Двуглавый орел. Путешествие на Запад: Романское искусство

Появление двуглавого орла в Западной Европе относится к началу второго тысячелетия нашей эры. В первую очередь он проникает в те регионы, которые имели связи с Востоком.

Миниатюра из рукописи Recognitiones Псевдо-Климента.
Миниатюра из рукописи Recognitiones Псевдо-Климента.

В XI-XII вв. европейские мастера воспроизводят этот образ в изделиях искусства, наряду с другими мифическими созданиями: драконами, сфинксами, грифонами, заимствуя его с привозных тканей из мусульманских стран Средиземноморья. Первоначально он служил не геральдической эмблемой, а элементом декора рукописей и убранства романских церквей[1].

Одним из самых старых в семье европейски орлов является двуглавец в рукописной книге Псевдо-Климента Recognitiones (Avranches, Bibliothèque Municipale, ms 0050, fol.1) из аббатства Святого Михаила во Франции. Она открывается миниатюрой, на которой архангел поражает копьем дьявола. Украшающий ее двуглавый орел выдержан в традиционном для этого времени стиле. Манускрипт ориентировочно датируется временем около 1000 года.

В более поздней Псалтири (около 1150 года) орел, символизирующий букву М, сохраняет свой восточный облик. Для других букв писец также использовал зооморфные и растительные орнаменты, популярные в искусстве того времени.

Миниатюра к Псалтири XII века.
Миниатюра к Псалтири XII века.

Автор миниатюр к Библии святого Гуго, работавший в Винчестере около 1180 года, выбрал двуглавого орла в качестве инициала Q к Псалму 51. В настоящий момент этот манускрипт хранится в Бодлианской библиотеке Оксфорда.

Инициал Q в виде двуглавого орла к Псалму 51.
Инициал Q в виде двуглавого орла к Псалму 51. Библия святого Гуго. Англия, Винчестер (около 1180 года).

Особенно полюбился двуглавый орел скульпторам, оформлявшим романские соборы. Он нередко встречается на барельефах, наряду с другими представителями фауны средневекового бестиария. В частности, его можно увидеть в составе многофигурной композиции северного портала церкви Успения Божьей Матери в Vouvant, который относится ко второй половине XII века и считается одним из лучших образцов романского стиля.

Часть архивольта храма Успения божьей матери в Vouvant.
Часть архивольта храма Успения божьей матери в Vouvant.

Намного более грубо выполнен орел на капители колонны св. Винсента в Шатре (XII в). Его головы помещены на ассиметричное, лишенное пропорций тело. На других капителях представлены птицы, дракон, олень и лев.

Двуглавый орел в церкви св. Винсента в Шатре
Двуглавый орел в церкви св. Винсента в Шатре.

Церковь св. Мартина в Gensac-la-Pallue напротив отличается изысканной резной отделкой, что справедливо и для двуглавого орла, помещенного слева от входа.

Фрагмент разного портала церкви св. Мартина в Gensac-la-Pallue.
Фрагмент разного портала церкви св. Мартина в Gensac-la-Pallue.

Зловещий вид имеет двуглавый орел на барельефе в церкви Девы Марии в испанском Риполе, который держит в лапах человеческую голову. Выше отделенная растительным узором помещена сирена, что подтверждает его демоническую природу.

Барельеф с двуглавым орлом. Церковь св. Марии. Риполь.
Барельеф с двуглавым орлом. Церковь св. Марии. Риполь. Каталония. Время: 1086/1200.

Иные мысли навивает шкатулка-реликварий Людовика Святого, хранящаяся сегодня в отделе произведений искусства музея Лувра – шедевр работы французских мастеров XIII века. Она изготовлена из бука, покрытого лакированной жестью и украшена хрустальными кабошонами и позолоченными эмалированными медальонами с изображениями человеческих фигур, животных и гербов. Среди представителей реальной и фантастической фауны имеются драконы, химеры, львы, грифон, а также орел с ожерельем на шее, распростертыми крыльями и отделенными друг от друга головами. Последняя черта указывает на постепенную эволюцию образа, так как на более древних изображениях головы находятся на одной шее вплотную друг к другу. Время изготовления реликвария: 30-е годы XIII века.

Шкатулка Людовика Святого.
Шкатулка Людовика Святого. Хромолитография XIX века.

В XIII веке двуглавый орел появляется на гербах знатных европейских семей, принимавших участие в крестовых походах

© Княжество Феодоро, 2020

Литература:

[1] Pascal Androudis. Les premieres apparitions attestees de l’aigle bicephale dans l’art roman d’occident (XI-XII siecles). Origines et symbolique// Ниш и Византија. – XI. – Ниш. – 2013. – р. 224.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments