Осада Константинополя крестоносцами

Герб Палеологов: двуглавый орел или крест-тетраграмматон?

Еще Шарль Дюканж считал, что инсигния Палеологов (insignia Palaeologorum) представляла собой червленый щит с золотым крестом, сопровождаемым между перекладинами четырьмя золотыми буквами В [Cange du, 1680, p. 230, 253, 362-363].

Впоследствии А.В. Соловьев, автор фундаментального исследования «Геральдические эмблемы Византии и славяне», пришел к выводу, что именно крест-тетраграмматон, а не двуглавый орел являлся настоящим гербом Палеологов, а также по факту гербом Византийской империи [Соловьев, 2009, с. 176, 181-182]. С тех пор его гипотеза никем не была серьезно оспорена. Однако сегодня накоплено достаточно новых материалов, позволяющих посмотреть на этот вопрос под другим углом.

Инсигния Палеологов по Дюканжу
Инсигния Палеологов по Дюканжу. Источник: [Cange du, 1680, p. 230]

Золотой крест в червленом щите

В одном из первых всеобщих гербовых свитков – Вийнбергенском, созданном в 1270-1306 гг. [Clemmensen, 2017a, p. 276], содержится герб императора Константинополя (lempreur de constantinouble), представляющий собой червленый щит с золотым крестом и четырьмя кольцами в четвертях, каждое из которых обременено золотым малым крестом и сопровождается по углам четырьмя малыми крестами того же металла [Соловьев, 2009, с. 169; Adam-Even, Jéquier, 1954, p. 75].

В данном случае мы имеем дело с гербом титулярных латинских императоров, который известен по печатям Филиппа де Куртене (1273-1281). Перейдя позже вместе с титулом к его наследникам из Анжу-Тарентского дома, он часто встречается в более поздних европейских гербовниках.

Печать Филиппа де Куртене
Печать Филиппа де Куртене, титулярного императора Константинополя
Герб Rej d’ Costantinople
Герб Rej d’ Costantinople (короля Константинополя). Livro do Almeiro Mor, fol 12r (1509).

Легко заметить, что герб из Вийнбергенского свитка похож на «инсигнию Константинополя», как ее описывает Дюканж: в основе обоих гербов лежит золотой крест. Только в одном случае в кантонах находятся кольца, обремененные и сопровождаемые крестиками, то в другом буквы В.

Герб der keyser von kriechen (императора Греции)
Герб der keyser von kriechen (императора Греции). Гербовник Уффенбаха (середина XV века)

Стин Клеменсен считает их двумя вариантами одного и того же герба [Clemmensen, 2017b, p. 1936-1938]. Такое сходство действительно не может быть случайным, однако если первый герб является чистым порождением европейской геральдики, то второй своеобразным гибридом, возникшим вследствие культурных контактов между христианскими Востоком и Западом.

Крест-тетраграмматон

Еще в Никейской империи, а позже в возрожденной Византии, чеканились монеты с одинарной, либо двойной буквой Β.

На аверсе никейского тетартерона, отчеканенного в Магнезии между 1227 и 1261 гг., помещена большая буква Β, справа и слева от которой по три точки, на реверсе – император со скипетром и акакией [Sear, 1987, p. 427 (#2151)]. На другом никейском тетартероне на аверсе – украшенный драгоценными камнями крест с буквами IC-XC в углах, на реверсе – две противопоставленные друг другу буквы Β [Sear, 1987, p. 427 (#2155)].

Никейский тетартерон. SB 2151
Никейский тетартерон. SB 2151
Никейский тетартерон. SB 2155
Никейский тетартерон. SB 2155

На константинопольских трахеях Михаила VIII Палеолога (1261-1282) встречаются две направленные в одну сторону, либо противопоставленные буквы Β справа и слева от изображений Богородицы или императора [Sear, 1987, p. 441 (#2246), 443 (#2280)].

Серебряная трахея Михаила VIII Палеолога. SB 2246
Серебряная трахея Михаила VIII Палеолога. SB 2246

Монеты с двумя Β выпускались также в годы правления Андроника II Палеолога и его сына-соправителя Михаила IX (1295-1320) [Sear, 1987, p. 455 (#2403), 475(#2443)].

Ассарий Андроника II и Михаила IX Палеологов. SB 2443
Ассарий Андроника II и Михаила IX Палеологов. SB 2443

Во всех этих случаях Β, по всей видимости, означает Βασιλεύς (царь), а при удвоении царь царей [Grierson, 1999, p. 87].

С конца XIII века в византийской нумизматике периодически встречается крест в сочетании с четырьмя буквами В. Известно два типа медных ассариев, относящихся ко времени совместного правления Андроника II и Михаила IX Палеологов (1295-1320), на реверсе которых помещен крест, в каждом из четырех углов которого буквы Β, обращенные друг к другу. Билонные монеты с похожим реверсом, где буквы Β, однако, обращены в разные стороны, чеканились в годы совместного правления Иоанна V и Иоанна VI (1347-1354) [Grierson, 1999, p. 87-88; Sear, 1987, p. 457 (#2447,2448), 470 (#2533)].

Ассарий Андроника II и Михаила IX Палеологов. SB 2447
Ассарий Андроника II и Михаила IX Палеологов. SB 2447
Билонная монета Иоанна V и Иоанна VI. SB 2533
Билонная монета Иоанна V и Иоанна VI. SB 2533

В геральдической литературе XVII века криптограмма из четырех букв B, расположенных в углах креста, расшифровывалась как Βασιλεὺς βασιλέων βασιλεύων βασιλεύουσιν или Βασιλεὺς βασιλέων βασιλευόντων βασιλεύει, т.е. Царь царей, царствующий над царями [Varennes, 1635, p. 249-250; Vulson, 1644, p. 188]. Однако, учитывая позднее происхождение этой интерпретации, возникшей благодаря интересу к гербу герцогов Гонзага, поместивших в него крест-тетраграмматон в знак родства с Монферратскими Палеологами, ее часто считают вторичной. В XIX веке И.Н. Зворонос предположил, что одна из β стоит вместо βοήθει, а сама тетраграмма представляет собой призыв о помощи к Кресту, например: Σταυρὲ βασιλέως βασιλέων βασιλεῖ βοήθει – Крест Царя царей (т.е. Христа), помоги царю) [Соловьев, 2009, с. 173-174]. Уже в наши дни специалист по византийской нумизматике Филипп Грирсон, вернувшись к старой расшифровке, высказал мнение, что она подразумевает Христа – царя, царствующего над всеми царями [Grierson, 1999, p. 89].

В эпоху Палеологов под флагом с крестом-тетраграмматоном плавали имперские корабли [Соловьев, 2009, с. 171; Babuin, 2001, p. 38]. Использование таких флагов вполне соответствует византийским практикам. Примерно 20% штандартов, изображенных в мадридской хронике Иоанна Скилицы, несут изображение креста [Babuin, 2001, p. 33]. Соединение креста с инвокативными криптограммами – традиция, известная в Византии со времен поздней античности, [Соловьев, 2009, с. 172-173; Babuin, 2001, p. 39-40]. Возможно, что знамена с крестом-тетраграмматоном генетически восходят к лабаруму – воинскому штандарту с монограммой имени Христа, введенному Константином Великим в 312 году [Соловьев, 2009, с. 167].

Император Феофил
Император Феофил под штандартом с крестом. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы (середина XII века)

Наиболее близкий пример к изображениям на палеологовских монетах дает миниатюра из рукописи, содержащей текст «Истории Александра Македонского». На ней конный воин держит знамя с крестом, между перекладинами которого помещены четыре буквы В. На сайте Бодлианской библиотеки предложена датировка манускрипта в пределах 1201-1250 гг., а значит воинские флаги с крестом-тетраграмматоном могли использоваться еще до захвата Константинополя крестоносцами.

Флаг с крестом-тетраграмматоном.
Флаг с крестом-тетраграмматоном. Миниатюра к «Истории Александра Великого» Псевдо-Калистена. Первая половина XIII века

Герб «короля Палеолога»

В уже упомянутом Вийнбергенcком свитке рядом с гербом lempreur de constantinouble (латинского императора Константинополя) помещен герб le roi de pariologre (короля Палеолога): червленый щит с золотым крестом, в углах которого четыре золотых буквы Β  [Adam-Even, Jéquier, 1954, p. 75].

Armorial Wijnbergen
Гербы lempreur de constantinouble (императора Константинополя) и le roi de pariologre (короля Палеолога) из Вийнбергенского гербовника. Современная реконструкция

В других более поздних гербовниках XIV-XVI вв. он может фигурировать также как герб империи или императора Константинополя (lempereur de constantinople, l’empire de constantinople, keyser van constantinopolen) или Греческой империи (kaisertum von kriechen) [Clemmensen, 2017b, p. 1936-1938].

Герб der kunig von balagre (короля Палеолога)
Герб der kunig von balagre (короля Палеолога). Гербовник Уффенбаха (середина XV века)
Герб Rei de Palialogres
Герб Rei de Palialogres (короля Палеолога) из Livro do Almeiro Mor, fol 12v (1509)

Между тем считается за аксиому, что Византия не знала гербов в западноевропейском смысле этого слова.  Гербы и геральдика рассматривались византийцами как явления не только иностранные, но и католические по умолчанию [Cernovodeanu, 1982, p. 409]. Для личной или родовой идентификации они использовали монограммы, до некоторой степени выполнявшие роль, похожую на ту, что в Западной Европе играли гербы [Ousterhout, 2009, p. 165]. На византийских печатях, монетах, знаменах часто помещали изображение ангелов, святых, христианские символы [Агоштон, 2005, с. 245; Соловьев, 2009, с. 126, 136, 170-171].

Полагаю, что европейцы, увидев на них крест-тетраграмматон, восприняли его в качестве герба династии Палеологов. В соответствии с геральдическими правилами он был вписан в щит и получил цвета, соответствующие цветам инсигний латинских императоров: червленый для поля щита и золотой для креста и фигур в кантонах.

Попутно пришлось решить еще одну проблему: западная геральдика не знала употребления букв в гербах, так как те должны были быть «прочитаны» всяким неграмотным человеком, поэтому изображения между перекладинами креста были интерпретированы как кресала, форма которых была хорошо известна, благодаря ежедневному использованию. В связи с тем, что герольды опирались в первую очередь на блазоны  – словесные описания гербов, а кресала могли быть закрытыми (овальными или угловатыми) и открытыми (закругленными или квадратными), то в позднейших гербовниках они имеют различную форму, иногда напоминающую букву В, иногда букву С [Соловьев, 2009, с. 173-176; Grierson, 1999, p. 88-89].

Различные типы кресал
Различные типы кресал
Герб императора Константинополя
Герб [lempreur] de cotetin[ople] из Гербовника Ле Бретон (время создания: 1440-1450 гг., копя 1560 г.)

Таким образом «герб короля Палеолога» из Вийнбергенcкого свитка следует считать воображаемым или приписываемым, подразумевая под таковым герб исторического персонажа, который хотя и жил в геральдическую эпоху, но в стране, где не было геральдики, и потому своего герба не имевшего.

Возвращение в Константинополь

В период Реставрации в Византии становится возможным проследить некоторые западные заимствования, включая введение арбалета в армии, использование перчатки как церемониального аксессуара, распространение турниров и игры в мяч, а также элементов геральдики [Cernovodeanu, 1982, p. 410-411].

Хотя Византия и ранее знала символические изображения и эмблемы, которые можно считать протогеральдическими, они никогда не включались в щит, что отличает их от настоящих гербов.

Поэтому появление на стене Малого Влахернского дворца, построенного в начале палеологовской эпохи, щита с крестом, между перекладинами которого помещены буквы В, могло произойти только под влиянием западной моды.

Мраморная плита с крестом-тетраграмматоном
Мраморная плита с крестом-тетраграмматоном из Малого Влахернского дворца

В этом отношении показательно, что другая, похожая плита, была обнаружена в Галате, находившейся с начала XIV века под контролем генуэзцев [Соловьев, 2009, с. 176; Grierson, 1999, p. 88; Lewis, 1882, p. 124].

Плита с крестом-тетраграмматоном из Археологического музея Стамбула
Плита с крестом-тетраграмматоном из Археологического музея Стамбула

Когда Псевдо-Кодин упоминает «императорское употребительное знамя», которое поднимали капитаны кораблей, он описывает его в виде «креста с огнивами» [Соловьев, 2009, с. 171], как если бы он сам был не греком, а европейцем [Grierson, 1999, p. 88].

При этом у европейских герольдов с XV века на волне пробудившегося интереса к Византии и греческой культуре, напротив, появляется интерпретация знаков между перекладинами креста как букв В [Соловьев, 2009, с. 172; Cange du, 1680, p. 362-363]!

Жак Грецер и Жак Гоар, опубликовавшие в 1648 году латинский перевод трактата Псевдо-Кодина, даже посчитали нужным дать замечание к тексту: «Это есть инсигнии Константинополя: золотой крест, помещенный в щите червленого цвета, а в пустых пространствах между перекладинами креста, четырежды написанная буква В, что похоже на стальные кресала, из которых исходят пламена» [Codinus, 1839, p. 249].

Таким образом, контакты Византии с Западом не были односторонними, а скорее характеризовались постоянным взаимным влиянием.

«Флаг Византии»

«Греческая империя… состоит из множества отдельных провинций, из которых следует знать Аркадию, Ахаию, Беотию, Македонию, Каонию, Лакедемонию, Асалонику, Пару, другую Македонию, простирающуюся к Константинополю, – читаем в средневековом кастильском трактате  «Книга познания всех королевств, земель и синьорий мира» (XIV в.) –  Инсигния короля этой земли штандарт червленого цвета с золотым крестом и четырьмя золотыми огнивами (eslabones) [Marino, 2000, p. 92].

Герб «короля Салоник»
Герб «короля Салоник» из «Книги познания всех королевств…»

Долгое время ученые верили, что ее автор был настоящим путешественником [Соловьев, 2009, с. 170]. Однако в настоящий момент считается, что он совершил свое паломничество, не выходя из дома, медитируя над одной или несколькими географическими картами [Marino, 2000, p. xvi-lvi].

В конце XIII века в Европе получают распространение портоланы – разновидность  морских навигационных карт с нанесенной на них сеткой румбов. Учитывая их практический характер, первоначально создатели портоланов уделяли внимание исключительно прорисовке береговой линии. Но с развитием картографии на некоторых из них стали появляться важные речные артерии, географические объекты, расположенные внутри материков, миниатюры городов с флагами их суверенов и т.д.

На картах XIV века над византийской столицей Константинополем, а также над портами Фессалоники, Кастелли и Палолимен помещены красные штандарты с золотыми крестом и кресалами в кантонах, что соответствует реальной политической ситуации начала столетия.

Фрагмент портолана Гилельмо Солери
Фрагмент портолана Гилельмо Солери (около 1380 года)

Неясно, чем руководствовались картографы при выборе «флага Византии». Опирались ли они кабинетную традицию гербовников? Или, будучи зачастую сами мореплавателями, действительно видели его в византийских портах?

Единственный источник, косвенно свидетельствующий в пользу второго варианта, также западного происхождения. Это миниатюры к двум манускриптам с текстом «Истории завоевания Константинополя» Жоффруа Виллардуэна (BNF MS Français 4972, fol 1r; Bodleian MS. Laud Misc. 587 fol. 1r), на которых защитники города сражаются под флагом с крестом-тетраграмматоном [Babuin, 2001, p. 51 (59,60)]. Обе рукописи датируются первой половиной XIV в. и могут отражать реальную практику этого времени.

Осада Константинополя крестоносцами
Осада Константинополя крестоносцами в 1204 году. Фрагмент миниатюры из рукописи XIV века

Когда речь идет о европейских гербах и флагах, портоланы представляют собой вполне достоверный источник. Иная ситуация с государствами, которые не имели геральдики. Например, над золотоордынскими городами на многих картах помещается белый флаг с красными тамгой и полумесяцем. Этот воображаемый «герб хана Узбека» был искусственно создан генуэзцами и встречается на строительных плитах Каффы, но никогда не являлся гербом Золотой Орды [Юрченко, 2018].

Нечто похожее возможно и в нашем случае. Картографы и мореплаватели действительно могли видеть крест-тетраграмматон на мачтах кораблей или башнях византийских городов, однако мы не можем быть уверенными в том, что сами византийцы придавали ему значение государственного флага или тем более герба.

Орел и крест

Кроме креста-тетраграмматона в последние несколько столетий существования империи получила широкое распространение другая эмблема – двуглавый орел. Дискуссия о том, какая из них больше подходит на роль «герба Византии», составляет предмет целой литературы.

Гербы Византии из Армориала герольда Шароле
Гербы a un empereur nommé constantin qui boutit и l’empire de constantinople из Армориала герольда Шароле

Согласно гипотезе А.В. Соловьева в эпоху Комнинов орел с двумя головами являлся императорской инсигнией, а при Палеологах он стал знаком ранга высших придворных чинов, поскольку новая династия имела свою эмблему: крест с четырьмя В, со временем превратившуюся в герб царствующего дома и самой империи (blason de Byzance) [Соловьев, 2009, с. 180-182; Soloviev, 1935, p. 163-164].

Дан Черноводеану, отметив, что двуглавого орла использовали не только Палеологи, но и представители других династий, носивших императорский титул, предложил считать его эмблемой империи (embleme de l’Empire), а не какой-то одной семьи [Cernovodeanu, 1982, p. 414-414], а крест-тетраграмматон государственным гербом Византии (les armoiries d’Etat de l’Empire byzantin), превратившимся со временем в герб Палеологов [Cernovodeanu, 1982, p. 416].

По мнению Андреа Бабуина, крест, являясь важнейшим христианским символом, с самого начала изображался на византийских воинских штандартах, а в последние столетия существования империи она имела свой устойчивый флаг в виде красного полотнища с белым, либо желтым крестом, в углах которого помещались буквы В. Двуглавого орла он предпочитает рассматривать в качестве инсигнии императоров, оговариваясь при этом, что его не следует путать с личным или династическим гербом. Фамильной эмблемой (family emblem) Палеологов был не двуглавый орел, а их монограмма, которую мы встречаем помещенной на его груди в рукописи РНБ Греч. 118 [Babuin, 2001, p. 40-43].

Роберт Остерхут полагает, что бета-крест не являлся гербом Палеологов, а «скорее имел более общий смысл и вероятно ассоциировался с империей или городом Константинополем». Двуглавого орла он называет «обобщенным символом империи или власти, возможно ассоциировавшимся с идеей апофеоза». Обе эмблемы, по мнению исследователя, неверно были восприняты европейцами как гербы [Ousterhout, 2009, p. 159-160].

Не претендуя на окончательное решение этой запутанной задачи, хочу обратить внимание на несколько любопытных на мой взгляд наблюдений.

1) В Западной Европе семейные гербы часто встречаются в резиденциях и церквях, находившихся под покровительством той или иной аристократической семьи, так что они представляют из себя своеобразный «геральдический музей». В Византии, напротив, археологических памятников, либо предметов, на которые нанесены изображения геральдического характера относительно немного [Androudis, 2002, p. 12-13]. Но в тех случаях, когда мы встречаем их в скульптуре, книгах, на одеяниях или иконах, принадлежавших представителям высшей знати, стремившихся подчеркнуть свое родство с императорским домом, мы, как правило, имеем дело с двуглавым орлом. Напротив, крест-тетраграмматон почти никогда не использовался на предметах личного обихода [Ousterhout, 2009, p. 159] (Единственный известный мне пример – оклад мозаичной иконы св. Дмитрия из Сассоферрато, которая могла принадлежать Дмитрию Палеологу, хотя некоторые исследователи считают, что он мог быть изготовлен в XVII веке [Dennert, 2019]).

Мозаичная икона св. Дмитрия из Сассоферрато.
Мозаичная икона св. Дмитрия из Сассоферрато.

2) Правители других восточно-христианских государств охотно заимствовали из Византии двуглавого орла. Причины такого шага были различными. В XIV веке могущественные цари Болгарии и Сербии приняли его в качестве инсигнии, демонстрируя свои притязания на равенство с византийскими императорами. В XV веке выходцы из местной знати, утвердившиеся у власти на окраинах pax byzantina: в Албании, Черногории, Добрудже и Феодоро, стремились подчеркнуть свои права на «византийское наследство», знатное происхождение и родство с легитимными императорскими династиями.

Ничего подобного не происходило с крестом-тетраграмматоном. Использование этой эмблемы за пределами Византии имело лишь эпизодический характер. Например в Сербии многочисленные изображения двуглавых орлов в XIV-XV вв. встречаются на фресках, церковной утвари, предметах личного обихода, монетах, печатях [Соловьев, 2009, с. 138-149]. Что касается креста, то А.В. Соловьеву удалось обнаружить только один памятник этого периода: большое металлическое паникадило из монастыря в Дечанах [Соловьев, 2009, с. 145, 177]. Лишь спустя много лет после падения сербской государственности, в конце XVI века, в так называемых «Иллирийских гербовниках», восходящих к мистификации Петра Охмучевича, появляется «arma Serbiae»: прямой серебряный крест в червленом поле, окруженный обращенными в стороны четырьмя золотыми огнивами [Соловьев, 2009, с. 178].

Герб Сербии
Герб Сербии из гербовника Коренича-Неорича (1595)

3) Крест-тетраграмматон можно увидеть на гербе Монферратского маркизата, которым с 1305 по 1533 гг. правили представители боковой ветви Палеологов. Однако предположение А.В. Соловьева о том, что его привез в 1305 году из Константинополя Теодор I, сын императора Андроника II и Ирины Монферратской [Соловьев, 2009, с. 176] ничем не подтверждено. Как следует из недавней работы Луизы Джентиле, основатель Монферраткой ветви Палеологов использовал печать с двуглавым орлом. Крест, кантонированный буками B, появился только на печати его внука Теодора II (1381-1418) [Gentile, 2006, p. 13-14]. В состав герба маркизов Монферратских, известного по гербовникам XVI-XVII вв., входили обе эмблемы.

Дюканж знал, что другие европейские семьи, претендовавшие на византийское происхождение: Ласкарис де Вентимилья и Драго Комнины [Cange du, 1680, p. 200, 277], использовали в своей родовой геральдике только двуглавого орла, поэтому он посчитал крест-тетраграмматон эксклюзивным гербом Палеологов [Cange du, 1680, p. 253].

Герб Монферратской ветви Палеологов из «Универсального гербовника» (около 1558).
Герб Монферратской ветви Палеологов из «Универсального гербовника» (около 1558), Koninklijke Bibliotheek van België, Brussel, ms. 18088 – 18106, fol. 33r.

4) Крест-тетраграмматон и двуглавый орел встречаются на монетах генуэзцев Гаттилузио, синьоров Лесбоса, Лемноса, Имброса, Фасоса, Самофракии. Своему возвышению они обязаны династическому союзу с Палеологами. Судя по всему, Гаттилузио рассматривали обе эмблемы, а также монограмму Палеологов, как имеющие геральдический характер [Grierson, 1999, p. 87-88; Ousterhout, 2009, p. 161], помещая их на строительных плитах вместе со своим родовым гербом (щит с рыбьей чешуей) и гербом Дориа (одноглавый орел), родством с которыми они особенно гордились

Динар Дорино Гаттилузио
Динар Дорино Гаттилузио
Самофракия. Плита с гербами Паламеде Гаттилузио.
Самофракия. Плита с гербами Паламеде Гаттилузио.

5) Со второй трети XV века в европейских гербовниках встречается герб l’empereur de Constantinople (императора Константинополя), roy despot de romenye (короля-владыки Романии) или kaiser von kriechn (императора Греции) в виде золотого двуглавого орла в червленом щите [Clemmensen, 2017b, p. 1933]. К концу столетия он полностью вытеснит крест-тетраграмматон, который сохранится лишь у маркизов Монферратских, что и даст Дюканжу основания считать его родовым гербом Палеологов [Cange du, 1680, p. 253].

Заключение

Истоки креста с четырьмя буквами В следует искать в христианской символике и криптографии. В XIII-XIV вв. его помещали на армейских штандартах, коробленых вымпелах, флагах на городских башнях, в связи с чем европейцы переосмыслили его в качестве герба Палеологов – правящей династии Византийской империи.

Однако сами византийцы не придавали ему такого значения. Крест с обращенной к Христу инвокативной тетраграммой, судя по всему, являлся символом небесного заступничества и покровительства.

Несмотря на проникновение в Константинополь во второй половине XIII в., западных влияний, Палеологи и представители других знатных греческих и балканских родов почти никогда не использовали его в качестве семейной геральдической эмблемы, предпочитая двуглавого орла.

Таким образом крест-тетраграмматон можно рассматривать только как приписанный или воображаемый герб Палеологов.

© Княжество Феодоро, 2023

Библиография:

  1. Агоштон М. Печать 1497 г. Ивана III: к проблеме происхождения российской государственной символики: Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / М. Агоштон. – Волгоград, 2005. – 285 с.
  2. Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне / А.В. Соловьев // Signum. – 2009. – Т. 4. – С. 109-211.
  3. Тафур П. Странствия и путешествия / П. Тафур. – Москва: Индрик, 2006. – 296 с.
  4. Юрченко А.Г. Монгольская тамга и полумесяц на геральдических щитах Каффы / А.Г. Юрченко // Труды Государственного Эрмитажа. – 2018. – Т. 94. – С. 139-161.
  5. Adam-Even P. Un armorial français du XIIIe siècle: l’armorial Wijnbergen [suite et fin] / P. Adam-Even, L. Jéquier // Archives héraldiques suisses. – 1954. – Vol. 68. – P. 55-77.
  6. Androudis P. Sur quelques emblèmes héraldiques à Constantinople (XIIIe-XVe siècles) / P. Androudis // Περί Θράκης. – 2002. – Vol. 2. – P. 11-42.
  7. Babuin A. Standards and Insignia of Byzantium / A. Babuin // Byzantion. – 2001. – Vol. 71. – № 1. – P. 5-59.
  8. Braccini T. Tra aquile e campane: araldica bizantina dopo la caduta di Costantinopoli / T. Braccini // Vie per Bisanzio. Atti del VII Convegno dell’Associazione Italiana di Studi Bizantini (AISB), Venezia, 25-28 novembre 2009. – 2012. – P. 964-976.
  9. Cange C. du. Historia Byzantina duplici commentario illustrata prior familias ac stemmata imperatorum Constantinopolitanorum… proeterea familias Dalmaticas et Turcicas complectitur, alter descriptionem urbis Constantinopolitanae… / C. du Cange. – apud Ludovicum Billaine, 1680. – 806 p.
  10. Cernovodeanu D. Contributions à l’étude de l’héraldique byzantine et postbyzantine / D. Cernovodeanu // Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. – 1982. – Vol. 32. – P. 409-422.
  11. Clemmensen S. Armorials – listed by Sigla / S. Clemmensen. – Farum, 2017a. – 313 p.
  12. Clemmensen S. Dictionary of Medieval Families / S. Clemmensen. – Farum, 2017b. – 8521 p.
  13. Clemmensen S. Jörg Rugens Wappenbuch / S. Clemmensen. – Farum, 2013. – 534 p.
  14. Codinus G. De officialibus Palatii cpolitani et de officiis magnae ecclesiae liber / G. Codinus; trans. J. Goar, J. Gretser. – Bonnae: Impensis Ed. Weberi, 1839. – 461 p.
  15. Grierson P. Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection, Volume 5: Michael VIII to Constantine XI, 1258–1453 / P. Grierson. – Washington, DC: Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, 1999. – 611 p.
  16. Lewis B. The Antiquities of Constantinople / B. Lewis // Archaeological Journal. – 1882. – Vol. XXXIX. – P. 117-153.
  17. Marino N.F. El libro del conocimiento de todos los reinos / The Book of Knowledge of All Kingdoms / N.F. Marino. – Arizona Center for Medieval and Renaissance S, 2000. – 138 p.
  18. Markham C.R. Book of knowledge of all the kingdoms, lands, and lordships that are in the world, and the arms and devices of each land and lordship, or of the kings and lords who possess them / C.R. Markham. – London, 1912. – 184 p.
  19. Ousterhout R.G. Byzantium between East and West and the Origins of Heraldry / R.G. Ousterhout // Byzantine art: recent studies. Essays in honor of Lois Drewer. – Tempe, 2009. – P. 153-170.
  20. Rhodocanakis D. Armorial Insignia of Illustrious Byzantine Families / D. Rhodocanakis // Notes and Queries. – 1868. – № 49. – P. 525-527.
  21. Rietstap J.B. Armorial général, précedé d’un Dictionnaire des termes du blason. Deuxième édition refondue et augmentée. Vol. 2 (L-Z) / J.B. Rietstap. – Gouda, 1887. – 1316 p.
  22. Sear D. Byzantine Coins and Their Values / D. Sear. – London: Spink Books, 1987. – 529 p.
  23. Soloviev A.V. Les emblèmes héraldiques de Byzance et les Slaves / A.V. Soloviev // Seminarium Kondakovianum. – 1935. – Vol. 7. – P. 119-164.
  24. Varennes M.-G. de. Le Roy d’armes, ou l’Art de bien former, charger, briser, timbrer et par conséquent blasonner toutes les sortes d’armoiries… Le tout enrichi de discours, d’antiquitez et d’une grande quantité de blasons des armes de la pluspart des illustres maisons de l’Europe, et spécialement de beaucoup de personnes de condition qui sont en France, par le R.P. Marc Gilbert Devarennes,… / M.-G. de Varennes. – Paris: P. Billaine, 1635. – 476 p.
  25. Vulson M. de. La science héroïque: traitant de la noblesse, de l’origine des armes, de leurs blasons et symboles …; avec la Généalogie succincte de la maison de Rosmadec en Bretagne / M. de Vulson. – Paris: chez Sébastion Cramoisy et Gabriel Cramoisy, 1644. – 690 p.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 215

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии