Путешествие Павла Свиньина по Крыму

Свиньин Павел Петрович (1788-1839) – российский писатель, основатель журнала «Отечественные записки», член Академии искусств и Императорской академии наук.

П.П. Свиньин (?) Георгиевский монастырь.
П.П. Свиньин (?) Георгиевский монастырь. Бумага, акварель, 1820-е.

Его репутация оставляла желать лучшего. Литератор А.Н. Измайлов посвятил Свиньину язвительную эпиграмму: «Павлушка – медный лоб (приличное прозванье). Имел ко лжи большое дарованье…». Пушкин высмеял его в сказочке «Маленький лжец». История о командировке Свиньина в Бессарабию, в то пору, когда он в молодости служил в российском МИДе, легла в основу сюжета гоголевского «Ревизора».

Керчь.
Керчь. Гравюра по рисунку П.П. Свиньина (?) из книги «Картины России и быт разноплеменных ее народов: из путешествий» (1839).

В 1825 году, выйдя на пенсию в возрасте 36 лет, Свиньин отправился в путешествие по южным областям Российской Империи, в ходе которого через Таманский полуостров совершил поездку в Крым. Здесь он посетил Керчь, Феодосию, Судак, Южный берег, Севастополь с окрестностями и Бахчисарай. Отчет о ней вышел в двух номерах «Отечественных записок» за 1826 год.

П.П. Свиньин (?) Феодосия.
П.П. Свиньин (?) Феодосия. Бумага, акварель, 1820-е.

Хотя Свиньин отправился в Крым в поисках археологических древностей, его краткие заметки представляют собой скорее записки туриста, не содержащие почти ничего оригинального: всю ту же информацию, часто в более подробном виде, мы можем найти у его предшественников. Разве, что только при посещении Инкермана он отметил местное предание, согласно которому в крепости Каламита некогда находится дворец «какой-то греческой княжны»[1].

П.П. Свиньин (?) Инкерман.
П.П. Свиньин (?) Инкерман. Бумага, акварель, 1820-е.

Больший интерес представляют культурно-этнографические и бытовые зарисовки, изданные уже после смерти автора в сборнике очерков «Картины России и быт разноплеменных ее народов» (1839).

Служение дервишей в Бахчисарае.
Служение дервишей в Бахчисарае. Гравюра по рисунку П.П. Свиньина (?) из книги «Картины России и быт разноплеменных ее народов: из путешествий» (1839).

Например, описание молитвенного радения дервишей в мечети ханского дворца в Бахчисарае:

Человек тридцать в разных одеяниях и странных шапках, со страшными лицами, садятся в кружок, охватываются руками, и качая головой, начинают напевать или лучше сказать произносить резкими, дребезжащим голосом: «Алла! Алла!», сначала тихо, но потом беспрестанно повышая голос и усиливая качания головою так, что, наконец, отрывистые звуки превращаются в ужасный стон или рев. Тут они быстро вскакивают, начинают кружиться и опять садиться; потом разделяются на две половины, из коих одна сидит, а другая вокруг нее кружится; потом кружатся все вместе, и тут-то, увлекаясь исступлением насильственного восторга, начинают бесноваться, дико кричат и каждое слово их, в это время, почитается за прорицание или поучение. Между тем они не перестают ломаться, скакать вверх, вертеться на одной ноге со скоростью волчка или юлы, доколе не оставят их силы, и они не повергнутся на землю.[2]

В сборник вошло 38 гравюр по рисункам с изображениями природных видов, памятников архитектуры, этнографических и бытовых сцен, в том числе крымских.

Бахчисарайский фонтан.
Бахчисарайский фонтан. Гравюра по рисунку П.П. Свиньина (?) из книги «Картины России и быт разноплеменных ее народов: из путешествий» (1839).

Кроме того, в фондах российского ГИМ находится 70 акварелей из коллекции П.П. Свиньина, сведенных в один альбом. Среди них виды Балаклавы, Инкермана, Перекопа, Феодосии, Георгиевского монастыря, долины Салгира.

П.П. Свиньин (?) Балаклава.
П.П. Свиньин (?) Балаклава. Бумага, акварель, 1820-е.

Гравюры в «Картинах России» содержат подписи: «Рисовал с натуры П. Свиньин». Но как минимум одна из них: «Татарская кофейня в Бахчисарае» сделана с рисунка Х. Гейслера. Это заставляет сомневаться и в обоснованности авторства других работ[3].

Ханский дворец в Бахчисарае.
Ханский дворец в Бахчисарае. Гравюра по рисунку П.П. Свиньина (?) из книги «Картины России и быт разноплеменных ее народов: из путешествий» (1839).

О творческом методе Свиньина современники рассказывали следующее: «Он открыл самый лёгкий способ писать картины. Начертив в своём воображении какой-нибудь ландшафт, нарисованный им карандашом вчерне, этюд приносил к одному из покровительствуемых им юных талантов, прося его написать масляными красками небо, с которым будто бы одним Свиньин не мог совладать, потом другого художника просил написать землю и зелень, третьего – деревья, четвёртого – воду и т. д. Составленный таким образом пейзаж выдавал он за своё произведение и выставлял на нём в уголке своё имя»[4].

Таким образом, рисунки, которые обычно приписывают П.П. Свиньину, на деле могут принадлежать другим художникам.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Свиньин П.П. Обозрение путешествия издателя Отечественных записок по России, в 1825 году, относительно археологии. Читано им 16 октября 1825 года в обществе Истории и Древностей Российских, учрежденном при императорском московском университете //Отечественные записки. – Часть 26. – №72 (апрель). – с. 120.

[2] Свиньин П.П. Картины России и быт разноплеменных ее народов: из путешествий. –  СПб.: тип. Н. Греча. – 1839. – с.330.

[3] Філас В. М.  Художні проекції Криму у роботах Х. Гейслера: формування, структура сюжету та проблеми атрибуції // Наукові записки з української історії. – 2018. – Вип. 43. – с. 45-46.

[4] Свербеев Д. Н. Записки. – Т. 1. – М.  – 1899. – с. 253-254.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 136

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии