Передача Франческо Фарнезе прав магистра Константиновского Ордена св. Георгия

Двуглавый орел в Византии. Часть 6. Византийское наследство

Двуглавый орел в родовой геральдике европейских аристократических семейств, связанных действительными или мнимыми родственными узами с византийскими императорскими домами.

Ласкарис де Вентимилья (Италия, Франция, Португалия)

В 1261 году Михаил VIII Палеолог, желая удалить из Константинополя как возможную претендентку на престол никейскую принцессу, дочь Феодора II Ласкариса Евдокию (ок. 1248-1311) выдал ее замуж за лигурийского дворянина Гильермо Пьера де Вентимилья, с которым она отправилась в Италию.

Одна из дочерей Евдокии Ласкарины – Ватаца Ласкарис де Вентимилья, стала в Португалии фрейлиной королевы Изабеллы и вышла замуж за тамошнего дворянина Мартима Анеса де Совероса (Martim Anes de Soverosa). Она умерла в 1336 году и покоится в старом кафедральном соборе Коимбры. Надпись на саркофаге, украшенном барельефом с двуглавыми орлами, гласит: Heic sita is Bataza Imperatoris Graeciae Nepotis.

Саркофаг Ватацы Ласкарис.
Саркофаг Ватацы Ласкарис в кафедральном соборе Коимбры.

В настоящий момент у нас отсутствуют данные об использовании двуглавого орла Ласкарисами в качестве геральдическом эмблемы во время Никейского изгнания. Более вероятно, что орлов на саркофаге доньи Ватаци следует рассматривать как указание на ее происхождение от «греческих императоров», чьими гербами их считали в Европе уже в конце XIII века.

Потомки Гильермо Пьера и Евдокии носили титул графов де Вентимилья и де Тенда, взяв для престижа фамилию матери Ласкарис, вместо более скромной фамилии отца Бальбо. Известно, что по крайней мере с XVII века они помещали в своем гербе двуглавого орла. Мы, в частности, встречаем его на монетах, которые чеканились от имени гроссмейстера Мальтийского ордена Жан Поля Ласкарис де Вентимилья и Кастеллар (1636-1657), а также во дворце в Ницце, построенном его племянником Жаном Батистом.

Мальтийский грано гроссмейстера Жана Поля Ласкариса.
Мальтийский грано гроссмейстера Жана Поля Ласкариса (1638)
Двуглавый орел во дворце Ласкарисов в Ницце
Двуглавый орел во дворце Ласкарисов в Ницце.
Палеологи (Монферрат)

Ветвь династии Палеологов происходит от брака Андроника II и Иоланды (Ирины) Моферратской. После смерти брата Джованни I, не оставившего наследников, Ирина передала титул маркиза Монферратского своему сыну Феодору I Палеологу (1306-1338). Приняв католичество, Палеологи правили в Монферрате до 1566 года. В 1531 году последняя представительница рода Маргарита Палеолог вышла замуж за Федерико II Гонзага, герцога Мантуанского. После ее смерти в 1566 году Монферрат стал владением семьи Гонзага.

Соловьев ошибался, когда утверждал, что маркизы Монферрата уже в 1306 году приняли в качестве герба крест-тетраграмматон, а не двуглавого орла [Соловьев, 2009, с. 176]. Как показывают данные, опубликованные Луизой Джентиле, уже Теодор I Палеолог Монферратский (1306-1338) использовал печать с двуглавым орлом. Крест, кантонированный буками B в сочетании с орлом появился на печатях одного из его наследников Теодора II Палеолога Монферратского (1381-1418), который с 1409 по 1413 гг. правил также Миланом и Генуей [Gentile, 2006, p. 13-14].

Золотой скудо Гульельмо IX Палеолога.
Золотой скудо Гульельмо IX Палеолога (1493-1518).

Со второй половины XV века на печатях, в монетной чеканке и в гербовниках встречается герб маркизов Монферрата, отражающий длительную историю и династические связи правящего дома. Щит разделен на четыре четверти. В 1-й помещен двуглавый орел (герб «греческих императоров»), во 2-й – золотой крест в серебряном поле (Иерусалим) и красный щит с четырьмя золотыми столбами (Майорка), в 3-й – слева щит, пересеченный на чернь и золото с правой перевязью в виде короны (Саксония), а справа – две рыбы (Бар), в 4-й – крест-тетраграмматон (воображаемый герб Палеологов). В зависимости от обстоятельств составные части герба и цвета могли варьироваться, однако двуглавый орел был его постоянным элементом.

Двойной дукат Гульельмо IX Палеолога.
Двойной дукат Гульельмо IX Палеолога (1493-1518).
Тестон Бонифация IV Палеолога.
Тестон Бонифация IV Палеолога (1518-1530).
Гербы Монферратской ветви Палеологов из «Универсального гербовника» (около 1558)
Гербы Монферратской ветви Палеологов из «Универсального гербовника» (около 1558).
Герб Монферратской ветви Палеологов из «Универсального гербовника» (около 1558).
Герб Монферратской ветви Палеологов из «Универсального гербовника» (около 1558).

Впоследствии герцоги Гонзага, ставшие наследниками Монферратских Палеологов, включили двуглавого орла в свой герб.

Герб Винченцо Гонзага, герцога Мантуи и Монферрата.
Герб Винченцо Гонзага, герцога Мантуи и Монферрата (1587-1612) из «Большого гербовника» конца XVI века.
Палеологи (Морейский деспотат)  

Палеологи утвердились на Пелопоннесе около 1383 года, изгнав Кантакузинов. На протяжении следующих без малого 80 лет на полуострове правили отпрыски императорской династии. Сначала младший брат Иоанна V Феодор I Палеолог (1383-1407), а затем дети Мануила II: Феодор II, Константин, Дмитрий и Фома. В июне 1460 года после завоевания османами Мореи Фома бежал в Италию, где получил признание в качестве законного наследника византийского престола.

На Морее владения греческих аристократов соседствовали с ленами франкских баронов. Поэтому неудивительно, что здесь они активно перенимали европейские традиции, в том числе геральдические.

Уже деспот Феодор I Палеолог пользовался большой печатью, на которой помещался геральдический щит, увенчанный шлемом, окруженным знаменами и ламбрекенами. Изображение на щите стерто, но в качестве нашлемника использовался большой двуглавый орел, больший, чем сам щит [Соловьев, 2009, с. 134].

В 1419 году Феодор II Палеолог, деспот Мореи, выдал грамоту с серебряной печатью тосканскому дворянину Мастино де Каттанеи за помощь, которую тот оказал ему при устройстве брака с Клеопой Малатеста, дочерью графо Пезаро. Получатель удостаивался титула графа Спарты, освобождения от налогов, а также права использовать деспотскую инсигнию: коронованного золотого двуглавого орла в червленом поле [Laurent, 1963].

Несколькими годами ранее на соборе в Констанце присутствовали некие герцоги Филипп и Михаил «фон Тропе» (von tropy), имевшие на своих гербах двуглавого орла. А.В. Соловьев, почему то называет их «деспотами» из династии Палеологов [Соловьев, 2009, с. 134-135]. П. Андруди считает из представителями Трапезундского императора [Androudis, 2018, p. 194].

Но возможно прав С. Клеменсен, который видит в загадочном tropy пелопонесскую Тропею (Steen Clemmensen. Arms and people in Ulrich Richental’s Chronik des Konzils zu Konstanz 1414-1418). Если его гипотеза верна, то загадочные «герцоги» вполне могут оказаться франкскими баронами из Мореи, получившими подобно Мастино де Каттанеи привилегию использовать деспотский герб.

Гербы греческих герцогов Филиппа и Михаила фон Тропе из хроники Констанцского собора Ульриха Рихенталя.
Гербы греческих герцогов Филиппа и Михаила фон Тропе из хроники Констанцского собора Ульриха Рихенталя, опубликованной в Аугсубрге в 1483 году.

В 1904 году греческий историк Спиридон Ламброс опубликовал печать c коронованным двуглавым орлом, приложенную к письму из архива Модены с надписью на греческом языке: «Дмитрий во Христе Боге верный деспот Палеолог, порфирородный» [Λαμπρος, 1904, p. 422-423]. Известно, что похожая красновосковая печать сопровождала письмо, направленное деспотом Мореи Дмитрием Палеологом в 1455 году королю Франции Карлу VII [Cange du, 1680, p. 244]. Ему же принадлежало украшенное миниатюрами Евангелие, на одной из которых двуглавый орел с монограммой Палеологов на груди.

Также Ламбросу удалось обнаружить рисунок печати последнего титулярного деспота Мореи Андрея Палеолога, сына Фомы и племянника Дмитрия (Niedersächische Landesbibliothek, Hannover ms XXVI, 1520). На ней изображен двуглавый орел с опущенными крыльями и королевскими коронами над каждой из голов. Щит венчает еще одна – императорская корона. Надпись на латыни гласит: «Андрей Палеолог, Божьей милостью деспот Романии».

Печати Дмитрия и Андрея Палеологов.
Печати Дмитрия и Андрея Палеологов.

Таким образом, вполне обосновано мнение А.В. Соловьева, что для морейских Палеологов двуглавый орел являлся гербом вполне в европейском смысле этого слова [Соловьев, 2009, с. 135-136]. В их столице Мистре обнаружено несколько памятников с двуглавцами [Millet Gabriel, 1910, fig. 20,4; 47,6; 51,1; 56,8; 60,24], но что касается самого известного из них – резной мраморной плиты из монастыря св. Дмитрия, то она может относиться к более позднему времени, когда Пелопоннес оказался под властью османов и воспроизведение старых имперских символов выражало мечту греков о национальном освобождении [Pinatsi, 2014, p. 69].

Двуглавый орел. Греция. Мистра. Монастырь Св. Димитрия.
Двуглавый орел. Греция. Мистра. Монастырь Св. Димитрия (Митрополия); материал: камень; техника: резьба по камню.
Гаттилузио (Лесбос)

Генуэзский род, имевший в XIV-XV вв. владения в Эгейском море. Основатель семьи Франческо I Гаттилузио занимался пиратством и оказал помощь Иоанну V Палеологу в восхождении на престол в 1354 году. За это он получил руку сестры императора Марии Палеолог, а также остров Лесбос (Митилена) и город Энос во Фракии в качестве приданого. Позже к владениям семьи присоединились острова Лемнос, Имброс, Фасос, Самофракия, а также город Старая Фокея.

Франческо I чеканил монеты с крестом-тетраграмматоном на аверсе. Среднюю башню замка в Митилене украшает строительная плита с барельефами, датированная 1373 годом. В центре изображена монограмма Палеологов, рядом – Гаттилузио (щит, покрытый чешуей) и Дориа, от которых, как полагают, по матери происходил Франческо (коронованный одноглавый орел). В стену другой башни вмонтирована плита, где гербы Гаттилузио и Дориа помещены справа и слева от бета-креста.

В 1397 году Ирина Гаттилузио, дочь архонта Лесбоса Франческо II (1483-1403) была выдана замуж за императора Иоанна VIII Палеолога. В 1431 его внучка Катерина Гаттилузио, дочь архонта Лесбоса Дорино I Гатиллузио (1428-1455), стала женой Константина Палеолога, будущего императора Константина XI.

С именем Дорино Гаттилузио связывают появление среди геральдических эмблем рода двуглавого орла. Мы встречаем его на строительной плите из Митилены. Орел окружен буквами «В», а на его груди щиток, покрытый рыбьей чешуей. Справа от него монограмма Палеологов, а слева – орел Дориа.

Строительная плита из крепости Митилена.
Строительная плита из крепости Митилена.

Точная датировка памятника неясна. Райт предлагает дату «1420-е и позже». С этого же времени в официальных надписях появляется фамилия «Палеолог Гаттилузио», а греческий заменяет латынь. Такой же орел с гербом Гаттилузио встречается на монетах Дорино.

Динар Дорино Гаттилузио
Динар Дорино Гаттилузио

В 1432/33 гг. брат Дорино синьор Эноса Паламеде (1409-1455) поместил двуглавого орла на барельефе большой оборонительной башни острова Самофракия [Androudis, 2002, p. 26, nota 92]

Самофракия. Плита с гербами Паламеде Гаттилузио.
Самофракия. Плита с гербами Паламеде Гаттилузио.

Введение в геральдику Гаттилузио двуглавого орла стоит рассматривать не как символ зависимости от Византии, а как провозглашение династического альянса с императорским домом, и как следствие законности прав на владение землями, некогда входившими в состав империи [Kondyli, 2017, p. 327; Wright, 2014, p. 121-123]. Анализ иконографии образов на строительных плитах показывает, что Гаттилузио рассматривали двуглавца именно в качестве герба.

В январе 1456 года османские войска после недолгой осады заставили капитулировать Энос. Тогда же им подчинились Имброс и Самофракия. В 1462 году они взяли штурмом цитадель Гаттилузио Митилену. Последний правитель Лесбоса Никколо Гаттиллузио был обращен в ислам и вскоре после этого казнен.

Ангело (Италия)

Семья албанских эмигрантов в Венеции Энжёли, представители которой заявляли, что являются наследниками византийской императорской династии Ангелов и наследственными магистрами «Ордена св. Георгия», якобы созданного Константином Великим.

Андреа – первый из Энжёли, о котором у нас есть достоверные сведения, албанский нобиль из Дривасто на венецианской службе, в 1447 году храбро защищал этот город от войск Скандербега. Однако, спустя несколько лет власти республики заподозрили его в измене и подвергли пыткам, от которых он скончался [Schmitt, 2000, p. 138-139].

Его старший сын Паоло (1417/1427-1468) был католическим архиепископом Дураццо, принимал активное участие в разработках планов западной помощи Скандербегу в войне против османов. Младший – Пьетро (1441/1443-1511/1512) служил страдиотом и после разгрома христианского сопротивления в Албании бежал в Венецию, где за свои заслуги получил крошечную пенсию в 4 дуката [Pall, 1971, p. 104-105].

Пьетро и его детям в реализации амбициозных планов весьма помогла фамилия. В переводе на латынь она стала звучать как Ангело, полностью созвучно патрониму династии византийских императоров.

Ангелы – византийский аристократический род, представители которого были императорами Византии (1185-1204) и деспотами Эпира (1204-1318). В 1318 году правитель Эпира Фома Комнин Дука (Ангел) был убит своим родственником Николаем Орсини, основавшим новую династию. Со смертью в 1394 году Марии Ангелины Дукини Палеологини, праправнучки по женской линии деспота Никифора I (1268-1297) у правителей Эпира исчезла последняя капля императорской крови. Другая ветвь Ангелов во второй половине XIV века правила Фессалией до ее захвата турками в 1393 году.

У нас нет никаких источников, подтверждающих, что албанцы-католики Энжёли происходили от византийских Ангелов. Однако благодаря браку Пьетро Ангело с Лючией Спан, дочерью влиятельного албанского лорда Алессио Спана, их дети, если верить поздней генеалогии, оказались кузенами последних сербских деспотов из династии Бранковичей и отдалёнными потомками по женской линии византийских Кантакузинов [Comneno, 1551, p. 19, 28, 31-32; Pall, 1971, p. 101; Sainty, 2018, p. 56]. В свою очередь сестра Пьетро вышла замуж за Афанасия Топиа, еще одного представители алабано-эпириотской знати [Comneno, 1551, p. 26-27].

В 1551 году сын Пьетро Андреа Ангело опубликовал в Венеции генеалогию своей семьи, сопроводив ее гербом в виде коронованного двуглавого орла с щитком на груди, на котором ангел получает с неба пальмовую ветвь. Такой же герб, но дополненный третьей – императорской короной с крестом св. Георгия мы встречаем в книге Франческо Сансовино «Статут Благородной Константиновской Милиции Святого Георгия», великим магистром которой значился апостолический капитан Джеронимо Ангело (1505-1591), брат Андреа, называвший себя «князем Фессалии» и «графом Дривасто» [Sansovino, 1573, p. 6].

Герб венецианских Ангело (1573).
Герб венецианских Ангело (1573).

На протяжении нескольких поколений члены семьи Ангело успешно эксплуатировали «византийский миф», издавая фантастическую литературу по истории «древнейшего в мире» Константиновского Ордена, награждая европейских аристократов и раздавая им за деньги дипломы на приораты и командорства в экзотических землях Леванта. Немаловажную роль сыграла преданность Ангело католицизму, обеспечившая поддержку их притязаниям со стороны римских пап.

Позже герб претерпел некоторые изменения. В одном из поздних изданий, посвященных истории, уставу и привилегиям «Ордена св. Георгия» приведено его цветное изображение [Anonymus, 1680], по которому можно сделать следующее описание: «В червленом поле двуглавый коронованный орел с двумя королевскими и императорской короной, на груди которого пересеченный и рассеченный щит. В первой и четвертой частях помещен червленый щит с двумя золотыми столпами и лазоревой главой, обремененной двумя золотыми коронами (герб, приписываемый европейскими герольдами «императорам Константинополя»). Во второй и третьей червленых частях царская золотая корона, поддерживаемая двумя руками в лазоревой одежде, выходящими с боков (воображаемый герб императоров Константинополя или Трапезунда). По середине – щиток с четырьмя лилиями, в котором ангел получает с неба пальмовую ветвь (герб Ангелов). Щит увенчан диадемой с цепью и знаком Константиновского Ордена».

Герб венецианских Ангело (1680).
Герб венецианских Ангело (1680).

В 1698 году последний представитель семьи Джованни Андреа II Ангело передал все права на Орден герцогу Пармы Франческо Фарнезе в обмен на пожизненную пенсию и земельное владение в Пьяченце [Gilliat-Smith, 1922, p. 16]. В результате Орден Святого Георгия получил статус наследственного Ордена Пармского герцогства.

Герб Франческо Фарнезе как магистра Константиновского Ордена.
Герб Франческо Фарнезе как магистра Константиновского Ордена, гобелен, музей Каподимонте, Неаполь.
Кантакузен (Румыния)

В отличие от мелкопоместных албанских дворян Ангело, Кантакузены, известные с середины XVI века, с намного большим основанием могли считать себя наследниками византийского императорского престола [Cazacu, Cantacuzène, 2001, p. 303-308]. В середине XVI века купец Михаил Кантакузен по прозвищу Шайтан-оглу стал одним из богатейших людей Османской империи. Благодаря большим капиталам и знатному происхождению, Кантакузены стали влиятельными людьми в Дунайских княжествах, приобретая там землю, титулы и заключая династические браки. Их удалось удовлетворить свои амбиции во второй половине XVII, когда один из представителей семьи стал правителем Молдавии, а двое других – Валахии.

Валашский господарь Щербан Кантакузен (1678-1688) мечтал о восстановлении Византийской империи. Поэтому не удивляет, что на своей печати он поместил двуглавого орла.

Печать с двуглавым орлом, приложенная к хрисовулу Щербана Кантакузена (1683).
Печать с двуглавым орлом, приложенная к хрисовулу Щербана Кантакузена (1683).

Его брат Константин (1639-1716), позже занимавший должности главы канцелярии и министра иностранных дел, учился в Падуе и в Вене. Там, как полагают, он узнал о Константиновском Ордене Ангелов, привезя его регалии на почву родной Валахии. На портике церкви Котроцени в Бухаресте в 1681 году был помещен двуглавый орел с крестом св. Георгия на груди. Орденский крест присутствует на могильных плитах братьев Щербана и Константина – Матфея (+1685) и Георгия (+ 1692), а также великого логофета Валахии Раду Кантакузена (+1715).

Надгробная плита Раду Кантакузена.
Надгробная плита Раду Кантакузена, Константиновский крест помещен над эпитафией покойному. Национальный музей Котроцени, Бухарест.

В 1716 году по подозрению в государственной измене турки казнили валашского господаря Стефана Кантакузена. Его сыну Раду (Рудольфу) удалось спастись. На протяжении многих лет он странствовал по дворам европейских государей, пытаясь получить помощь в возвращении отцовского наследства и посвящая своих союзников в рыцари Константиновского ордена. Император Карл VI Габсбург даже признал его магистерское достоинство. Раду умер в 1761 году в Подолии, так и не вернувшись на родину [Jorga, 1933, p. 149-158; Ovidiu, 2011, p. 385-398].

В «Золотой книге» Константиновского Ордена сохранился герб Раду Кантакузена. На груди двуглавого орла щит, на котором с вполне реальными гербами Молдавии (голова буйвола, между рогами которого пятиконечная звезда) и Валахии (ворон, стоящий на скале с крестом в ключе, сопровождаемый солнцем и полумесяцем) представлены воображаемые гербы императорской династии Ангелов и Византии, что, равно как и цепь Константиновского ордена, указывает на заимствование Кантакузенами символики герба венецианских Ангело.

Диплом Раду Кантакузена
Диплом, который князь и магистр Раду Кантакузен выдал барону Карлу фон Абшацу 2 января 1744 года.

От Раду герб с двуглавым орлом и орденскими регалиями был заимствован российской ветвью семьи. Он был утвержден Геральдическим Департаментом Государственного Сената в Санкт-Петербурге [Кантакузин-Сперанский, 2004, с. 7]. С некоторыми изменениями его использовали и румынские князья Кантакузены.

Герб Кантакузенов на фарфоровой тарелке.
Герб Кантакузенов на фарфоровой тарелке.
Кантакузен (Польша)

В гербовнике Каспара Нисецкого дается следующее описание герба: «Орел с двумя головами и распростертыми крыльями, как будто собирающийся взлететь в небо, на каждой из его голов корона». Появление в Польше ветви семьи Кантакузенов относится ко времени короля Владислава IV. Некий Мануил Кантакузен упомянут в первый раз в 1636 году. В 1654 году он был владельцем имения Бабче в Полоцком воеводстве. Его дочь Анна вышла замуж за Войцеха Константина Цехановецкого. Другая его дочь была монахиней-базилианкой в Минске [Boniecki, 1906, p. 229; Niesiecki, 1738, p. 477-478].

Герб Кантакузен из рукописного гербовника Болеслава Старжинского.
Герб Кантакузен из рукописного гербовника Болеслава Старжинского (последняя четверть XIX века)

Ласкарисы (Польша)

Польская семья Ласкарисов известна с середины XVIII века, ее связь с никейской императорской династией не подтверждена никакими источниками. Основателями польской ветви считаются выходцы из Вероны Ежи Иероним Мария Войцех Ласкарис (1706-1795) и его племянник Теодор (?-1785). Первый в 1738 году был префектом театинов во Львове, спустя три года рукоположен епископом в Олыке. В 1757 году вернулся в Рим, где стал патриархом Александрийским, а впоследствии патриархом Иерусалим. Теодор Ласкарис остался в Польше и получил дворянство, дослужившись до генера-майора войска Литовского.

По Адаму Бонецкому герб польской семьи Ласкарисов представляет собой щит, пересеченный на золото и лазурь, в котором черный коронованный двуглавый орел с золотым солнцем на груди [Boniecki, 1909, p. 353-354].

Солнце является гербом никейского дома Ласкарисов согласно книге Лоренцо Миниати «Падшая слава древней и величественной семьи Комнинов» [Miniati, 1663], представляющей собой яркий пример фантазий эпохи барокко.

Герб польской семьи Ласкарисов.
Герб польской семьи Ласкарисов. Современная реконструкция по описанию А. Бонецкого.

© Княжество Феодоро, 2020

Литература:

  1. Кантакузин-Сперанский М.Р. Сага о Кантакузиных-Сперанских / М.Р. Кантакузин-Сперанский. – Москва, 2004. – 368 с.
  2. Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне / А.В. Соловьев // Signum. – 2009. – Т. 4. – С. 109-211.
  3. Androudis P. Présence de l’aigle bicéphale enTrébizonde et dans la principauté grecque de Théodoro en Crimée (XIVe-XVe siècles) / P. Androudis // Βυζαντιακά. – 2018. – Vol. 43. – P. 179-218.
  4. Androudis P. Sur quelques emblèmes héraldiques à Constantinople (XIIIe-XVe siècles) / P. Androudis // Περί Θράκης. – 2002. – Vol. 2. – P. 11-42.
  5. Anonymus. Compendio Historico Dell’Origine, Fondazione, e Stato: Priuilegi Imperiali, Regij &c. Bolle, Breui, Motuproprij, Monitorij, Fulminatorij. Pontificij, & altri Diplomi Dell’Ordine Eqvestre Imperiale Angelico Avreato Costantiniano di San Giorgio / Anonymus. – Presso Andrea Poletti, 1680. – 44 p.
  6. Boniecki A. Herbarz polski. Vol. 9: Jelowscy-Kęstowiczowie / A. Boniecki. – Warszawa, 1906. – 418 p.
  7. Boniecki A. Herbarz polski. Vol. 13: Krzemieniowscy-Lasoccy / A. Boniecki. – Warszawa, 1909. – 407 p.
  8. Cange C. du. Historia Byzantina duplici commentario illustrata prior familias ac stemmata imperatorum Constantinopolitanorum… proeterea familias Dalmaticas et Turcicas complectitur, alter descriptionem urbis Constantinopolitanae… / C. du Cange. – apud Ludovicum Billaine, 1680. – 806 p.
  9. Cazacu M. Généalogie et Empire. Les Cantacuzène de l’époque byzantine à l’époque ottomane / M. Cazacu, J.-M. Cantacuzène // L’empereur hagiographe. Culte des saints et monarchie byzantine et post-byzantine. – Bucarest, 2001. – P. 294-308.
  10. Comneno A.A. Genealogia d’imperatori romani et constantinopolitani et de regi prencipi et signori che da Isatio Angelo & Vespasiano imperatore suo nipote son discesi, per infino al presente anno 1551 / A.A. Comneno. – Venetia, 1551. – 96 p.
  11. Gilliat-Smith E. Some Notes, Historical and Otherwise, Concerning the Sacred Constantinian Order / E. Gilliat-Smith. – London, 1922. – 44 p.
  12. Jorga N. Radu Cantacuzino / N. Jorga // Memoriile Secțiunii Istorice a Academiei Române. – 1933. – Vol. 13. – P. 149-158.
  13. Kondyli F. Lords at the end of the Empire: negotiating power in the late Byzantine frontiers (fourteenth–fifteenth centuries) / F. Kondyli // Annual of the British School at Athens. – 2017. – Vol. 112. – P. 309-339.
  14. Laurent V. Un argyrobulle inédit du despote de Morée Théodore Paléologue en faveur de Mastino de Cattanei, gentilhomme toscan / V. Laurent // Revue des études byzantines. – 1963. – Vol. 21. – № 1. – P. 208-220.
  15. Millet Gabriel. Monuments byzantins de Mistra / Millet Gabriel. – Paris, 1910. – 152 p.
  16. Miniati L. Le glorie cadute dell’antichissima, ed augustissima famiglia Comnena (etc.) / L. Miniati. – Valnasense, 1663. – 970 p.
  17. Niesiecki K. Korona Polska przy Złotey Wolnosci Starożytnemi Rycerstwa Poskiego y Wielkiego Xięstwa Litewskiego Kleynotami Naywyższymi Honorami Heroicznym, Męstwem y odwagą, wytworną nauką a naypierwey Cnotą, nauką Pobożnością, y Swiątobliwością Ozdobiona …: Tom drugi / K. Niesiecki. – W Drukarni Collegium Lwowskiego Societatis Jesu, 1738. – 780 p.
  18. Ovidiu O. Aventuriers du XVIIIe siècle. Radu/Rodolphe Cantacuzène et l’Ordre constantinien / O. Ovidiu // Revista Istorică. – 2011. – Vol. 22. – P. 385-398.
  19. Pall F. Di nuovo sulle biografie scanderbegiane del XVI secolo / F. Pall // Revue des études sud-est européennes. – 1971. – Vol. 9. – P. 91-106.
  20. Pinatsi C. The Chronology of the Opus Sectile Pavement in the Mega Spelaion Monastery Katholikon / C. Pinatsi // Δελτίον Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. – 2014. – Vol. 35. – P. 65-74.
  21. Sainty G.S. The Constantinian Order of Saint George: and the Angeli, Farnese and Bourbon families which governed it / G.S. Sainty. – Boletín Oficial del Estado, 2018. – 578 p.
  22. Sansovino F. Statvti E Capitoli Della Militia Avreata, Angelica, Costantiniana, Di S. Giorgio: Di Nvovo Riformati, Et Approbati dall’ Illustrißimo, & Eccelentißimo Signore, il Sig. Hieronimo Angelo Principe di Tessaglia, Duca, & Conte di Driuasto, &c. Sourano, Patrone, & Gran Signore dell’Ordine / F. Sansovino. – Venetia: Appresso Michel Bonelli, 1573. – 48 p.
  23. Schmitt O.J. Paul Angelus, Erzbischof von Durazzo und seine Bedeutung für den Türkenkampf Skanderbergs / O.J. Schmitt // Thesaurismata. – 2000. – Vol. 30. – P. 127-161.
  24. Wright C. The Gattilusio Lordships and the Aegean World 1355-1462 / C. Wright. – BRILL, 2014. – 487 p.
  25. ΛαμπροςΣ. Σφραγίδες των Τελευταίων Παλαιολόγων και των περί Αυτούς / Σ. Λαμπρος // Νέος Ελληνομνήμων. – 1904. – Vol. 1. – № 4. – P. 416-432.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии