Двуглавый орел: Покорение Запада

В Священную Римскую империю двуглавый орел попал через Сицилийское королевство, объединенное в конце XII века с Германией под властью дома Гогенштауфенов.

Резной потолок южного нефа Палатинской капеллы (фрагмент).
Резной потолок южного нефа Палатинской капеллы (фрагмент).

На рубеже тысячелетий Сицилия была одной из контактных зон византийской, исламской и западнохристианской цивилизаций. С VI по IX век остров принадлежал Византии, затем его завоевали арабы. К 1090 он полностью оказался под властью норманнов, создавших здесь свое королевство. Будучи расположенным на перекрестке морских торговых путей, в эпоху крестовых походов оно пережило экономический и культурный расцвет.

При норманнском дворе работал географ аль-Идриси, создавший крупнейший географический труд своего времени «Отрада страстно желающего пересечь мир», в котором содержатся уникальные данные по Крыму.

Столица Сицилии – город Палермо – стала одним из центров импорта, а затем и производства дорогих текстилей. Среди них, согласно описанию сокровищ дворцовой капеллы, составленному в 1309 году, значились ткани «в орлах с двумя головами» и «с большими орлами о двух головах».[1]

Их появление в Южной Италии относится к середине XII века, когда в Палермо правила норманнская королевская династия. Двуглавый орел на резном деревянном потолке Палатинской капеллы (около 1140 года) держит в когтях львов, что недвусмысленно указывает на его восточное происхождение. Орел на круглом барельефе, вделанном в центральную апсиду городского кафедрального собора (1185), уже приближается к более поздним образам европейской геральдики[2].

Двуглавый орел в апсиде кафедрального собора в Палермо (XII век).
Двуглавый орел в апсиде кафедрального собора в Палермо (XII век).

В конце XII века, благодаря династическому браку, Сицилия оказалась под властью императорской династии Гогенштауфенов. Уже в первые годы правления Фридриха II (1197-1250), вступившего на престол ребенком, в Палермо чеканились золотые тарисы с греческой надписью IC NIKA на реверсе и двуглавым орлом на аверсе[3].

Золотой тарис, отчеканенный в Палермо (1197-1209).
Золотой тарис, отчеканенный в Палермо (1197-1209).

Если верить английскому хронисту Матфею Парижскому, повзрослев, Фридрих разместил его на своем гербе. На миниатюре к своей «Большой хронике» летописец изобразил щит с черным двуглавым орлом в золотом поле с подписью «Scutum imperatoris. Scuti campus aureus aquila nigra»  (Corp. Christi Coll. Ms 16, f76v). На следующей странице приведено изображение большой печати Фридриха II, приложенной к письму Генриху III Английскому, в котором император рассказывал о своем успешном крестовом походе и освобождении Иерусалима[4]. На странице 245r той же рукописи, перевернутый щит с двуглавым орлом сопровождает сообщение о смерти Фридриха II. В другом манускрипте из Британской библиотеки (B.L. Ms. Roy. 14.C.VII, fol. 149) это же изображение дано с двумя коронами, подписанными Corona Ierusalem и Corona Siciliae.

Щит Фридриха II согласно Матфею Парижскому
Щит Фридриха II согласно Матфею Парижскому (BL.Ms. Roy.14.C.VII, fol. 149).

Здесь же содержатся гербы сыновей императора Энцо (f. 145: в щите, рассеченном на зелень и золото черный двуглавый орел), Конрада (f. 164: в золотом поле черный двуглавый орел, сопровождаемый во главе червлеными полумесяцем и шаром) и Манфреда (f. 165: в золотом поле с серебряным поясом черный двуглавый орел).

Гербы сыновей Фридриха II: Конрада IV и Манфреда.
Гербы сыновей Фридриха II: Конрада IV и Манфреда (Cotton MS Claudius D VI, fol. 95v-96).

Не совсем ясно, откуда Матфей взял эти геральдические изображения. Гогенштауфены предпочитали одноглавого римского орла. Это хорошо видно по мозаикам «Зала короля Роджера» в королевском дворце Палермо, которые, были выполнены в XII веке, но подверглись значительной переделке в годы правления Фридриха II[5]. Императорский герб – черный орел, когтящий зайца, занимает центральное место на своде в окружении четырех львов и четырех грифонов.  Двуглавый орел тоже присутствует, но находится на периферии – в составе композиции с растительным орнаментом и оленями в четырехугольных медальонах, помещенной на арке западной стены.

Мозаика свода «Зала короля Роджера» королевского дворца в Палермо
Мозаика свода «Зала короля Роджера» королевского дворца в Палермо.

Обычный орел встречается на монетах и печатях Фридриха, на его коронационной мантии, а также на многочисленных книжных миниатюрах XIII в., изображающих имперские щиты и штандарты.  Появление его двуглавого сородича на памятниках эпохи Гогенштауфенов – явление редкое[6].

Неудивительно, что некоторые исследователи скептически относятся к достоверности информации Матфея, тем более, что в Liber additamentorum он сам высказывает некоторую неуверенность относительно императорского герба, приводя его следующее описание: «Черный двуглавый или одноглавый орел». В другом месте он приписывает двуглавца предшественнику Фридриха на немецком престоле Оттону IV (Corp. Christi Coll. Ms 16, fol. 18), что выглядит явным анахронизмом.

Правда в универсальных геральдических свитках XIII века Уолфордском (1273/75) и Сигаровом (1282/85) он прямо назван гербом императора или короля Германии, но это может быть влияние «Хроники» Матфея. Однако стоит отметить, что эта традиция была известна и на материке. Во французском «Армориале Жиля де Бувье» (1458) приведен герб le roy de trinacle (Тринакрия=Сицилия) в виде черного двуглавого орла в серебряном поле. Его архаичный вид указывает на то, что автор пользовался источником XIII-XIV вв., вероятно сохранившим воспоминание о тех временах, когда островом правили Гогнештауфены.

Герб короля Тринакрии
Герб короля Тринакрии из «Армориала Жиля де Бувье», fol. 22r

В качестве герба королевства Германии двуглавый орел помещен на витраже Йоркского собора в Англии. Мы также встречаем его на керамической напольной плитке, которую связывают с именем Ричарда Корнуолльского, избранного в 1257 году немецким королем. Такие полы были в аббатстве Дарефорд в Сассексе, в церкви Уорблингтон в Хантсе и других местах[7].

Фрагмент витража в северном приделе нефа Йоркского собора
Фрагмент витража ктитора Питера де Дене в северном приделе нефа Йоркского собора (начало XIV века): гербы Германии, Англии и Франции.
Керамическая плитка из Лайм Реджис
Керамическая плитка с двуглавым орлом (ок. 1270-1300) – предположительным гербом Ричарда Корнуолльского из Лайм Реджис.

Во второй половине XIII века Гогенштауфены потерпели поражение в борьбе с римскими папами, поддержанными французским королевским двором.  Последний их отпрыск – Конрадин, король Иерусалима и Сицилии, был позорно казнен на рыночной площади Неаполя в октябре 1268 года, после того как неудачно выступил на завоевание своего итальянского наследства.  Возможно, что двуглавого орла связывали с анафематствованной династией, поэтому он на несколько десятилетий исчез из Срединной Европы.

+++

В 1338 император и король Германии Людвиг IV Баварский (1314-1347) разрешил герцогу Жану III Брабантскому чеканить в Антверпене монеты со своим гербом и инсигниями. На них он изображен восседающим на троне, рядом с которым помещен щит с двуглавым орлом.

Золотая монета герцога Брабантского Жана III
Золотая монета герцога Брабантского Жана III с изображением Людовика IV Баварского (1338).

Жерола и Соловьев хотели видеть здесь фламандское влияние (а через него и византийский след), так как в 1324 году будущий император женился на Маргарите Голландской, правнучке Маргариты Фландрской, которая ввела моду на двуглавых орлов в Нидерландах. «Как видим, мы все время находимся в том же самом круге родства и восточных традиций, которым обязано распространение двуглавого орла во Фландрии и его усвоение породненными фамилиями, как это говорилось по поводу Савойского дома», – сделал  в этой связи многозначительное замечание итальянский исследователь[8].

В пользу их гипотезы косвенно говорит следующий факт: предшественник Людвига Генрих VII (1312-1313), первым после Фридриха II короновавшийся в Риме, будучи герцогом Люксембурга чеканил монеты с двуглавым орлом, но став императором, как кажется, использовал в качестве геральдической эмблемы лишь одноглавого[9].

Серебряный флорин Генриха VII, герцога Люксембургского.
Серебряный флорин Генриха VII, герцога Люксембургского (1296-1309).

Но на мой взгляд имеет право на жизнь и другая гипотеза. В литературе упоминается миниатюра к манускрипту с «Декретом Грациана», который датируется августом 1328 года. На ней над головой императора помещен треугольный щит с черным двуглавым орлом в золотом поле[10], что соответствует императорскому гербу, каким его изображают в английских манускриптах XIII века. Возможно, что Людвиг Баварский принял двуглавца в качестве геральдической эмблемы после своей коронации в Риме в январе 1328 года, чтобы подчеркнуть свои претензии на наследство Гогенштауфенов и власть над Италией, которая, впрочем, оказалась достаточно иллюзорной: уже в 1330 году императорские войска вынуждены были оставить Апеннинский полуостров.

Двуглавый орел, обременённый щитком с гербом Баварии, значится как герб Людвига IV в некоторых относящихся к более позднему времени гербовниках: Armorial Lyncenich (первая половина XV века), Jörg Rugens Wappenbuch (1499), в иллюстрированном альбоме правителей Баварии (начало XVI века)[11]. В этом же статусе он был помещен в 1470 году на ратушу Мюнхена.  Не исключено, конечно, что во всех этих случаях речь идет о ретроспективном влиянии более поздней геральдической традиции, относящейся к тому времени, когда двуглавый орел уже официально стал гербом правивших в Священной Римской империи Габсбургов.

Герб Людвига Баварского на ратуше Мюнхена.
Герб Людвига Баварского на ратуше Мюнхена.

Однако показательно, что на гербах Антверпена и соседнего с ним Мехелена двуглавец появился, суда по всему, еще до того, как они стали частью императорского домена Габсбургов во второй половине XV века[12]. Возможно он представляет собой ничто иное как аугментацию Людвига Баварского.

Герб Мехелена.
Герб Мехелена из Armorial dit du héraut Charolais.

Добавлю также, что ему не обязательно было перенимать двуглавца с фландрских монет предков своей жены, поскольку его дед баварский герцог Оттон II (1231-1253) сам чеканил в Мюнхене пфенниги с двуглавыми орлами.

Пфенниг Оттона Баварского.
Пфенниг Оттона Баварского. Фото: Numista Catalog.

Во второй половине XIV века короли Германии иногда использовали двуглавого орла на своих печатях, отдавая, впрочем, предпочтение одноглавому[13]. Тогда же он появился на монетах курфюрстов Майнца, Трира и Палатината, а также города Любек, как полагает Соловьев, в качестве знака императорской власти[14].

Шиллинг имперского города Любек с двуглавым орлом
Шиллинг имперского города Любек с двуглавым орлом (около 1392).

Со временем обычный орел стал считаться гербом Германского королевства, а двуглавый – гербом Священной империи, корону которой короли Германии вплоть до XVI века получали в Риме. На портрете, изображающем Сигизмунда Люксембургского на Констанцком соборе, он восседает на троне в окружении двух щитов: одного с двуглавым орлом под императорской короной, второго с одноглавым под королевской короной.

Сигизмунд Люксембургский
Сигизмунд Люксембургский, король Германии (1410-1437), император Священной Римской Империи (1433-1437). Миниатюра из первого печатного издания хроники Констанцского собора Ульриха Рихенталя.

В 1433 году после коронации в Риме Сигизмунд заказал большую печать. На ее лицевой стороне рядом с троном императора – два двуглавых орла, по окружности – пять гербов земельных владений, включая герб Священной Римской Империи. На оборотной – двуглавый орел, украшенный нимбами.

Лицевая сторона императорской печати Сигизмунда Люксембургского.
Лицевая сторона императорской печати Сигизмунда Люксембургского. Гравюра на деревне XIX века.

Император в средневековой Европе стоял выше всех королей и других суверенных правителей. Однако к середине XV века имперские институты находились в глубоком кризисе. Территория Священной Римской Империи ограничилась по преимуществу немецкими землями.  Но чем больше падал престиж их власти в Западной Европе, тем больше императоры стремились компенсировать этот процесс помпезными титулами и геральдическими эмблемами, что в полной мере отразила печать Сигизмунда Люксембургского.

Со второй половины XV века, когда германский трон прочно и надолго заняли представители австрийской династии Габсбургов, двуглавец окончательно утвердился как имперский герб, постепенно вытеснив с монет, печатей и из гербовников своего одноглавого собрата.

Герб Фридриха III Габсбурга, императора Священной Римской Империи.
Герб Фридриха III Габсбурга, императора Священной Римской Империи (1452-1493).
Альбрехт Альтдорфер. Триумф императора Максимилиана Габсбурга, фрагмент (около 1513 года).
Альбрехт Альтдорфер. Триумф императора Максимилиана Габсбурга, фрагмент (около 1513 года). Галерея Альбертина. Вена.

На гербе Габсбургской монархии он оставался вплоть до 1918 года, когда Первая мировая война окончательно снесла остатки европейского феодализма.

Йост де Негкер. Священная Римская империя и ее члены
Йост де Негкер. Священная Римская империя и ее члены (1510).

+++

Отдельно стоит коснуться темы воображаемых гербов, поскольку их изучение помогает прояснить генезис имперского двуглавого орла. Их появление связывают с особенностями средневекового мышления, которое распространяло систему отношений и понятий своей эпохи на предыдущие. В результате особые гербы приписывались не только личностям, которые жили в догеральдическую эпоху, но также мифическим и литературным персонажам[15].

Ими, в частности, обзавелись герои романов о короле Артуре и Святом Граале. В середине XV века увидела свет «Книга турниров» короля Рене Анжуйского, содержащая в качестве приложения гербы 175 рыцарей Круглого стола. Для герба сэра Гавейна в нем дается следующее описание: «В пурпурном поле золотой двуглавый орел с лазоревыми клювом и лапами». C некоторыми вариациями он представлен на множестве миниатюр к романам Артуровского цикла.

Поединок сэра Гавейна с рыцарем
Поединок сэра Гавейна с рыцарем.

С начала XIV века в Европе приобретает популярность представление о «Девяти достойных» – совершенных рыцарях всех времен и народов, в число которых входили ветхозаветные, античные и средневековые герои. В том числе и Юлий Цезарь, которого считали идеалом государя[16]. На миниатюре к роману Томаса ди Салуццо «Странствующий рыцарь» он изображен с щитом, в золотом поле которого черный двуглавый орел с червлеными вооружениями[17].

«Девять достойных».
«Девять достойных». Миниатюра к роману Томаса ди Салуццо «Странствующий рыцарь».
Юлий Цезарь и его оруженосцы.
Юлий Цезарь и его оруженосцы. Гобелен. Южные Нидерланды. Около 1400-1410 гг.

Выбор герба Юлия Цезаря неслучаен: христианскую Священную империю считали продолжением античной Римской. И поскольку примерно в это время в качестве герба первой утверждался двуглавый орел, его же стали рассматривать в качестве геральдической эмблемы императоров древнего Рима. Это нашло отражение, в частности, в знаменитом гербовнике Конрада Грюненберга (1483).

Здесь на четвертом листе приведены воображаемые гербы двенадцати первых римских цезарей. Двуглавец присутствует в качестве геральдической эмблемы в большинстве из них. У Августа рассеченный щит: в первом золотом поле двуглавый чёрный орёл, во втором красном двуглавый серебряный лев; у Тиберия в золотом поле чёрный двуглавый орёл, обременённый серебряным щитком; у Нерона в серебряном поле чёрный орёл, у Веспасиана чередование серебряных и красных поясов с золотым остриём, обременённым чёрным двуглавым орлом…

Гербы двенадцати римских цезарей.
Гербы двенадцати римских цезарей. Conrad Grünenberg’s Wappenbuch 1483. München BSB Cgm.145.

Следует, однако, отметить, что гербы «древнего Рима» можно в больших количествах найти в исторических хрониках, созданных задолго до появления гербовников, возникших под влиянием «Странствующего рыцаря» ди Салуццо. Например, в манускрипте Egerton MS 3028, содержащем англо-норманнский «Роман о Бруте» (первая треть XIV в.), на миниатюре иллюстрирующей битву короля Артура с римским императором, последний держит щит, в лазоревом поле которого золотой двуглавый орел.

Битва Артура с императором Рима.
Битва Артура с императором Рима. Миниатюра к «Роману о Бруте» (вторая четверть XIV века).

В стихотворной библии Якоба Мерланта (Утрехт, 1332 г.) художник М. ван дер. Борх изобразил осаду Иерусалима римлянами, украсив их лагерь штандартом с черным двуглавым орлом в золотом поле.

Штурм Иерусалима римлянами.
Штурм Иерусалима римлянами. Библия в стихах Якоба Мерланта.

Он также часто встречается на миниатюрах к «Римской истории», созданных в Париже около 1370 года.

Миниатюра из «Декад по Римской истории».
Миниатюра из «Декад по Римской истории». Франция, Париж, 1370.

Автор миниатюр к «Большой французской хронике» (BL Royal 16 G VI, Париж, вторая четверть XIV века) соединил на воинском облачении Карла Великого французские королевские лилии с императорскими черными орлами.

Карл Великий осаждает Аген.
Карл Великий осаждает Аген. Большая французская хроника. Париж, 1332-1350.

Таким образом, Сигизмунд Люксембургский, размещая двуглавца на своей большой императорской печати, действовал в рамках уже устоявшейся европейской традиции, рассматривавшей его в качестве универсального символа «вечной» Римской империи.

Она сохранилась и в последующие столетия.  В сцене «Иисус перед Пилатом» из церкви святого Николая в Калькаре (XVI век) прокуратор сидит на троне, за спинкой которого воображаемый герб его суверена – Римского императора: черный двуглавый орел в золотом поле.

Ян Юст. Иисус перед Пилатом.
Ян Юст. Иисус перед Пилатом. Церковь св. Николая в Калькаре (1505-1508).

Так двуглавец становится свидетелем самого важного события христианской истории – страстей и казни Сына Божьего.

Как бы подтверждает эту историческую фикцию тот факт, что с начала XIV века он использовался в качестве императорской инсигнии в настоящей наследнице античного Рима – Византии.

Выводы:

1) Двуглавые орлы проникли в Европу в XI в., благодаря экспорту восточных тканей.

2) В XI-XIII вв. двуглавец приобрел популярность в романском искусстве, где использовался в качестве декоративного элемента скульпторами, художниками, ювелирами.

3) С конца XII в. он встречается на печатях и монетах западноевропейских правителей. Адаптацию этого образа в качестве гербовой фигуры стоит рассматривать в рамках общих тенденций развития геральдики, в том числе, вероятно, в связи с крестовыми походами.

4) К середине XIII в. относится свидетельство Матфея Парижского о двуглавом орле на гербе Фридриха II Гогенштауфена. Его источники не совсем ясны. Однако независимо от того использовал ли Фридрих II его в качестве герба, либо от просто был придуман Матфеем, в английских геральдических свитках второй половины XIII века черный двуглавый орел  отождествляется с императорским гербом.

5)  В первой половине XIV в. в связи с ростом популярности воображаемой геральдики формируется всеобщее представление о двуглавом орле как о гербе древнего Рима. С этого же времени он периодически появляется на монетах княжеств и городов Срединной Европы как знак императорской власти. Со второй половины XIV века отмечено его использование на императорских печатях.

6)  Официально гербом Священной Римской империи двуглавый орел стал при Сигизмунде Люксембургском (1410-1437).

© Княжество Феодоро, 2020

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Otto von Falke, Julius Lessing. Kunstgeschichte der Seidenweberei: eine Auswahl der vorzüglichsten Kunstschätze der Malerei, Sculptur und Architektur der norddeutschen Metropole, dargestellt in einer Reihe der ausgezeichnetsten Stahlstiche mit erläuterndem Texte (Band 1). –  Berlin. –  1913. – р.123.

[2] Pascal Androudis. Les premieres apparitions attestees de l’aigle bicephale dans l’art roman d’occident (XI-XII siecles). Origines et symbolique// Ниш и Византија. – XI. – Ниш. – 2013. – р. 214-216.

[3] Pascal Androudis. Contribution a l’étude de la presencede l’aigle bicéphale en Occident (XlIIe-XVe siècles)// Βυζαντιακα. – Τόμος 21ος. – Θεσσαλονικη. –  2001. – р. 250.

[4] Suzanne Lewis. The Art of Matthew Paris in the Chronica Majora. – University of California Press. – 1987. – р.78-79.

[5] Pascal Androudis. Contribution a l’étude de la presencede l’aigle bicéphale en Occident (XlIIe-XVe siècles)// Βυζαντιακα. – Τόμος 21ος. – Θεσσαλονικη. –  2001. – р. 249-250.

[6] Кроме сицилийских тарисов, пока известны лишь двуглавые орлы на монетах короля Германии Конрада IV (1250-1254) – сына Фридриха II, отчеканенных во Франкфурте. См.: Die Münzen der deutschen Kaiser und Könige des Mittelalters von Heinrich Philipp Cappe. – Vol.3. – s.143 (Taf.VI. №87).

[7] Charles Winston. Weston Styleman Walford. On an Heraldic Window in the North Aisle of the Nave of York Cathedral. –  Archaeological Journal. –  Vol.17. – Issue 1. – 1860. – p. 144.

[8] G. Gerola. L’aquila bizantina e l’aquila imperiale a due teste. – Felix Ravenna. – fase. 1 (XLIII). – 1934. – р. 30. Цит. по: Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне. Перевод с франц. яз. и комментарии А.П. Черных // Signum. Центр гербоведческих и генеалогических исследований; Институт всеобщей истории РАН. – Вып. 4. – М.: ИВИ РАН. – 2009. – с. 162. Соловьев называет орла Людвига Баварского «византийским», что на мой взгляд исторически некорректно.

[9] Печати Генриха VII в каталоге Otto Posse. Die Siegel der deutschen Kaiser und Könige von 751 bis 1806. – Bd. 1: 751-1347: von Pippin bis Ludwig den Bayer. – Dresden: Baensch. – 1909. – Taf.46-47. Cм., также, прекрасную миниатюру в Codex Balduini Trevirorum (1340), изображающую гробницу императора с его гербами.

[10] G. Gerola. L’aquila bizantina e l’aquila imperiale a due teste. –  Felix Ravenna. – fase. 1 (XLIII). – 1934. – р. 32. Franz Joseph Bodmann. «Der» zweyköpfige Adler als ein Zeichen des teutschen Reichs aus neu endteckten Siegeln K. Ludwigen IV von Bayern unwidersprechlich beigelegt. – Joh. Leon. Sixt. Lechner. – 1802. – р.10.  Benedict Jacob Römer-Büchner. Der deutsche Adler nach Siegeln geschichtlich erläutert. – Keller. –  1858. – р.46.

[11] Здесь я пользовался базой данных по средневековым гербовникам: Steen Clemmensen. Ordinary of Medieval Armorials.

[12] Armorial dit du héraut Charolais, известный в копии XVII века, оригинал которого относится ко времени около 1425 года. Armorial dit du heraut Sicile (около 1450), но также известный в копии XVII века. Steen Clemmensen. Ordinary of Medieval Armorials.

[13] Otto Posse. Die Siegel der deutschen Kaiser und Könige von 751 bis 1806. – Bd. 2: 1347 – 1493: von Karl IV. bis Friedrich III. – Dresden: Baensch. – 1910. – Taf. 3-9. Малые печати короля Германии Вацлава IV (1376-1400), на которых изображен только двуглавый орел Taf. 7. №3,4.

[14] Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне. Перевод с франц. яз. и комментарии А.П. Черных // Signum. Центр гербоведческих и генеалогических исследований; Институт всеобщей истории РАН. – Вып. 4. – М.: ИВИ РАН. – 2009. – с. 162.

[15] Черных А.П. Реальные проблемы воображаемой геральдики // Восточная Европа в древности и средневековье. Мнимые реальности в античной и средневековой историографии. XIV Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. Москва, 17-19 апреля 2002 г. –  М.: ИВИ РАН. –  2002. – с. 236-237.

[16] Черных А.П. Образы античной истории в геральдике XV–XVI вв. // Люди и тексты. Античная традиция в исторической культуре западноевропейского Средневековья. Сб. статей. – М.: ИВИ. – 2014. – с. 138-153.

[17] Согласно каталогу Стина Клемеменсена The Nine Worthies and other Ternionen. A survey of the literature and iconography. 2nd Revised Edition, это самое раннее изображение воображаемого герба Юлия Цезаря в европейском средневековом искусстве. В последующие десятилетия он широко распространился по всей Европе благодаря культу «Девяти достойных».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments