Тэбу де Мариньи. Черкесское жертвоприношение

Тэбу де Мариньи – масон, художник, путешественник

Поделиться ссылкой:

Яков Виктор Эдуард Тэбу де Мариньи (1793-1852) – рисовальщик-любитель, голландский консул в Одессе, историк, географ, член Одесского общества истории и древностей, редактор «Journal d’Odessa».

Тэбу де Мариньи.
Тэбу де Мариньи. Гравюра по рисунку Ж.Б. Маду.

Родился в г. Корон на Морее (Пелопоннес) в семье французского генерального консула. В возрасте 17 лет поступил на российскую службу и получил чин коллежского регистратора. 29 апреля 1818 года вместе с итальянским коммерсантом Рафаэлем Скасси с целью установления торговых отношений с западными адыгами совершил путешествие на Восточное побережье Кавказа, описание которого увидело свет в Брюсселе в 1821 году и впоследствии несколько раз переиздавалось.

Благодаря этой поездке, снискавшей ему славу знатока восточных дел, Тэбу де Мариньи получил от короля Нидерландов должность вице-консула в Феодосии, а затем в Одессе с целью возглавить «ученое и коммерческое предприятие». Поддержку ему оказал богатый купеческий дом из Брюгге, заинтересованный в развитии торговли на Черном море. В 1830 году он стал консулом, а в 1848 году генеральным консулом Нидерландов в черноморских и азовских портах.

В 1821, 1823-1825, 1829-1851 гг. Тэбу де Мариньи неоднократно обследовал побережье Азовского и Черного морей, везде обращая внимание на остатки древностей, изучал историю, быт и культуру прибрежных народов. Все это время он работал над сочинением «Hydrographie de la mег Noir et de la mer d’Azow, comparee a celle de I’antiquite et du moyen age» с атласом из 77 карт, которое, однако, так и не было завершено [Брун, 1860; Мальгина, 2006, с. 22; Тункина, 2002, с. 142-143].

Тэбу де Мариньи. Планы заливов Черного и Азовского морей
Тэбу де Мариньи. Планы заливов Черного и Азовского морей.

В Одессе голландский консул редактировал «Journal d’Odessa», публиковался в «Записках Одесского общества истории и древностей», а также состоял в масонской ложе «Понт Эвксинский». После смерти в 1848 году бывшего досточтимого мастера феодосийской масонской ложи «Иордан», заведующего Феодосийским музеем древностей И.И. Граперона Тэбу де Мариньи приехал в Крым и забрал с собой всю его переписку, рукописи и документы [Колли, 1905, с. 47].

Тэбу де Мариньи был талантливым рисовальщиком и акварелистом. По заказу С.М. Броневского он составил описание коллекции Феодосийского музея и «сопроводил его своими рисунками, очень точными и верными». Его акварели находится в различных музеях Украины и России [Мальгина, 2006, с. 22].

Первое издание «Путешествия в Черкесию» (Брюссель, 1821) сопровождалось тринадцатью литографиями и гравюрами по рисункам автора. В третьем издании (Одесса-Симферополь, 1836) было помещено четыре других его рисунка. В Одессе Тэбу де Мариньи сотрудничал с литографической мастерской А. Брауна, где в 1830 году были изданы его «Планы заливов, бухт, портов и рейдов Черного и Азовского морей». Как полагают, там же на отдельных листах литографированы его рисунки «Вид на селение Кучук-Ламбат» и «Вид на гору Чатыр-Даг из Альминской долины» [Філас, 2019, с. 285].

Тэбу де Мариньи. Чатыр-Даг
Вид на гору Чатыр-Даг из долины Альмы. Литография по рисунку Тэбу де Мариньи.

Литографии других крымских видов были изготовлены Шарлем-Филибером Ластейри, который работал над иллюстрациями для первого издания «Путешествия в Черкесию». Некоторые рисунки из него представляют интерес в связи с гипотезой о связи правящего дома Феодоро с черкесскими княжескими родами.

Тэбу де Мариньи. Черкесское жертвоприношение
Черкесское жертвоприношение. Гравюра по рисунку Тэбу де Мариньи.

На первом, подписанном «Черкесское жертвоприношение» мы видим обряд моления у креста, о котором в дневнике Тэбу де Мариньи сказано следующее:

«Священники не формируют отдельного класса в Черкессии. В молодости они проливали кровь в битвах, и приближение врага как прежде зовет их к оружию. Они исполняют обязанности с непокрытой головой, одетые в бурку; и стоя перед крестом, они начинают с искупительной жертвы – овцы или козы – в очень редких случаях в жертву приносят быка: перед жертвой старейшина с помощью одной из небольших свечек, прилепленных к подножию креста, сжигает немного шерсти жертвы на месте, куда будет нанесен удар, и льет бузу на ее голову.

Несколько молодых людей, главным образом рабов, становятся за ним, держа чаши, наполненные этим напитком, и ломти пресного хлеба с сыром. После жертвоприношения, старейшина берет одну из этих чаш, и хлеб, делая подношение Верховному Существу: затем он благословляет их, и передает их самому старшему члену общества, который вкушает от них. Молодые люди подносят ему еще, он жертвует их Мериссе, а затем передает следующему по возрасту старику» [Тетбу де Мариньи, 2015, с. 37-38].

Другой рисунок иллюстрирует обряд приношения кресту, в котором принял участие сам автор дневника [Тетбу де Мариньи, 2015, с. 58].

Приносить жертву кресту общепринято, для черкесов, торгующих по стране, тех кто с победой возвращается из набега, или связал себя какой‐нибудь клятвой. Вещи, предназначенные в жертву, прикрепляются к самому кресту, или к дереву, которое его поддерживает. Никто из жителей не смеет их трогать, и разоряют их только враги, делающие набеги на страну. Последние, хоть и исповедуют ту же религию, не уважают святость места, и грабят все что найдут.Тэбу де Мариньи. «Путешествие в Черкесию».

Обряды поклонения кресту среди западных адыгов рассматриваю как наследие христианства, распространенного на Западном Кавказе до турецкой экспансии. Молитва с чашей и хлебом напоминает таинство евхаристии, а женское божество – покровительница пчел Мерисса, которой полагалось второе приношение, если верить Тэбу де Мариньи, носила также имя Мейрем – т.е. Девы Марии [Дбар (архимандрит Дорофей), 2023, с. 85-89; Тетбу де Мариньи, 2015, с. 35, 71].

© Княжество Феодоро, 2024

Литература:

  1. Брун Ф.К. Тетбу де Мариньи: Некролог / Ф.К. Брун // ЗООИД. – 1860. – Т. 4 (Отд. 1). – С. 417-419.
  2. Дбар (архимандрит Дорофей) Д. Моления у крестов причерноморских адыгов в долине реки Пшада (по данным Тэбу де Мариньи)/ Д. Дбар (архимандрит Дорофей) // Вестник Академии наук Абхазии. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – № 13. – С. 72-98.
  3. Колли Л.П. Иван Иванович Грапперон. Биографический очерк / Л.П. Колли // ИТУАК. – 1905. – № 38. – С. 38-47.
  4. Мальгина М. Виды Крыма первой половины XIX века / М. Мальгина. – Симферополь: СОНАТ, 2006. – 260 с.
  5. Тетбу де Мариньи. Путешествие в Черкесию / Тетбу де Мариньи; пер. Р.О. Корсаков. – Санкт-Петербург: Невские берега, 2015. – 124 с.
  6. Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII – середина XIX в.) / И.В. Тункина. – Санкт-Петербур: Наука, 2002. – 674 с.
  7. Філас В.М. Живопис та графіка як джерело з історії Південної України останньої чверті XVIII – середини ХІХ ст.: Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора історичних наук за спеціальністю 07.00.06 – історіографія, джерелознавство та спеціальні історичні дисципліни / В.М. Філас. – Київ: Інститут української археографії та джерелознавства ім. М.С. Грушевського НАН України, 2019. – 531 с.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии