Крым Карло Боссоли: известный и неизвестный

Карло Боссоли (1815-1884) известен в Крыму главным образом благодаря альбому с видами полуострова, опубликованному в 1856 году в Лондоне, репродукции литографий из которого в последние годы неоднократно переиздавались. Однако существуют и другие, не столь известные работы художника на крымскую тематику.

Отец Карло Боссоли переехал с семьей из Швейцарии в Одессу в поисках работы резчика по камню. Молодой художник начинал с пейзажей и интерьеров. Известность ему принесли виды Одессы, благодаря которым о Боссоли узнал могущественный новороссийский генерал-губернатор М.С. Воронцов. В 1839 году его пригласили сопровождать графиню Е.К. Воронцову во время поездки по Италии, откуда художник вместе со своей покровительницей направился в Крым и поселился в Алупке. В течение следующих двух лет он много путешествовал по всему полуострову.

Здесь Боссоли создал серию гуашей и акварелей, тематику которых можно разделить на несколько групп: виды южнобережных дач российской аристократии (Мисхор, Ореанда, Васили-Сарай, Юч-Чам), панорамы городов (Евпатория, Севастополь, Феодосия, Керчь), виды татарских сел (Гурзуф, Узенбаш, Коккоз), архитектурные памятники (Херсонес, Бахчисарай, крепость в Алуште).

В 1842 году в Одессе в типографии Д. Кленова вышел альбом черно-белых литографий «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Боссоли». Литографии были выполнены в реалистической технике «изобразительной журналистики».

Карло Боссоли. Альбом «24 вида Крыма»
Альбом «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Боссоли» (Одесса, 1842).

Спустя год К. Боссоли покинул Россию и перебрался в Турин, где прожил более сорока лет, приобретя популярность и внушительное состояние. В 1856 году в разгар интереса к Крыму на фоне Восточной войны в лондонском издательстве Day & Son вышел альбом цветных литографий по рисункам К. Боссоли, включивший 52 крымских вида (The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli / [С. Bossoli]. London: Lithographers Day & Son, 1856. 52 p).

The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli
Альбом «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli». London: Lithographers Day & Son, 1856. 52 p.

Для поздних рисунков К. Боссоли, созданных на основе старых эскизов, характерно, по всей видимости, умышленное искажение реальности в духе романтической эстетики. Горы на них слишком неприступны и высоки, море бурливо, скалы и гроты непропорционально огромны.  Кроме того, художник использовал элементы жанра архитектурных фантазий каприччио, добавляя к своим пейзажам вымышленные древние руины. Это бросается в глаза, если, например сравнить литографию «Херсонес» из альбома 1842 года с литографией «Остатки античного Херсонеса поблизости от Севастополя» из издания 1856 года, в котором руины оказались преображены в более романтический вид.

На сайтах аукционных домов, таких как «Кристис» и «Сотбис», можно найти малоизвестные пейзажи К. Боссоли, посвященные Крыму, которые не издавались в виде литографий. В большинстве своем их датируют 50-ми годами XIX века, т.е. туринским периодом жизни художника. К сожалению, не всегда можно уверенно локализовать их сюжеты, поскольку описания каталогов пестрят ошибками, а иногда дается просто название «Крымский вид».

В некоторых случаях я ставил в подписи к изображению знак вопроса. Если есть уточнения, добро пожаловать в комментарии.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии