Фрагмент разного портала с двуглавым орлом в церкви св. Мартина в Gensac-la-Pallue.

Двуглавый орел. Путешествие на Запад: Романское искусство

Появление двуглавого орла в Западной Европе относится к началу второго тысячелетия нашей эры. В первую очередь он проникает в те регионы, которые имели связи с Востоком.

Миниатюра из рукописи Recognitiones Псевдо-Климента.
Миниатюра из рукописи Recognitiones Псевдо-Климента.

В XI-XII вв. европейские мастера воспроизводят этот образ в изделиях искусства, наряду с другими мифическими созданиями: драконами, сфинксами, грифонами, заимствуя его с привозных тканей из мусульманских стран Средиземноморья. Первоначально он служил не геральдической эмблемой, а элементом декора рукописей и убранства романских церквей[1].

Одним из самых старых в семье европейски орлов является двуглавец в рукописной книге Псевдо-Климента Recognitiones (Avranches, Bibliothèque Municipale, ms 0050, fol.1) из аббатства Святого Михаила во Франции. Она открывается миниатюрой, на которой архангел поражает копьем дьявола. Украшающий ее двуглавый орел выдержан в традиционном для этого времени стиле. Манускрипт ориентировочно датируется временем около 1000 года.

В более поздней Псалтири (около 1150 года) орел, символизирующий букву М, сохраняет свой восточный облик. Для других букв писец также использовал зооморфные и растительные орнаменты, популярные в искусстве того времени.

Миниатюра к Псалтири XII века.
Миниатюра к Псалтири XII века.

Автор миниатюр к Библии святого Гуго, работавший в Винчестере около 1180 года, выбрал двуглавого орла в качестве инициала Q к Псалму 51. В настоящий момент этот манускрипт хранится в Бодлианской библиотеке Оксфорда.

Инициал Q в виде двуглавого орла к Псалму 51.
Инициал Q в виде двуглавого орла к Псалму 51. Библия святого Гуго. Англия, Винчестер (около 1180 года).

Особенно полюбился двуглавый орел скульпторам, оформлявшим романские соборы. Он нередко встречается на барельефах, наряду с другими представителями фауны средневекового бестиария. В частности, его можно увидеть в составе многофигурной композиции северного портала церкви Успения Божьей Матери в Vouvant, который относится ко второй половине XII века и считается одним из лучших образцов романского стиля.

Часть архивольта храма Успения божьей матери в Vouvant.
Часть архивольта храма Успения божьей матери в Vouvant.

Намного более грубо выполнен орел на капители колонны св. Винсента в Шатре (XII в). Его головы помещены на ассиметричное, лишенное пропорций тело. На других капителях представлены птицы, дракон, олень и лев.

Двуглавый орел в церкви св. Винсента в Шатре
Двуглавый орел в церкви св. Винсента в Шатре.

Церковь св. Мартина в Gensac-la-Pallue напротив отличается изысканной резной отделкой, что справедливо и для двуглавого орла, помещенного слева от входа.

Фрагмент разного портала церкви св. Мартина в Gensac-la-Pallue.
Фрагмент разного портала церкви св. Мартина в Gensac-la-Pallue.

Зловещий вид имеет двуглавый орел на барельефе в церкви Девы Марии в испанском Риполе, который держит в лапах человеческую голову. Выше отделенная растительным узором помещена сирена, что подтверждает его демоническую природу.

Барельеф с двуглавым орлом. Церковь св. Марии. Риполь.
Барельеф с двуглавым орлом. Церковь св. Марии. Риполь. Каталония. Время: 1086/1200.

Иные мысли навивает шкатулка-реликварий Людовика Святого, хранящаяся сегодня в отделе произведений искусства музея Лувра – шедевр работы французских мастеров XIII века. Она изготовлена из бука, покрытого лакированной жестью и украшена хрустальными кабошонами и позолоченными эмалированными медальонами с изображениями человеческих фигур, животных и гербов. Среди представителей реальной и фантастической фауны имеются драконы, химеры, львы, грифон, а также орел с ожерельем на шее, распростертыми крыльями и отделенными друг от друга головами. Последняя черта указывает на постепенную эволюцию образа, так как на более древних изображениях головы находятся на одной шее вплотную друг к другу. Время изготовления реликвария: 30-е годы XIII века.

Шкатулка Людовика Святого.
Шкатулка Людовика Святого. Хромолитография XIX века.

В XIII веке двуглавый орел появляется на гербах знатных европейских семей, принимавших участие в крестовых походах

© Княжество Феодоро, 2020

Литература:

[1] Pascal Androudis. Les premieres apparitions attestees de l’aigle bicephale dans l’art roman d’occident (XI-XII siecles). Origines et symbolique// Ниш и Византија. – XI. – Ниш. – 2013. – р. 224.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.

Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *