Карло Боссоли (1815-1884) известен в Крыму главным образом благодаря альбому с видами полуострова, опубликованному в 1856 году в Лондоне, репродукции литографий из которого в последние годы многократно переиздавались. Однако существуют другие, редкие работы живописца на крымскую тематику не столь хорошо знакомые любителям антикварной живописи.
Отец Карло Боссоли переехал с семьей из Швейцарии в Одессу в поисках работы резчика по камню. Молодой художник начинал с пейзажей и интерьеров. Известность ему принесли виды Одессы, благодаря которым о Боссоли узнал могущественный новороссийский генерал-губернатор М.С. Воронцов. В 1839 году его пригласили сопровождать графиню Е.К. Воронцову во время поездки по Италии, откуда художник вместе со своей покровительницей направился в Крым и поселился в Алупке. В течение следующих двух лет он много путешествовал по всему полуострову.
Здесь Боссоли создал серию гуашей, тематику которых можно разделить на несколько групп: виды южнобережных дач российской аристократии (Мисхор, Ореанда, Васили-Сарай, Юч-Чам), панорамы городов (Евпатория, Севастополь, Феодосия, Керчь), виды татарских сел (Гурзуф, Узенбаш, Коккоз), архитектурные памятники (Херсонес, Бахчисарай, крепость в Алуште).
В 1842 году в Одессе в типографии Д. Кленова вышел альбом черно-белых литографий «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Боссоли». Литографии были выполнены в реалистической технике «изобразительной журналистики».
Спустя год, К. Боссоли покинул Россию и перебрался в Турин, где прожил более сорока лет, приобретя популярность и внушительное состояние. В 1856 году в разгар интереса к Крыму на фоне Восточной войны в лондонском издательстве Day & Son вышел альбом цветных литографий по рисункам К. Боссоли, включивший 52 крымских вида (The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli / [С. Bossoli]. London: Lithographers Day & Son, 1856. 52 p).
В отличие от ранних крымских работ, для более поздних рисунков К. Боссоли характерно, по всей видимости, умышленное искажение реальности в духе романтическое эстетики. Горы на них слишком неприступны и высоки, море бурливо, скалы и гроты непропорционально огромны. Кроме того, художник использовал элементы жанра архитектурных фантазий каприччио, добавляя к своим пейзажам вымышленные древние руины. Это бросается в глаза, если, например сравнить литографию «Херсонес» из альбома 1842 года с литографией «Остатки античного Херсонеса поблизости от Севастополя» из издания 1856 года, в котором руины оказались преображены в более романтический вид.
На сайтах аукционных домов, таких как «Кристис» и «Сотбис», можно найти другие работы К. Боссоли, посвященные Крыму. В большинстве своем они датируются 50-ми годами XIX века, т.е. туринским периодом жизни художника. К сожалению, не всегда можно уверенно локализовать их сюжет, поскольку описания каталогов пестрят ошибками, а иногда дается просто название «Крымский вид».
В некоторых случаях я ставил в подписи к изображению знак вопроса. Если есть уточнения, добро пожаловать в комментарии.
Карло Боссоли. Алушта. Литография из альбома «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Боссоли» (Одесса, 1842).
Карло Боссоли. Балаклава. Литография из альбома «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Боссоли» (Одесса, 1842).
Карло Боссоли. Кокоз. Литография из альбома «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Боссоли» (Одесса, 1842).
Карло Боссоли. Узенбаш. Литография из альбома «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Боссоли» (Одесса, 1842).
Карло Боссоли. Херсонес. Литография из альбома «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Боссоли» (Одесса, 1842).
Карло Боссоли. Река Альма. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Остатки древнего Херсонеса. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Интерьер пещерной церкви в Инкермане. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Инкерман. Устье реки Черная. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Инкерман. Остатки укреплений. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Вид Инкерманской долины. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Монастырь Святого Георгия. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Побережье от мыса Фиолент до Севастополя. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Вход в гавань Балаклавы. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Балаклава. Вид с берега. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Дворец князя Воронцова в Алупке. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Вершины горы Ай-Петри. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Вид Ялты. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Грот в Гурзуфе. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Гора Чатыр-Даг. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Алушта. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Долина Демерджи. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Водопад Джур-Джур. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Долина реки Коккозка. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Долина реки Биюк-Узенбаш. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Остатки укреплений Чуфут-Кале. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Караимское кладбище близ Чуфут-Кале. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Остатки большой генуэзской крепости в Судаке. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Феодосия. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Река Кача. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).
Карло Боссоли. Английская флотилия в Балаклаве. Около 1855. Частная коллекция.
Карло Боссоли. Вид в окрестностях Алупки. Около 1855. Частная коллекция.
Карло Боссоли. Вид Инкерманской долины. Около 1855. Частная коллекция.
Карло Боссоли. Вид на Инкерманскую долину. 1855. Галерея Burzio.
Карло Боссоли. Гора Чатыр-Даг в Крыму. Около 1855. Частная коллекция.
Карло Боссоли. Крымский вид. Крепость Каламита в Инкермане. 1856. Акварель, карандаш. Продана на аукционе «Кристис» в январе 2019 года за 5250 британских фунтов.
Карло Боссоли. Панорама Крыма с горы Чатыр-Даг. Около 1855. Частная коллекция.
Карло Боссоли. Крымский вид. Биюк-Сюйрень (?). Около 1855. Частная коллекция.
Карло Боссоли. Феодосия. 1855. Масло, бумага. Из частной коллекции. Каталог аукциона «Сотбис» (неверно подписана «Руины Херсонеса»).
Карло Боссоли. Балаклава. 1855. Частная коллекция.
Карло Боссоли. Крымский вид. Ялта (?). 1843. Гуаш. Из коллекции Генри Роджерса Бротона, 2-го барона Фэрхейвена. Каталог аукциона «Сотбис».
Карло Боссоли. Балаклава. 1842. Акварель, гуаш, бумага. Каталог аукциона «Сотбис».