Поделиться ссылкой:
Средневековый некрополь Эски-Кермена находится на юго-восточном пологом склоне плато. На территории некрополя расположен пещерный храм «Трех всадников».
Наиболее древние захоронения на могильнике относятся ко второй половине VI века. Судя по всему, до строительства крепости на плато Эски-Кермен его окрестности были незаселенными. На кладбище в склепах и подбойных могилах хоронили солдат гарнизона и членов их семей. Большинство захоронений были разграблены еще в древности, но в некоторых из них археологам в ходе раскопок, проводившихся здесь в 1928-33, 1978-82, 2003 и 2006-2008 гг. удалось обнаружить византийские монеты, пряжки, фибулы, детали поясной гарнитуры.
Судя по набору аксессуаров и украшений, жители крепости одевались так же, как и все остальное население юго-западного Крыма. В соответствии с модой, распространённой в среде варваров, служивших в византийской армии, мужчины подпоясывали одежду наборными поясами, украшенными металлическими бляшками. Замужние женщины носили традиционный готский костюм. Черепа некоторых умерших носят следы искусственной деформации, что традиционно связывают с аланской модой [Хайрединова, 2010, с. 140-141, 170-171]. Находки в могилах крестов указывают на христианское вероисповедание их владельцев [Хайрединова, 2016, с. 287].
Средний возраст смерти населения, оставившего могильник на склоне Эски-Кермена, составлял 21,4 года с учетом детской смертности и 31,6 года без ее учета. Мало кому удавалась прожить больше 40 лет [Радочин, 2014, 2018].
В X в. произошло изменение похоронного обряда. Умерших стали хоронить на самом плато в храмовых усыпальницах. Древний некрополь был заброшен и на его месте разбили виноградники и огороды [Айбабин, 1991, с. 49; Могаричев, 1997, с. 43]. В XI-XIII вв. эту территорию вновь стали использовать в качестве кладбища. К этому времени относятся захоронения в простых грунтовых могилах [Репников, 1939, с. 146-148; Хайрединова, 2010, с. 140].
На территории некрополя расположен пещерный храм «Трех всадников» – одна из главных достопримечательностей Эски-Кермена. Церковь высечена в отдельной глыбе, некогда отвалившейся от скального массива и скатившейся на юго-восточный склон. Свое название храм получил по фреске с изображением трех святых воинов.
Помещение размерами 5,5×3,5×2,7 имеет форму триконха (трилистника). В него ведут два входа. Один, с четырьмя ступеньками, на северо-западе. Другой – в южной стене. Частично разрушенная апсида, как и полагается, находится в восточной части храма. Сверху она выделена аркой, опирающейся на два каменных столпа.
Алтарное пространство отделено скальным основанием преграды, в которую вставлялись деревянные конструкции иконостаса. В центре стоял шестигранный престол, от которого осталась вырубка, в южной части апсиды имеется сиденье для священника, а в северной – ниша.
У южного входа в полу – небольшая гробница, с расположенной над ней нишей, судя по размерам – детская. Вторая гробница – у северной стены – предназначалась для взрослого человека. Вдоль стен высечены скамьи [Могаричев, 1997, с. 49-50; Репников, 1939, с. 130-131].
Выйдя из храма через северо-западный проход, можно было попасть в небольшую пещерную комнатку почти квадратной формы, вырубленную в отдельной каменной глыбе. Её интерпретируют как усыпальницу [Репников, 1939, с. 132], ризницу [Могаричев, 1997, с. 50] или отдельное помещение для приготовления Святых Даров [Днепровский, 2015, с. 9-11].
Фреска написана на северной стене храма, вдоль которой проходит скамья, а внизу находится «взрослая» гробница. На ней изображены три обращенных вправо (в сторону алтаря) всадника на конях, со щитами, плащами, закинутыми на левое плечо, и копьями в правой руке. Плащи развиваются на ветру, а ноги воинов вытянуты в стременах. Общий фон росписи приглушенно-синий, нимбы всадников яркие, окаймленные красной и белой полосами.
Под фреской находится орнаментированная полоса из черных и красных линий, образующих треугольники, направленные вершинами поочередно вверх и вниз. Такой же орнамент встречается в росписях храма «Успения».
Левый всадник едет на белом коне. Он одет в светло-голубой плащ лазурного оттенка, золотистый панцирь и темно-розовую тунику. За спиной – круглый щит, покрытый голубой и красной чешуей. В руке воин держит копье, обращенное острием кверху.
Средний всадник скачет на буланом коне. Его светло-пурпурный плащ отброшен назад резкими взмахом руки, сжимающей копье. На нем голубой чешуйчатый панцирь и красно-желтая туника как бы вздуваемая ветром вокруг коленей и бедер. Щит удлинённой формы: сверху прямоугольный, снизу заостряющийся. Копьем он поражает чудовище, написанное красной, желтой и черной красками.
Конь правого всадника светло-гнедой. Плащ его огненно-красный, панцирь охристо-оливковый, с ромбовидными пластинами, прорисованными черной и зеленой красками, туника лилово-пурпурная. Щит овальный, внутри него – зигзагообразные полосы желтого, красного, лилового и зеленого цвета. На крупе лошади позади седока сидит небольшая, по всей видимости, мужская фигура.
Все три всадника одеты в остроносые сапожки без каблуков, точно кожаные чулки, позволяющие изгибать ногу, вдетую в стремя. Их лики, обращенные почти в фас к посетителям храма, сильно повреждены в результате намеренной порчи [Домбровский, 1966, с. 34-36].
Под фреской греческая надпись: «Вырублены и расписаны эти святые Христовы за душевное спасение и отпущение грехов имярека…». Далее, там, где должно читаться имя и статус ктитора, на средства которого сделана роспись – утрата. По некоторым сведеньям в 70-х годах XIX столетия в надписи еще были видны первые две буквы, обозначающие дату от сотворения мира, соответствующую периоду с 1192 по 1292 год [IOSPE: V 219].
Одни рассматривают сюжет росписи как тройное изображение Святого Георгия Победоносца (Георгий-защитник, Георгий-драконоборец и Георгий-спаситель) и хотят видеть в маленькой фигуре на крупе коня отрока, спасенного святым из арабского плена, согласно описанию одного из посмертных чудес [Овчинникова, 1975, с. 228–231; Степаненко, 2003, с. 455; Харитонов, 2004, с. 125].
Другие полагают, что на фреске изображены три разных святых воина: Святой Феодор Стратилат, Святой Георгий, поражающий дракона, и Святой Феодор Тирон [Мальгин, Мальгина, 1993, с. 4-7], либо Святой Дмитрий Солунский, Святой Георгий и Святой Феодор Стратилат [Могаричев, 1997, с. 50].
Благодаря проведенным недавно новым обследованиям ликов всадников, несмотря на плохую сохранность, выявлены остатки кудрявой бороды у центрального из них. Это, как кажется, позволяет отказаться от гипотезы «тройного Георгия» и идентифицировать воина-драконоборца как одного из святых Феодоров – Тирона или Стратилата [Днепровский, 2018, с. 60-61; Осауленко, 2008, с. 131].
Фреска составляет единый комплекс с расположенной под ней большой гробницей [Гайдуков, 2004, с. 170]. Вероятно, в ней был похоронен человек, «за душевное спасение и отпущение грехов» которого, она была написана [Днепровский, 2015, с. 32]. Учитывая характер работ по обустройству храма, ставшего своеобразным мавзолеем, статус его был достаточно высоким и есть все основания предполагать, что он принадлежал к местной знати [Могаричев, 1997, с. 51; IOSPE: V 219].
Заказчик фрески, желая оставить о себе память, не прогадал: мемориальная часовня на кладбище Эски-Кермена продолжила существовать даже после гибели города на рубеже XIII-XIV вв. Жители окрестных сел посещали ее вплоть до XVIII столетия [Эрнст, 1929, с. 31-32]. И лишь после переселения крымских греков в Приазовье она была окончательно заброшена.
© Княжество Феодоро, 2020-22
Литература
- Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен / А.И. Айбабин // МАИЭТ. – 1991. – Т. 2. – С. 43-51.
- Гайдуков Н.Е. Литургические датировки некоторых пещерных храмов Таврики / Н.Е. Гайдуков // О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. – Киев: Стилос, 2004. – С. 167-174.
- Днепровский Н.В. Некоторые проблемы исследования фрески Эски-Керменского храма «Трех всадников» / Н.В. Днепровский // Бахчисарай: археология, история, этнография. – Бахчисарай-Белгород: Константа, 2018. – С. 55-69.
- Днепровский Н.В. Новое в интерпретации пещерного храма «Трех всадников» на городище Эски-Кермен / Н.В. Днепровский // Дивногорский сборник. – 2015. – Т. 5. – С. 7-35.
- Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма / О.И. Домбровский. – Киев: АН УССР, 1966. – 126 с.
- Мальгин А.В. К вопросу об интерпретации фрески «Храма трех всадников» в Эски-Кермен / А.В. Мальгин, М.Р. Мальгина // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. – 1993. – Т. 2. – С. 4-8.
- Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
- Овчинникова Е.С. Вновь открытый памятник станковой живописи из собрания Государственного исторического музея / Е.С. Овчинникова // ВВ. – 1975. – № 37(62). – С. 228-234.
- Осауленко Є.М. Збираючи мозаїку знов: середньовічні фрески Кримської Готії / Є.М. Осауленко // Collegium. – 2008. – Т. 24. – С. 127-147.
- Радочин В.Ю. Антропологический материал из раскопок некрополя Эски-Кермена в 2006-2008 гг / В.Ю. Радочин // МАИЭТ. – 2014. – Т. 19.
- Радочин В.Ю. Некоторые особенности жизни средневекового населения Крыма (по результатам антропологических исследований могильников у с. Лучистое и Эски-Кермен) / В.Ю. Радочин // МАИЭТ. – 2018. – Т. 23.
- Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
- Степаненко В.П. К иконографии фрески храма «Трех всадников» под Эски-Керменом / В.П. Степаненко // МАИЭТ. – 2003. – Т. 10. – С. 452-457.
- Хайрединова Э.А. Ожерелья с крестами последней четверти VI – VII в. из некрополя Эски-Кермена / Э.А. Хайрединова // Владимирский сборник: материалы Международных научных конференций «I и II Свято-Владимирские чтения». – 2016. – С. 280-299.
- Хайрединова Э.А. Раскопки некрополя на склоне плато Эски-Кермен в 2006-2008 гг / Э.А. Хайрединова // МАИЭТ. – 2010. – № 16. – С. 140-213.
- Харитонов С.В. Древний город Эски-Кермен. Археология. История. Гипотезы / С.В. Харитонов. – Санкт-Петербург, 2004. – 156 с.
- Эрнст Н.Л. Эски-Кермен и пещерные города Крыма / Н.Л. Эрнст // ИТОИАЭ. – 1929. – Т. 3 (60). – С. 15-43.
- IOSPE: V 219 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.219-ru.html.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.