На вершине горы Кошка, в сердце южного берега Крыма, находятся остатки крепости Лимена-Кале — уникального памятника истории и архитектуры.

Старое крымскотатарское название Кош-Кая было переосмыслено русскоязычным населением, поскольку в профиль гора напоминает лежащую кошку. Она представляет собой южную оконечность Лименского хребта, который спускается со стороны яйлы в сторону моря, нависая с запада над посёлком Симеиз.

«Крепость у залива»
С востока и запада гору ограждают головоломные скальные обрывы с гигантскими каменными осыпями у подножий. Подняться по ним, не обладая навыками альпиниста, сложно. Южный склон не менее крут и скалист. Для создания крепости достаточно было перегородить стеной седловину, отделяющую южную часть хребта от его основного массива. В XIX веке местные татары называли её Лимена-Кале (от греч. limen — «бухта», «залив» и турецк. kale — «крепость»), «Крепость у залива».

Общая длина северного рубежа обороны с учётом естественных препятствий — 120 метров. Крепостная стена из трёх куртин, сложенных из бута на известково-песчаном растворе, построена между двумя неприступными скальными бастионами и тянется с северо-востока на юго-запад. Её толщина у основания около 2,5 метров. С экскурсионного маршрута видны лишь несколько рядов кладки, но если не полениться и, спустившись вниз, осмотреть стену с наружной стороны, то легко убедиться, что она выглядит весьма внушительно, кое-где сохранившись на человеческий рост. Развалы камней позволяют предполагать, что высота стены достигала 6–8 метров.

На её восточном фланге находился проход в укрепление. Здесь строители оборудовали трапециевидный выступ, в результате чего образовался коридор с двойными воротами, известный в римской инженерной науке как клавикула. Позже к фланговому бастиону был пристроен отходящий под прямым углом, а затем поворачивающий на северо-запад, парапет, придающий проходу в крепость Г-образную форму.
Дополнительно стену усилили двумя башнями, размерами 2,6 х 5,2 м и 2,6 х 4,7 м. Правда, в отношении первой из них, более близкой к воротам, такое определение выглядит несколько преувеличенным. Её внутренняя часть была завалена камнями, т. е. на самом деле она представляла собой простой башенный выступ. Вторая находилась в 47 метрах от ворот, и в ней устроили калитку для вылазок.

С юга, запада и востока необходимости в искусственных оборонительных сооружениях почти не было. Лишь кое-где строителям пришлось завалить обломками скал узкие расселины, дополнительно укрепив их короткими стенками.
На территории укрепления между хаотически наваленными каменными глыбами открыто около трёх десятков четырёхугольных жилых построек. Все они небольшие, с площадью помещений от 9 до 20 кв. м. Некоторые расположены обособленно, а некоторые образуют сплошные ряды. По развалам камней удалось определить, что их высота не превышала 2,5 м [Фирсов, 1990, с. 298–331].

Сейды и дольмены
Первым упомянул крепость на горе Кошка П. С. Паллас в сочинении «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства», составленном на основе путевых заметок, составленных в 1793–1794 годах, отметив, что местные жители называют его просто «Иссар» (от крымскотат. isar — «стена») [Паллас, 1999, с. 73].
Второе название — «Лимена-Кале», под которым памятник известен сегодня, упоминается в работе П. И. Кеппена «О древностях южного берега Крыма и гор Таврических», куда включено его подробное описание и глазомерный план, составленный художником Яковом Маурером. Во время посещения крепости исследователь отметил остатки известкового раствора в стенах, однако ошибочно принял западную скальную гряду за рукотворное оборонительное сооружение, сложенное из гигантских каменных глыб [Кеппен, 1837, с. 199–202].

На южном обрыве хребта он обратил внимание на интересный объект:
Валуны весом в несколько тонн, установленные на небольшие камни-«подставки», распространены на Кольском полуострове, где их называют «сейдами». Местные жители считают их культовыми объектами, обладающими священными свойствами. Предлагались различные версии происхождения сейдов: таяние ледников, сейсмическая активность, извержения вулканов. Некоторые исследователи считают их рукотворными мегалитическими сооружениями [Тесленок, Саушкина, 2023; Шахнович, Кулькова, 2020, с. 164 (прим. 2)]. Ещё один лименский сейд находится на восточной скальной гряде, подняться куда с территории городища можно по расселине, ведущей через каменные развалы и осыпи.

В июле 1890 года антрополог Н. И. Лыжин, узнав о существовании древнего могильника на Лименском хребте, в непосредственной близости от крепости, обследовал на нём шесть погребальных сооружений.
«Это могилы, составленные из четырёх гранитных, а иногда песчаных плит, поставленных вертикально, почти в квадрат и прикрытых пятой, более тяжёлой плитой, … имеющие в длину 1 ¾ метра, в ширину и глубину 1 ¼ метра» — сообщил он в отчёте, подготовленном для Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Ничего кроме черепков глиняной посуды в них не было, но на основании обмера найденного черепа, антрополог сделал вывод, что его обладатель «принадлежал… длинноголовому племени». Он также отметил, что подобного рода могильники тянутся через горы с юга-запада полуострова на северо-восток до Судака, где исчезают [Лыжин, 1890, с. 339]. Раскопки А. Л. Бертье-Делагарда, предпринятые осенью 1904 года, также не дали никаких находок кроме нескольких бронзовых колец и бляшек [Штерн, 1906, с. 20 (прим. 2)].

Летом 1907 года лименским некрополем заинтересовался находившийся на отдыхе в Крыму мастер исторической живописи А. М. Васнецов. К своему докладу о поездке в Крым, представленному Московскому археологическому обществу, он приложил план памятников Симеиза и два этюда с видами древнего кладбища. Заметив, что у местных жителей оно известно под названием «тавро-скифского» художник сделал имевшее далекоидущие последствия предположение, что кладбище принадлежало обитателям Лимена-Кале [Васнецов, 1914].
С древнейшим известным по письменным источникам народом полуострова — таврами связал могильник Н. Л. Эрнст, полагавший, что на вершине Кошки имелось таврское поселение или укрепление, на месте которого была построена «средневековая греко-готская крепость» [Эрнст, 1935, с. 423–433].
Кошка — родина славян
В 50-60-х годах прошлого века Лимена-Кале оказалась в центре полемики, которую вели руководитель отдела истории и археологии Крымского филиала Академии наук СССР П. Н. Шульц и археолог-любитель Л. В. Фирсов. Кроме сугубо научной составляющей она имела и политическую сторону.
Депортация крымских татар, греков, армян, других народов, равно, как и массовый приезд в регион славянских переселенцев изменили этническую карту полуострова. Происходившее требовало историко-идеологического обоснования, поэтому при создании Крымского филиала Президиум АН СССР поставил ему чёткую цель «изучения истории Крыма как неотъемлемого звена истории народов СССР и русской истории».
Господствовавшая в те годы стадиальная теория Н. Я. Марра позволяла, пусть и с очевидной натяжкой, записать древнейших обитателей полуострова в предки «великого русского народа». Автохтонов тавро-скифов противопоставляли «иноземным агрессорам»: римлянам, готам, генуэзцам, татарам, туркам и немцам. П. Н. Шульц и его единомышленник П. Н. Надинский, автор тенденциозных «Очерков по истории Крыма», обвиняли своих предшественников том, что они в угоду мировому империализму намеренно преуменьшали роль местного населения, прежде всего тавров, которые «трактовались как “крымские троглодиты”» [Майко, Юрочкин, 2017, с. 171–213; Юрочкин, 2017, с. 368–377].

С целью доказать, что тавры находились на достаточно высокой стадии социального развития, позволяющей рассматривать их в качестве «борцов с греко-римскими оккупантами» крымский филиал Академии наук в 1950 и 1955 годах инициировал обследование могильника и раскопки укрепления на горе Кошка.
Близость некрополя с каменными ящиками и находки на городище лепной керамики привели П. Н. Шульца к убеждению, что крепость Лимена-Кале была построена таврами в VII–VI веках до н. э. Дополнительный аргумент дало использование больших каменных глыб в основаниях стен и башен, что, по мнению исследователя, должно указывать на глубокую древность.

Результаты раскопок на Кошке и обследования крепостей на вершинах гор Крестовой, Аю-Даг, Кастель, Сераус, Ай-Йори и на мысе Ай-Тодор позволили их организатору сделать вывод, что таврские племена построили на Южном берегу Крыма целую сеть находившихся в визуальной видимости друг от друга укреплений, связь между которыми осуществлялась при помощи огня и дыма. Впоследствии на месте этих крепостей возникли средневековые замки-исары [Шульц, 1957].
Маститому учёному осмелился возразить молодой геолог Л. В. Фирсов. В течение нескольких лет он работал на Лимена-Кале и получил неоспоримые данные в пользу датировки укрепления Средними веками. Об этом свидетельствовали и кладка стен, идентичная кладке на крепостях византийского времени, и наличие в них вяжущего раствора, и находки на городище гончарной керамики и кровельной черепицы. Исследователь обратил внимание на следы перестроек на укреплении: в какой-то момент времени воротный проезд был усилен парапетом, пристроенным к фланговому бастиону, а куртины, в местах, где они подверглись влиянию оползня, усилены дополнительными панцирями. Но во время этих работ использовались те же техники, что при возведении самого укрепления [Фирсов, 1990, с. 288–338].

К счастью, дискуссия велась уже после смерти товарища Сталина, когда обстановка в стране принципиально изменились, и учёные могли больше не опасаться лагерных сроков за отклонения от генеральной линии партии. В результате поиски «предков славян» в Крыму были свёрнуты, а таврская гипотеза со временем оставлена как не получившая археологических подтверждений
Замок или крепость?
Однако остался вопрос о возрасте укрепления, который было сложно разрешить в связи с плохой изученностью и отсутствием надёжных методик датировки керамического материала. Л. В. Фирсов относил крепость Лимена-Кале, как и другие исары Южного берега, к «раннесредневековому или вообще средневековому (XII–XIII века) времени» [Фирсов, 1990, с. 337].
О. И. Домбровский, под руководством которого в 1963 году на Кошке велись небольшие раскопки, предполагал, что около X века здесь возникло поселение, обитатели которого ютились в примитивных хижинах, больше напоминающих звериные берлоги и мало чем отличающихся от таврских полуземлянок. Только в XIV–XV веках оно было обнесено боевой стеной с башнями и воротами, а на самом городище появились относительно большие жилые дома [Домбровский, 1974, с. 30–31]. Е. А. Паршина на основании тех же самых данных отнесла возникновение укрепления на горе Кошка к XII веку [Паршина, 1974, с. 94].
В. Л. Мыц в своей работе опубликованной в 1991 году, назвал Лимена-Кале замком XIII–XV веков [Мыц, 1991, с. 142-143], в чём прослеживается влияние советской идеологии, требовавшей от историков руководствоваться учением о смене социально-экономических формаций, в соответствии с которой в указанный период времени на полуострове должен был существовать развитой феодализм. Между тем на городище до сих пор не найдено ничего, что хотя бы отдалённо напоминало жилище феодала.

В одной из недавних публикаций тот же автор охарактеризовал Лимена-Кале уже не как замок, а как сторожевое укрепление, построенное, наряду с другими южнобережными исарами, по инициативе трапезундских властей с целью защиты своих владений на полуострове от грабительских рейдов сельджуков и монгольской угрозы. Кроме того исследователь сузил предполагаемое время существования памятника до 20–70-х годов XIII века [Мыц, 2020]. Однако и эту датировку не стоит рассматривать как окончательный вердикт, поскольку она появилась не в результате введения в оборот новых археологических материалов с территории городища, а теоретических и типологических построений.
В настоящее время известно, в что в рамках плана деятельности Научно-образовательного центра «Археологические исследования» Севастопольского государственного университета исар Лимена-Кале включён в список объектов, где в ближайшее время пройдут работы с целью определения возраста и функционального назначения памятника [Бочаров, Зоря, 2024, с. 37].
© Княжество Феодоро, 2025
Библиография:
- Бочаров С.Г. Первые результаты программы по археологическому изучению малых византийских крепостей (исаров) Южного берега Крыма в Севастопольском государственном университете / С.Г. Бочаров, Р.С. Зоря // Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока: Материалы VIII Международной научной конференции (Севастополь, 3–8 июня 2024 г.). – Москва: Институт востоковедения РАН, 2024. – Т. 1. – С. 30-37.
- Васнецов А.М. Древнее Симеизское кладбище / А.М. Васнецов // Древности. Труды императорского Московского археологического общества. – 1914. – Т. 24. – С. 324-328.
- Домбровский О.И. Средневековые поселения и «исары» Крымского Южнобережья / О.И. Домбровский // Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. – Киев: Наукова думка, 1974. – С. 5-56.
- Иванов А.В. Крепости и замки Южного берега Крыма / А.В. Иванов. – Севастополь: Библекс, 2008. – 288 с.
- Кеппен П.И. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических / П.И. Кеппен. – Санкт-Петербург, 1837. – 409 с.
- Лыжин Н.И. Отчёт о поездке в Крым летом 1890 года с антропологической целью / Н.И. Лыжин // Известия Общества любителей естествознания, археологии, этнографии. – 1890. – Т. 68. – № 9. – С. 339-341.
- Майко В.В. Готы, скифы, славяне: этнические кульбиты крымской археологии послевоенной эпохи / В.В. Майко, В.Ю. Юрочкин // Неизвестные страницы археологии Крыма: от неандертальцев до генуэзцев. – Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. – С. 157-231.
- Мыц В.Л. Сторожевые укрепления XIII века «Херсакеи» и Крымской Готии / В.Л. Мыц // Поволжская Археология. – 2020. – № 2 (32). – С. 48-63.
- Мыц В.Л. Укрепления Таврики Х-ХV вв. / В.Л. Мыц. – Киев: Наукова думка, 1991. – 164 с.
- Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / П.С. Паллас; пер. С.Л. Белявская, А.Л. Бертье-Делагард. – Москва: Наука, 1999. – Вып. 27. – 244 с.
- Паршина Е.А. Средневековая керамика Южной Таврики (по материалам раскопок и разведок 1965-1969 гг.) / Е.А. Паршина // Феодальная Таврика. Материалы по истории и археологии Крыма. – Киев, 1974. – С. 56-94.
- Тесленок С.А. Природные особенности и геологическая история горы Воттоваара (Русского Стоунхенджа) : Науки о Земле / С.А. Тесленок, М.В. Саушкина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2023. – № 3 (31). – С. 53-64.
- Фирсов Л.В. Очерки истории средневековых крепостей Южного берега Крыма / Л.В. Фирсов. – Новосибирск: Наука, 1990. – 470 с.
- Шахнович М.М. Опыт идентификации саамских сакральных объектов Русской Лапландии: «Братья» полуострова Средний Мурманского побережья Баренцева моря / М.М. Шахнович, М.А. Кулькова // Труды Кольского научного центра РАН. – 2020. – Т. 11. – № 6-19. – С. 163-179.
- Штерн Р.Э. Доисторическая греческая культура на юге России / Р.Э. Штерн // Труды XIII Археологического съезда. – 1906. – Т. 1. – С. 9-52.
- Шульц П.Н. Таврское укрепленное поселение на горе Кошка в Крыму / П.Н. Шульц // Краткие сообщения Института археологии УССР. – 1957. – № 7: Палеолит, неолит, медь-бронза. Ранний железный век. Античная эпоха. Ранние славяне и Киевская Русь. – С. 62-66.
- Эрнст Н.Л. Историко-археологические памятники / Н.Л. Эрнст // Социалистическая реконструкция южного берега Крыма : Материалы районной планировки ЮБК. – Симферополь: Государственное издательство Крымской АССР, 1935. – С. 424-444.
- Юрочкин В.Ю. Готский вопрос / В.Ю. Юрочкин. – Симферополь: СОНАТ, 2017. – 495 с.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
На сайте публикуются лонгриды. Больше текстов и фото, посвящённых истории Крыма и Византии, доступно в нашем Telegram-канале и группе ВКонтакте.
Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.