Монастырь св. Феодора Гавраса в Пенте Врисес

Святой Феодор Гаврас

Будущий святой родился не позже 1050 года в горной части Халдии – области на малоазиатском побережье Черного моря со столицей в Трапезунде [Комнина, 1996, с. 243]. Поздняя традиция называет местом его рождения городок Атра [Γαβρᾶ, 1890, p. 71], где сохранились руины средневековых замка и часовни [Карпов, 2017, с. 90 (прим 337)]. Родители Феодора были знатными людьми, обладавшими большими привилегиями и пользовавшимися почетом [Пападопуло-Керамевс, 1906, с. 135; Γαβρᾶ, 1890, p. 71].

Феодор Гаврас и его жена Ирина.
Феодор Гаврас и его жена Ирина. Синайское Евангелие (л. 2об-3). РНБ.

О первых шагах его карьеры свидетельствует миниатюра из Синайского Евангелия, хранящаяся в Российской национальной библиотеке, которая датируется 1067 годом. На ней изображен Христос, возлагающий руку на голову мужчины. Рядом надпись: «Феодор Гаврас, патрикий и топотирит, раб Христов». Колофон рукописи сообщает, что ее заказчик носил титулы магистра, ипата и исполнял обязанности топотирита (заместителя стратига) фемы Колония [Малицкий, 1933, с. 23].

Византийские фемы в середине X века
Византийские фемы в середине X века

Колония, расположенная в горной местности и отличающаяся труднодоступностью, кроме столицы – крепости, от которой она получила свое название, включала также города Неокесария, Никополь и Тефрика [Константин Багрянородный, 1858, с. 11].  Большую роль в ней, как и в других пограничных фемах, играло сословие акритов – воинов-землевладельцев, своеобразного восточного рыцарства. Охраняя византийские границы, они получали привилегии в виде освобождения от налогов.  Для несения пограничной службы акриты формировали дружины, состоявшие из представителей семейного аристократического клана и зависимых от них простых воинов [Кашляк, 2005, с. 133–136].

Святой Феодор Гаврас
Святой Феодор Гаврас, мозаика из монастыря Панагия Сумела в Верии (Греция)

Когда после ужасающего разгрома, понесенного византийцами в 1071 году при Манцикерте, тюрки наводнили Малую Азию, всю тяжесть их удара приняли отряды акритского ополчения.  Сражаясь за свои родовые земли, они оказывали неприятелям более успешное сопротивление, чем гарнизоны и подразделения регулярной армии.  Около 1075 года Феодор Гаврас, во главе своей дружины выступил из Колонии и очистил от захватчиков Халдию, освободив Трапезунд [Карпов, 2017, с. 87 (прим. 323), 90].  За этот подвиг, он, лично прибыв в Константинополь, получил от Алексея I Комнина назначение губернатором (дукой) Халдии, а также титул севаста – один из высших в византийской придворной иерархии [Виноградов, Чхаидзе, 2020, с. 260-263; Zonaras, 1557, p. 237].

Алексей I Комнин
Алексей I Комнин перед Христом.

«В царственном городе находился Феодор Гавра. Зная дерзость и энергию этого человека, Алексей решил удалить его из столицы и потому назначил дукой Трапезунда, города, который тот ранее отобрал у турок. Гавра был родом из горных районов Халдии и завоевал славу доблестного воина, ибо превосходил всех людей своим умом и мужеством. Ни в одном, даже самом малом деле, не терпел он неудач и постоянно брал верх над своими противниками, а завладев Трапезундом и распоряжаясь им как своей собственностью, он и вовсе стал непобедим», –  такую характеристику дает будущему святому Анна Комнина [Комнина, 1996, с. 243-244].

Фема Халдия и соседние государства в конце XI – начале XII вв.
Фема Халдия и соседние государства в конце XI – начале XII вв. (фрагмент карты из атласа Armenia: A Historical Atlas by Robert H. Hewsen).

Феодор Гаврас восстановил византийское правление на Понте от Трапезунда до Неокесареи включительно и успешно защищал эти земли от нападений тюркских эмиров [Виноградов, Чхаидзе, 2020, с. 259; Карпов, 2017, с. 91; Bryer, Winfield, 1985, p. 108]. Неудивительно, что среди местного населения он пользовался столь большим авторитетом и поддержкой, что даже начал как независимый правитель чеканить монету с изображением своего небесного покровителя Феодора Стратилата [Виноградов, Чхаидзе, 2020, с. 263; Bendall, 1977, p. 135].

Фоллис трапезундского чекана (80-90 гг. XI века).
Фоллис трапезундского чекана (80-90 гг. XI века). На аверсе погрудное изображение св. Феодора с копьем и мечом. На реверсе четырехконечный крест.

Желая обуздать сепаратизм популярного военачальника, император Алексей под благовидным предлогом удерживал в Константинополе его сына Григория, обещая женить его на своей дочери Марии.  Но впоследствии расторг их помолвку [Комнина, 1996, с. 244-245; Zonaras, 1557, p. 237]

Сам Феодор был женат дважды. Первый раз на некоей Ирине [Малицкий, 1933, с. 23], о происхождении которой нет достоверных данных.  Второй – на знатной аланке, племяннице жены аланского царя Дургулеля [Малахов, 1995, с. 381].

Печать дуки Феодора Гавраса (80-90 гг. XI века).
Печать дуки Феодора Гавраса (80-90 гг. XI века).

Незадолго до 1098 года дука Трапезунда отбил у турок город Паиперт, где был вскорости осажден войсками сына султана Хорасана Исмаила.  Анна Комнина так пишет об этих событиях:

«Когда архисатрап Исмаил узнал, что самодержец (Алексей I Комнин – А.В.) по выходе из Константинополя совершил много убийств, начисто разграбил по пути все селения, взял большую добычу, многих увел в плен и возвращается в царственный город, ничего не оставив ему, Исмаилу, он понял, что птичка улетела от него, и растерялся. Обратившись в другую сторону, он решил осаждать Паиперт, который незадолго до того взял знаменитый Феодор Гавра. Дойдя до реки близ Паиперта, Исмаил расположил там все свое войско. Узнав об этом, Гавра замыслил напасть на него ночью. Но чем кончилось дело у Гавры…об этом пойдет речь в соответствующем месте, а сейчас продолжим рассказ» [Комнина, 1996, с. 309].

Феодор Гаврас
Ангел вручает Феодору Гаврасу мученический венец, греческая икона.

К сожалению, писательница так и не выполняет своего обещания, но подробности о дальнейшей судьбе полководца мы находим в его «Житии», известном по ныне утраченной рукописи середины XVIII века. Оно сообщает, что, будучи захвачен и пленён «агарянами» (т.е. мусульманами), он был привезен в Феодосиополь (Эрзерум) и предстал перед их правителем Амурали. Тот под угрозой смерти потребовал, чтобы Феодор принял ислам. Но будущий святой ответил отказом, исповедовав Христа перед своими мучителями. Тогда его подвергли разнообразным пыткам: сначала избивали палками, затем вырвали язык, выкололи глаза, сняли скальп, после чего четвертовали и сожгли, а из черепа сделали чашу, преподнесенную в дар «тирану» [Rigo, 1998, с. 149-150; Пападопуло-Керамевс, 1906, с. 136].

Относительно личности последнего и времени мученичества святого Феодора в научной литературе единого мнения. Осада Паиперта по хронологии «Алексиады» относится к 1098 году.  Обычно смерть трапезундского дуки датируют этим временем. В умертвившем его жестоком «тиране» некоторые историки видят Исмаила Гази Данишменда [Карпов, 2017, с. 92], правителя туркменского бейлика, созданного кочевниками на завоеванных у византийцев землях в центральной и восточной Анатолии.

Святой Феодор Гаврас
Святой Феодор Гаврас, греческая икона.

Однако упомянутый в «Житии» Амурали (эмир Али) – реальная историческая личность: Али ибн Абу-л-Касим, правивший в Эрзеруме, в первой четверти XII века. Таким образом осаду Паиперта и пленение Феодора, по всей вероятности, следует рассматривать как два разных события, а его смерть можно датировать лишь приблизительно промежутком между 1098 и 1101 гг. [Rigo, 1998, с. 150-153].

Спустя некоторое время племянник полководца Константин перевез его череп в Трапезунд и при стечении народа поместил в монастырь, освященный во имя Святого Феодора Гавраса [Rigo, 1998, с. 153; Пападопуло-Керамевс, 1906, с. 135-136].  Византийский историк XII века Иоанн Зонара называет его мучеником, а «Житие» великомучеником (μεγαλομάρτυρος) [Пападопуло-Керамевс, 1906, с. 137; Zonaras, 1557, p. 237].

Монастырь Святого Феодора Гавраса в Трапезунде упоминается в документах, датированных 1364 и 1367 гг. Его руины сохранялись вплоть до начала XX века. Еще одна, посвященная ему церковь находилась в Конаке, недалеко от Трапезунда. В описании войны, которую вел император Андроник I Гид (1222-1235) с сельджуками сказано, что перед решающим сражением он молился в храме «мученика Феодора» на скале в селении Дикесима.  О почитании Святого Феодора Гавраса сохранились и письменные источники XIII-XIV вв. Митрополит Иосиф Лазаропул (ум. в 1367/68 гг.)  помнил о его мученичестве и жестких издевательствах, которые он претерпел от «безбожных варваров, сынов Измаила», а Михаил Алусиан из Константинополя заказал себе крест-энколпион с частицей мощей святого [Rigo, 1998, с. 153-155]. В окрестностях Дидимотики в Греции в середине XIV века существовал «Монастырь Гавраса», возможно его основал кто-то из членов этой знатной семьи, или же он был освящен в честь ее небесного покровителя [McLaughlin, 2017, с. 203, 418].

День памяти святого Феодора Гавраса в Пенте Врисес (2019 год).
День памяти святого Феодора Гавраса в Пенте Врисес (2019 год).

Идея возрождения понтийского эллинизма на рубеже XIX-XX вв. вновь привлекла внимание к фигуре Феодора Гавраса как борца за независимость своей родины против мусульманской экспансии. Архимандрит Анфимий Гаврас из Атры составил службу в честь Святого, которого он считал своим предком, а также написал стилизованную под народный эпос «Балладу о Гаврасе», за основу которой взял средневековую поэму «Дигенис Акрит» [Rigo, 1998, с. 149; Bryer, 1970, p. 168 (n.22); Γαβρᾶ, 1890, p. 48-79].

В 1978 году в местечке Пенте Врисес в 26 километрах от Фессалоники был основан монастырь Св. Феодора Гавраса. В день его памяти 2 октября здесь проходит праздничное богослужение с участием религиозных и политических лидеров, а также потомков беженцев с Понта, покинувших места, где они жили в течение столетий, в результате геноцида христианского населения Турции 1914-1923 гг.

© Княжество Феодоро, 2022

Литература

  1. Виноградов А.Ю. Феодор Гаврас и его печати / А.Ю. Виноградов, В.Н. Чхаидзе // АДСВ. – 2020. – Т. 48. – С. 254-269.
  2. Карпов С.П. История Трапезундской империи / С.П. Карпов. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. – 744 с.
  3. Кашляк С.Г. Византийская пограничная дружина / С.Г. Кашляк // Лістападаўскія сустрэчы – 5. Праблемы старажытнасці і сярэднявечча: Зборнік артыкулаў па матэрыялах Міжнароднай навуковай канферэнцыі ў гонар акадэмікаў М. М. Нікольскага і У. М. Перцава (13–14 лістапада 2003 г., Мінск). – Минск, 2005. – С. 133-136.
  4. Комнина А. Алексиада / А. Комнина; пер. Я.Н. Любарский. – Санкт-Петербург: Алетейя, 1996. – 702 с.
  5. Константин Багрянородный. Об областях греческой империи / Константин Багрянородный // ЧОИДР. – 1858. – № 3. – С. 1-32.
  6. Малахов С.Н. Алано-византийские заметки (часть 1) / С.Н. Малахов // Аланы: история и культура. – Владикавказ, 1995. – С. 376-388.
  7. Малицкий Н.В. Заметки по эпиграфике Мангупа / Н.В. Малицкий // ИГАИМК. – 1933. – Т. 71. – С. 1-48.
  8. Пападопуло-Керамевс А.И. К истории Трапезунта. Συμβολαι εις τήν ίστορίαν Τραπεζοδντος / А.И. Пападопуло-Керамевс // ВВ. – 1906. – Т. 12. – С. 132-147.
  9. Rigo A. Il martirio di Teodoro Gabras (BHG 1745) / A. Rigo // Analecta Bollandiana. – 1998. – Т. 116. – С. 147-156.
  10. Bendall S. The mint of Trebizond under Alexius I and the Gabrades / S. Bendall // The Numismatic Chronicle. – 1977. – Vol. 17(137). – P. 126-136.
  11. Bryer А. A Byzantine Family: The Gabrades, c. 979-c. 1653 / А. Bryer // University of Birmingham Historical Journal. – 1970. – № 12. – P. 165-187.
  12. Bryer A. The Byzantine monuments and topography of the Pontos : Dumbarton Oaks studies / A. Bryer, D. Winfield. – Washington, D.C: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1985. – 20. – T. I: Text. LI, 394 p., 122 Plates. T. 2: 290 Plates, 230 p.
  13. McLaughlin B. An annotated translation of John Kantakouzenos’ «Histories», Book III, Chapters 1-30 : Ph.D. / B. McLaughlin. – Royal Holloway, University of London, 2017.
  14. Zonaras I. Compendium historiarum, in tres tomos distinctum. Vol. 3 / I. Zonaras. – apud Joannem Oporinum, 1557. – 246 p.
  15. ΓαβρᾶΙ. Τα ἄνθη του Παραδείσου / Ι. Γαβρᾶ. – Αθήναις, 1890. – 96 p.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии