Совет Игоря с дружиной

Князь Игорь, древляне и крымские готы

В книге А. Л. Никитина «“Повесть временных лет” как исторический источник», увидевшей свет без малого четверть века назад, содержится гипотеза, имеющая далеко идущие последствия для истории Крыма. По мнению автора, летописные древляне — это крымские готы, а киевский князь Игорь был убит на территории полуострова.

Византийский флот отражает атаку Руси в 941 году
Византийский флот отражает атаку Руси в 941 году. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы (XI в.). Сod. Vitr. 26-2, fol. 130, Madrid National Library.

Русь на Боспоре Киммерийском

Византийский хронист Лев Диакон в своей «Истории» трижды упоминает Боспор Киммерийский, всякий раз связывая его с Русью. Так, рассказывая о начале правления императора Иоанна Цимисхия (969–976), учёный грек сообщает, что тот отправил посольство к князю Святославу с требованием, чтобы он, получив награду за поход против болгар, удалился в свои земли и к Киммерийскому Боспору.

Когда Иоанн начал военные приготовления, он отправил к устью Дуная флот, чтобы «скифы» не могли воспользоваться морским путём и отплыть на родину или к Киммерийскому Боспору. Отправленные перед этим послы должны были напомнить Святославу, что его отец Игорь пошёл против Византии с множеством хорошо вооруженных кораблей, а на Боспор Киммерийский бежал только с десятком лодок [Карышковский, 1960; Копыленко, 1988, с. 55–56, 57, 68].

«Игорь иде в Дерева в дань»

Согласно «Повести временных лет» Игорь погиб в 945 году вскоре после похода на греков во время сбора дани с древлян, недовольных её увеличением и творимыми игоревыми дружинниками насилиями.

«Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит“… и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле».Повесть временных лет
Убийство Игоря древлянами по приказу князя Мала у города Искоростеня
Убийство Игоря древлянами по приказу князя Мала у города Искоростеня. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV в.)

Важным аргументом, позволяющим А. Л. Никитину обосновать гипотезу о смерти Игоря в Крыму, является пролог к «Повести временных лет» о расселении потомков Ноя по земле, заимствованный древнерусским летописцем из «Хроники» Георгия Амартола.

Таблица народов

Летописец перечисляет северные и западные земли, доставшиеся сыну ветхозаветного патриарха Иафету в следующем порядке: «Мидия, Алъванья, Арменьа Малая и Великая, Кападокия, Фефлагони, Галатъ, Кольхись, Воспории, Меоти, Дереви, Саръмати, Тавриани, Суфиа, Фраци, Макидонья» и т. д. [Лихачев, 1996, с. 7].

Раздел мира между сыновьями Ноя
Раздел мира между сыновьями Ноя согласно Ипполиту по Т. Шмидту.

Все эти названия легко локализуются, при этом видно, что, составляя список, автор руководствуется внутренней логикой, двигаясь с востока на запад от Ирана (Мидия) через Закавказье и Армянское нагорье (Албания, Великая и Малая Армения) в Малую Азию (Каппадокия, Пафлагония, Галатия). Затем он разворачивается на север, перемещаясь вдоль берега Черного Моря по направлению к Керченскому проливу и устью Дона (Боспор, меоты, Сарматия), и далее следует на запад в сторону Балкан (жители Таврики, Скифия, Фракия, Македония).

Но что это за загадочная Деревия, которая помещена между Боспором и меотами с одной стороны и Сарматией и жителями Таврики с другой где-то в районе Приазовья, Керченского пролива и Крыма?

Крымские готы

По мнению А. Л. Никитина «дереви» соответствуют летописным «деревлянам», т. е. древлянам, которых исследователи обычно помещают в Полесье на границе Украины и Беларуси. Их, в свою очередь, он отождествил с готами-тервингами (от др.-герм. «tre» — «дерево»), а имя князя Мала связал с готской королевской династией — Амалов [Никитин, 2001, с. 106, 114, 212].

Информация из Льва Диакона о том, что Игоря постигла жалкая судьба, когда отправившись в поход против германцев, он был «взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое» [Копыленко, 1988, с. 57, 200 (прим. 69)], служит важным дополнительным аргументом. Ведь единственными «германцами», проживавшими в то время в ареале, связанном с военно-политической активностью Руси, были крымские готы.

Расселение готов в V веке
Расселение готов в V веке. Фрагмент карты России, Германии, Дании, Норвегии, Швеции, 1850 г.

Всё это позволило исследователю сделать смелый вывод, что князь Игорь принял смерть от рук готов-тервингов (т. е. «лесных готов») не на правобережье Днепра, а в Крыму [Никитин, 2001, с. 208, 214].

В связи с вышесказанным возникает ещё один вопрос: не связана ли летописная Деревия со страной Дори (Δόρυ), где жили, согласно Прокопию Кесарийскому, крымские готы?

Дервия

В комментариях Д. С. Лихачева к изданию «Повести временных лет» читаем: «Дереви — в «Хронике» Георгия Амартола эта область называется Δέρβις. Что это за область (или народ) — не ясно. В «Деяниях святых Апостолов» упоминается город Дервия в малоазиатской провинции Ликаония, которая граничила с Фригией, Исаврией, Киликией, Галатией» [Лихачев, 1996, с. 382].

Однако это предположение, на мой взгляд, невозможно принять по целому ряду причин.

Во-первых, в перечне даются названия областей и народов, но никак не городов.

Во-вторых, из текста однозначно следует локализация Деревии в Северном, а не в Южном Причерноморье.

В-третьих, в греческом оригинале стоит Δέρβις [Истрин, 1920, с. 582], а не Δέρβη, что соответствовало бы Дервии из «Деяний апостолов».

Наконец, Ликаония — область, в которой находилась малоазиатская Дервия, отнесена автором «Хроники» к владениям Хама, а не Иафета.

Дербики

Непонятное слово Δέρβις похоже на название народа дербиков (Δέρβικες). Согласно Ктесию они сопротивлялись военно-политической экспансии Кира Великого, и в битве с ними царь примерно в 530 году до н. э. получил смертельную рану. Однако в конце концов их земли были присоединены к Персидской империи. Жестокость обычаев дербиков стала причиной, по которой поздние греко-римские авторы охотно включали сообщения о них в свои труды. Рассказывали, что они считали умерших своей смертью несчастнейшими из людей и потому убивали и поедали своих стариков [Пьянков, 2013, с. 28, 459–460, 467, 475].

Карта Помпония Мелы
Каспийское и Черное моря по представлениям Помпония Мелы.

Помпоний Мела, составивший свою «Хронографию» в середине I века н. э., полагал, что дербики жили в северо-восточном Прикаспии, будучи соседями кочевых скифов [Подосинов, 2017, с. 305, 357]. Позднеримский географ Юлий Гонорий, чьё время жизни выпадает на период с середины IV по середину VI века, поместил их среди восточных племен и одновременно включил в перечень народов, обитающих вдоль Северного океана, к каковым он относил также скифов, борисфенитов, колхов, массагетов, бактрийцев и других [Подосинов, 2002, с. 118, 126, 137 (прим. 40), 142–143 (прим. 74)].

Автор анонимной «Равеннской космографии» (конец VII века) называл область Дербикион (Derbicion) среди земель, расположенных рядом с заливом Гиркании, под которым подразумевал Каспийское море, считавшееся заливом Северного океана [Подосинов, 2002, с. 186–187, 223 (прим. 103, 108), 224 (прим. 110)]. Здесь же, к востоку от саков-скифов, дербики помещены на Певтингеровой таблице [Подосинов, 2002, с. 372–375].

Северный Прикаспий на Певтингеровой карте
Северный Прикаспий на Певтингеровой карте. Österreichische Nationalbibliothek Wien. Cod. 324

Главное возражение против отождествления Деревии с народом дербиков заключается в том, что последние жили намного восточнее и могли попасть в Северное Причерноморье только в результате ошибочного переноса их на запад.

Дандарии

Что знали о Деревии/Δέρβις предшественники Амартола, у которых он черпал свою информацию? Одна из наиболее подробных «Таблиц народов» содержится в «Пасхальной хронике». Составленная анонимным византийским автором и обрывающаяся 628 годом, она включает свод данных по мировой истории, начиная от сотворения мира и до времени правления императора Ираклия (610–641). В ней параллельная часть списка областей, отошедших потомству Иафетову, выглядит следующим образом: «Боспор, Меотида, Деррида, Сарматия, Таврианида» [Самуткина, 2004, с. 85–86].

В свою очередь её автор опирался на «Хронику» Ипполита Римского [Самуткина, 2004, с. 12–13], завершенную около 235 года, где перечислены «Βοσπορινήῇ, Μαιῶτις, Δέρρης, Σαρματίς, Ταυριανή». И переводчик «Пасхальной хроники» на русский язык Л. А. Самуткина и автор английского перевода «Хроники» Ипполита Том Шмидт не предложили своих версий локализации Δέρρης (Дерриды), сославшись на предложенное почти столетие назад Йозефом Марквартом исправление <Δαν>δαρις (Дандарида, Дандария) [Самуткина, 2004, с. 86 (прим. 2); Bauer, 1929, p. 232; Schmidt, 2017, p. 206 (n.65)].

Ранний железный век и античная эпоха на Кубани
Ранний железный век и античная эпоха на Кубани.

Дандарии (Δανδαριοι) — племя на юго-восточном берегу Азовского моря, впервые упомянуто Гекатеем Милетским, жившим в VI веке до н. э. В IV веке до н. э. их земли были присоединены к Боспорскому царству. Цари Левкон I (389/388–349/348 годы до н. э.) и его сын Перисад I (344–310 годы до н. э.) именовали себя правителями меотов, псессов и дандариев (IOSPE, II, №№ 66 и 344) [Латышев, 1947a, с. 299].

Страбон причисляет их к меотийским народам и сообщает, что боспорский царь Фарнак отвел течение Гипаниса (Кубани) и затопил их страну [Латышев, 1947b, с. 271–272]. По Плутарху дандарии во главе с вождём Олтаком поддерживали Митридата Евпатора в его борьбе с Римом [Латышев, 1947b, с. 340]. Последний царь дандариев и их город Соза упомянуты Тацитом в связи событиями неудачного антиримского мятежа, поднятого на Боспоре Митридатом VIII в 44 году н. э. [Латышев, 1904, с. 238].

Расселение дандариев в Приазовье
Расселение дандариев в Приазовье. Фрагмент карты Боспорского царства Гийома Сансона (Bosphorus Cimmerius et regnum Bosphoranum / ex collectionibus geographicis Gulielmi Sanson, 1665)

После этого события дандарии, разгромленные римлянами, ушли с исторической сцены, и их, спустя некоторое время, забыли.

Правда автору «Равеннской космографии» была известна страна Дардания (Dardania), охватывавшая обширные территории к северу от Черного моря, среди городов которой был Дандариум (Dandarium). Но помещал он его по соседству с Ольвией, поэтому вполне возможно, что этот город никак не связан с приазовскими дандариями (IV.5,V.11) [Подосинов, 2002, с. 194, 201, 215 (прим. 56), 265 (прим. 353), 267 (прим. 365)].

Карта Равеннского анонима
Местоположение Дардании по Равеннскому анониму.

Гипотеза Й. Маркварта хорошо согласуется с данными античной географии. Дандарии действительно жили там, где «Таблица народов» помещает Дерриду/Деревию. Однако её принятие требует исправления текста источника.

Подводим итоги

На сегодняшний день нельзя с уверенностью локализовать страну, обозначенную в «Повести временных лет» как Деревия. Однако тот факт, что её название в форме Деррида фигурировало уже в тексте, созданном в первой половине III века, позволяет снять с повестки дня возможную его связь с летописными древлянами и крымскими готами, опровергая важный аргумент сторонников существования Азово-Черноморской Руси.

© Княжество Феодоро, 2025

Литература:

  1. Истрин В.М. Книги временные и образованые Георгия Мниха : Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Текст, исследование и словарь. Т. 1: Текст / В.М. Истрин. – Петроград, 1920. – 633 с.
  2. Карышковский П.О. Лев Диакон о Тмутараканской Руси / П.О. Карышковский // ВВ. – 1960. – Т. 17. – С. 39-51.
  3. Копыленко М.М. Лев Диакон. История / М.М. Копыленко. – Москва: Наука, 1988. – 237 с.
  4. Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т. 2: Латинские писатели (Выпуск 1-й) / В.В. Латышев. – Санкт-Петербург, 1904.
  5. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Греческие писатели / В.В. Латышев // ВДИ. – 1947a. – № 1. – С. 280-316.
  6. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Греческие писатели / В.В. Латышев // ВДИ. – 1947b. – № 4. – С. 169-291.
  7. Лихачев Д.С. Повесть временных лет / Д.С. Лихачев. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Наука, 1996. – 667,[1] с.
  8. Никитин А.Л. Основания русской истории. Мифологемы и факты / А.Л. Никитин. – Москва: Аграф, 2001. – 766 с.
  9. Подосинов А.В. Восточная Европа в римской картографической традиции: Тексты. Перевод. Комментарий / А.В. Подосинов. – Москва: Индрик, 2002. – 486 с.
  10. Подосинов А.В. Помпоний Мела. Хорография / А.В. Подосинов. – Москва: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 с.
  11. Пьянков И.В. Средняя Азия и Евразийская степь в древности / И.В. Пьянков. – Санкт-Петербург: Петербургское лингвистическое общество, 2013. – 736 с.
  12. Самуткина Л.А. Пасхальная хроника / Л.А. Самуткина. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2004. – 214, [1] с.
  13. Bauer A. Hippolytus Werke: Vol. 4: Die Chronik / A. Bauer. – Leipzig: J. C. Hinrichs, 1929. – 562 p.
  14. Schmidt T.C. Hippolytus of Rome. Commentary on Daniel and ‘Chronicon’ / T.C. Schmidt. – Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2017. – 303 p.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.

Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии