Поделиться ссылкой:
Карло Боссоли (1815-1884) известен в Крыму главным образом благодаря альбому с видами полуострова, опубликованному в 1856 году в Лондоне, репродукции литографий из которого в последние годы неоднократно переиздавались. Однако существуют и другие, не столь известные работы художника на крымскую тематику.
Отец Карло Боссоли переехал с семьей из Швейцарии в Одессу в поисках работы резчика по камню. Молодой художник начинал с пейзажей и интерьеров. Известность ему принесли виды Одессы, благодаря которым о Боссоли узнал могущественный новороссийский генерал-губернатор М.С. Воронцов. В 1839 году его пригласили сопровождать графиню Е.К. Воронцову во время поездки по Италии, откуда художник вместе со своей покровительницей направился в Крым и поселился в Алупке. В течение следующих двух лет он много путешествовал по всему полуострову.
Здесь Боссоли создал серию гуашей и акварелей, тематику которых можно разделить на несколько групп: виды южнобережных дач российской аристократии (Мисхор, Ореанда, Васили-Сарай, Юч-Чам), панорамы городов (Евпатория, Севастополь, Феодосия, Керчь), виды татарских сел (Гурзуф, Узенбаш, Коккоз), архитектурные памятники (Херсонес, Бахчисарай, крепость в Алуште).
В 1842 году в Одессе в типографии Д. Кленова вышел альбом черно-белых литографий «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Боссоли». Литографии были выполнены в реалистической технике «изобразительной журналистики».
Спустя год К. Боссоли покинул Россию и перебрался в Турин, где прожил более сорока лет, приобретя популярность и внушительное состояние. В 1856 году в разгар интереса к Крыму на фоне Восточной войны в лондонском издательстве Day & Son вышел альбом цветных литографий по рисункам К. Боссоли, включивший 52 крымских вида (The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli / [С. Bossoli]. London: Lithographers Day & Son, 1856. 52 p).
Для поздних рисунков К. Боссоли, созданных на основе старых эскизов, характерно, по всей видимости, умышленное искажение реальности в духе романтической эстетики. Горы на них слишком неприступны и высоки, море бурливо, скалы и гроты непропорционально огромны. Кроме того, художник использовал элементы жанра архитектурных фантазий каприччио, добавляя к своим пейзажам вымышленные древние руины. Это бросается в глаза, если, например сравнить литографию «Херсонес» из альбома 1842 года с литографией «Остатки античного Херсонеса поблизости от Севастополя» из издания 1856 года, в котором руины оказались преображены в более романтический вид.
На сайтах аукционных домов, таких как «Кристис» и «Сотбис», можно найти малоизвестные пейзажи К. Боссоли, посвященные Крыму, которые не издавались в виде литографий. В большинстве своем их датируют 50-ми годами XIX века, т.е. туринским периодом жизни художника. К сожалению, не всегда можно уверенно локализовать их сюжеты, поскольку описания каталогов пестрят ошибками, а иногда дается просто название «Крымский вид».
В некоторых случаях я ставил в подписи к изображению знак вопроса. Если есть уточнения, добро пожаловать в комментарии.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.