Художник-акварелист Жан Балтазар де ла Траверс (1752 – после 1808), судя по всему, никогда не был в Крыму. Но как в его альбоме «Путешествующий по России живописец» оказались виды полуострова?
Юный Жан Балтазар в 1773 году отправился на заработки из Франции в Петербург, где ему удалось утроится на работу во французскую труппу императорских театров. Поскольку скромного жалованья на жизнь не хватало, он подрабатывал рисовальщиком-пейзажистом.
Молодого француза заместил меценат и ценитель искусства граф А. С. Строганов. В качестве учебного пособия для уроков по географии, которые брал его сын Павел, он заказал де ла Траверсу альбом гуашей и акварелей с видами городов Российской империи. Некоторые из них тот делал с натуры, но значительную часть копировал с работ других художников. Созданный им альбом «Путешествующий по России живописец», содержал более 200 рисунков. В годы советской власти он был разброшюрован и распродан. В настоящее время по каталогам государственных и частных коллекций известно местонахождение лишь примерно половины из них.
Две работы де ла Траверса из собрания О.В. Десницкой были изданы в виде открыток в московском издательстве «Изобразительное искусство» в 1986 году. На одной из них репродукция акварели «Старый Крым», на другом рисунка «Каффа».
В Старом Крыму художник запечатлел внутренний двор старинного медресе, просматривающийся через полуциркульную арку свода. Такая же арка видна у противоположной стороны двора, где заканчивается полуразрушенная стена с неглубокими помещениями, укрытиями от солнечного зноя. Стены заросли травой, на земле валяются остатки разрушенных колонн; плиты, которыми был устлан двор, стерлись от времени. За руинами видны пейзаж Восточного Крыма и башня минарета. Акварельные краски художник проложил очень тонким слоем, дав всему изображению чуть уловимый голубоватый тон и пером прорисовав архитектурные детали.
На рисунке в технике гуаши «Каффа» видна старая часть города с руинами генуэзской крепости на Карантинном холме. Далеко внизу – море с парусником, у подножия руин – люди в высоких татарских шапках. Небо с темными облаками и темные кулисы переднего плана создают предгрозовые контрасты света и тени, настраивая зрителя на романтический лад. «Каффа» – одна из немногих работ художника, имеющая им самим поставленную дату исполнения – 1788 год.
Оба рисунка почти полностью идентичны акварелям М.М. Иванова «В Старом Крыму» и «Часть Каффы», с которых они, судя по всему, скопированы.
Известны еще две крымских работы де ла Траверса с видами Южного Берега и Ахтиарской бухты. Не исключено, что, как и две предыдущих, они являются копиями рисунков М.М. Иванова.
© Княжество Феодоро, 2024
Поделиться ссылкой:
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.
Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.