Одноглавый орел в храме св. Софии. Трапезунд (Трабзон).

Геральдика Трапезундской империи

Еще со времен крестовых походов Трапезундская империя привлекала внимание европейцев. В средневековых романах можно найти приукрашенные рассказы о могущественном христианском царстве на Востоке, о его прекрасных дамах и благородных рыцарях. Образ империи Великих Комнинов в европейской литературе сугубо положительный, в отличие от Византии [Карпов, 2007, с. 488-489].

Стены Трапезунда. Акварель Д. Пахомова 1916 г.
Стены Трапезунда. Акварель Д. Пахомова 1916 г.

Неудивительно, что ее идеализация нашла отражение и в создании воображаемой геральдики Трапезундской империи, одно из главных мест в которой занял двуглавый орел. Это позволило А.В. Соловьеву предположить, что он был привезен в 1204 году из Константинополя как эмблема династии Комнинов [Соловьев, 2009, с. 137; Soloviev, 1935, p. 136]. Но так ли это на самом деле?

Битва двух орлов

Анализ имеющихся в нашем распоряжении данных показывает, что, если правители Трапезунда и переняли от своих предков какой-то символ государственности власти, то это был обычный орел с одной головой. Он хорошо известен в комниновской Византии. В частности, он был высечен на могильной плите императора Алексея I Комнина (1081-1118)[Соловьев, 2009, с. 126-127], его же мы встречаем в церкви Богородицы Мироспасительницы, построенной севастократором Исааком Комнином около 1152 года [Ousterhout, 2009, p. 152].

Храм Богородицы Мироспасительницы, Ферес.
Храм Богородицы Мироспасительницы, Ферес.

Судя по всему, именно одноглавых белых орлов из жемчуга носил на своей обуви византийский император Мануил I Комнин (1143-1180), о чем осталось упоминание в описании одного из рыцарских турниров, моду на которых по западному образцу он ввел в Византии [Maguire, Jones, p. 108].

Неудивительно, что этот символ часто встречается на трапезундских памятниках, непосредственно связанных своим происхождением с царским домом. Одноглавого орла можно до сих пор увидеть в верхней части южного фасада св. Софии – кафедрального собора Трапезунда, построенного при другом Мануиле I (1238-1263) – сыне и наследнике основателя понтийской ветви династии Алексея Великого Комнина.

Одноглавый орел в храме св. Софии. Трапезунд (Трабзон).
Одноглавый орел в храме св. Софии. Трапезунд (Трабзон).

Несмотря на скепсис Энтони Брайера и Дэвида Уинфилда, которые склонны видеть в нем просто элемент скульптурного декора [Bryer, Winfield, 1985, p. 227], есть основания предполагать, что здесь орел имеет символическое значение. В пользу этого говорит фреска из той же св. Софии изображавшая покровителя церкви в плаще, расшитом одноглавыми орлами. Ныне утраченная, она дошла до нас благодаря акварели из альбома князя Гагарина [Chotzakoglou, 1996, p. 65].

Мануил I Великий Комнин. Фреска из храма св. Софии в Трапезунде.
Мануил I Великий Комнин. Фреска из храма св. Софии в Трапезунде.

Согласно свидетельству путешественника и антиквара Джорджа Финлея, в трапезундском храме св. Григория Нисского находился портрет Иоанна II Великого Комнина (1280-1297), сына Мануила I, также в одеянии с одноглавыми орлами. Интересно, что на одеждах его супруги Евдокии Палеологини, дочери императора Михаила VIII Палеолога, были вышиты двуглавцы [Bryer, Winfield, 1985, p. 227]. К сожалению, и эта роспись не сохранилась, так как была разрушена при перестройке храма в 1863 году. Однако, по мнению Уильяма Миллера, портреты царственной четы говорят сами за себя. Одноглавого орла можно рассматривать как символ Трапезунда, а двуглавого – Византии [Miller, 1926, p. 31-32].

В годы правления Иоанна II трапезундский монетный двор начал чеканить серебряные аспры, на которых рядом со стоящим в полный рост императором помещена орлиная голова, а также медные монеты с одноглавым орлом с распростертыми крыльями [Retowski, 1974, p. 77-78; Sear, 1987, p. 482].

Медная монета Иоанна II Великого Комнина
Медная монета Иоанна II Великого Комнина

В 1324 году его сын Алексей II Великий Комнин (1297-1330) завершил масштабные фортификационные работы по защите нижнего города своей столицы. В честь этого события над городским воротами, в турецкий период известными как «ворота Загонос-паши», была помещена строительная надпись с именем императора и одноглавым орлом, который еще виден на фотографиях, сделанных в XIX веке. При этом в расположенную неподалеку башню, согласно свидетельствам путешественников, была вмонтирована еще одна плита на этот раз с двуглавцем [Bryer, Winfield, 1985, p. 183, 188].

Пасхалий Андруди, опираясь на устную традицию, привел весомые доводы в пользу того, что в 1924 году во время обмена населением между Турцией и Грецией, греки-понтийцы, переселившиеся в Каламарью, взяли ее с собой и позже поместили над проемом западного входа построенного в этом городе храма Преображения Господня, где она находится до сих пор. Исследователь полагает, что появление двуглавого орла в Трапезунде связано с символическим подчинением местных правителей власти императоров Константинополя, а также с династическим браком между Иоанном II Великим Комнином и Евдокией Палеологиней, в котором и родился Алексей II [Androudis, 2018, p. 179-193].

Двуглавый орел над западным входом церкви Преображения Господня, Каламарья.
Двуглавый орел над западным входом церкви Преображения Господня, Каламарья.

Однако до сих пор нерешенной загадкой остается тот факт, что орел на плите из Каламарьи имеет явно сельджукский, а отнюдь не византийский облик! [Androudis, 2018, p. 183]. Не стоит ли допустить, что он попал в столицу Великих Комнинов еще задолго до 1324 года, возможно в качестве трофея по итогам одного из вооруженных конфликтов понтийцев с сельджуками, имевших место в XIII веке?

Младший сын Алексея II Василий Великий Комнин (1332-1340) сохранил верность одноглавому орлу. Ему приписывают чеканку медных монет с двумя греческими буквами В (что предлагают читать как «Василевс Василий») на аверсе и орлом с головой, повернутой вправо, на реверсе [Retowski, 1974, p. 154; Sear, 1987, p. 486].

Анонимная трапезундская монета с одноглавым орлом.
Анонимная трапезундская монета с одноглавым орлом. Середина XIV в.

Появление на трапезундских монетах двуглавца связывают только с именем Алексея III Великого Коминина, чье длительное правление охватывает почти всю вторую половину XIV столетия (1349-1390) [Retowski, 1974, p. 171; Sear, 1987, p. 485].

Трапезундская монета с двуглавым орлом.
Трапезундская монета с двуглавым орлом. Вторая половина XIV в.

Алексей III был женат на Феодоре Кантакузине, дочери севастократора Никифора Кантакузина и родственнице византийского императора Иоанна VI. На хрисовуле, выданном в 1374 году афонскому монастырю Дионисиат, сохранился портрет царствующей четы. Алексей и Феодора стоят в иератических позах, будучи облачены в парадные одеяния. Их благословляет Иоанн Креститель. В левой руке император держит скипетр. Он одет в черную тунику и расшитый жемчугом лорос, не имеющие никаких символически изображений. На красном платье императрицы, напротив, вышиты большие золотые орлы с двумя головами, на каждой из которых корона. Их шеи обвиты лентами, концы которых сходятся над головами, образуя орнаментальный мотив в виде геральдической лилии.

Император Алексей III Великий Комнин и императрица Феодора.
Император Алексей III Великий Комнин и императрица Феодора. Хрисовул монастырю Диоинисиат. Афон (1374).

Миниатюра из Дионисиатского хрисовула напоминает упомянутую выше фреску из монастыря св. Григория. В обоих случаях двуглавые орлы изображены на одеяниях, приехавших из столицы Византии цариц. Не исключено, что их платья константинопольского производства [Androudis, 2018, p. 193].

Несмотря на усиливающееся византийское влияние, одноглавый орел продолжил борьбу за место под солнцем со своим двуглавым сородичем, и при сыне Алексея III и Феодоры Мануиле III (1390-1417) мы вновь встречаем его на трапезундских монетах [Retowski, 1974, p. 177-178; Sear, 1987, p. 485-486].

Медная монета Мануила III Великого Комнина с одноглавым орлом.
Медная монета Мануила III Великого Комнина с одноглавым орлом.

Таким образом принятие одноглавого орла в качестве национальной эмблемы понтийских греков в начале XX века опирается в том числе и на символическое наследие империи Великих Комнинов.

Воображаемый флаг правителя Трапезунда Константина Гавраса.
Воображаемый флаг правителя Трапезунда Константина Гавраса. Монастырь св. Феодора Гавраса. Трапезунд (начало XX века).

Герб и флаг Трапезунда в средневековой геральдике

Анонимный автор «Книги познания всех королевств, и земель, и синьорий мира…», составивший ее во второй половине XIV века, писал: «Я достиг города Трапезунд, где остался на некоторое время. Эта империя граничит с Турцией, но ее обитатели греки-христиане. Геральдической эмблемой императора Трапезунда является червленый штандарт с золотым двуглавым орлом» [Васильев, 2017].

А.В. Соловьев, а за ним и многие другие авторитетные специалисты, с полным доверием отнеслись к известию испанского анонима, полагая, что он лично видел на стенах посещенных им городов описанные штандарты [Соловьев, 2009, с. 170]. Однако современное состояние исследований «Книги познания» позволяет сделать однозначный вывод – она относится к жанру воображаемых путешествий и ее автор не выходил из кабинета, где оперировал какой-то картой, близкой к картам Анжелино Дульсерта (1339) или Каталонского атласа (1375).

В XIV веке с развитием европейской картографии на некоторых морских потроланах стали изображать важные речные артерии, легенды, повествующие об исторических событиях и политической ситуации, а также миниатюры городов с флагами государств, которым они принадлежали. На многих из них представлен штандарт императора Трапезунда в виде красного полотнища с золотым двуглавым орлом на нем [Androudis, 2018, p. 194-196]. Он появляется уже на портолане Петра Весконте (1321), а затем практически в неизменном виде воспроизводится на многих других картах вплоть до конца XV века.

Флаг Трапезунда на портолане Петра Весконте (1320/21).
Флаг Трапезунда на портолане Петра Весконте (1320/21).
Черноморский регион и Малая Азия с флагами государств. Каталанский атлас Абрахама Креска (1375).
Черноморский регион и Малая Азия с флагами государств. Каталанский атлас Абрахама Креска (1375).
Флаг Трапезунда на карте Дж. Сольери (1380).
Флаг Трапезунда на карте Дж. Сольери (1380).

Однако существовала и другая картографическая традиция, представлявшая флаг Трапезунда в виде обычного орла с одной головой [Фоменко, 2011, с. 361-388].

Фрагмент карты Франческо Чезаниса
Фрагмент карты Франческо Чезаниса с одноглавым орлом над Трапезундом (1421). Копия XIX века.

В связи с этим, как мне кажется, ответ на вопрос: был ли на трапезундском флаге изображен двуглавый орел, на сегодняшний день не имеет однозначного ответа. Возможно, составители портоланов получали свою информацию напрямую от моряков, которые могли видеть такие вымпелы на имперских судах. Но не исключено, что двуглавца попросту приписывали Великим Комнинам в качестве наследников «римских императоров», которым, как полагали образованные европейцы, принадлежала эта геральдическая эмблема.

Если относительно трапезундского флага у европейских картографов хотя бы существовало единство в отношении того, что на нем изображено, то совсем иную картину мы встречаем в средневековых армориалах.

Здесь особенно интересен Гельдернский гербовник (Wapenboek Gelre, Armorial de Gelre), который датируется второй половиной XIV века. В его заключительной части на страницах 104 и 105 представлены гербы правителей пяти государств Балкан и Малой Азии: королей Константинополя, Болгарии, Трапезунда, Видина и Витрича (?).

Первый из них представляет собой золотой крест с четырьмя золотыми безантами в четвертях, каждый из которых обременен крестом того же металла. Это хорошо известный по другим средневековым армориалам герб Латинской империи.

«Королю Трапезунда» соответствует горностаевый щит с двумя лазоревыми поясами, в кантоне которого описанный выше герб Романии. Он же является составляющей частью гербов «королей» Болгарии, Видина и Витрича, что должно продемонстрировать их зависимость от латинских императоров Константинополя – ситуация, скорее отражающая планы западных крестоносцев начала XIII в., нежели реалии второй половины XIV в.

Гербы королей Трапезунда, Видина и Витрича из Гельдернского гербовника.
Гербы королей Трапезунда, Видина и Витрича из Гельдернского гербовника.

С некоторыми вариациями этот герб Трапезунда представлен в армориалах XV века. В Armorial dit de l’herault Charolais (1425), дошедшем до нас в копии 1658 года: горностаевый щит с двумя черными полосами и гербом Романии в кантоне с зелеными крестами в углах вместо золотых. В Гербовнике д’Юрфе (конец XIV-начало XV века), в прибавлении XV века к Гербовнику герольда Вермандуа, а также в гербовнике Алонсо де Торреса (1478): серебряный щит с четырьмя черными полосами и гербом Романии в кантоне.

Крупнейший специалист по геральдике XIX века Ж.П. Ритстап дает следующее описание герба города Трапезунда: «серебряный щит с тремя черными полосами». К нему, по свидетельству исследователя, потомки правившей в нем династии Комнинов присоединяли свой родовой герб: «три черных колокола в золотом поле» [Rietstap, 1884, p. 452].

Варианты герба Трапезунда в европейской геральдике. Современные реконструкции.
Варианты герба Трапезунда в европейской геральдике. Современные реконструкции.

Однако в знаменитом гербовнике Йорга Ругенса (1499) подпись: «ein keisser zo treppeson» стоит рядом с совершенно другим гербом. На нем изображена корона, поддерживаемая двумя руками в червлёной одежде, выходящими с боков. В других источниках XV века он может фигурировать как герб императора Константинопольского или какого-то другого восточного христианского царства. Возможно, зафиксированная Ругенсом традиция нашла отражения у российской ветви семьи Кантакузенов, на гербе которых корона с двумя руками отождествляется с родовой эмблемой Комнинов.

Герб «греческого короля» из гербовника Конрада Груненберга
Герб «греческого короля» из гербовника Конрада Груненберга, приписываемый также Мануилу II Палеологу или императорам Трапезунда.

В гербовнике Конрада Груненберга (1483) герб императора Трапезунда представлен в виде золотого василиска в серебряном щите. Подпись над ним гласит: «Владения трапезундского императора граничит с Грецией и империей Афин. Он был разгромлен турецким султаном и обезглавлен».

Герб императора Трапезунда из гербовника Конрада Груненберга (1483).
Герб императора Трапезунда из гербовника Конрада Груненберга (1483).

И лишь в «Общей книге по геральдике» Жана Фуке (1497) мы встречаем золотого двуглавого орла в червленом поле в качестве герба императора Давида Великого Комнина, убитого турками в 1463 году.

Герб Давида Великого Комнина из «Общей книги по геральдике» (1497).
Герб Давида Великого Комнина из «Общей книги по геральдике» (1497).

Новые гербы Комнинов

В уже упомянутом гербовнике Ритстапа приводится описание гербов трех ветвей семьи Комнинов: корсиканско-савойской, миланской и трапезундской. Последний объединяет герб города Трапезунд: три черные полосы в серебряном щите и герб самой династии: три черных колокола в золотом поле.

Герб Комнинов по Ритстапу.
Герб Комнинов по Ритстапу.

Три колокола появляются около 1496 года на печати знатного албанского эмигранта Константина Арианити Комнина [Gentile, 2006, p. 26]. Благодаря высокому положению, которое Константин занял в маркграфстве Монферрат, его герб стал хорошо известен в Италии и постепенно трем колоколам приписали значение герба Комнинов, хотя связь самого владельца печати с императорской династией более, чем сомнительна.

Далее мы находим их в книге Лоренцо Миниати «Падшая слава древней и величественной семьи Комнинов» [Miniati, 1663] – источнике не просто ненадежном, а совершенно фантастическом.

Герб Комнинов согласно Л. Миниати (1663).
Герб Комнинов согласно Л. Миниати (1663).

В базе данных блазонов тосканских фамилий, размещенной на сайте Государственного архива Флоренции, представлен герб семьи Стефанополи, о которой сказано: «Семья родом с Корсики, вошедшая в число флорентийской знати в 1839 году, указав происхождение от Комнинов».

Щит разделен на четыре части. В первой части – три черных колокола в золотом поле. Во второй – две золотых полосы в черном щите с перевязью в виде червленого турнирного воротничка с четырьмя лентами. В третьей – в синем поле серебряное облако с золотым солнцем. В четвертой – в серебряном поле с острозубчатой лазоревой главой три львиных головы, увенчанных золотыми коронами.

Все четыре изображения взяты из сочинения Миниати. Первое и третье представляют собой гербы Комнинов и Ласкарисов соответственно. Второе и четвертое иллирийские гербы Охмучевичей и Богашиновичей – геральдические фикции конца XVI века.

Герб Стефанополи.
Герб Стефанополи.

Один из представителей семьи Стефанополи – Димитриос сделал карьеру во Франции, где объявил себя прямым наследником в шестнадцатом колене неизвестного ни в каких других источниках сына последнего трапезундского императора Давида по имени Никифор, укрывшегося от турок на Пелопоннесе [Comnène, 1784, p. 19-24, 1831, p. 31-38].

На обложке изданной Стефанополи книге «История дома Комнинов» (1784) изображен его герб, представляющий собой, согласно описанию Ритстапа, золотой щит, увенчанный императорской короной с черным двуглавым орлом поверх серебряного меча.

Герб Деметриоса Стефанополи Комнина (современная реконструкция).
Герб Деметриоса Стефанополи Комнина (современная реконструкция).

Учитывая происхождение корсиканского авантюриста, здесь не может идти речи о традиции, восходящей через века к Трапезундской империи. Более логично предположить, что подобно другим искателям византийского наследства, он обратился в двуглавому орлу как к универсальному имперскому символу для обоснования своих политических и генеалогических претензий.

© Княжество Феодоро, 2020

Читать также:

Каким был герб Комнинов?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Васильев А.В. Путешествие вокруг Великого Моря [Электронный ресурс] / А.В. Васильев. – Режим доступа: https://skifos.wordpress.com/2017/12/31/mar_mayor/.
  2. Карпов С.П. История Трапезундской империи : Византийская библиотека / С.П. Карпов. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2007. – 618 с.
  3. Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне / А.В. Соловьев // Signum. – 2009. – Т. 4. – С. 109–211.
  4. Фоменко И.К. Образ мира на старинных портоланах. Причерноморье. Конец XIII-XVII в. / И.К. Фоменко. – Москва: Индрик, 2011. – 400 с.
  5. Androudis P. Présence de l’aigle bicéphale en Trébizonde et dans la principauté grecque de Théodoro en Crimée (XIVe-XVe siècles) / P. Androudis // Βυζαντιακά. – 2018. – Vol. 43. – P. 179-218.
  6. Bryer A. The Byzantine monuments and topography of the Pontos : Dumbarton Oaks studies / A. Bryer, D. Winfield. – Washington, D.C: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1985. – 20. – T. I: Text. LI, 394 p., 122 Plates. T. 2: 290 Plates, 230 p.
  7. Chotzakoglou Ch. Die Palaiologen und das fruheste Auftreten les byzantinischen Doppeladlers / Ch. Chotzakoglou // Byzantinoslavica. – 1996. – Vol. 57. – P. 60-68.
  8. Comnène D. Précis historique de la maison imperiale des Comnènes / D. Comnène. – Amsterdam: Vivliopōleion N. Karavia, 1784. – 198 p.
  9. Comnène G. Sur la Grèce / G. Comnène. – Paris: Firmin Didot, 1831. – 48 p.
  10. Gentile L.C. Sigilli dei marchesi di Monferrato / L.C. Gentile // Monferrato arte e storia. – 2006. – Vol. XVIII. – P. 5-26.
  11. Maguire H. A Description of the Jousts of Manuel I Komnenos / H. Maguire, L. Jones // Byzantine and Modern Greek Studies. – Vol. 26. – P. 104-148.
  12. Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire / W. Miller. – London: Society for promoting Christian knowledge, 1926. – 162 p.
  13. Miniati L. Le glorie cadute dell’antichissima, ed augustissima famiglia Comnena (etc.) / L. Miniati. – Valnasense, 1663. – 970 p.
  14. Ousterhout R.G. Byzantium between East and West and the Origins of Heraldry / R.G. Ousterhout // Byzantine art: recent studies ; essays in honor of Lois Drewer. – Tempe, 2009. – P. 153-170.
  15. Retowski O. Die Münzen der Komnenen von Trapezunt / O. Retowski. – Klinkhardt & Biermann, 1974. – 224 p.
  16. Rietstap J.B. Armorial général, précedé d’un Dictionnaire des termes du blason. Deuxième édition refondue et augmentée. Vol. 1 (A-K) / J.B. Rietstap. – Gouda, 1884. – 1201 p.
  17. Sear D. Byzantine Coins and Their Values / D. Sear. – London: Spink Books, 1987. – 529 p.
  18. Soloviev A.V. Les emblèmes héraldiques de Byzance et les Slaves / A.V. Soloviev // Seminarium Kondakovianum. – 1935. – Vol. 7. – P. 119-164.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.

Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии