Поделиться ссылкой:
После того как в VIII веке до РХ позднехеттские царства погибли под мечами жестоких ассирийских завоевателей, двуглавый орел надолго исчез из истории, чтобы, по образному выражению византиниста А.В. Соловьева, восстать ото сна почти через две тысячи лет[1].
Около 1000 года нашей эры мы встречаем двухголовую птицу на шелковых тканях, производившихся в мастерских Востока, а позже распространившихся по всему Средиземноморью вплоть до арабской Испании. Орлами – образы на восточных тканях, а также монетах, барельефах, керамике можно назвать лишь условно, поскольку у них хорошо видны иконографические элементы, отсутствующие в семействе соколиных: хохолок, «бородка» под клювом, уши…
Было предложено считать эту птицу – петухом[2], символизирующим солнце и верховную власть[3]. Но более убедительным на мой взгляд кажется предположение, что в ней смешаны элементы, свойственные для разных мифологических крылатых существ: грифона, симурга, гигантской птицы Рухх[4].
Описание последней дано в «Пятом путешествии Синдбада»: «И вдруг в воздухе послышался громкий свист и оглушительное хлопанье крыльев. Купцы посмотрели вверх и кинулись к кораблю. Прямо над их головами летела птица Рухх. В когтях у нее извивались две огромные змеи. Увидев, что ее яйцо разбито, птица Рухх так закричала, что люди попадали от страха на землю и уткнулись головами в песок. Птица выпустила свою добычу из когтей, покружила в воздухе и скрылась из виду. Купцы и матросы поднялись на ноги и побежали к морю. Они подняли якорь, распустили паруса и поплыли как можно быстрее, чтобы спастись от страшной птицы Рухх».
Появление двуглавого орла на тканях связывают с периодом, когда в Иране и Ираке правила шиитская династия Буидов (X-XI вв). Самый известный фрагмент шелкового текстиля этого времени был обнаружен, как полагают, в ходе «черных» раскопок в провинции Рей, недалеко от современного Тегерана в 1925 году, и впоследствии приобретен Художественным музеем Кливленда. Текстиль размером 171х65 сантиметров орнаментирован изображениями двуглавых орлов, каждый из которых несет фигуру человека.
Не исключено, что волшебная птица служит проводником, помогающим душе героя или царя вознестись в небеса. Предполагаемое место находки – некрополь около усыпальницы Шахр Бану, дочери последнего персидского царя, позволяет предположить, что шелк служил саваном для покойника знатного, возможно царского происхождения [5]. Его фото украшает первую страницу английского издания книги Анри Корбена «Духовное тело и Небесная земля».
Образ двуглавого орла встречается на андалузских шелках мавританской Испании (XI-XIII вв.), немало фрагментов которых дошли до наших дней, благодаря тому, что, попадая в католическую Европу в результате торговли, даров или как военные трофеи, они жертвовались церквям и хранились в их реликвариях.
В качестве примера можно привести андалузский шелк, датируемый XII веком, из Исторического музея текстиля в Лионе (инв. №28003). Сохранился лишь фрагмент размером 29х19 см., на котором мы видим изображение двуглавой птицы, обхватившей когтями газелей. Изначально он был частью шелкового плаща, служившего мантией для статуи Богородицы в храме Тюира (департамент Восточные Пиренеи). Его лоскутки выдавались в качестве амулетов беременным женщинам. Другие сохранившиеся фрагменты позволяют реконструировать общую схему: орлы были размещены горизонтальными рядами и отделены друг от друга вертикальной полосой, изображающей древо жизни [6].
Одним из самых ярких открытий последних десятилетий стал великолепный голубой текстиль из гробницы св. Зоила в Каталонии, где он использовался в качестве настенной драпировки. Ее размер 2,75 м на 2,08 м Сохранились изображения 36 белых двуглавых орлов с прижатыми к груди когтями. Проведенная испанскими специалистами реставрация ткани помогла воссоздать ее оригинальный вид.
Судя по всему, андалузского происхождения и знаменитая шелковая ткань из гробницы Бернарда Кальбо (+1242) в соборе Вика (Каталония). Один ее фрагмент хранится в Метрополитен музее, несколько других в Музее Кливленда. Красный шелк украшен двуглавыми орлами, когтящими львов. Отто фон Фальке, а за ним ряд других авторитетных исследователей считали её византийской. Однако сегодня возобладало мнение, что она является частью добычи, захваченной каталонцами во время реконкисты на Пиренейском полуострове, в которой активно участвовал святой Бернард[7].
К памятникам мусульманского искусства, на мой взгляд, стоит отнести и фрагмент шелковой ткани из Dumbarton Oaks Collection (BZ1933.46), который на сайте музея значится как предположительно византийский. Большой двуглавый орел (размер фрагмента 59,2х 44 см) с кольцами в клювах имеет ярко-выраженный восточный облик. Обе ткани датируются XI-XII вв.
Византийским некоторые специалисты считают парчу с двуглавым орлом, найденную в алтаре церкви св. Петра в Зальцбурге[8]. Шелк золотисто-красноватого цвета находился среди других драгоценных тканей в гробнице святого Аманда. Она была перестроена при аббате Балдерихе (1125-1147). Вероятно, мощи святого были завернуты в дорогую ткань именно в это время. Представленные на ней двуглавые орлы, атакующие пантер, обрамлены полукругами, завершающимися головами драконов. Эта ткань также скорее всего происходит с мусульманского Ближнего Востока[9].
Рядом с орлами на восточных тканях присутствуют изображения других животных. В этом отношении интересен небольшой фрагмент шелкового текстиля XIII века из Метрополитен музея (№44.130). Он декорирован медальонами разных размеров, в которых изображены противостоящие грифоны, газели и двуглавые орлы. Пространство между телами животных заполнено растительными мотивами. В меньших по размеру медальонах находятся стилизованные цветочные узоры внутри классических 8-конечных звезд.
На другом шелке XIII века, который происходит с территории современного Ирана или Турции и также хранится в Музее Метрополитен (№2012.338), в круглых медальонах наряду с двуглавыми орлами мы видим противостоящих львов.
На красном шелке из Анатолии (XIII в.), который экспонировался на выставке «Великий век сельджуков», проходившей в июле 2016 года в Нью-Йорке, изображение двуглавого орла сопровождается головами дракона.
В XIV веке этот образ был хорошо известен в мамлюкском Египте, который, как известно, имел тесные связи с Северным Причерноморьем, вращавшиеся вокруг работорговли. Шелковый плащ, декорированный медальонами с грифонами и орлами, был подарен египетскими послами султану Йемена ал-Малику ал-Му’аййаду Дауду (1296-1321). В настоящий момент он находится в Музее Метрополитен.
Изображения двуглавых орлов на текстиле из Музея исламского искусства в Каире, который датируется XIV веком, несут явные следы европейской геральдики.
Крестовые походы и рост торговли в XI-XIII веках обусловили появление единой культуры роскоши при дворах христианских и мусульманских владык Средиземноморья. Её важным элементом являлись шелковые одеяния, которые выпускали мастерские Востока[10]. Они были доступны лишь высшей аристократии: королям, принцам, султанам. Возможно именно поэтому двуглавые орлы, наряду с другими царственными животными – грифонами и львами – стали рассматриваться как универсальные символы верховной власти.
Впервые в этом качестве двуглавый орел появляется на рубеже XII-XIII веков на монетах тюркских правителей Ближнего Востока из династий Зангидов и Артукидов. Показательно, что они правили в тех же самых регионах, где этот символ был распространен еще во II тысячелетии до нашей эры[11].
Мы встречаем двуглавого орла на дирхамах амира Синджара (северо-западный Ирак) Имад ад-дина Занги II (1171-1197), а также его сына Кутб ад-дина Мухаммада ибн Занги (1197-1219). На медных дирхамах соседнего Амида (Диярбакыр) двуглавого орла чеканили в годы правления Насир аль-дина Махмуда (1201-1222) и его сына Рукн ад-дина Маудуда ибн Махмуда (1222-1232). Во второй половине XIII века, когда эти земли вошли в монгольскую державу, ее правители продолжили использовать монеты с двуглавыми орлами, в некоторых случаях начеканивая их изображением зайца – «гербом» верховного хана Хубилая.
Из региона Диярбакыра происходит мраморная плита, которую, несмотря на ее восточный облик, считают произведением византийского искусства. Плита была приобретена Британским музеем в 1919 году и ориентировочно датируется XI веком. На ее лицевой стороне высечен двуглавый орел в круглом медальоне, по углам от которого изображения птиц. На оборотной – по двум сторонам от древа жизни гротескная антропоморфная фигура и птица, а также грифоны и другие животные. Плиту обнаружили в церкви, что, наряду с запрещенным в исламе изображением человека позволило, несмотря на восточную стилистику, классифицировать ее как христианский памятник.
Когда в 1208/1209 гг. правители Диярбакыра построили две больших круглых башни для защиты от неприятелей, в первую очередь от султанов Египта, они разместили на каждой из них мраморные барельефы с фигурами львов и двуглавых орлов.
Особое распространение двуглавый орел получил в Сельджукском султанате Рума, созданном на захваченных в XI веке тюрками византийских землях Малой Азии. Сельджуки использовали этот символ в монументальной скульптуре, в малых декоративных формах, а также на монетах и печатях.
В столице Сельджукского султаната Конье над воротами Эски-капу, построенными в 1221 году, парил высеченный в камне двуглавый орел. В настоящее время этот рельеф хранится в Медресе Тонкого минарета в Конье (инв. №881).
Двухголовых птиц мы видим на западном и восточном порталах мечети Улу Джами в Дивриги, построенной в 1228/1229 гг. Ахмад Шахом, наместником сельджукского султана Ала ад-дина Кайкубада I.
В годы правления этого султана (1220–37), когда государство сельджуков Рума достигло своего апогея, двуглавый орел встречается повсеместно. Его образ сохранился на гипсовой лепнине из Медресе Тонкого минарета, а также на керамических изразцах, которые хранятся в Музее керамики Каратай (Турция) и Музее прикладного искусства в Берлине.
Некоторые сельджукские рельефы прямо указывают на мифологическую природу птицы с двумя головами. На портале Чифте Минарели Медресе в Эрзеруме (около 1250) она помещена на вершину древа жизни, служащего символом мироздания, и выражает идею бессмертия и небесного мира.
Необычное изображение двуглавого орла можно увидеть в арке дюрбе Худавет-хатун в Нидже (Анатолия, 1312). У него крылья с драконьими мордами, а между птичьими головами помещена человечья. В древних турецких мифах и текстах орел несет на груди человека, которого он проглотил, чтобы оживить и заставить путешествовать через три космические зоны или выплюнуть после возрождения. Возможно, что декор дюрбе связан с этой мифологической традицией[12].
Удивительно, но мы редко видим двуглавого орла на сельджукских монетах. В настоящий момент с ним известен только один тип медных фельсов султана Гийас-ад-дина Масуда II, отчеканенных во время его первого правления (1282-1298). Некоторые монеты из этой серии найдены в Крыму.
Мотив волшебной птицы с двумя головами встречается на памятниках других регионов Ближнего Востока. В частности, на прекрасной вазе из Северной Сирии эпохи Айюбидов (XIII век).
Еще один интересный памятник – мраморный рельеф из Музея исламского искусства в Каире (инв. №12752). В левой части 46-сантиметровой пластины полумесяц, в правой – двуглавый орел с расправленными крыльями держит в клювах единорогов, а в лапах фантастическое создание с бычьей головой. Предполагается, что медальон предназначался для украшения интерьера дворца и являлся частью более крупной декоративной композиции.
Шелка и другие изделия восточного производства пользовались спросом у европейской аристократии. Благодаря им образ волшебной птицы Востока распространился по христианскому миру.
© Княжество Феодоро, 2020
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне. Перевод с франц. яз. и комментарии А.П. Черных // Signum. Центр гербоведческих и генеалогических исследований; Институт всеобщей истории РАН. – Вып. 4. – М.: ИВИ РАН. – 2009. – с 120.
[2] Гончаров Е.Ю. Под маской двуглавого орла. Тезисы доклада на 2-й Международной конференции по восточной нумизматике (ICON 2), 26-29.09.2016
[3] Чернышева М.И., Дубовицкий А.Б. Царские (царственные) и солнечные птицы (павлин, Феникс, петух и орел) // Пространство и время. – 2016. – №3-4 (25-26). – с.166-167.
[4] Хромов К. К. Изображение двуглавого пернатого существа на монетах Улуса Джучи (мифология, символика или орнитология?). Текст доклада, прочитанного 22 ноября 2016 года на ежегодных Нумизматических чтениях в Государственном Историческом Музее (Москва).
[5] Pascal Androudis. Double-headed eagles on early (11th-12th c.) Medieval textiles: aspects of their iconography and symbolism// Ниш и Византија. – XIV. – Ниш. – 2016. – р. 320-322.
[6] Pascal Androudis. Double-headed eagles on early (11th-12th c.) Medieval textiles: aspects of their iconography and symbolism// Ниш и Византија. – XIV. – Ниш. – 2016. – р. 329.
[7] Pascal Androudis. Double-headed eagles on early (11th-12th c.) Medieval textiles: aspects of their iconography and symbolism// Ниш и Византија. – XIV. – Ниш. – 2016. – р. 327-328. Falke O.V. Kunstgeschichte der Seidenweberei: eine Auswahl der vorzüglichsten Kunstschätze der Malerei, Sculptur und Architektur der norddeutschen Metropole, dargestellt in einer Reihe der ausgezeichnetsten Stahlstiche mit erläuterndem Texte. Vol. 2. Kunstgeschichte der Seidenweberei. – Berlin: University Library Heidelberg. – p.17. Evans H.C. The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A.D. 843-1261. The Glory of Byzantium / H.C. Evans, W.D. Wixom. – Metropolitan Museum of Art. – 1997. – p. 225-226 (#149), 413-414 (#270).
[8] Falke O.V. Kunstgeschichte der Seidenweberei: eine Auswahl der vorzüglichsten Kunstschätze der Malerei, Sculptur und Architektur der norddeutschen Metropole, dargestellt in einer Reihe der ausgezeichnetsten Stahlstiche mit erläuterndem Texte. Vol. 2. Kunstgeschichte der Seidenweberei. – Berlin: University Library Heidelberg. – p.18. Ackerman P. A Gold-woven Byzantine Silk of the Tenth Century // Revue des arts asiatiques. – 1936. – Vol. 10. – № 2. – p.91.
[9] Pascal Androudis. Double-headed eagles on early (11th-12th c.) Medieval textiles: aspects of their iconography and symbolism// Ниш и Византија. – XIV. – Ниш. – 2016. – р. 333.
[10] Pascal Androudis. Double-headed eagles on early (11th-12th c.) Medieval textiles: aspects of their iconography and symbolism// Ниш и Византија. – XIV. – Ниш. – 2016. – р. 318-320.
[11] Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне. Перевод с франц. яз. и комментарии А.П. Черных // Signum. Центр гербоведческих и генеалогических исследований; Институт всеобщей истории РАН. – Вып. 4. – М.: ИВИ РАН. – 2009. – с. 120-121.
[12] Pascal Androudis. Origines et symbolique de. L’aigle bicephale des Turcs Seldjoukides et Artuqides de l’Asie Mineure (Anatolie)// ΒΥΖΑΝΤΙΑΚΑ. – vol.19 (1999). – p.229-330.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
Еще одна сельджукская монета с ДО. Пишут, что Кейхсоров I
Это мангыр бейлика Эретна