Двуглавый орел на воротах Константинополя.

Двуглавый орел в Византии. Часть 5. Герб

Если в самой Византии двуглавый орел рассматривался как обобщенный символ империи и власти, то на Западе его не только воспринимали как настоящий герб, подобный тем, которые имели европейские монархи, но и приписывали ему большую древность.

Джованни Виллани (1280-1348) в своей «Истории Флоренции» писал: «У великого Помпея была хоругвь с серебряным орлом на голубом поле, а у Юлия Цезаря – с золотым орлом на алом поле… Но Октавиан Август, племянник и наследник Цезаря, изменил этот герб и принял золотой цвет поля и природный черный цвет орла, символизировавшего власть императора, ибо орел превыше всех птиц, видит лучше любого животного и взлетает до небесного огненного полушария, подобно тому, как император выше любого светского государя. После Октавиана все римские императоры сохраняли такой же герб, а Константин и за ним другие греческие императоры вернулись к гербу Юлия Цезаря, т.е. золотому орлу на алом поле, но двуглавому» [Виллани, 1997, с. 32-33].

М. Агоштон полагает, что именно сочинение Виллани, пользовавшееся большой популярностью у его современников, утвердило широко распространенный миф о двуглавом орле, как об эмблеме Римской империи, что позже повлияло на его выбор в качестве герба императором Сигизмундом Люксембургским [Агоштон, 2005, с. 247-248, 266]. Однако, как я показал, в другом месте в английской геральдике двуглавец рассматривался в качестве геральдической эмблемы императоров Священной Римской империи уже в третьей четверти XIII века, а в первой половине XIV века представление о том, что он помещался на гербе Древнего Рима широко распространилось по всей Европе.

Так что здесь итальянский хронист не изобретал ничего нового, а опирался на уже существующую традицию. Приводимые им цвета воображаемого герба Октавиана (черный орел в золотом поле) соответствуют цветам гербов германских императоров в «Хронике Матфея Парижского» (1259), Уолфордском (1273/75) и Сигаровом (1282/85) свитках. Цвета же воображаемого герба Константина и (золотой орел в червленом поле) на мой взгляд вполне могут отражать реальную практику использования двуглава в качестве царской инсигнии и геральдической эмблемы в самой Византии, сложившуюся при первых Палеологах.

В упомянутом ранее описании сокровищ Папского престола, составленном в 1295 году, отмечены одеяния с орлами, львами, грифонами и другими мотивами. Но лишь к одному из них добавлено прилагательное «императорское». Речь идет об «алом далматике из императорской ткани из Романии (dalmaticam rubeam de panno imperiali de Romania) в больших орлах с двумя головами» [Molinier, 1885, p. 30]. Мы не знаем были ли эти орлы золотыми. Имеющиеся в нашем распоряжении памятники балканского искусства (фрески, миниатюры), позволяют предполагать, что скорее всего да.

Золотых двуглавых орлов в червленом поле мы видим на эмалированном кулоне из археологического музея Чивидале-дель-Фриули. Он происходит из монастыря Девы Марии, которому в 1365 году был подарен Карлом IV Люксембургским в качестве реликвария для частицы Креста Господня.

Открывающийся шейный медальон размерами 7,5х8,5х1,5 см. выполнен в виде листа плюща. С одной его стороны изображен дубовый ствол с сидящими на ветках птицами. На поверхности другой – заключенные в ромбы чередующиеся геральдические эмблемы Анжу-Тарентского дома (серебряная перевязь в лазоревом поле, усеянном золотыми лилиями, сопровождаемая червленым турнирным воротничком) и Византии (золотой двуглавый орел в червленом поле).

Медальон с предполагаемыми гербами Филиппа Тарентского и его жены эпирской принцессы Тамары.
Медальон с предполагаемыми гербами Филиппа Тарентского и его жены эпирской принцессы Тамары. Музей Чивидале-дель-Фриули.

Суля по всему, кулон был изготовлен французским ювелиром в связи с браком Филиппа Тарентского и Тамары Эпирской [Chotzakoglou, 1996, p. 64; Gerola, 1934, p. 18; Semeraro, 2018]. Филипп – сын неаполитанского короля Карла II Анжуйского, заявивший свои права на Албанию и Пелопоннес. Тамара – дочь эпирского деспота Никифора Комнина Дуки и Анны Кантукузины Палеологини.

Согласно условиям брачного договора, Филипп должен был получить после смерти тестя Эпирский деспотат. Свадьба состоялась в 1294 году вопреки попыткам матери невесты, ориентировавшейся на Константинополь, помешать заключению брака. В 1308 году Филипп, которому так и не удалось овладеть обещанным наследством, развелся с женой обвинив ее в супружеской неверности. Медальон намекает на династический союз между французским принцем и византийской принцессой с целью создания большого франко-греческого государства на землях бывшей Византийской империи в западной части Балканского полуострова – проект, которому так и не суждено было осуществиться.

В эпоху Реставрации в Византии бытовало несколько эмблем, ассоциировавшихся с империей [Яковлева, 2020, с. 216-217; Ousterhout, 2009]. Одна из них: крест с четырьмя буквами Β между перекладинами с конца XIII в. заняла место в европейских гербовниках в качестве герба короля Палеолога (der kunig von pallagre, rei de palialogres, der kunig von balagre), империи/императора Константинополя (lempereur de constantinople, l’empire de constantinople, keyser van constantinopolen) или Греческой империи (kaisertum von kriechen) [Clemmensen, 2017b, p. 1936-1938].

Европейские герольды переосмыслили буквы Β как кресала, имевшие похожую форму [Соловьев, 2009, с. 173-176; Grierson, 1999, p. 88-89], а сам крест в соответствии с существующими геральдическими нормами поместили в щит. Получившемуся таким образом гербу придали цвета, соответствующие цветам герба титулярных латинских императоров: червленый для поля щита и золотой для креста и фигур в кантонах. На картах-портоланах XIV века рядом с важными византийскими портами изображалось красное полотнище с крестом и кресалами между его перекладинами.

Однако в 1428 году Иоанн де Вилладестес поместил на созданной им морской карте около Константинополя штандарт с двуглавым орлом. Позже его примеру стали следовать и другие картографы [Фоменко, 2011, с. 377-388]. Такая же тенденция наблюдается с начала XV века в европейских гербовниках, в которых наряду со ставшим привычным крестом-тетраграмматоном появляется герб l’empereur de Constantinople (императора Константинополя), roy despot de romenye (короля-владыки Романии) или kaiser von kriechn (императора Греции) в виде золотого двуглавого орла в червленом щите [Clemmensen, 2017b, p. 1933].

Так, в «Книге гербов великих людей мира» (СНА – Armorial dit de l’herault Charolais), составленной в 1425 году Жаном Реми, герольдом Шароле, и дошедшей до нас в виде копии, сделанной в Брюсселе в 1658 году (Paris BA ms.4150) [Clemmensen, 2017a, p. 56] на листе 69r содержаться гербы: il y a un empereur nommé constantin (золотой двуглавый орел в червленом щите) и l’empire de constantinople (в червленом щите золотой крест с четырьмя противообращенными буквами B того же цвета в кантонах).

Герб императора Константинополя из Armorial dit du héraut Charolais
Герб императора Константинополя из Armorial dit du héraut Charolais.

В Armorial général dit Coislin-Séguier (Paris BnF fr.18651), который датируется временем около 1480 года [Clemmensen, 2017a, p. 70-71], на листе 1r приведен герб герб ung emperor de constantinople (императора Константинополя), представляющий собой лазоревый крест с четырьмя огнивами такого же цвета в золотом поле, а на листе 2v герб roy despot de romenye (короля господина Романии) в виде золотого двуглавого орла в червленом поле (folio 2v) [Clemmensen, 2017b, p. 1933-1938].

Герб «короля господина Романии»
Герб «короля господина Романии» из Armorial général dit Coislin-Séguier.

Герольду из Прованса времен Карла VII (1422-1461) были известны гербы le roy de Romenie («червленое поле с золотым крестом и четырьмя греческими буквами бетекс, того же металла») и le roy depos de Romenie («червленое поле с золотым двуглавым орлом») [Соловьев, 2009, с. 172; Cange du, 1680, p. 362-363].

На иллюстрации к «Всемирной хронике» Гартмана Шеделя, изданной в Нюрнберге в 1493 году, над воротами города висит щит с двуглавым орлом (почему-то черным в золотом поле, как у немецкого императора), а справа и слева от него щиты, на которых в червленом поле золотые кресты, между перекладинами которых вместо традиционных кресал помещены полумесяцы (мы встречаем полумесяцы в кантонах креста на гербе «короля Константинополя» в Сигаровом свитке и на миниатюрах из Шерборнского миссала, но в них они обращены рогами вверх, поэтому более вероятно, что художник, работавший над «Хроникой», спутал открытые овальные огнива, напоминающие букву С, с полумесяцами).

Двуглавый орел на воротах Константинополя.
Двуглавый орел на воротах Константинополя. Миниатюра из «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя, Нюрнберг, 1493.

Существование двух гербов, приписываемых одному и тому же государю, судя по всему, смущало герольдов. Видимо поэтому около 1405 года составитель «Немецкого гербовника Пови» (Povey’s German Roll) [Clemmensen, 2017a, p. 185-186], объединил их в один. У него герб cesar krichen (императора Греции) представляет собой рассеченный надвое червленый щит с золотым двуглавым орлом в первой части и золотым крестом, кантонированным четырьмя огнивами во второй.

Данный источник мне не доступен, но такое же изображение герба Imperio Costantinopolitano мы встречаем в итальянском гербовнике Джакомо Фонтана (1605). Маркиз д’Окур, составивший около 1659 года «Сборник генеалогий прославленных императоров, королей, принцев, герцогов и синьоров всех стран», приписал его Андронику III Палеологу, что, учитывая поздник характер свидетельства, кажется сомнительным [Cernovodeanu, 1982, p. 416].

Герб Константинопольской империи из гербовника Джакомо Фонтана
Герб Константинопольской империи из гербовника Джакомо Фонтана (Fontana, Giacomo Insegne di vari prencipi et case illustri d’Italia)

Изменения, произошедшие в гербовниках и на картах-портоланах, на мой взгляд отражают исторические реалии XV века, когда языческий орел, напоминающий о славе древнего Рима, потеснил христианский крест.

При описании путешествия Иоанна VIII на Флорентийский собор в 1438 году Георгий Сфрандзи сообщает, что на носу посланной за ним венецианской галеры был позолоченные львы и между ними двуглавый орел [Соловьев, 2009, с. 135]. Лев – эмблема Венеции, а двуглавый орел символизирует Византию. Свидетельство византийского хрониста удостоверено барельефом портала собора св. Петра в Риме. Император изображен там на галере под флагом с двуглавым орлом.

Иоанн VIII Палеолог на галере с двуглавым орлом.
Иоанн VIII Палеолог на галере с двуглавым орлом. Фрагмент портала собора св. Петра в Риме.

Находясь в Флоренции в стесненных обстоятельствах и будучи вынужден прибегать к посредничеству местных властей, Иоанн VIII выдал Великому Гонфалоньеру и восьми приорам Республики привилегии и почетные титулы. Одна из этих грамот хранится в Национальной библиотеке Франции. Некогда обладавший ею Дж. Паоло де Морелли получил право использовать в своем гербе царскую эмблему (σημείῳ τῆς βασιλείας).

В нижней левой части документа помещено ее изображение: коронованный золотой двуглавый орел в червленом поле. Это пожалование, хотя и выданное иностранному подданному, показывает, что в соответствии с положением дел, сложившимся к 30-м годам XV века, именно он, а не крест-тетраграмматон или другие эмблемы рассматривались в Европе в качестве герба византийских императоров [Androudis, 2002, p. 27].

Диплом Иоанна VIII Палеолога, выданный Дж. Паоло де Морелли
Диплом Иоанна VIII Палеолога, выданный Дж. Паоло де Морелли.

В 1453 году турки захватили Константинополь, поставив точку в истории Византийской империи. Однако в гербовниках продолжали воспроизводить ее воображаемый герб. По соседству с ним часто помещали герб другой, ушедшей в небытие империи – Латинской.

В гербовнике Вернигероде (München BSB Cod.Icon.308n), созданном около 1491 года в Южной Германии [Clemmensen, 2017a, p. 273-274], на листе 17r герб kaiser von kriechn (императора греков): золотой двуглавый орел в червленом поле, помещен рядом с гербом kaiser von constantinol (латинского императора Константинополя): золотой крест с золотыми безантами в четвертях, каждый из которых обременен червленым крестом, в червленом поле.

Wernigeroder Wappenbuch, fol 17r
Гербы kaiser von kriechn и kaiser von constantinol из Wernigeroder Wappenbuch.

Во французской «Коллекции цветных гербов, расположенных в методическом порядке, и различных генеалогий» (Paris BnF fr.5233), на листе 146v помещены два герба Константинопольских императоров: золотой двуглавый орел в червленом поле и золотой крест с золотыми пряжками в кантонах в червленом поле. В последнем также угадывается искаженный герб Латинской империи.

Гербы императоров Константинополя
Гербы императоров Константинополя из «Коллекции цветных гербов…» (XVI в.).

В кастильском гербовнике конца XV века дается описание гербов el enperador de Costantynopla (императора Константинополя) и el rrey de Por de Rromania (короля Романии). Первый является одной из модификаций герба Латинской империи, а второй представляет собой золотого двуглавого орла в червленом щите (Trae de gulas con el agila de oro de dos cabeças) [Riquer, 1986, p. 302-303 (#408,427)].

В немецкой «Антологии гербовников» (1530) соседствуют гербы правителей Болгарии, Османской империи и Византии (Der kayser von Konstantinopel). На последнем двуглавый орел изображен на западный манер – с поднятыми вверх крыльями.

Страница из Sammelband mehrerer Wappenbücher с гербом «кайзера Константинополя»
Страница из «Антологии гербовников» (Sammelband mehrerer Wappenbücher) XVI века с гербом «кайзера Константинополя».

Похожий орел сопровождает хронологический список «греческих императоров» в базельском издании «Космографии» Себастьяна Мюнстера, который начинается с Константина Великого.

Двуглавый орел из «Космографии» Себастьяна Мюнстера
Двуглавый орел из «Космографии» Себастьяна Мюнстера.

Уже упомянутый Джакомо Фонтана, наряду с гербом «Константинопольской империи» поместил и герб Палеологов: червленый щит с золотым коронованным двуглавым орлом, крылья которого, однако, опущены вниз.

Герб Палеологов из гербовника Джакомо Фонтана
Герб Палеологов из гербовника Джакомо Фонтана (Fontana, Giacomo Insegne di vari prencipi et case illustri d’Italia, 1605)

В соответствии с существовавшими правилами, двуглавого орла могли использовать в своих родовых гербах представители европейской знати, подчеркивая тем самым свое родство с Палеологами, либо другими императорскими династиями.

© Княжество Феодоро, 2020

Литература

  1. Агоштон М. Печать 1497 г. Ивана III: к проблеме происхождения российской государственной символики: Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / М. Агоштон. – Волгоград, 2005. – 285 с.
  2. Виллани Дж. Новая хроника или История Флоренции / Дж. Виллани. – Москва: Наука, 1997. – 579 с.
  3. Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне / А.В. Соловьев // Signum. – 2009. – Т. 4. – С. 109-211.
  4. Фоменко И.К. Образ мира на старинных портоланах. Причерноморье. Конец XIII-XVII в. / И.К. Фоменко. – Москва: Индрик, 2011. – 400 с.
  5. Яковлева М.И. Миниатюрные мозаичные иконы в контексте искусства раннепалеологовского периода: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / М.И. Яковлева. – Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2020. – 306 с.
  6. Androudis P. Sur quelques emblèmes héraldiques à Constantinople (XIIIe-XVe siècles) / P. Androudis // Περί Θράκης. – 2002. – Vol. 2. – P. 11-42.
  7. Cange C. du. Historia Byzantina duplici commentario illustrata prior familias ac stemmata imperatorum Constantinopolitanorum… proeterea familias Dalmaticas et Turcicas complectitur, alter descriptionem urbis Constantinopolitanae… / C. du Cange. – apud Ludovicum Billaine, 1680. – 806 p.
  8. Cernovodeanu D. Contributions à l’étude de l’héraldique byzantine et postbyzantine / D. Cernovodeanu // Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. – 1982. – Vol. 32. – P. 409-422.
  9. Chotzakoglou Ch. Die Palaiologen und das fruheste Auftreten les byzantinischen Doppeladlers / Ch. Chotzakoglou // Byzantinoslavica. – 1996. – Vol. 57. – P. 60-68.
  10. Clemmensen S. Armorials – listed by Sigla / S. Clemmensen. – Farum, 2017a. – 313 p.
  11. Clemmensen S. Dictionary of Medieval Families / S. Clemmensen. – Farum, 2017b. – 8521 p.
  12. Gerola G. L’aquila bizantina e l’aquila imperiale a due teste. – Felix Ravenna / G. Gerola // Felix Ravenna. – 1934. – Vol. 1 (XLIII). – P. 6-46.
  13. Grierson P. Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection, Volume 5: Michael VIII to Constantine XI, 1258–1453 / P. Grierson. – Washington, DC: Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, 1999. – 611 p.
  14. Molinier É. Inventaire du trésor du Saint-Siège sous Boniface VIII (1295) (suite) / É. Molinier // Bibliothèque de l’école des chartes. – 1885. – Vol. 46. – P. 16-44.
  15. Ousterhout R.G. Byzantium between East and West and the Origins of Heraldry / R.G. Ousterhout // Byzantine art: recent studies. Essays in honor of Lois Drewer. – Tempe, 2009. – P. 153-170.
  16. Riquer M. de. Heráldica castellana en tiempos de los reyes católicos : Biblioteca filológica / M. de Riquer. – Barcelona: Quaderns Crema, 1986. – 376 p.
  17. Semeraro M. L’edera di Filippo e Tamara: storia di uno sfortunato matrimonio attraverso l’araldica / M. Semeraro. – 2018.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии