Тэбу де Мариньи. Черкесское жертвоприношение

Тэбу де Мариньи – масон, художник, путешественник

Яков Виктор Эдуард Тэбу де Мариньи (1793-1852) – рисовальщик-любитель, голландский консул в Одессе, историк, географ, член Одесского общества истории и древностей, редактор «Journal d’Odessa».

Тэбу де Мариньи.
Тэбу де Мариньи. Гравюра по рисунку Ж.Б. Маду.

Родился в г. Корон на Морее (Пелопоннес) в семье французского генерального консула. В возрасте 17 лет поступил на российскую службу и получил чин коллежского регистратора. 29 апреля 1818 года вместе с итальянским коммерсантом Рафаэлем Скасси с целью установления торговых отношений с западными адыгами совершил путешествие на Восточное побережье Кавказа, описание которого увидело свет в Брюсселе в 1821 году и впоследствии несколько раз переиздавалось.

Благодаря этой поездке, снискавшей ему славу знатока восточных дел, Тэбу де Мариньи получил от короля Нидерландов должность вице-консула в Феодосии, а затем в Одессе с целью возглавить «ученое и коммерческое предприятие». Поддержку ему оказал богатый купеческий дом из Брюгге, заинтересованный в развитии торговли на Черном море. В 1830 году он стал консулом, а в 1848 году генеральным консулом Нидерландов в черноморских и азовских портах.

В 1821, 1823-1825, 1829-1851 гг. Тэбу де Мариньи неоднократно обследовал побережье Азовского и Черного морей, везде обращая внимание на остатки древностей, изучал историю, быт и культуру прибрежных народов. Все это время он работал над сочинением «Hydrographie de la mег Noir et de la mer d’Azow, comparee a celle de I’antiquite et du moyen age» с атласом из 77 карт, которое, однако, так и не было завершено [Брун, 1860; Мальгина, 2006, с. 22; Тункина, 2002, с. 142-143].

Тэбу де Мариньи. Планы заливов Черного и Азовского морей
Тэбу де Мариньи. Планы заливов Черного и Азовского морей.

В Одессе голландский консул редактировал «Journal d’Odessa», публиковался в «Записках Одесского общества истории и древностей», а также состоял в масонской ложе «Понт Эвксинский». После смерти в 1848 году бывшего досточтимого мастера феодосийской масонской ложи «Иордан», заведующего Феодосийским музеем древностей И.И. Граперона Тэбу де Мариньи приехал в Крым и забрал с собой всю его переписку, рукописи и документы [Колли, 1905, с. 47].

Тэбу де Мариньи был талантливым рисовальщиком и акварелистом. По заказу С.М. Броневского он составил описание коллекции Феодосийского музея и «сопроводил его своими рисунками, очень точными и верными». Его акварели находится в различных музеях Украины и России [Мальгина, 2006, с. 22].

Первое издание «Путешествия в Черкесию» (Брюссель, 1821) сопровождалось тринадцатью литографиями и гравюрами по рисункам автора. В третьем издании (Одесса-Симферополь, 1836) было помещено четыре других его рисунка. В Одессе Тэбу де Мариньи сотрудничал с литографической мастерской А. Брауна, где в 1830 году были изданы его «Планы заливов, бухт, портов и рейдов Черного и Азовского морей». Как полагают, там же на отдельных листах литографированы его рисунки «Вид на селение Кучук-Ламбат» и «Вид на гору Чатыр-Даг из Альминской долины» [Філас, 2019, с. 285].

Тэбу де Мариньи. Чатыр-Даг
Вид на гору Чатыр-Даг из долины Альмы. Литография по рисунку Тэбу де Мариньи.

Литографии других крымских видов были изготовлены Шарлем-Филибером Ластейри, который работал над иллюстрациями для первого издания «Путешествия в Черкесию». Некоторые рисунки из него представляют интерес в связи с гипотезой о связи правящего дома Феодоро с черкесскими княжескими родами.

Тэбу де Мариньи. Черкесское жертвоприношение
Черкесское жертвоприношение. Гравюра по рисунку Тэбу де Мариньи.

На первом, подписанном «Черкесское жертвоприношение» мы видим обряд моления у креста, о котором в дневнике Тэбу де Мариньи сказано следующее:

«Священники не формируют отдельного класса в Черкессии. В молодости они проливали кровь в битвах, и приближение врага как прежде зовет их к оружию. Они исполняют обязанности с непокрытой головой, одетые в бурку; и стоя перед крестом, они начинают с искупительной жертвы – овцы или козы – в очень редких случаях в жертву приносят быка: перед жертвой старейшина с помощью одной из небольших свечек, прилепленных к подножию креста, сжигает немного шерсти жертвы на месте, куда будет нанесен удар, и льет бузу на ее голову.

Несколько молодых людей, главным образом рабов, становятся за ним, держа чаши, наполненные этим напитком, и ломти пресного хлеба с сыром. После жертвоприношения, старейшина берет одну из этих чаш, и хлеб, делая подношение Верховному Существу: затем он благословляет их, и передает их самому старшему члену общества, который вкушает от них. Молодые люди подносят ему еще, он жертвует их Мериссе, а затем передает следующему по возрасту старику» [Тетбу де Мариньи, 2015, с. 37-38].

Другой рисунок иллюстрирует обряд приношения кресту, в котором принял участие сам автор дневника [Тетбу де Мариньи, 2015, с. 58].

Приносить жертву кресту общепринято, для черкесов, торгующих по стране, тех кто с победой возвращается из набега, или связал себя какой‐нибудь клятвой. Вещи, предназначенные в жертву, прикрепляются к самому кресту, или к дереву, которое его поддерживает. Никто из жителей не смеет их трогать, и разоряют их только враги, делающие набеги на страну. Последние, хоть и исповедуют ту же религию, не уважают святость места, и грабят все что найдут.Тэбу де Мариньи. «Путешествие в Черкесию».

Обряды поклонения кресту среди западных адыгов рассматриваю как наследие христианства, распространенного на Западном Кавказе до турецкой экспансии. Молитва с чашей и хлебом напоминает таинство евхаристии, а женское божество – покровительница пчел Мерисса, которой полагалось второе приношение, если верить Тэбу де Мариньи, носила также имя Мейрем – т.е. Девы Марии [Дбар (архимандрит Дорофей), 2023, с. 85-89; Тетбу де Мариньи, 2015, с. 35, 71].

© Княжество Феодоро, 2024

Литература:

  1. Брун Ф.К. Тетбу де Мариньи: Некролог / Ф.К. Брун // ЗООИД. – 1860. – Т. 4 (Отд. 1). – С. 417-419.
  2. Дбар (архимандрит Дорофей) Д. Моления у крестов причерноморских адыгов в долине реки Пшада (по данным Тэбу де Мариньи)/ Д. Дбар (архимандрит Дорофей) // Вестник Академии наук Абхазии. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – № 13. – С. 72-98.
  3. Колли Л.П. Иван Иванович Грапперон. Биографический очерк / Л.П. Колли // ИТУАК. – 1905. – № 38. – С. 38-47.
  4. Мальгина М. Виды Крыма первой половины XIX века / М. Мальгина. – Симферополь: СОНАТ, 2006. – 260 с.
  5. Тетбу де Мариньи. Путешествие в Черкесию / Тетбу де Мариньи; пер. Р.О. Корсаков. – Санкт-Петербург: Невские берега, 2015. – 124 с.
  6. Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII — середина XIX в.) / И.В. Тункина. – Санкт-Петербур: Наука, 2002. – 674 с.
  7. Філас В.М. Живопис та графіка як джерело з історії Південної України останньої чверті XVIII – середини ХІХ ст.: Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора історичних наук за спеціальністю 07.00.06 – історіографія, джерелознавство та спеціальні історичні дисципліни / В.М. Філас. – Київ: Інститут української археографії та джерелознавства ім. М.С. Грушевського НАН України, 2019. – 531 с.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.

Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *