Крым Карло Боссоли: известный и неизвестный

Карло Боссоли (1815-1884) известен в Крыму главным образом благодаря альбому с видами полуострова, опубликованному в 1856 году в Лондоне, репродукции литографий из которого в последние годы многократно переиздавались. Однако существуют другие, редкие работы живописца на крымскую тематику не столь хорошо знакомые любителям антикварной живописи.

Отец Карло Боссоли переехал с семьей из Швейцарии в Одессу в поисках работы резчика по камню. Молодой художник начинал с пейзажей и интерьеров. Известность ему принесли виды Одессы, благодаря которым о Боссоли узнал могущественный новороссийский генерал-губернатор М.С. Воронцов. В 1839 году его пригласили сопровождать графиню Е.К. Воронцову во время поездки по Италии, откуда художник вместе со своей покровительницей направился в Крым и поселился в Алупке. В течение следующих двух лет он много путешествовал по всему полуострову.

Здесь Боссоли создал серию гуашей, тематику которых можно разделить на несколько групп: виды южнобережных дач российской аристократии (Мисхор, Ореанда, Васили-Сарай, Юч-Чам), панорамы городов (Евпатория, Севастополь, Феодосия, Керчь), виды татарских сел (Гурзуф, Узенбаш, Коккоз), архитектурные памятники (Херсонес, Бахчисарай, крепость в Алуште).

В 1842 году в Одессе в типографии Д. Кленова вышел альбом черно-белых литографий «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Боссоли». Литографии были выполнены в реалистической технике «изобразительной журналистики».

Спустя год, К. Боссоли покинул Россию и перебрался в Турин, где прожил более сорока лет, приобретя популярность и внушительное состояние. В 1856 году в разгар интереса к Крыму на фоне Восточной войны в лондонском издательстве Day & Son вышел альбом цветных литографий по рисункам К. Боссоли, включивший 52 крымских вида (The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli / [С. Bossoli]. London: Lithographers Day & Son, 1856. 52 p).

В отличие от ранних крымских работ, для более поздних рисунков К. Боссоли характерно, по всей видимости, умышленное искажение реальности в духе романтическое эстетики. Горы на них слишком неприступны и высоки, море бурливо, скалы и гроты непропорционально огромны.  Кроме того, художник использовал элементы жанра архитектурных фантазий каприччио, добавляя к своим пейзажам вымышленные древние руины. Это бросается в глаза, если, например сравнить литографию «Херсонес» из альбома 1842 года с литографией «Остатки античного Херсонеса поблизости от Севастополя» из издания 1856 года, в котором руины оказались преображены в более романтический вид.

На сайтах аукционных домов, таких как «Кристис» и «Сотбис», можно найти другие работы К. Боссоли, посвященные Крыму. В большинстве своем они датируются 50-ми годами XIX века, т.е. туринским периодом жизни художника. К сожалению, не всегда можно уверенно локализовать их сюжет, поскольку описания каталогов пестрят ошибками, а иногда дается просто название «Крымский вид».

В некоторых случаях я ставил в подписи к изображению знак вопроса. Если есть уточнения, добро пожаловать в комментарии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 137

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии