Эски-кермен: Безымянный город

Городище Эски-кермен расположено в 5 километрах к западу от пещерного города Мангуп-кале на вершине отдельной горы, вытянутой с севера на юг. Общая длина плато 1040 метров, при ширине около 200 метров. Самая высокая точка находится на отметке около 300 метров над уровнем моря.

Эски-кермен.
Эски-кермен. Фото: Андрей Васильев (2011).

Название Эски-кермен, что в переводе с крымскотатарского означает «Старая крепость», относительно недавнего происхождения. Посетивший в 1578 году руины заброшенного города польский посол Мартин Броневский вынужден был признать, что в его время никто: ни турки, ни татары, ни греки, не помнил его имени.

«На каменной горе, на которой расположен город, с удивительным искусством высечены в скале дома, которые в большинстве своём сохранились в целости несмотря на то, что место это ныне заросло лесом, – сообщил он европейским читателям в своем «Описании Татарии». –  Храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, ныне простёртый на земле и разрушенный, свидетельствует, что это место было некогда значительным и знаменитым».

Глеч Н.П. Пещерный город Эски-кермен
Глеч Н.П. Пещерный город Эски-кермен (1984).

В прошлом веке российский археолог Н.И. Репников высказал гипотезу, согласно которой на плато находился город Дорос, политический и церковный центр Крымской Готии [Репников, 1932b, с. 133-134].  Соответственно все письменные свидетельства VI-VIII веков, в которых упоминается Дорос, он предложил относить к Эски-кермену.

Кроме того ученый отождествил с Эски-керменом город Климата – столицу одноименной области, из так называемой «Записки готского топарха» [Репников, 1932a, с. 202-210].  В этом анонимном историческом документе, датированном комментаторами X веком, речь идет о военном противостоянии византийцев и каких-то неназванных «варваров».  Византийский военачальник, от лица которого и составлена «Записка», сообщает, что, пытаясь отразить нашествие врагов, обосновался вместе со своим отрядом в городе, стены которого ранее были разрушены варварами до основания. Решив восстановить город, византийцы начали со строительства поблизости от него окруженной рвом «крепостцы», в которой они могли бы найти убежище в случае внезапной атаки. Неожиданно они подверглись нападению неприятелей. Автор «Записки» со своими людьми укрылся в крепости, приняв бой, в котором нанес противнику большие потери. На следующий день, когда он  вывел в поле свои войска: 100 всадников и 300 пехотинцев, выяснилось, что варвары под покровом ночи отступили [Литаврин, 1957, с. 129-130].

Сравнив данные «Записки» с топографией окрестностей Эски-кермена, Репников пришел к сенсационному выводу: описанные в ней события происходили именно здесь! Город, чьи древние стены разрушили варвары, это и есть Эски-кермен, а «крепостца» поблизости от него – ничто иное как башня Кыз-куле, в северной части соседнего плато Топшан [Репников, 1932b, с. 140; Харитонов, 2004, с. 115-116].

Ятченко А. Мирный Эски-кермен.
Ятченко А. Мирный Эски-кермен.

Увы, последующие исследования не смогли подтвердить гипотезы ученого. Никаких надписей с упоминанием Дороса, на обнаружение которых в ходе раскопок на городище он надеялся [Репников, 1932b, с. 150], так и не было найдено. Сегодня большинство исследователей склонны локализовать Дорос в византийской крепости на плато Мангуп [Айбабин, 1999, с. 111-119; Герцен, 1990, с. 135-138; Тиханова, 1953, с. 320-325]. Что касается «Записки готского топарха», то она почти единодушно признается подделкой, сфабрикованной ее первыми публикатором Б. Газе, с целью получить деньги от российского канцлера Н.П. Румянцева за «открытия» в области русской истории [Медведев, 2003, с. 160-172, 2007, с. 5-23; Ševčenko, 1971, p. 117-188].

В свою очередь один из ведущих современных специалистов по истории средневекового Крыма А.Г. Герцен предложил отождествить Эски-кермен с населенным пунктом «Кут», известным по так называемой «Пространной версии послания царя Иосифа». В нем приводится список крымских городов, которые около 960 года, якобы платили дань Хазарскому каганату. Среди них К-р-ц (Керчь), Алус (Алушта), Л-м-б-т (Ламбат), Б-р-т-н-т (Партенит), Алубиха (Алупка) и Манкуп. Между последними двумя помещено загадочное название Kut (Кут) [Коковцов, 1932, с. 102, 108, прим.26].  Учитывая соседство с Мангупом, действительно заманчиво увидеть в нем Эски-кермен, тем более, что автор французского путеводителя по Крыму, изданного в 1834 году, Шарль Монтандон где-то в этих местах упоминал древнюю крепость Кутелей (Koutteley) [Герцен, 1993, с. 61-62; Монтандон, 2011, с. 181].

Эски-кермен. «Башня».
Эски-кермен. «Башня». Фото: Андрей Васильев (2006).

Дополнительный вес этой остроумной гипотезе придают записки немецкого рыцаря Шильтбергера, посетившего полуостров в начале XV века. Он упоминает «язык готов» (kuthia sprauch), носители которого, как следует из другого места в его сочинении, жили неподалеку от города Каркери (Киркор – Чуфут-кале) [Байер, 2001, с. 230-237; Брун, 1867, с. 57, 59, 102-103].

Сопоставление свидетельств Шильтбергера, Монтандона и еврейско-хазарской переписки позволило Х.Ф. Байеру «перевести» название Кутелей (Koutteley) как «язык кутов», «готоязычные», как, якобы называли этот город сначала хазары, а затем и татары [Байер, 2003, с. 461-464].

Однако Авраам Фиркович, чья находка еврейско-хазарской переписки положила начало этим построениям, известен как мистификатор [Бушаков, 1991, с. 13-17; Гаркави, 1877, с. 98-121; Кизилов, 2015, с. 280-283; Коковцов, 1932, с. XVII-XIX].  Указанный перечень населенных пунктов, по моему мнению, позаимствован им с одной из карт нового времени, где на побережье к западу от Алупки часто обозначается населенный пункт Kyt, под которым следует понимать хорошо известное еще по генуэзским документам селение Хайто (ныне село Тыловое).

Кроме того, название Koutteley Монтандон относил отнюдь не к Эски-кермену, а к находящемуся на соседнем плато Топшан укреплению Кыз-куле. Переданное путешественником название Koutteley (Кутле) не имеет никакого отношения к готам, а судя по всему, является искаженным от тюркского kule – «башня» [Днепровский, 2013, с. 139-161].

Гельфрейх К.Е. Эски-кермен.
Гельфрейх К.Е. Эски-кермен. Рисунок с натуры для очерка Г. Караулова «Крымские пещерные города и крипты» (1870).

Историографическим курьезом можно считать предложенное еще одним современным авторитетом С.Б. Сорочаном отождествление Эски-кермена с населенным пунктом Boeon из атласа Абрахама Ортелия (1570) [Сорочан, 2005, с. 1579, прим. 1838]. Он упустил тот факт, что картограф привел для своей работы данные из «Географического руководства» Клавдия Птолемея, составленного во ΙΙ вв. по РХ, т.е. в то время, когда поселения на Эски-кермене не существовало, да еще и на основании птолемеевских координат [Латышев, 1890, с. 241] поместив его не в юго-западном, а в восточном Крыму. Л.П. Колли, на авторитет которого ссылается С.Б. Сорочан, локализовал Boeon на месте Старого Крыма (Эски-Крым), а не Эски-кермена как то показалось исследователю, невнимательно прочитавшему комментированный перевод с фрагментами из атласа Ортелия [Колли, 1910, с. 26].

Таким образом, история городища сегодня реконструируется лишь на основании археологических данных. Вкратце она выглядит следующим образом. Во второй половине VI века, в рамках программы по созданию «укрепрайона» в юго-западной Таврике и строительству убежищ для лояльных Империи федератов из числа готов и алан, византийские инженеры возвели на плоской вершине плато крепость [Айбабин, 1991, с. 45]. Она выполняла не только оборонительную функцию, но также являлась резервной базой и перевалочным пунктом для снабжения столицы имперских владений в Таврике зерном. Об этом свидетельствуют вырубленные в скальной породе поясообразные зерновые ямы, число которых достигало многих десятков и в каждой из которых могло храниться от 0,3 до 4,8 тонн зерна, свозившегося туда с окрестных долин местными хлеборобами [Сорочан, Сазанов, Могаричев, 2017, с. 286].

О создании сети подобных пунктов в Греции по приказу Юстиниана сообщает в своем трактате «О постройках» Прокопий Кесарийский, который пишет, что в безопасных горных местностях были построены небольшие крепостцы с хлебными складами и цистернами для воды, в которые войска могли бы отступить, в случае если бы возможный противник прорвался бы через главную оборонительную линию на Коринфском перешейке [Прокопий Кесарийский, 1939, с. 253].

Неприступные обрывы Эски-кермена.
Неприступные обрывы Эски-кермена. Фото: Андрей Васильев (2006).

В крепости, занимавшей важное стратегическое положение на дороге к Херсону, нес службу отряд алано-готских воинов [Айбабин, 1991, с. 45]. В ходе раскопок оборонительной стены в восточной части городища, проводившихся в 2005 году, археологи нашли фибулу с одноглавым орлом, имитирующую почетный консульский знак, владелец которой, с большой долей вероятности, был офицером императорской армии [Айбабин, 2007, с. 133-135]

Ятченко А. Эски-кермен. Ночной дозор.
Ятченко А. Эски-кермен. Ночной дозор.

В 80-х годах VIII века хазары разместили свой гарнизон в Доросе, жестоко подавив попытку сопротивления, во главе которой стояла местная проивизантийски настроенная знать и готский епископ Иоанн. Вероятно, Эски-кермен, как и другие крепости Крымской Готии оказался под их властью, хотя письменные источники хранят об этом молчание [Сорочан, Сазанов, Могаричев, 2017, с. 490]. При этом этнический состав населения крепости в период хазарского владычества остался прежним [Айбабин, 2010, с. 221-222].

Около 841, когда византийцы создали в Крыму военно-административный округ – фему, Эски-кермен вошел в ее состав. Кроме находок на городище византийских монет, которые хоть и не многочисленны, но охватывают весь период существования империи с IX века и вплоть до ее гибели в 1204 году, об этом говорят печати имперских чиновников, в том числе херсонского архонта Григория, чья бурная деятельность приходится на период, непосредственно предшествовавший созданию фемы [Алексеенко, 2020, с. 32].

Вид с Эски-кермена на балку Джан-дере.
Вид с Эски-кермена на балку Джан-дере. Фото: Дмитрий Метелкин (2004).

В фемный период своей истории Эски-кермен из крепости превращается в небольшой город [Могаричев, 1997, с. 39]. На плато происходит перепланировка жилых кварталов, строительство новых храмов и ремонт старых [Айбабин, 2019, с. 24]. В документах Константинопольского патриархата XI-XII вв. неоднократно упоминаются архиепископы Крымской Готии, принимавшие участие в оживлённых дискуссиях, бушевавших во Вселенской церкви в последние два века существования Византии [Vasiliev, 1936, p. 145-150]. Поскольку Мангуп в это время пребывал в запустении, логично предположить, что центр епархии находился на Эски-кермене.

Плато Эски-Кермен с юго-западной стороны.
Плато Эски-Кермен с юго-западной стороны.

Своего расцвета город достиг в XII-XIII вв. На плато кипела жизнь, строились храмы, расписанные фресками. Однако 1298 году Крым оказался втянут в борьбу за власть между золотоордынским ханом Тохтой и его полководцем Ногаем. В ходе этого противостояния армия Ногая опустошила полуостров, разграбила и сожгла Херсонес, Судак, другие города, включая Эски-кермен.

Во время археологических раскопок, проводившихся на Эски-кермене в 1936-37 гг. в подвале жилой усадьбы у малых восточных ворот были найдены скелеты женщины, мужчины и ребенка 8-9 лет, со следами сабельных ударов на черепах. При женском костяке лежало крупное золотое височное кольцо и монета никейского императора Феодора ΙΙ Ласкариса. Все трое жителей Эски-кермена сначала были убиты, а затем их тела сбросили в подвал, где они успели истлеть, прежде чем обвал камней засыпал кости. В подвале другого дома, к западу от предыдущего, лежали скелеты трех взрослых и двух детей, укрывшихся в нем и погибших во время пожара [Репников, 1939, с. 138-139, 141-142]. Похожие страшные находки делались и в последующие годы. Так, в 2008 году был найден скелет человека со стрелой в позвоночнике, лежащего лицом в слое пожара [Айбабин, Хайрединова, 2011, с. 429].

Уцелевшие обитатели Эски-кермена еще некоторое время жили на пепелище. Рядом с разрушенной и сожженной завоевателями городской базиликой они продолжали хоронить своих земляков. У них не было средств и сил на восстановление храма, но к его руинам они пристроили небольшую часовню [Айбабин, 2014, с. 244; Айбабин, Хайрединова, 2020]. Она представляла собой прямоугольную в плане постройку, размерами 5,7 на 3,7 метров с полукруглой апсидой, расписанной фресками [Харитонов, 2004, с. 78-79]. В одной из могил, где была похоронена молодая женщина, обнаружено костяное стило – инструмент для письма, что указывает на распространение грамотности и высокий уровень культуры последних обитателей города [Айбабин, Хайрединова, 2019, с. 257].

Окончательное запустение Эски-кермена приходится на середину XIV века и, по всей видимости, связано с эпидемией чумы, известной как «Черная смерть».

© Княжество Феодоро, 2020

Литература

  1. Айбабин А.И. Город на плато Эски-Кермен в XIII в. / А.И. Айбабин // МАИЭТ. – 2014. – Т. 19. – С. 240-277.
  2. Айбабин А.И. Город фемы Херсона на плато Эски-Кермен / А.И. Айбабин // АДСВ. – 2019. – Т. 47. – С. 20-28.
  3. Айбабин А.И. Городище на плато Эски-Кермен во время господства хазар в Крыму / А.И. Айбабин // МАИЭТ. – 2010. – Т. 16. – С. 214-239.
  4. Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен / А.И. Айбабин // МАИЭТ. – 1991. – Т. 2. – С. 43-51.
  5. Айбабин А.И. Проблемы хронологии византийской крепости на плато Эски-Кермен / А.И. Айбабин // МАИЭТ. – 2007. – Т. 13. – С. 129-150.
  6. Айбабин А.И. Город на плато Эски-Кермен в XIV в. / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: ИМПЕРИЯ И ПОЛИС. ХII Международный Византийский семинар: материалы научной конференции. – Севастополь, 2020. – С. 25-30.
  7. Айбабин А.И. Плитовые могилы XIV в. на плато Эски-Кермен / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова // МАИЭТ. – 2019. – № 24. – С. 250-276.
  8. Айбабин А.И. Позднесредневековая часовня на плато Эски-Кермен / А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова // МАИЭТ. – 2011. – Т. 17. – С. 422-457.
  9. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма / А.И. Айбабин. – Симферополь: Дар, 1999. – 350 с.
  10. Алексеенко Н.А. Несколько новых крымских сфрагистических находок / Н.А. Алексеенко // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: ИМПЕРИЯ И ПОЛИС. ХII Международный Византийский семинар: материалы научной конференции. – Севастополь, 2020. – С. 31-36.
  11. Байер Х.-Ф. Идеология, показанная на примере отрицания значительной роли готов в Крыму, отрицания их иконопочитания во время иконоборчества и перенесения их епископии на Нижний Дунай / Х.-Ф. Байер // АДСВ. – 2003. – Т. 34.
  12. Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро / Х.-Ф. Байер. – Екатеринбург, 2001. – 498 с.
  13. Брун Ф.К. Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. / Ф.К. Брун // Записки Императорского Новороссийского ун-та. – 1867. – Т. 1. – С. 1-167.
  14. Бушаков В.А. Тюркская этноойконимия Крыма / В.А. Бушаков. – Москва, 1991. – 266 с.
  15. Гаркави А.Я. По вопросу о иудейских древностях, найденных Фирковичем в Крыму / А.Я. Гаркави // ЖМНП. – 1877. – Т. 192. – С. 98-121.
  16. Герцен А.Г. Византийско-хазарское пограничье в Таврике / А.Г. Герцен // История и археология Юго-Западного Крыма. – Симферополь, 1993. – С. 58-66.
  17. Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа / А.Г. Герцен // МАИЭТ. – 1990. – Т. 1. – С. 88-165.
  18. Днепровский Н.В. К вопросу об интерпретации ойконима «Koutteley» из «Путеводителя» Ш. Монтандона / Н.В. Днепровский // МАИАСК. – 2013. – Т. 5. – С. 139-161.
  19. Кизилов М.Б. Крымская Готия: История и судьба / М.Б. Кизилов. – Симферополь, 2015. – 351 с.
  20. Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в X веке / П.К. Коковцов. – Ленинград: Издательство АН СССР, 1932. – XXXVIII+134 с.
  21. Колли Л.П. Из средневековой географии / Л.П. Колли // ИТУАК. – 1910. – Т. 44. – С. 24-29.
  22. Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т. 1. Греческие писатели / В.В. Латышев. – Санкт-Петербург, 1890. – 310 с.
  23. Литаврин Г.Г. «Записка греческого топарха» (Документ о русско-византийских отношениях в конце X века) / Г.Г. Литаврин // Из истории средневековой Европы (X-XVII вв.). – Москва, 1957. – С. 114-130.
  24. Медведев И.П. К вопросу о неподлинности так называемой «Записки готского топарха» / И.П. Медведев // Мир Александра Каждана: К 80-летию со дня рождения. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. – С. 160-172.
  25. Медведев И.П. Новые данные по истории первого издания Льва Диакона / И.П. Медведев // ВВ. – 2007. – Т. 61 (86). – С. 5-23.
  26. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
  27. Монтандон Ш. Путеводитель путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами и предваренный введением о разных способах переезда из Одессы в Крым / Ш. Монтандон. – Киев: Стилос, 2011. – 413 с.
  28. Прокопий Кесарийский. О постройках / Прокопий Кесарийский // ВДИ. – 1939. – № 4. – С. 203–283.
  29. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  30. Репников Н.И. Остатки укреплений Эски-Кермена / Н.И. Репников // ИГАИМК. – 1932a. – Т. 12. – С. 181-212.
  31. Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928-29 гг. / Н.И. Репников // ИГАИМК. – 1932b. – Т. 12. – С. 107-152.
  32. Сорочан С.Б. Византийский Херсон / С.Б. Сорочан. – Харьков: Майдан, 2005. – 1644 с.
  33. Сорочан С.Б. Крым в «хазарское» время (VIII – середина X вв.): вопросы истории и археологии / С.Б. Сорочан, А.В. Сазанов, Ю.М. Могаричев. – Москва: Неолит, 2017. – 744 с.
  34. Тиханова М.А. Дорос-Феодоро в истории средневекового Крыма / М.А. Тиханова // МИА. – 1953. – Т. 34. – С. 319-333.
  35. Харитонов С.В. Древний город Эски-Кермен. Археология. История. Гипотезы / С.В. Харитонов. – Санкт-Петербург, 2004. – 156 с.
  36. Ševčenko I. The Date and Author of the So-Called Fragments of Toparcha Gothicus / I. Ševčenko // Dumbarton Oaks Papers. – 1971. – Vol. 25. – P. 115-188.
  37. Vasiliev А.А. The Goths in the Crimea / А.А. Vasiliev. – Cambridge, 1936. – 292 p.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алексей
Алексей
15 дней назад

Хороший, подробный разбор, интересный подбор фотографий и картин. За Ятченко – отдельное спасибо.