Поделиться ссылкой:
Mappae mundi – особая разновидность карт, распространённых в Средние века (VIII-XV вв.) в Западной Европе. Главная их особенность заключается в том, что они использовались не для практических целей, а для иллюстрации церковного учения о картине мироздания.
На средневековых картах мира отсутствуют масштаб и градусная сетка, часто нарушается принцип взаимного расположения объектов, а также их пропорции. На них нередко содержатся давно устаревшие исторические данные о городах и народах, присутствуют изображения Эдемского сада, Гога и Магога, других мифологических реалий. Часто они сопровождают сочинения античных и средневековых авторов философского, исторического и религиозного содержания.
Большинство известных западноевропейских mappae mundi это простые символические схемы с несколькими географическими названиями, но существуют и большие карты вроде Эбсторфской, авторы которых пытались отобразить береговую линию, острова, проливы, очертания континентов.
Как правило «Карты мира» ориентированы на восток и имеют трехчастную структуру. Верхнюю половину земного круга занимает Азия. В нижней левой части находится Европа, в правой – Африка. На наиболее простых mappae mundi материки разделены Т-образным крестом вертикальная перекладина которого символизирует Средиземное море, а горизонтальная реки Танаис (Дон) и Нил, рассматриваемые как границы между Азией и Европой и Азией и Африкой соответственно.
Черное море присутствует только на подробных картах с детальным рисунком водных систем. Однако Крымского полуострова на них нет. Все Северное Причерноморье передается более-менее прямой линией побережья с устьями рек, на котором иногда встречаются крымские города и другие, связанные с полуостровом топонимы.
Чаще всего это Феодосия, которая ко времени составления mappae mundi лежала в руинах. Мы находим ее на 6 из 73 карт, изданных Л.С. Чекиным. Причины такой популярности помогает понять приписка на полях к схеме, иллюстрирующей расселение по континентам народов мира из «Цветистой книги» Ламберта Сент-Омерского (Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel. Cod. Guelf. 1 Gud. Lat., fol.5): «Европа начинается от реки Танаис, которая протекает мимо алтарей Александра Великого в Меотийские болота и возле города Феодосии [впадает] в Эвксинский Понт».
Танаис играл очень важную роль в средневековой европейской картографии, так как считалось, что он служит границей между Европой и Азией и в этой роли он встречается почти на всех, даже самых простых mappae mundi. Феодосия как город, расположенный рядом Танаисом, также иногда попадала на карты. На двух из них она соседствует с Херсоном.
Однако о местоположении крымских городов составители карт имели самое приблизительное представление. В рукописи с сочинениями блаженного Иеронима (XII в.), которая происходит из монастыря св. Мартина в Турне, а ныне хранится в Британской библиотеке (British Library, Additional MS. 10049, f.64), северное побережье Черного моря представлено в виде волнистой линии. В его центре ошибочно помещен остров Патмос, который на самом деле находится в Эгейском море. Неподалеку к северу – устье Танаиса. К западу от него легенды: «город Феодосия», «Готы, которые также геты», «Аланы-скифы» и «река Алан» (возможно Днепр). К востоку от Танаиса наряду с другими античными народами отмечены Боспорцы. Три квадратика символизируют алтари Александра Македонского.
Эбсторфская карта представляет собой настоящую энциклопедию Средневековья. Нанесенные на нее 1600 легенд дают как географическую информацию (реки, горы, моря, города, народы), так и сведения о флоре, фауне, минералах, событиях церковной истории и античных мифах.
Карта размером 3,5 на 3,5 метра была создана в XIII веке в Нижней Саксонии. Ее оригинал погиб во время бомбардировки Ганновера в 1943 году и сейчас она доступна по уменьшенной в 3 раза цветной перерисовке Конрада Миллера.
Земной круг изображен как символическое тело Христово. Голова Спасителя помещена на Востоке, руки на севере и юге, ноги на западе. В Европе приведено много современных автору географических реалий, но его знания о Крыме остаются на уровне раннесредневековой христианской географии.
Хотя на карте есть Херсонес и Феодосия весь регион Северного Причерноморья показан с фантастическими искажениями и неточностями.
Слева над десницей Христа течет река Танаис, впадающая в прямоугольник, который обозначает Меотийские болота. Далее она вытекает из Меотиды и течет по направлению к Черному морю. В ее устье значком в виде замка с башней отмечен Gersаnis – Херсонес. Справа от него в море легенда: Euxinus Pontos (Черное море). В нем помещены острова: Bosphorum insula, Ponticum mare, Insula Apollonis, Extimum portus.
Непосредственно под десницей Спасителя три столпа, на которых возжигаются жертвы – это алтари Александра Македонского, знаменующие границу обитаемого мира. Рядом город, название которого не поддается прочтению. Внизу между ними еще один значок с тремя башнями, подписанный Teodosia. Слева, т.е. к северу от Феодосии, легенда: «Область Дакия, она же Восточная Готия». Справа: «Аланы, скифы, даки, хамаксобии, троглодиты, сарматы здесь обитают между Океаном и Данубием. Есть и квады, и геты, и те, кто в древности назывались каллипиды».
Феодосия стоит на реке Lemanus, которая при впадении в Черное море сливается с двумя другими реками в своеобразный «пучок». Судя по надписи: «Семь устьев Данубия», составитель карты считал, что река Леман – один из притоков Дуная.
Еще одна легенда, имеющая отношение к Северному Причерноморью, помещена рядом с Каппадокией. Она гласит: «Понт, страна многих народов, по ее имени называется и Понтийское море, куда ссылаются Овидий и Климент». Видимо, автор ошибочно полагал местом ссылки указанных лиц провинцию Понт на северном побережье Малой Азии.
Еще одна интересная карта, где можно при определенной доле фантазии рассмотреть очертания Крымского полуострова происходит из Франции и датируется первой половиной XII века. Она иллюстрирует главу «О земном круге» из «Этимологий» Исидора Севильского и в настоящий момент хранится в Баварской государственной библиотеке (Bayerische Stadtsbibliothek, Munich. Ref. Clm 10058, f. 154v.)
Как и большинство подобных карт, она ориентирована на Восток. Черное море находится в левой части. Его фантастические очертания причудливы и замысловаты. Заливы глубоко врезаются в сушу, а в них впадают полноводные реки, образуя в северной и западной частях как бы три полуострова.
С запада на восток следуют надписи: «Александровы алтари» (три квадратика), «Меотийские болота», «река Танаис» (текущая через них в Черное море), «город Феодосия» (темный значок с башнями). Он стоит на реке Гипанис, который обычно отождествляют с Южным Бугом.
На западном берегу реки надпись: «Алания» (ее согласно теоретическим построениям средневековых географов считали восточным пределом Европы), а под ней: «Нижняя Скифия». К югу от них еще один светлый значок города, стоящий на восточном берегу реки Леман. Рядом надпись: Cersona (Херсон).
Издатель русского перевода Л.С. Чекин сопоставляет его с «Описанием карты Мира» парижского теолога Гуго Сен-Викторского (1096-1141), который видел карту, где город Феодосия был помещен между Танаисом и Гипанисом, а Херсонес между Гипанисом и Данаписом (Днепр). На карте к сочинению Исидора в этом районе также изображены три реки и два города, названия которых совпадают с увиденными Гуго, за исключением реки Леман, вместо которой у него стоит Данапис.
Ссылки на карты:
Карта Азии к сочинению блаженного Иеронима «О расположении и названиях еврейских местностей» (British Library, Additional MS. 10049, f.64) 1,66 МБ.
Эбсторфская карта по изданию К. Миллера (Monialium Ebstorfensium mappa mundi: quae exeunte saeculo XIII. videtur picta, Hannoverae nunc adservatur / edidit Conradus Miller. – Stuttgard: Eckstein & Stähle Jos. Roth’sche Verlagshandlung, [1898?]). 30,7 МБ.
Цифровая версия Эбсторфской карты с возможностью масштабирования и навигации, а также текстом легенд на латыни и немецком. Проект Euphana Universität в Люнебурге.
Карта мира из «Этимологий» Исидора Севильского (Bayerische Stadtsbibliothek, Munich. Ref. Clm 10058, f. 154v.) 3,28 МБ.
Литература:
Чекин Л.С. Картография христианского средневековья. VIII-XIII вв. – М.: Восточная литература РАН, 1999. – 366 с.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.