Вебель М.Б. Эски-Кермен. Внутренний вид нижней церкви

Эски-Кермен. Храм «Трех всадников»

Средневековый некрополь Эски-Кермена находится на юго-восточном пологом склоне плато. На территории некрополя расположен пещерный храм «Трех всадников».

Фресковая роспись в Храме Трех всадников. Литография по рисунку М.Б. Вебеля.
Фресковая роспись в Храме Трех всадников. Литография по рисунку М.Б. Вебеля.

Наиболее древние захоронения на могильнике относятся ко второй половине VI века. Судя по всему, до строительства крепости на плато Эски-Кермен его окрестности были незаселенными. На кладбище в склепах и подбойных могилах хоронили солдат гарнизона  и членов их семей. Большинство захоронений были разграблены еще в древности, но в некоторых из них археологам в ходе раскопок, проводившихся здесь в 1928-33, 1978-82, 2003 и 2006-2008 гг. удалось обнаружить византийские монеты, пряжки, фибулы, детали поясной гарнитуры.

Судя по набору аксессуаров и украшений, жители крепости одевались так же, как и все остальное население юго-западного Крыма. В соответствии с модой, распространённой в среде варваров, служивших в византийской армии, мужчины подпоясывали одежду наборными поясами, украшенными металлическими бляшками. Замужние женщины носили традиционный готский костюм. Черепа некоторых умерших носят следы искусственной деформации, что традиционно связывают с аланской модой [Хайрединова, 2010, с. 140-141, 170-171]. Находки в могилах крестов указывают на христианское вероисповедание их владельцев [Хайрединова, 2016, с. 287].

Некрополь Эски-Кермена. Реконструкция парадного убора погребенной.
Некрополь Эски-Кермена. Реконструкция парадного убора погребенной (вторая половина VII в.).

Средний возраст смерти населения, оставившего могильник на склоне Эски-Кермена, составлял 21,4 года с учетом детской смертности и 31,6 года без ее учета. Мало кому удавалась прожить больше 40 лет [Радочин, 2014, 2018].

В X в. произошло изменение похоронного обряда. Умерших стали хоронить на самом плато в храмовых усыпальницах. Древний некрополь был заброшен и на его месте разбили виноградники и огороды [Айбабин, 1991, с. 49; Могаричев, 1997, с. 43]. В XI-XIII вв. эту территорию вновь стали использовать в качестве кладбища. К этому времени относятся захоронения в простых грунтовых могилах [Репников, 1939, с. 146-148; Хайрединова, 2010, с. 140].

На территории некрополя расположен пещерный храм «Трех всадников» – одна из главных достопримечательностей Эски-Кермена. Церковь высечена в отдельной глыбе, некогда отвалившейся от скального массива и скатившейся на юго-восточный склон. Свое название храм получил по фреске с изображением трех святых воинов.

Эски-Кермен. Храм Трех всадников.
Эски-Кермен. Храм Трех всадников. Фото: Дмитрия Метелкина (2004).

Помещение размерами 5,5×3,5×2,7 имеет форму триконха (трилистника). В него ведут два входа. Один, с четырьмя ступеньками, на северо-западе. Другой – в южной стене. Частично разрушенная апсида, как и полагается, находится в восточной части храма. Сверху она выделена аркой, опирающейся на два каменных столпа.

Алтарное пространство отделено скальным основанием преграды, в которую вставлялись деревянные конструкции иконостаса. В центре стоял шестигранный престол, от которого осталась вырубка, в южной части апсиды имеется сиденье для священника, а в северной – ниша.

Эски-Кермен. Храм Трех всадников. Литография по рисунку М.Б. Вебеля.
Эски-Кермен. Храм Трех всадников. Литография по рисунку М.Б. Вебеля.

У южного входа в полу – небольшая гробница, с расположенной над ней нишей, судя по размерам – детская. Вторая гробница – у северной стены – предназначалась для взрослого человека. Вдоль стен высечены скамьи [Могаричев, 1997, с. 49-50; Репников, 1939, с. 130-131].

Эски-Кермен. План храма Трех всадников по Ю.Могаричеву.
Эски-Кермен. План храма Трех всадников по Ю.Могаричеву. Условные обозначения: 1 – престол; 2 – ниши; 3 – алтарная преграда; 4 – скамья для духовенства; 5 – вырубные скамьи.

Выйдя из храма через северо-западный проход, можно было попасть в небольшую пещерную комнатку почти квадратной формы, вырубленную в отдельной каменной глыбе. Её интерпретируют как усыпальницу [Репников, 1939, с. 132], ризницу [Могаричев, 1997, с. 50] или отдельное помещение для приготовления Святых Даров [Днепровский, 2015, с. 9-11].

Эски-кермен. Храм Трех всадников.
Эски-Кермен. Храм Трех всадников. Фото: Е.Голомшток (1930-е).

Фреска написана на северной стене храма, вдоль которой проходит скамья, а внизу находится «взрослая» гробница. На ней изображены три обращенных вправо (в сторону алтаря) всадника на конях, со щитами, плащами, закинутыми на левое плечо, и копьями в правой руке. Плащи развиваются на ветру, а ноги воинов вытянуты в стременах. Общий фон росписи приглушенно-синий, нимбы всадников яркие, окаймленные красной и белой полосами.

Эски-Кермен. Фреска из храма Трех всадников.
Эски-Кермен. Фреска из храма Трех всадников. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2006).

Под фреской находится орнаментированная полоса из черных и красных линий, образующих треугольники, направленные вершинами поочередно вверх и вниз. Такой же орнамент встречается в росписях храма «Успения».

Эски-Кермен. Фреска из храма Трех всадников. Орнамент и фрагмент надписи.
Эски-Кермен. Фреска из храма Трех всадников. Орнамент и фрагмент надписи.

Левый всадник едет на белом коне. Он одет в светло-голубой плащ лазурного оттенка, золотистый панцирь и темно-розовую тунику. За спиной – круглый щит, покрытый голубой и красной чешуей. В руке воин держит копье, обращенное острием кверху.

Средний всадник скачет на буланом коне. Его светло-пурпурный плащ отброшен назад резкими взмахом руки, сжимающей копье. На нем голубой чешуйчатый панцирь и красно-желтая туника как бы вздуваемая ветром вокруг коленей и бедер. Щит удлинённой формы: сверху прямоугольный, снизу заостряющийся. Копьем он поражает чудовище, написанное красной, желтой и черной красками.

Эски-кермен. Святой воин, поражающий дракона. Фрагмент фрески из храма Трех всадников.
Эски-Кермен. Святой воин, поражающий дракона. Фрагмент фрески из храма Трех всадников. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2006).

Конь правого всадника светло-гнедой. Плащ его огненно-красный, панцирь охристо-оливковый, с ромбовидными пластинами, прорисованными черной и зеленой красками, туника лилово-пурпурная. Щит овальный, внутри него – зигзагообразные полосы желтого, красного, лилового и зеленого цвета. На крупе лошади позади седока сидит небольшая, по всей видимости, мужская фигура.

Все три всадника одеты в остроносые сапожки без каблуков, точно кожаные чулки, позволяющие изгибать ногу, вдетую в стремя. Их лики, обращенные почти в фас к посетителям храма, сильно повреждены в результате намеренной порчи [Домбровский, 1966, с. 34-36].

Под фреской греческая надпись: «Вырублены и расписаны эти святые Христовы за душевное спасение и отпущение грехов имярека…». Далее, там, где должно читаться имя и статус ктитора, на средства которого сделана роспись – утрата. По некоторым сведеньям в 70-х годах XIX столетия в надписи еще были видны первые две буквы, обозначающие дату от сотворения мира, соответствующую периоду с 1192 по 1292 год [IOSPE: V 219].

Одни рассматривают сюжет росписи как тройное изображение Святого Георгия Победоносца (Георгий-защитник, Георгий-драконоборец и Георгий-спаситель) и хотят видеть в маленькой фигуре на крупе коня отрока, спасенного святым из арабского плена, согласно описанию одного из посмертных чудес [Овчинникова, 1975, с. 228–231; Степаненко, 2003, с. 455; Харитонов, 2004, с. 125].

Другие полагают, что на фреске изображены три разных святых воина: Святой Феодор Стратилат, Святой Георгий, поражающий дракона, и Святой Феодор Тирон [Мальгин, Мальгина, 1993, с. 4-7], либо Святой Дмитрий Солунский, Святой Георгий и Святой Феодор Стратилат [Могаричев, 1997, с. 50].

Благодаря проведенным недавно новым обследованиям ликов всадников, несмотря на плохую сохранность, выявлены остатки кудрявой бороды у центрального из них. Это, как кажется, позволяет отказаться от гипотезы «тройного Георгия» и идентифицировать воина-драконоборца как одного из святых Феодоров – Тирона или Стратилата [Днепровский, 2018, с. 60-61; Осауленко, 2008, с. 131].

Эски-Кермен. Фреска из храма Трех всадников.
Эски-Кермен. Фреска из храма Трех всадников. Реконструкция по [Домбровский, 1966].

Фреска составляет единый комплекс с расположенной под ней большой гробницей [Гайдуков, 2004, с. 170]. Вероятно, в ней был похоронен человек, «за душевное спасение и отпущение грехов» которого, она была написана [Днепровский, 2015, с. 32]. Учитывая характер работ по обустройству храма, ставшего своеобразным мавзолеем, статус его был  достаточно высоким и есть все основания предполагать, что он принадлежал к местной знати [Могаричев, 1997, с. 51; IOSPE: V 219].

Заказчик фрески, желая оставить о себе память, не прогадал: мемориальная часовня на кладбище Эски-Кермена продолжила существовать даже после гибели города на рубеже XIII-XIV вв. Жители окрестных сел посещали ее вплоть до XVIII столетия [Эрнст, 1929, с. 31-32].  И лишь после переселения крымских греков в Приазовье она была окончательно заброшена.

© Княжество Феодоро, 2020-22

Литература

  1. Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен / А.И. Айбабин // МАИЭТ. – 1991. – Т. 2. – С. 43-51.
  2. Гайдуков Н.Е. Литургические датировки некоторых пещерных храмов Таврики / Н.Е. Гайдуков // О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. – Киев: Стилос, 2004. – С. 167-174.
  3. Днепровский Н.В. Некоторые проблемы исследования фрески Эски-Керменского храма «Трех всадников» / Н.В. Днепровский // Бахчисарай: археология, история, этнография. – Бахчисарай-Белгород: Константа, 2018. – С. 55-69.
  4. Днепровский Н.В. Новое в интерпретации пещерного храма «Трех всадников» на городище Эски-Кермен / Н.В. Днепровский // Дивногорский сборник. – 2015. – Т. 5. – С. 7-35.
  5. Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма / О.И. Домбровский. – Киев: АН УССР, 1966. – 126 с.
  6. Мальгин А.В. К вопросу об интерпретации фрески «Храма трех всадников» в Эски-Кермен / А.В. Мальгин, М.Р. Мальгина // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. – 1993. – Т. 2. – С. 4-8.
  7. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
  8. Овчинникова Е.С. Вновь открытый памятник станковой живописи из собрания Государственного исторического музея / Е.С. Овчинникова // ВВ. – 1975. – № 37(62). – С. 228-234.
  9. Осауленко Є.М. Збираючи мозаїку знов: середньовічні фрески Кримської Готії / Є.М. Осауленко // Collegium. – 2008. – Т. 24. – С. 127-147.
  10. Радочин В.Ю. Антропологический материал из раскопок некрополя Эски-Кермена в 2006-2008 гг / В.Ю. Радочин // МАИЭТ. – 2014. – Т. 19.
  11. Радочин В.Ю. Некоторые особенности жизни средневекового населения Крыма (по результатам антропологических исследований могильников у с. Лучистое и Эски-Кермен) / В.Ю. Радочин // МАИЭТ. – 2018. – Т. 23.
  12. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  13. Степаненко В.П. К иконографии фрески храма «Трех всадников» под Эски-Керменом / В.П. Степаненко // МАИЭТ. – 2003. – Т. 10. – С. 452-457.
  14. Хайрединова Э.А. Ожерелья с крестами последней четверти VI – VII в. из некрополя Эски-Кермена / Э.А. Хайрединова // Владимирский сборник: материалы Международных научных конференций «I и II Свято-Владимирские чтения». – 2016. – С. 280-299.
  15. Хайрединова Э.А. Раскопки некрополя на склоне плато Эски-Кермен в 2006-2008 гг / Э.А. Хайрединова // МАИЭТ. – 2010. – № 16. – С. 140-213.
  16. Харитонов С.В. Древний город Эски-Кермен. Археология. История. Гипотезы / С.В. Харитонов. – Санкт-Петербург, 2004. – 156 с.
  17. Эрнст Н.Л. Эски-Кермен и пещерные города Крыма / Н.Л. Эрнст // ИТОИАЭ. – 1929. – Т. 3 (60). – С. 15-43.
  18. IOSPE: V 219 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.219-ru.html.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии