Двуглавый орел в Византии. Часть 1. Скульптурный декор

Одной из наиболее авторитетных работ, посвященных истории двуглавого орла, является статья А.В. Соловьева «Геральдические эмблемы Византии и славяне», увидевшая свет в 1935 году на французском языке и недавно переведенная на русский.

Мраморная плита с двуглавым орлом над старыми воротами Эсфигменского монастыря.
Мраморная плита с двуглавым орлом над старыми воротами Эсфигменского монастыря.

Исследователь, обобщивший большой массив данных по памятникам Малой Азии, Балкан, Западной Европы, Древней Руси и дополнивший его анализом письменных источников, пришел к выводу, что Византия никогда не имела государственного герба, поскольку не знала геральдики в европейском смысле этого слова.

Двуглавый орел был известен византийцам с XI века в качестве декоративного элемента на барельефах и придворных одеяниях, куда он попал под влиянием восточной моды. Ко времени Андроника II Палеолога (1282-1328) относятся первые свидетельства его использования в качестве эмблемы государственной власти. Настоящим гербом он стал только в XV веке у византийских правителей Пелопоннеса, от которых, благодаря браку с Софьей Палеолог, его принял великий князь московский Иван III в качестве знака своего родства с императорским домом.

Однако эта гипотеза на могла объяснить, как двуглавые орлы еще в первой половине XIII века появились на монетах, чеканеных в Палермо и во Фландрии, парадных одеяниях правителей Сербии, а также на столпе поблизости от Холма, воздвигнутом Даниилом Галицким в 1259 году. Поэтому Соловьев отверг ее в пользу основанного только на косвенных фактах допущения, что двуглавый орел был принят как императорская инсигния столетием раньше при династии Комнинов (1081-1185), распростиравшись с конца XII века по странам Западной и Восточной Европы  [Соловьев, 2009, с. 127-136, 180-182].

На эту непоследовательность ученого-эмигранта обратил внимание в своей рецензии Ф. Дёльгер, сделавший категорический вывод, что наиболее ранее упоминание двуглавого орла в качестве герба «греческих императоров» содержится в сочинении итальянского гуманиста Виллани, написанном около 1330-1348 гг., а первым по времени византийским памятником, где он имеет значение императорской инсигнии, является миниатюра, изображающая Иоанна VI Кантакузина, созданная около 1370-75 гг [Dolger, 1934, p. 470-472, 1935, p. 505-506].

Гиперкритицизм Дёльгера был подвернут сомнению Х. Хотцакоглу, который в статье «Палеологи и появление византийского двуглавого орла» проанализировал около десятка памятников, датированных концом XIII-первой половиной XIV века, на которых двуглавец несет геральдический смысл [Chotzakoglou, 1996, p. 60-68].  Однако доказательств того, что он использовался в качестве императорской эмблемы еще при Комнинах, за 85 лет, прошедших с момента публикации работы Соловьева, так и не было обнаружено.

Некоторые дополнительные аргументы в пользу этой гипотезы привел Е.В. Пчелов. Он попытался доказать, что широкое распространение двуглавого орла с конца XII века не только в Западной и Восточной Европе, но также в мусульманском мире, включая Иран и Золотую Орду, произошло, благодаря брачным альянсам с Константинопольским двором [Пчелов, 2015, с. 5-35]. Такой панвизантийский подход, предполагающий, что все сопредельные страны были зависимыми от империи ромеев в политическом и культурном отношении, на мой взгляд, скорее был бы уместен для средневекового, чем для современного научного мировоззрения.

В настоящее время накоплено большое количество материалов, позволяющих уточнить основные положения работы А.В. Соловьева, ответив на вопрос, когда же все-таки двуглавый орел стал геральдической эмблемой в Византии. Для этого я попытался систематизировать памятники с учетом их хронологии, прикладного и символического назначения, получив в итоге шесть категорий, каждой из которых будет посвящен отдельный пост:

1) Двуглавый орел как элемент скульптурного декора.

2) От украшения к символу: двуглавый орел на византийских парадных одеяниях.

3) Двуглавый орел как императорская инсигния.

4) Двуглавый орел как геральдическая эмблема.

5) Двуглавый орел как герб императоров Византии в европейской геральдической традиции.

6) Византийский орел в родовой геральдике.

7) Двуглавый орел в Византии. Выводы.

Двуглавый орел как элемент скульптурного декора

В одной из первых работ, посвященных вопросу происхождения и эволюции символа двуглавого орла, ее автор барон Б.В. Кёне привел зарисовки нескольких барельефов из афонских монастырей, сделанные по фотографиям действительного статского советника Севостьянова.

Первый из них высечен на мраморной плите из Эсфигменского монастыря. Орел на ней имеет восточный облик: его лапы параллельны крыльям и головам, между которыми длинная зубчатая корона. Кене считал, что он – современник обители, основанной, согласно преданию, Пульхерией, сестрой императора Феодосия II (408-450).

Двуглавый орел из Эсфигменского монастыря.
Двуглавый орел из Эсфигменского монастыря.

Второй находился на тот момент в галерее, напротив католикона Ватопедского монастыря. Орел на нем совершенно непохож на первого. По бокам от него цветочный орнамент, обе головы украшены коронами, а между ними своеобразная митра. По углам буквы Β, Τ, Π, Δ. Третий располагался у входа в церковь Божьей Матери Иверского монастыря. На его головах короны, а между ними трехлепетсковый цветок. Кене датировал их X и XI веками соответственно [Koehne, 1873, p. 3, pl.LXVII №2,3,5].

Барельефы из Ватопедского (слева) и Иверского (справа) монастырей по Б.В. Кёне.
Барельефы из Ватопедского (слева) и Иверского (справа) монастырей по Б.В. Кёне.

Позже гипотезу о барельефе из Эсфигмена как о древнейшем изображении двуглавца в Византии популяризовал П.П. фон Винклер в статье «Государственный орел», подготовленной для Энциклопедии Брокгауза и Ефрона [Винклер, 1896, с. 412], благодаря чему ее до сих пор можно встретить в публикациях по истории геральдики. Однако еще А.В. Соловьев со скепсисом отнесся к заявлениям барона Кёне [Соловьев, 2009, с. 128]. Сегодня можно с уверенностью говорить, что короны у византийских орлов появляются не раньше начала XIV века, а многие афонские барельефы датируются временем турецкого владычества, когда двуглавый орел стал символом борьбы греков и других православных народов за независимость.

Рельеф из Стара-Загора

Древнейшим изображением двуглавого орла в византийском искусстве считается рельеф из Стара-Загора. Плита из красного сланца, размерами 75 на 110 сантиметров, была открыта в 1904 году. В настоящий момент она хранится в Национальном археологическом музее в Софии (№854). Края плиты обрезаны таким образом, чтобы она могла выступать в качестве настенного украшения. Орел представлен во фронтальной позиции, его ноги вытянуты вниз, обе головы растут из одной шеи, как это часто встречается на восточных тканях .

Данная плита была найдена с другими, на которых представлены лев, грифон, львица с детенышем, птицы около фонтана, флейтистка с обнажённой грудью. Все они примерно одинаковых размеров и сделаны в одной и той же мастерской. Таким образом двуглавый орел здесь не имеет характера геральдической эмблемы, а носит декоративный характер. Вероятно, эти плиты были заказаны для украшения богатого дома или сада.

Предполагаемая датировка: X-XI вв. На мой взгляд ближе к истине Н.П. Кондаков, предложивший XI-XII вв, т.е. период, большую часть которого Болгария входила в состав Византии  [Кондаков, 1929, с. 104-119, 132; Evans, Wixom, 1997, p. 326-327], почему я и отнес этот рельеф к византийским памятникам.

Рельеф из Стара-Загора с двуглавым орлом.
Рельеф из Стара-Загора с двуглавым орлом.
Саркофаг Анны Мелиссины

Около 1275 года по случаю смерти внучатой племянницы императора Михаила VIII Палеолога Анны Мелиссины был изготовлен роскошный саркофаг из серого мрамора, который справедливо считают шедевром поздневизантийской скульптуры. Он декорирован резными изображениями, в числе которых процветший крест, птицы по обе стороны от древа жизни, крылатый грифон, растительные мотивы. На задней и передней стенках – вырезан двуглавый орел, держащий в когтях змеевидных драконов.

В настоящий момент фрагменты саркофага вмурованы в стену церкви Успения Богородицы на Епископском холме в Ано Волос (Фессалия).

Стена храма в Ано Волос.
Стена храма в Ано Волос.

Пасхалис Андрудис, посвятивший памятнику отдельную статью, пришел к выводу, что двуглавый орел на нем не имеет геральдического характера, а является исключительно декоративным элементом, возникшим под влиянием восточных тканей или анатолийской скульптуры  [Androudis, 2000, p. 278].

Фрагмент саркофага Анны Мелиссины.
Фрагмент саркофага Анны Мелиссины.
Двуглавый орел в церкви Божьей Матери Утешительницы (Арта)

Строительство церкви началось при Михаиле II Комнине Дуке, деспоте Эпира (1231-1267), и завершилось при его сыне Никифоре I в 1296 году. Рельеф с двуглавым орлом в медальоне находится на перекладине над входом и сопровождается ктиторской надписью с именами Никифора I и его жены Марии Кантакузины. Х. Хотцакоглу, как кажется, полагает, что здесь он носит геральдический, а не орнаментальный характер [Chotzakoglou, 1996, p. 64]. На мой взгляд это слишком смелое утверждение. Рядом в таких же медальонах помещены изображения грифонов, львов, василиска, т.е. представителей бестиария известного, например, по памятникам романского искусства.  В интерьере церкви отчетливо ощущается итальянское влияние,  что может быть объяснено прозападной политикой Никифора.

Рельеф с двуглавым орлом в церкви Парегоретиссы.
Рельеф с двуглавым орлом в церкви Парегоретиссы.
Фрагмент рельефа с ктиторской надписью из церкви Парегоретиссы.
Фрагмент рельефа с ктиторской надписью из церкви Парегоретиссы по Chotzakoglou.

Двуглавого орла в церкви Арты можно отнести к переходному типу, когда декоративный элемент постепенно приобретает черты геральдической эмблемы, но еще не является таковой. Другим памятникам сходного характера будет посвящен отдельный пост «От украшения к символу: двуглавый орел на византийских парадных одеяниях».

© Княжество Феодоро, 2020

Литература:

  1. Винклер П.П. фон. Государственный орел / П.П. фон Винклер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. – Санкт-Петербург, 1896. – Т. 9. – С. 411-413.
  2. Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры / Н.П. Кондаков. – Прага, 1929. – 464 с.
  3. Пчелов Е.В. Двуглавый орёл: реальность и мифология имперского наследия / Е.В. Пчелов // Signum. – 2015. – Двуглавый орёл. – № 8. – С. 5-35.
  4. Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне / А.В. Соловьев // Signum. – 2009. – Т. 4. – С. 109–211.
  5. Androudis P. À propos des motifs d’allure orientale du sarcophage d’A. Maliassenè / P. Androudis // Byzantiaka. – 2000. – Vol. 20. – P. 266-281.
  6. Chotzakoglou Ch. Die Palaiologen und das fruheste Auftreten les byzantinischen Doppeladlers / Ch. Chotzakoglou // Byzantinoslavica. – 1996. – Vol. 57. – P. 60-68.
  7. Dolger F. G. Gerola, L’aquila bizantina e l’aquila imperiale a due teste. Felix Ravenna 1934, 7-36 (Rezension) / F. Dolger // Byzantinische Zeitschrift. – 1934. – Vol. 34. – P. 470-472.
  8. Dolger F. Soloviev A. V. Les emblems heraldiques de Byzanceet les slaves //Seminarium Kondakovianum. 1935. Vol. 7 (Rezension) / F. Dolger // Byzantinische Zeitschrift. – 1935. – Vol. 35. – P. 505-506.
  9. Evans H.C. The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A.D. 843-1261. The Glory of Byzantium / H.C. Evans, W.D. Wixom. – Metropolitan Museum of Art, 1997. – 604 p.
  10. Koehne B.K. Vom Doppeladler / B.K. Koehne // Berliner Blätter für Münz-, Siegel- und Wappenkunde. – 1873. – Vol. 6. – P. 1-26.
  11. ΒασιλείουΚ. Η μουσειοπαιδαγωγική προσέγγιση του Βυζαντινού ναού της Παναγίας στο λόφο της Επισκοπής Άνω Βόλου / Κ. Βασιλείου. – Βόλος, 2005. – 98 p.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments