части восточного склона Мангупа. Погребенных в некрополе идентифицируют частью с восточными германцами (готами), частью с кочевыми аланами.

Общая опасность со стороны степей подталкивала «варваров» к союзу с Новым Римом – Константинополем. Способствовало его заключению и проникновение в их среду христианства, которое к 380 году стало официальной религией Римской империи.

Еще император Константин Великий (306-337), остро нуждаясь в людских ресурсах для пополнения армии, заключил договор (foedus) с дунайскими вестготами, получившими статус федератов – союзников Рима. В обмен на ежегодные денежные субсидии, они обязывались защищать имперские границы и в случае необходимости выставлять войско в 40 000 человек. Позже эту политику продолжил один из его преемников Феодосий I (379-395), активно привлекавший в свою армию варваров, в том числе остготов. Возможно, что военный союз между Империей и крымскими готами относится уже к этим временам. По крайней мере, из сочинения византийского историка Прокопия известно, что в середине VI века готы, жившие с «древних времен» на полуострове, «были в союзе с римлянами» и выставляли им во время военных походов три тысячи бойцов.

К рубежу V-VI вв. относится первое упоминание городка Дору. Происхождение этого названия пытались вывести от древнеиндийского dara – пещера, осетинского dor – скала, готского daurons – двери. По другим источникам он известен как Дорос или Дарас, «лежащий в готской земле». В настоящий момент почти все исследователи сходятся во мнении, что речь идет о Мангупе, тогда как «готская земля» или «страна Дори» это область от современных Алушты и Лучистого до Инкермана и Балаклавы, включающая горные долины рек Черная, Бельбек, Кача, Альма в юго-западном Крыму. Об это области известно, что император Юстиниан I Великий (527-565) укрепил ее «длинными стенами», чтобы защитить союзных империи готов от их врагов.

Император Юстиниан со свитой и священнослужителями.
Мозаика из базилики Сан-Витале в Равенне. VI в. Император Юстиниан со свитой и священнослужителями.

Предполагают, что остатки одной из таких стен археологам удалось обнаружить к северу от Мангупа в балке Каралез. Стена длиной 150 метров и толщиной 2,4 метра была сложена из двух рядов подогнанных друг к другу известняковых блоков, увенчанных зубцами, и преграждала вход в Каралезскую долину. В ее средней части были сделаны ворота, а в скале, на которую она опиралась, вырублены небольшие караульные помещения.

При этом считается, что сам Дорос не имел оборонительных сооружений вплоть до второй половины VI века – конца правления Юстиниана I или времени царствования одного из его преемников – когда византийские инженеры построили на Мангупе грандиозную крепость-убежище с общей площадью защищенной территории 90 гектаров. Благодаря такой помощи из метрополии союзникам Византии удалось благополучно пережить нашествие на полуостров кочевников тюрков в конце VI века.

Спустя столетие в степях полуострова появились хазары, которые стали постепенно просачиваться в предгорные области. Первоначально отношения между ними и византийцами были вполне добрососедскими, особенно после того как в 732 году наследник престола Константин (будущий император Константин V) женился на хазарской принцессе Чичак. Родившийся в этом браке Лев IV, наполовину хазарин, стал императором в 775 году.

Вероятно, к этому времени относится проект создания обширной митрополии с центром в Доросе, в юрисдикцию которой должны были войти обширные территории в Крыму, на Кавказе, Поволжье и Прикаспии, т.е. на всей территории Хазарской державы с целью проповеди среди ее населения христианства. При этом размещение резиденции митрополита в «Готской земле» делало его формально независимым от Константинополя, и его миссионеры могли не опасаться, что их будут считать византийскими политическими агентами.

Однако проект христианизации Хазарского каганата так и не реализовался, поскольку в последней четверти VIII века отношения между двумя державами испортились. В 785/786 гг. хазары нарушили хрупкое равновесие, существовавшее в Таврике. Посланный каганом военный отряд занял Дорос. Согласно «Житию Иоанна Готского», местная знать («владетель Готии и его архонты») поддержанная частью населения, не желала, чтобы «их страна была подвластна… хазарам». Во главе антихазарского выступления встал пламенный проповедник и почитатель икон, епископ Готии Иоанн.

Святой Иоанн Готский
Святой Иоанн Готский. Современная икона.

Иоанн в своих проповедях призывал население Готии к вооруженному сопротивлению захватчикам, обещая помощь Бога и византийской императрицы Ирины. Восставшие, поверив его словам, изгнали хазар из Дороса и овладели укреплениями в горных долинах – клисурами. Но как вскоре выяснилось, они переоценили свои силы. В Константинополе не были готовы к открытой конфронтации с хазарами. Каган послал в Готию новое войско. Организаторы и активные участники восстания были схвачены и казнены, а Иоанн, выданный собственной паствой, заключен в тюрьму. В истории юго-западного Крыма наступил хазарский период.

Под властью хазар

Долгое время для реконструкции истории Мангупа в VIII-X вв. привлекали письменные и эпиграфические источники, собранные караимским исследователем А.С. Фирковичем. Однако сегодня у большинства ученых сложилось мнение, что они являются подложными, поэтому им будет посвящен отдельный пост.

Власть хазар над Доросом была недолговременной и укладывается в хронологические рамки с 80-х годов VIII века до 30-40-х гг. IX в. Хотя в столице Готии в это время и находился посланный каганом гарнизон, она сохранила свой автономный статус. В византийских источниках около 795 года упомянут готский «игемон» из Таврики, бывший, по всей видимости, христианином, а не хазарином: язычником или иудеем.

Мангуп. Художник Александр Ятченко
Мангуп. Художник Александр Ятченко.

Хазары вели ремонт оборонительных сооружений на плато: об этом позволяет судить особая, несвойственная византийцам строительная техника, когда стены возводились прямо на грунте, без фундамента, а также маркировка каменных блоков родовыми знаками-тамгами.

Около 841 года они, судя по всему, по каким-то договоренностям с византийцами, вызванными восстановлением союзнических отношений между Империей и Каганатом в связи с новой общей опасностью – миграцией венгров, покинули юго-западный Крым. Дорос вернулся под контроль Византии.

В составе византийской фемы

На этот раз византийские власти решили покончить с полуавтономным статусом Готии, инкорпорировав ее в состав военно-административного округа – фемы, состоявшей из пяти провинций-климатов. Их границы, по всей видимости, соответствовали границам церковных диоцезов, которых в Крыму также было пять: Херсонская, Сугдейская, Боспорская, Готская (с кафедральным центром в Доросе) и Фульская епархии.

Командовал фемой стратиг, гражданский и военный начальник, назначавшийся из Константинополя. Службу в фемном войске несли свободные общинники-земледельцы (стратиоты). В случае военной угрозы их призывали в ополчение. Взамен стратиоты получали налоговые привилегии и льготы при исполнении государственных повинностей.

Если раньше Готией правил местный князек, то теперь в Доросе разместился штаб армейского подразделения – турмы, во главе с византийским офицером – турмархом. Он подчинялся непосредственно командиру фемы – стратигу, набирая воинов на своей территории и командуя отрядом из местных ополченцев. Его списочная численность составляла 300 человек. Турмарх назначался на должность личным распоряжением императора и должен был обладать соответствующим образованием и воинским опытом.

В 994/995 г. в Доросе прошел ремонт оборонительных сооружений. Об этом свидетельствует строительная надпись на восточном участке передовой стены, преграждающей ущелье Табана-дере: «Построена эта стена во дни топотирита Цулы-бега, сына Полета, в 6503 году (994/995)». Топотирит – воинское звание, более скромное чем турмарх. Его носили коменданты крепостей, управлявшие небольшими пограничными округами. Таким образом, статус правителя Готии в византийской иерархии понизился, но теперь на эту должность могли претендовать местные уроженцы.

Мангуп. Строительная надпись с именем Цула-бега
Мангуп. Строительная надпись с именем Цула-бега. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Влиятельная семья Цула хорошо известна по печатям, которые датируются второй половиной X – началом XI века. Ее представители занимали разные должности в системе имперской администрации на полуострове. Есть все основания предполагать, что она была «варварского» крымского происхождения.

Вскоре после реконструкции оборонительных сооружений произошло какое-то событие, заставившего людей покинуть Дорос. До сих пор неясно, что это было: военная или природная катастрофа, но на несколько столетий город пришел в упадок.

На мой взгляд решить загадку запустения Дороса помогает сопоставление уже упомянутой надписи Цула-бега и краткого известия византийского хрониста Скилицы. Последний пишет, что зимой 1016 года император Василий II был вынужден отправить войско «в Хазарию» и в первом же сражении архонт этой страны Георгий Цула был захвачен в плен.

Имя Георгия Цулы встречается на византийских печатях этого времени, где он фигурирует как «стратиг Херсона» и «протоспафарий Боспора». Судя по всему, в его лице семья Цула достигла пика своего могущества и попыталась отложиться от Византии, чтобы править ее крымскими владениями как собственным княжеством. Но сепаратистский мятеж удалось быстро подавить.

Мангуп, вид из Ай-Тодорской долины.
Мангуп, вид из Ай-Тодорской долины. © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2011.

Если предположить, что Мангуп был цитаделью мятежного клана, то становится понятной причина запустения, постигшего город в первой половине XI века: сами византийцы могли лишить его статуса административного и епископального центра Готии, что привело к оттоку населения в более близкий к Херсонесу и лояльный императорской власти Эски-Кермен. По крайней мере с того момента, когда в Крыму сходит с исторической сцены род Цула, город Дорос навсегда исчезает из источников. Он приходит в забвение на три столетия, чтобы возродиться уже после падения Византии под новым именем как «богохранимая крепость Феодоро».

Продолжение: История Мангупа. Часть 2.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии