Хребет Басман.

Басман – место, куда нельзя ступать

Пещерный комплекс на хребте Басман овеян легендой о сокрытой в нем реликвии греческих князей – золотой колыбели. Название горы, верхняя точка которой находится на высоте 1176 метров над уровнем моря, происходит от тюркской основы bas – «наступать, давить, топтать, ступать» и может быть переведено как «(Гора), на которую не ступают» [Хамуркопаран, 2017, с. 212].

Басман. Вид с восточного отрога.
Басман. Вид с восточного отрога.

Склон Басмана, обращенный на восток к долине реки Донги, увенчан почти стометровой стеной известняков, в которой зияют входы-поноры. В настоящий момент здесь известно 8 пещер и одна шахта. Около миллиона лет назад русло Донги находилось как раз на уровне известняковой «шапки» Басмана. Часть стока реки поглощалась в левобережных понорах, в результате чего образовались карстовые полости, впоследствии, когда река врезалась в податливые сланцы и песчаники, превратившиеся в реликтовые пещеры [Иванов, Домбровский, Дублянский, 1963, с. 27].

В средние века они использовались для жилья. Предполагают, что аборигены – обитатели плодородных долин ушли в горные районы, малоподходящие для жизни, но зато труднодоступные для врагов, не по своей воле. Возможно, это вынужденное переселение было связано с началом конфронтации между Византией и Хазарским каганатом в юго-западном Крым в конце VIII века. Переселенцам пришлось изменить свой уклад, превратившись из земледельцев в скотоводов, на что указывает большое количество костей овец, коз и коров, найденных в пещерах. Позже, когда ситуация на полуострове изменилась в лучшую сторону, их потомки оставили укреплённое поселение, переместившись со своими семьями и хозяйством на юго-западные склоны хребта и в долину реки Каспаны. Но они еще долго сохраняли память о горном убежище, которое превратилось в родовую и религиозную святыню [Иванов, Домбровский, Дублянский, 1963, с. 31].

Вид с Басмана в сторону Загорского водохранилища.
Вид с Басмана в сторону Загорского водохранилища. Фото: Княжество Феодоро, 2006.

В 1962 году археологи выявили в пещерах Басмана выровненные полы, остатки подпорных стен, подтески сводов, гнезда для балок перекрытий и навесов. В обрыве между ними есть высеченные в стене гнезда и выступы, следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли пещеры разных ярусов и выходили на вершину хребта, где находилась сложенная из необработанных каменных глыб стена в форме подковы. Ее высота не превышала человеческого роста при толщине до 2 м. Она огораживала площадку 80 на 50 м [Мыц, 1991, с. 130]. Пространство, окруженное стеной, не имеет культурного слоя, однако, учитывая связь укрепления с пещерами, можно предположить, что они существовали в одно и тоже время, т.е. с конца VIII по Х вв.  Судя по всему, Басманский исар служил временным убежищем, защищавшим проход к жилым пещерам, и одновременно загоном для скота – главного богатства обитателей поселения [Иванов, Домбровский, Дублянский, 1963, с. 28].

Басманский исар.
Басманский исар. Фото: Княжество Феодоро, 2006.

Самая большая и интересная с археологической точки зрения пещера комплекса Басман-5 представляет собой наклонный зал, площадью 250 метров, переходящий в дальней части в узкий лаз. Вход в пещеру представляет собой арку, похожую на раковину для большого оркестра, высотой 5 и шириной 14 метров, от которой открывается чудесный вид на Бабуганский массив, горы Чучель, Чёрную, Роман-Кош, хребты Внутренней гряды. Он разделен надвое огромной натечной колонной, за которой пол резко понижается и ступенями круто уходит вглубь массива на 62 метра. Куполообразный свод пещеры поднимается над головой почти на два десятка метров. Даже в середине лета здесь царит прохлада. Температура у входа в пещеру редко поднимается выше 12 градусов, тогда как в дальней части она еще ниже.  Зал пещеры хорошо освещен естественным светом. В ее глубине некогда находился естественный водоем, емкостью около 150 кубических метров.

Арка у входа в пещеру Басман – 5.
Арка у входа в пещеру Басман – 5. Фото: Княжество Феодоро, 2006.

В ходе раскопок в привходовой части грота были открыты остатки миниатюрного храма-часовни, размерами 3,2х1,6 м, гармонично вписанного в пещерный ландшафт. Его северо-западная и юго-восточная стены примыкали соответственно к стене пещеры и к натечной колонне, разделившей надвое вход в нее. Храм таким образом оказался как бы зажат между ними. Его стены были сложены из местного бута на известковом растворе, пол выстлан плитами песчаника, а кровля сделана из каменной черепицы. В апсиде находилось окно с полукруглой аркой из блоков привозного мшанкового известняка. Такое же аркой был перекрыт вход в помещение [Иванов, Домбровский, Дублянский, 1963, с. 29-30].

В завале поблизости от него обнаружена стела с двускатной кровлей, на лицевой стороне которой изображение креста в двойном круге. Помещенная на ней надпись прочитана следующим образом: «Почил раб Божий [Ио]анн, пресвитер Херсакии».  Дата отсутствует, поэтому памятник датируют лишь приблизительно широкими временными рамками с  X по XIII вв. [Домбровский, 1966, с. 64; Мыц, 2020, с. 51; IOSPE: V 122]. Под Херсакией могла пониматься область, непосредственно подчиненная Херсону, так называемые «Климаты».  К зданию часовни примыкали три гробницы с неоднократными подзахоронениями. В них найдены останки 18 мужчин, женщин и детей.

Инсталляция в пещере Басман – 5.
Инсталляция в пещере Басман – 5. Фото: Княжество Феодоро, 2006.

Храм был построен на месте жилой постройки, спустя некоторое время после того, как она была покинута в X веке, и просуществовал до рубежа XIV-XV веков, когда погиб в результате землетрясения. Не обошлось и без человеческих жертв: в глубине пещеры был обнаружен костяк человека, раздавленного рухнувшей на него глыбой [Домбровский, 1966, с. 65; Иванов, Домбровский, Дублянский, 1963, с. 32].  После этого трагического события культовый комплекс прекратил существование и был полностью заброшен…

Басман. Вход в пещеру.
Басман. Вход в пещеру. Фото: Княжество Феодоро, 2006.

Захоронения в пещере Басман-5 могли принадлежать владельцам замка Кермен-Кая, занимавшего северный отрог Басманского хребта, что высится над ущельем ручья Хури. От основной части плато утес, где находилось укрепление, отгораживала стена, состоявшая из двух куртин: западной, длиной 13 метров, и восточной, длиной 68 метров. На их стыке была возведена внушительная четырехугольная башня, реконструируемой высотой около 10 метров.  В ней располагались въездные ворота, к которым с запада вела дорога. Еще одна, меньшая по размерам башня, замыкала южный фланг обороны. Рядом с ней прямо над скальным обрывом сохранились следы калитки для вылазок – потерны.  Общие размеры укрепления 85 на 30 метров [Кирилко, 2001, с. 300; Мыц, 1991, с. 130].

План укрепления Кермен-Кая.
План укрепления Кермен-Кая по О.И. Домбровскому.

За крепостными стенами располагались жилые постройки, церковь, а также кузнечная мастерская. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических разведок куски железного шлака, обломки кирпичного железа и необходимое для ее работы сырье –   крупные тяжелые железистые конкреции, вымываемые водой из известняков и оседающие в верховьях рек [Домбровский, 1966, с. 62-63]. На небольшой возвышенности к западу от крепости обнаружен некрополь из плитовых могил [Інститут історії України, 2015, с. 767], а на левом берегу балки ручья Хури остатки открытого поселения [Иванов, Домбровский, Дублянский, 1963, с. 31].

Вид с Басмана на гору Бойка и Счастливенское водохранилище.
Вид с Басмана на гору Бойка и Счастливенское водохранилище. Фото: Княжество Феодоро, 2006.

По мнению О.И. Домбровского, руководившего в 1962 году работами по зачистке остатков стен и башен крепости, она возникла в XI-XII вв. и существовала вплоть до турецкого завоевания Таврики [Домбровский, 1966, с. 62-63, 1974, с. 19; Иванов, Домбровский, Дублянский, 1963, с. 30-31]. В.Л. Мыц полагает, что укрепление было разрушено монголами во второй половине XIII в. и более не восстанавливалось [Мыц, 2016, с. 73].

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Домбровский О.И. Средневековая Таврика – Крымская Готия / О.И. Домбровский // Дорогой тысячелетий. Экскурсии по средневековому Крыму. – Симферополь, 1966. – С. 41-75.
  2. Домбровский О.И. Средневековые поселения и «исары» Крымского Южнобережья / О.И. Домбровский // Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. – Киев: Наукова думка, 1974. – С. 5-56.
  3. Иванов Б.Н. Басманские пещеры в Горном Крыму / Б.Н. Иванов, О.И. Домбровский, В.Н. Дублянский // Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство. – Симферополь: Крымиздат, 1963. – С. 21-32.
  4. Інститут історії України. Матеріали до тому Звід пам’яток історії та культури України. Автономна Республіка Крим / Інститут історії України. – Київ, 2015. – 1200 с.
  5. Кирилко В.П. Надвратные башни укреплений юго-западной Таврики (XIV-XV вв.) / В.П. Кирилко // АДСВ. – 2001. – Т. 32. – С. 283-308.
  6. Мыц В.Л. Завоевание поздневизантийской Таврики монголами: историко-археологический контекст катастрофы последней четверти XIII века / В.Л. Мыц // Stratum Plus. – 2016. – № 6.
  7. Мыц В.Л. Сторожевые укрепления XIII века «Херсакеи» и Крымской Готии / В.Л. Мыц // Поволжская Археология. – 2020. – № 2 (32).
  8. Мыц В.Л. Укрепления Таврики Х-ХV вв. / В.Л. Мыц. – Киев: Наукова думка, 1991. – 164 с.
  9. Хамуркопаран Д. Взаимодействие тюркских и славянских языков в топонимии Северного Причерноморья / Д. Хамуркопаран. – Москва: Институт языкознания Российской академии наук, 2017. – 254 с.
  10. IOSPE: V 122 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.122-ru.html.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 144

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии