Спустя совсем немного времени после синопской кампании новый сельджукский султан Ала ад-Дин Кей-Кубад (1219–1237) предпринял следующий решительный шаг по овладению ключом к Черному морю, внезапным ударом захватив Сугдею (Судак).

В 1222 году правителем Трапезунда стал полководец Андроник I Гид (1222–1235). На второй год правления новый император и сын султана Ала ад-Дина, известный в греческих источниках под именем Мелик («Царь»), обменялись клятвами, обещая не нападать друг на друга, дабы их подданные жили в мире и спокойствии. Ради этого Андроник подтвердил положения позорного для империи договора 1214 года, обязывавшего Трапезунд поставлять ежегодную дань и вспомогательное войско туркам. Однако вскоре сами сельджуки нарушили мир.

Третья трапезундско-сельджукская война
Однажды греческий корабль, что вез годовые подати, «собранные с Херсона и городов тамошней Готфии» из-за бури вынужден был зайти в порт Синопа. Турецкий губернатор Рейс Хетум «разграбил судно, завладев находящимися на нем суммами», а весь экипаж вместе с важным налоговым чиновником Алексеем Пактиари захватил в плен. Не удовольствовавшись этой пиратской акцией, он «послал против Херсона вооруженные суда и опустошил его окрестности». Так лаконично сообщает об этом событии митрополит Иосиф Лазаропул в своем рассказе о чудесах святого Евгения Трапезундского, составленном в 60-х годах XIV века.

Больше деталей мы узнаем из сочинения придворного сельджукского хрониста Ибн-ал-Биби, описавшего турецкий поход на Крым по горячим следам. Если Лазаропул пробует возложить ответственность за нарушение мира на провинциального чиновника — губернатора Синопа Рейс Хетума, всячески выгораживая султана, то летопись Ибн-ал-Биби, напротив, позволяет сделать вывод, что военная кампания против заморских провинций Великих Комнинов велась по приказу самого Ала ад-Дина Кей-Кубада.
Ибн-ал-Биби объясняет начало конфликта происками «неверных». Некий сельджукский купец направился для торговли в земли кипчаков и русских. Когда он достиг Хазарской переправы (Керченского пролива), то на него напали и забрали все товары. Разгневанный султан, узнав об этом, приказал снарядить войско, поставив его главой амира Хусам-ад-дина Чупана.
Сельджуки в Крыму
Как только в Сугдее стало известно о приближении турецкой флотилии, горожане отправили гонца к половецкому хану, ставка которого находилась где-то неподалеку. Тот собрал войско, однако решил ничего не предпринимать, прежде чем сугдейский посол к командующему сельджукской эскадрой, не выяснит, куда и с какой целью она направляется.
Переговоры оказались неудачными. Амир не принял предложенный ему денежный подарок, потребовав капитуляции города.
Тем временем сельджуки начали высадку десанта. Обустроив военный лагерь, Хусам-ад-дин закатил пир, чтобы вдохновить своих воинов на битву.

Загадка русского князя
Ибн-ал-Биби не смог удержаться от того, чтобы не приукрасить победу сельджуков, написав, что половцы обратились к какому-то русскому князю, который направил им в помощь вспомогательный отряд, но, узнав о поражении союзников, предпочел не выступать с основными силами, а изъявить покорность султану. Его посол доставил Хусам-ад-дин Чупану «большие подарки, состоящие из лошадей и русского льна и 20 000 динаров». От имени своего господина он пообещал, что тот будет выплачивать бадж (таможенный сбор) и харадж (налог на пользование землей для немусльсман), тем самым признав себя подданным Сельджукской державы. Посол три дня провел в палатке для гостей, ожидая ответа, а на четвертый турецкий амир заявил, что примет его дары, уведомит султана о покорности русских и отпустил домой.

В прошлом веке бытовало мнение, что упомянутый в хронике русский князь правил в Тмутаракани. Однако в конце XI века она перешла под власть Византии, и для автора «Слова о полку Игореве» была «землёй незнаемой».
Также следует отбросить гипотезы, авторы которых полагают, что речь может идти о рязанском или черниговском князьях. Согласно Ибн-ал-Биби, описываемые им события (отправка гонцов от половецкого хана к русскому князю, подход вспомогательного войска и русское посольство к Хусам-ад-дин Чупану) заняли несколько дней, а не недель или даже месяцев, как можно было бы ожидать, если бы речь шла о сношениях со столь далекими землями.
Скорее всего придворный историк попросту выдумал сюжет о русском князе, желая в апологетических целях преувеличить масштаб завоеваний Ала ад-Дина.
Падение Сугдеи
Узнав о поражении половецкого войска, сугдейцы пали духом. Отныне они могли рассчитывать только на собственные силы и молитвы своего небесного заступника — святого Стефана Сурожского.
На седьмой день после победы над половцами турецкое войско бросилось на штурм города под звук кимвалов, свирелей и ливийских инструментов. Защитники «сражались нефтью, черхами, стрелами и камнями». Черхами назывались большие станковые луки, распространившиеся в Европе под влиянием китайской военной техники. Под «нефтью» имеется в виду применение «греческого огня», метавшегося при помощи ручных огнеметов — «сифонов».

В районе Керчи и на Тамани археологами обнаружены многочисленные находки черепков от средневековых амфор со смолистым осадком на дне и на стенках. Химический анализ позволил установить, что эти амфоры служили для перевозки нефти, по своему составу идентичной керченской и таманской. Нефть была главным компонентом горючей смеси, которая применялась в военных целях, как на императорском флоте, так и при осаде или защите крепостей. С ее помощью защитники могли, в частности, уничтожать осадные орудия врага. Учитывая, что месторождения нефти находились недалеко от Сугдеи, неудивительно, что ее жители, знали тайну самого грозного оружия византийцев.
Сельджуки не смогли взять хорошо вооруженный и укрепленный город штурмом. Тогда их командующий прибег к хитрости. Мусульмане сделали вид, что отступают, тем самым выманив отряд сугдейских воинов из города, после чего решительным натиском разбили его. Деморализованные разгромом ударных сил городские старшины приняли решение сдаться на милость султана.
Условия капитуляции не ограничивались выплатой дани. Сугдея должна была превратиться в «землю ислама», живущую по законам шариата.

Борьба за Синоп
Захват мусульманами Сугдеи — города хорошо известного итальянским купцам, наделал шума в том числе и в Западной Европе. Римский папа Григорий IX даже пообещал индульгенцию тем, кто отправится в крестовый поход для отвоевания христианских земель, находящихся по соседству со страной куманов, которые захватил сельджукский султан. Впрочем, желающих принять участие в этом рискованном мероприятии, судя по всему, не нашлось.
Как следует из рассказа Ибн Биби, сельджукская экспедиция в Крым была хорошо организована и тщательно спланирована. Трапезундцы не могли помочь осажденной Сугдее, так как для этого у них просто не было времени. Кратчайший путь из Малой Азии в Крым лежит через Синоп. В XIII–XV вв. использование благоприятных погодных условий и морских течений позволяло преодолеть его всего за несколько дней. Столица Великих Комнинов находилась дальше от Судака, и когда там узнали о нападении сельджуков, его жители уже собирали свой скот, лошадей и другое имущество для выплаты контрибуции победителю. Однако Андроник Гид был умелым и энергичным полководцем, и он быстро нанес врагам ответный удар.

Греки не только «весело возвратились домой», но и оставили в Синопе свой гарнизон. Захватив его, они получили возможность перерезать сообщение султаната с Крымом.
Сельджукам понадобилось время, чтобы собрать силы и вновь завоевать этот хорошо укрепленный город. Из сообщений восточных авторов мы знаем, что в 1228 году султан Кей-Кубад вынужден был вести джихад против «безбожников» с целью завоевания их крепостей, среди которых был и Синоп.

Чудо святого Евгения
Небольшую передышку христиане получили в связи с появлением в Восточной Анатолии хорезмийцев во главе с Джелал ад-Дином, отступавших на запад под натиском монголов. Опасаясь вторжения на свою территорию, Кей-Кубад собрал и направил им на встречу большое войско, которое летом 1230 года нанесло беглецам из Средней Азии сокрушительное поражение в битве на поле Йасы-Чаман в 20 километрах от трапезундской границы.

Султан решил развить успех и одним ударом уничтожить своих старых врагов — греков. Сразу после сражения с хорезмийцами сельджуки вторглись в пределы Трапезундской империи.
Узнав об этом, Андроник Гид деятельно начал готовиться к обороне своей столицы, укрепив гарнизоны соседних крепостей и горные ущелья, через которые враги могли проникнуть к сердцу его владений. Во главе небольшого отряда он смело атаковал передовые части сельджукской армии, продвигавшиеся к Трапезунду, и нанес им внушительный урон. Но силы были неравны, и греки укрылись за городскими стенами.

Турки во главе с Меликом, несмотря на ожесточённое сопротивление, подошли к Трапезунду. Но попытка взять его штурмом не удалась. Защитники во главе с императором, не только сражались на стенах, но и совершали успешные вылазки, вступая в бой с неприятелем. По ночам лагерь сельджуков тревожили христианские отряды, оставшиеся в тылу, угоняя лошадей и нанося всяческий вред осаждавшим. Наконец, ухудшение погодных условий: гроза, сильный дождь и град, заставили Мелика снять осаду. Греки приписали это событие чуду св. Евгения Трапезундского — покровителя города.
В ущельях Халдии отступающие сельджуки стали легкой добычей для местных партизан. Горцы атаковали захватчиков, грабили, убивали их, а пленных обращали в рабство. Отступление превратилось в паническое бегство. Среди попавших в плен оказался и Мелик. Поражение турок было полным и сокрушительным. Царевич в обмен на свое освобождение согласился заключить мирный договор. Согласно его условиям, Трапезунд освобождался от установленной в 1214 году дани, включая обязательство в знак зависимости от султана посылать в его армию воинский контингент.

Судьба Судака
Лазаропул в своем рассказе о чудесах святого Евгения не посчитал нужным сообщить о судьбе заморских владений Великих Комнинов, так как его мало интересовали события, происходившие на далекой северной периферии.
Влиятельный российский византинист В. Г. Васильевский, автор первого капитального труда, посвященного истории средневековой Сугдеи, пришел к выводу, что заключение мира с Трапезундской империей подвело черту под недолгим периодом сельджукского господства. Он обратил внимание на церковную службу в память святого Стефана Сурожского, составленную, как он полагал, местными греческими священнослужителями в XIII веке. В одном из ее канонов воспевается победа, одержанная над мусульманскими завоевателями («агарянами»), которые хотели причинить зло городу, но были посрамлены: «Падоша востающии на ны, отче, твоими молитвами побеждаеми, агаряни внуцы, хотящии достояние твое озлобити, и смех убо быша, и ругание, падения своего плачуще». Здесь же содержится молитва с просьбой о даровании дальнейших побед «крестносному царю нашему», в котором исследователь видел Андроника Гида, разбившего войско сельджуков в конце лета или начале осени 1230 года.

В свою очередь автор турецкой обработки хроники Ибн ал-Биби упомянул, что, согласившись выплачивать дань сельджукам, «неверные» жили под их покровительством «до татарской смуты», т.е. до монгольской экспансии в Восточную Европу и Малую Азию, которая затронула и Крым.
История Крыма – S1 E5: Завоевание Судака сельджуками (1225–1230)
© Княжество Феодоро, 2025
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.
Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.