Сен-Северская карта

Крым на средневековых картах мира

Mappae mundi – особая разновидность карт, распространённых в Средние века (VIII-XV вв.) в Западной Европе. Главная их особенность заключается в том, что они использовались не для практических целей, а для иллюстрации церковного учения о картине мироздания.

Фрагмент Эбсторфской карты c Ноевым ковчегом
Фрагмент Эбсторфской карты c Ноевым ковчегом и легендой о ссылке св. Климента и Овидия на Черное море.

На средневековых картах мира отсутствуют масштаб и градусная сетка, часто нарушается принцип взаимного расположения объектов, а также их пропорции. На них нередко содержатся давно устаревшие исторические данные о городах и народах, присутствуют изображения Эдемского сада, Гога и Магога, других мифологических реалий. Часто они сопровождают сочинения античных и средневековых авторов философского, исторического и религиозного содержания.

Большинство известных западноевропейских mappae mundi это простые символические схемы с несколькими географическими названиями, но существуют и большие карты вроде Эбсторфской, авторы которых пытались отобразить береговую линию, острова, проливы, очертания континентов.

Как правило «Карты мира» ориентированы на восток и имеют трехчастную структуру. Верхнюю половину земного круга занимает Азия. В нижней левой части находится Европа, в правой – Африка. На наиболее простых mappae mundi материки разделены Т-образным крестом вертикальная перекладина которого символизирует Средиземное море, а горизонтальная реки Танаис (Дон) и Нил, рассматриваемые как границы между Азией и Европой и Азией и Африкой соответственно.

Черное море присутствует только на подробных картах с детальным рисунком водных систем. Однако Крымского полуострова на них нет. Все Северное Причерноморье передается более-менее прямой линией побережья с устьями рек, на котором иногда встречаются крымские города и другие, связанные с полуостровом топонимы.

Чаще всего это Феодосия, которая ко времени составления mappae mundi лежала в руинах. Мы находим ее на 6 из 73 карт, изданных Л.С. Чекиным. Причины такой популярности помогает понять приписка на полях к схеме, иллюстрирующей расселение по континентам народов мира из «Цветистой книги» Ламберта Сент-Омерского (Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel. Cod. Guelf. 1 Gud. Lat., fol.5): «Европа начинается от реки Танаис, которая протекает мимо алтарей Александра Великого в Меотийские болота и возле города Феодосии [впадает] в Эвксинский Понт».

Схематическая средневековая Т-карта.
Схематическая средневековая Т-карта.

Танаис играл очень важную роль в средневековой европейской картографии, так как считалось, что он служит границей между Европой и Азией и в этой роли он встречается почти на всех, даже самых простых mappae mundi. Феодосия как город, расположенный рядом Танаисом, также иногда попадала на карты. На двух из них она соседствует с Херсоном.

Однако о местоположении крымских городов составители карт имели самое приблизительное представление. В рукописи с сочинениями блаженного Иеронима (XII в.), которая происходит из монастыря св. Мартина в Турне, а ныне хранится в Британской библиотеке (British Library, Additional MS. 10049, f.64), северное побережье Черного моря представлено в виде волнистой линии. В его центре ошибочно помещен остров Патмос, который на самом деле находится в Эгейском море. Неподалеку к северу – устье Танаиса. К западу от него легенды: «город Феодосия», «Готы, которые также геты», «Аланы-скифы» и «река Алан» (возможно Днепр). К востоку от Танаиса наряду с другими античными народами отмечены Боспорцы. Три квадратика символизируют алтари Александра Македонского.

Фрагмент карты Азии к сочинению блаженного Иеронима.
Фрагмент карты Азии к сочинению блаженного Иеронима «О расположении и названиях еврейских местностей».

Эбсторфская карта представляет собой настоящую энциклопедию Средневековья. Нанесенные на нее 1600 легенд дают как географическую информацию (реки, горы, моря, города, народы), так и сведения о флоре, фауне, минералах, событиях церковной истории и античных мифах.

Карта размером 3,5 на 3,5 метра была создана в XIII веке в Нижней Саксонии. Ее оригинал погиб во время бомбардировки Ганновера в 1943 году и сейчас она доступна по уменьшенной в 3 раза цветной перерисовке Конрада Миллера.

Земной круг изображен как символическое тело Христово. Голова Спасителя помещена на Востоке, руки на севере и юге, ноги на западе. В Европе приведено много современных автору географических реалий, но его знания о Крыме остаются на уровне раннесредневековой христианской географии.

Хотя на карте есть Херсонес и Феодосия весь регион Северного Причерноморья показан с фантастическими искажениями и неточностями.

Слева над десницей Христа течет река Танаис, впадающая в прямоугольник, который обозначает Меотийские болота. Далее она вытекает из Меотиды и течет по направлению к Черному морю. В ее устье значком в виде замка с башней отмечен Gersаnis – Херсонес. Справа от него в море легенда: Euxinus Pontos (Черное море). В нем помещены острова: Bosphorum insula, Ponticum mare, Insula Apollonis, Extimum portus.

Непосредственно под десницей Спасителя три столпа, на которых возжигаются жертвы – это алтари Александра Македонского, знаменующие границу обитаемого мира. Рядом город, название которого не поддается прочтению. Внизу между ними еще один значок с тремя башнями, подписанный Teodosia. Слева, т.е. к северу от Феодосии, легенда: «Область Дакия, она же Восточная Готия». Справа: «Аланы, скифы, даки, хамаксобии, троглодиты, сарматы здесь обитают между Океаном и Данубием. Есть и квады, и геты, и те, кто в древности назывались каллипиды».

Феодосия стоит на реке Lemanus, которая при впадении в Черное море сливается с двумя другими реками в своеобразный «пучок». Судя по надписи: «Семь устьев Данубия», составитель карты считал, что река Леман – один из притоков Дуная.

Еще одна легенда, имеющая отношение к Северному Причерноморью, помещена рядом с Каппадокией. Она гласит: «Понт, страна многих народов, по ее имени называется и Понтийское море, куда ссылаются Овидий и Климент». Видимо, автор ошибочно полагал местом ссылки указанных лиц провинцию Понт на северном побережье Малой Азии.

Фрагмент Эбсторфской карты с Северным Причерноморьем.
Фрагмент Эбсторфской карты с Северным Причерноморьем.

Еще одна интересная карта, где можно при определенной доле фантазии рассмотреть очертания Крымского полуострова происходит из Франции и датируется первой половиной XII века. Она иллюстрирует главу «О земном круге» из «Этимологий» Исидора Севильского и в настоящий момент хранится в Баварской государственной библиотеке (Bayerische Stadtsbibliothek, Munich. Ref. Clm 10058, f. 154v.)

Как и большинство подобных карт, она ориентирована на Восток. Черное море находится в левой части. Его фантастические очертания причудливы и замысловаты. Заливы глубоко врезаются в сушу, а в них впадают полноводные реки, образуя в северной и западной частях как бы три полуострова.

С запада на восток следуют надписи: «Александровы алтари» (три квадратика), «Меотийские болота», «река Танаис» (текущая через них в Черное море), «город Феодосия» (темный значок с башнями). Он стоит на реке Гипанис, который обычно отождествляют с Южным Бугом.

На западном берегу реки надпись: «Алания» (ее согласно теоретическим построениям средневековых географов считали восточным пределом Европы), а под ней: «Нижняя Скифия». К югу от них еще один светлый значок города, стоящий на восточном берегу реки Леман. Рядом надпись: Cersona (Херсон).

Фрагмент карты из «Этимологии» Исидора Севильского с Черным морем
Фрагмент карты из «Этимологии» Исидора Севильского с Черным морем.

Издатель русского перевода Л.С. Чекин сопоставляет его с «Описанием карты Мира» парижского теолога Гуго Сен-Викторского (1096-1141), который видел карту, где город Феодосия был помещен между Танаисом и Гипанисом, а Херсонес между Гипанисом и Данаписом (Днепр). На карте к сочинению Исидора в этом районе также изображены три реки и два города, названия которых совпадают с увиденными Гуго, за исключением реки Леман, вместо которой у него стоит Данапис.

Ссылки на карты:

Карта Азии к сочинению блаженного Иеронима «О расположении и названиях еврейских местностей» (British Library, Additional MS. 10049, f.64) 1,66 МБ.

Эбсторфская карта по изданию К. Миллера (Monialium Ebstorfensium mappa mundi: quae exeunte saeculo XIII. videtur picta, Hannoverae nunc adservatur / edidit Conradus Miller. – Stuttgard: Eckstein & Stähle Jos. Roth’sche Verlagshandlung, [1898?]). 30,7 МБ.

Цифровая версия Эбсторфской карты с возможностью масштабирования и навигации, а также текстом легенд на латыни и немецком. Проект Euphana Universität в Люнебурге.

Карта мира из «Этимологий» Исидора Севильского (Bayerische Stadtsbibliothek, Munich. Ref. Clm 10058, f. 154v.) 3,28 МБ.

Литература:

Чекин Л.С. Картография христианского средневековья. VIII-XIII вв. – М.: Восточная литература РАН, 1999. – 366 с.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Крым на карте Аль-Идриси

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 602

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии