Двуглавый орел в Византии. Часть 3. Императорская инсигния

Двуглавые орлы со второй половины XIII века встречаются на одеяниях высшей византийской знати, но никогда на императорских. Однако есть один атрибут парадных царских портретов, позволяющий говорить о них как об инсигнии василевсов.

Хрисовул императора Андроника II митрополии Монемвасии (фрагмент).
Хрисовул императора Андроника II митрополии Монемвасии (фрагмент). © Hellenic Ministry of Culture.

Речь идет о суппедионах – особых постаментах в виде небольшой табуретки или подушки. На многочисленных памятниках византийского и балканского искусства Христос, Богородица, а также царственные особы изображаются стоящими на таких подножиях.

Самый ранний пример суппедиона с двуглавыми орлами встречаем на хрисовуле императора Андроника II (1282-1328), выданном митрополии Монемвасии в 1301 году, который в настоящий момент хранится в Музее Византии и Христианства в Афинах. Грамота, скрепленная золотой печатью, содержит изображение императора, стоящего перед Христом. Под его ногами красная подушка, на которой вышиты орлы с двумя головами.

Андроник II предстоящий перед Христом. Хрисовул митрополии Монемвасии (1301).
Андроник II предстоящий перед Христом. Хрисовул митрополии Монемвасии (1301). © Hellenic Ministry of Culture.

Следующим по хронологии документом является миниатюра, изображающая никейского императора Феодора II Ласкариса (1254-1258) в Сod. Monac. gr. 442 из Баварской государственной библиотеки. Он содержит текст «Истории» Георгия Пахимера, законченной в 1308 году, и датируется первой половиной XIV века. Император одет в темно-пурпурную тунику и лорум, на его голове венец, а под ногами красная подушка, на которой хорошо виден орел с двумя головами.

Феодор II Ласкарис.
Феодор II Ласкарис, Сod. Monac. gr. 442, f.15r.

Впрочем, известно, что около 1544 года Антоний Эпархос с острова Корфу реставрировал манускрипт перед тем, как продать его Библиотеке Аугсбурга. Немецкий исследователь А. Хайзенберг обнаружил копию кодекса с «Историей» Пахимера, сделанную в начале XVI века (Venezia Biblioteca Nazionale Marciana gr. Z. 404), еще до того, как он попал в руки Эпархоса. Сравнение двух документов позволило ученому сделать вывод, что тот несколько видоизменил миниатюры.

Так на суппедионе Михаила VIII и Андроника II орлы приобрели нимбы, которых у них изначально не было, а орлу на церемониальной подушке Феодора II художник, как кажется, добавил вторую голову. Впрочем, последнее не так уж и очевидно.

Михаил VIII Палеолог.
Михаил VIII Палеолог, Сod. Monac. gr. 442, f.247.

«Вопреки находкам Хайзенберга, мне не удалось обнаружить признаков реставрации на суппедионе Феодора, которые могли бы доказать его утверждение, что двуглавый орел некогда был одноглавым», – отметил позже Иоаннис Спафаракис, изучавший рукопись.

Если внимательно приглядеться к рисункам в книге Хайзенберга, легко заметить, что черный растительный орнамент на правой стороне подножия Андроника II тоже представляет собой результат неудачной реставрации. Изначально здесь было изображение двуглавого орла [Heisenberg, 1920, fig. I-IV; Spatharákīs, 1976, p. 168-179].

Андроник II Палеолог.
Андроник II Палеолог, Сod. Monac. gr. 442, f.252.

Рукопись с «Богословскими трудами» Иоанна Кантакузина была создана в 1370-1375 гг. в Константинополе по заказу Николая Кавасилы. В 1729 году ее прибрела Французская Королевская библиотека. В настоящий момент она хранится в Национальной библиотеке Франции и имеет инвентарный номер BNF ms. gr. 1242. В манускрипте две миниатюры с портретами автора (fol. 5v, fol. 123v). На первой Иоанн Кантакузин председательствует на церковном Соборе 1351 года. На второй дан его двойной портрет как императора и как монаха. В обоих случаях суппедионы декорированы двуглавыми орлами.

Иоанн VI Кантакузин председательствует на церковном Соборе 1351 года.
Иоанн VI Кантакузин председательствует на церковном Соборе 1351 года, BNF ms. gr. 1242, fol. 5v.
Иоанн Кантакузин как император и как монах Иоасаф.
Иоанн Кантакузин как император и как монах Иоасаф, BNF ms. gr. 1242, fol. 123v.

Временным интервалом между 1409 и 1411 гг. датируется миниатюра с портретом Мануила II Палеолога (1391-1425) в манускрипте с речью-восхвалением по поводу смерти Феодора Палеолога, деспота Мореи (Cod.Par.Suppl.gr.309, fol.6). Изображение подписано: «Мануил во Христе Боге благочестивый царь и самодержец римлян, Палеолог». Император облачен в пурпурную тунику, лорум, на его голове венец, в руках скипетр, увенчанный крестом и мешочек с прахом, напоминающий о бренности власти. На ногах красная обувь. Он стоит на подушке, расшитой орлами. Сколько у них голов, не совсем понятно. А.В. Соловьев полагал их одноглавыми, сделав вывод, что вплоть до конца существования Византии использование орлов с одной или двумя головами на императорских суппедионах не было строго регламентировано [Соловьев, 2009, с. 133]. Однако я не уверен в его правоте, особенно если сравнить это изображение с миниатюрой из болгарского четвероевангелия, которое в настоящий момент хранится в Британской библиотеке (о нем ниже).

Император Мануил II Палеолог.
Император Мануил II Палеолог, Cod.Par.Suppl.gr.309, fol.6.

Подножные подушки с двуглавыми орлами как символы царской власти, встречаются также на памятниках искусства балканских славян, что говорит об устойчивости заимствованной традиции.

Роспись в церкви св. Георгия в Старо Нагоричино (Македония), выполненная в 1318 году, представляет сербского короля Милутина (1282-1321), стоящего на подножии с двуглавыми орлами. Они были видны еще в начале прошлого века, но в настоящий момент нижняя часть фрески полностью утрачена.

Король Милутин и его жена Симонида. Церковь св. Георгия в Старо Нагоричино (1318).
Король Милутин и его жена Симонида. Церковь св. Георгия в Старо Нагоричино (1318).

На фреске в Архангельской церкви монастыря Лесново (Македония) под ногами Стефана Душана (короля Сербии в 1331-1346 гг., императора сербов и греков в 1346-1355 гг.) и его жены Елена Болгарской суппедионы с орлами. По наличию симметричного изображения на подножии Елены можно предположить, что они были двуглавыми [Соловьев, 2009, с. 142].

Стефан Душан
Стефан Душан и его жена Елена Болгарская. Фреска из Архангельской церкви в монастыре Лесново (40-е годы XIV в.)

В болгарском Четвероевангелии с Минологием (1355-1356) выполненном монахом Симеоном для Ивана Александра (1331-1371) последний изображен вместе с женой Феодорой и сыновьями Иваном Шишманом и Иваном Асенем V (BL. Add. Ms. 39627. Fol. 3r). На подножии царя вытканы двуглавые орлы. Оно напоминает суппедион Мануила II Палеолога, на котором также 3 орла, однако центральный закрыт ниспадающими вниз императорскими одеяниями. Это заставляет меня думать, что в Cod.Par.Suppl.gr.309 также изображены двуглавцы.

Болгарский царь Иван Александр с семьей.
Болгарский царь Иван Александр с семьей.
Суппедион болгарского царя Ивана Александра с двуглавыми орлами.
Суппедион болгарского царя Ивана Александра с двуглавыми орлами.

Алые суппедионы с золотыми двуглавыми орлами, выступающими как эмблемы царской власти, в начале Палеологовской эпохи стали одной из императорских инсигний. Практика их использования сохранялась вплоть до падения империи. Из Византии ее заимствовали правители Сербии и Болгарии.

Двуглавов, судя по всему, помещали не только на суппедионах, но и на других предметах, принадлежавших правящим монархам. Поэтому когда Георгий Сфрандзи сообщает, что убитого при обороне своей столицы в мае 1453 года Константина IX опознали по сапогам с золотыми орлами [Степанов, 1953, с. 429], комментаторы единодушно сходятся во мнении, что они были двуглавыми [Соловьев, 2009, с. 135; Androudis, 2002, p. 24].

© Княжество Феодоро, 2020

Литература:

  1. Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне / А.В. Соловьев // Signum. – 2009. – Т. 4. – С. 109-211.
  2. Степанов А.С. Византийские историки Дука и Франдзи о падении Константинополя / А.С. Степанов // Византийский Временник. – 1953. – Т. 7 (32). – С. 385-430.
  3. Androudis P. Sur quelques emblèmes héraldiques à Constantinople (XIIIe-XVe siècles) / P. Androudis // Περί Θράκης. – 2002. – Vol. 2. – P. 11-42.
  4. Heisenberg A. Aus der Geschichte und Literatur der Palaiologenzeit (Classic Reprint) / A. Heisenberg. – Munchen, 1920. – 156 p.
  5. Spatharákīs I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts / I. Spatharákīs. – Brill Archive, 1976. – 444 p.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 315

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии