Поделиться ссылкой:
Двуглавые орлы со второй половины XIII века встречаются на одеяниях высшей византийской знати, но никогда на императорских. Однако есть один атрибут парадных царских портретов, позволяющий говорить о них как об инсигнии василевсов.
Речь идет о суппедионах – особых постаментах в виде небольшой табуретки или подушки. На многочисленных памятниках византийского и балканского искусства Христос, Богородица, а также царственные особы изображаются стоящими на таких подножиях.
Самый ранний пример суппедиона с двуглавыми орлами встречаем на хрисовуле императора Андроника II (1282-1328), выданном митрополии Монемвасии в 1301 году, который в настоящий момент хранится в Музее Византии и Христианства в Афинах. Грамота, скрепленная золотой печатью, содержит изображение императора, стоящего перед Христом. Под его ногами красная подушка, на которой вышиты орлы с двумя головами.
Следующим по хронологии документом является миниатюра, изображающая никейского императора Феодора II Ласкариса (1254-1258) в Сod. Monac. gr. 442 из Баварской государственной библиотеки. Он содержит текст «Истории» Георгия Пахимера, законченной в 1308 году, и датируется первой половиной XIV века. Император одет в темно-пурпурную тунику и лорум, на его голове венец, а под ногами красная подушка, на которой хорошо виден орел с двумя головами.
Впрочем, известно, что около 1544 года Антоний Эпархос с острова Корфу реставрировал манускрипт перед тем, как продать его Библиотеке Аугсбурга. Немецкий исследователь А. Хайзенберг обнаружил копию кодекса с «Историей» Пахимера, сделанную в начале XVI века (Venezia Biblioteca Nazionale Marciana gr. Z. 404), еще до того, как он попал в руки Эпархоса. Сравнение двух документов позволило ученому сделать вывод, что тот несколько видоизменил миниатюры.
Так на суппедионе Михаила VIII и Андроника II орлы приобрели нимбы, которых у них изначально не было, а орлу на церемониальной подушке Феодора II художник, как кажется, добавил вторую голову. Впрочем, последнее не так уж и очевидно.
«Вопреки находкам Хайзенберга, мне не удалось обнаружить признаков реставрации на суппедионе Феодора, которые могли бы доказать его утверждение, что двуглавый орел некогда был одноглавым», – отметил позже Иоаннис Спафаракис, изучавший рукопись.
Если внимательно приглядеться к рисункам в книге Хайзенберга, легко заметить, что черный растительный орнамент на правой стороне подножия Андроника II тоже представляет собой результат неудачной реставрации. Изначально здесь было изображение двуглавого орла [Heisenberg, 1920, fig. I-IV; Spatharákīs, 1976, p. 168-179].
Рукопись с «Богословскими трудами» Иоанна Кантакузина была создана в 1370-1375 гг. в Константинополе по заказу Николая Кавасилы. В 1729 году ее прибрела Французская Королевская библиотека. В настоящий момент она хранится в Национальной библиотеке Франции и имеет инвентарный номер BNF ms. gr. 1242. В манускрипте две миниатюры с портретами автора (fol. 5v, fol. 123v). На первой Иоанн Кантакузин председательствует на церковном Соборе 1351 года. На второй дан его двойной портрет как императора и как монаха. В обоих случаях суппедионы декорированы двуглавыми орлами.
Временным интервалом между 1409 и 1411 гг. датируется миниатюра с портретом Мануила II Палеолога (1391-1425) в манускрипте с речью-восхвалением по поводу смерти Феодора Палеолога, деспота Мореи (Cod.Par.Suppl.gr.309, fol.6). Изображение подписано: «Мануил во Христе Боге благочестивый царь и самодержец римлян, Палеолог». Император облачен в пурпурную тунику, лорум, на его голове венец, в руках скипетр, увенчанный крестом и мешочек с прахом, напоминающий о бренности власти. На ногах красная обувь. Он стоит на подушке, расшитой орлами. Сколько у них голов, не совсем понятно.
А.В. Соловьев полагал их одноглавыми, сделав вывод, что вплоть до конца существования Византии использование орлов с одной или двумя головами на императорских суппедионах не было строго регламентировано [Соловьев, 2009, с. 133]. Однако я не уверен в его правоте, особенно если сравнить это изображение с миниатюрой из болгарского четвероевангелия, которое в настоящий момент хранится в Британской библиотеке (о нем ниже).
Подножные подушки с двуглавыми орлами как символы царской власти, встречаются также на памятниках искусства балканских славян, что говорит об устойчивости заимствованной традиции.
Роспись в церкви св. Георгия в Старо Нагоричино (Македония), выполненная в 1318 году, представляет сербского короля Милутина (1282-1321), стоящего на подножии с двуглавыми орлами. Они были видны еще в начале прошлого века, но в настоящий момент нижняя часть фрески полностью утрачена.
На фреске в Архангельской церкви монастыря Лесново (Македония) под ногами Стефана Душана (короля Сербии в 1331-1346 гг., императора сербов и греков в 1346-1355 гг.) и его жены Елена Болгарской суппедионы с орлами. По наличию симметричного изображения на подножии Елены можно предположить, что они были двуглавыми [Соловьев, 2009, с. 142].
В болгарском Четвероевангелии с Минологием (1355-1356) выполненном монахом Симеоном для Ивана Александра (1331-1371) последний изображен вместе с женой Феодорой и сыновьями Иваном Шишманом и Иваном Асенем V (BL. Add. Ms. 39627. Fol. 3r). На подножии царя вытканы двуглавые орлы. Оно напоминает суппедион Мануила II Палеолога, на котором также 3 орла, однако центральный закрыт ниспадающими вниз императорскими одеяниями. Это заставляет меня думать, что в Cod.Par.Suppl.gr.309 также изображены двуглавцы.
Алые суппедионы с золотыми двуглавыми орлами, выступающими как эмблемы царской власти, в начале Палеологовской эпохи стали одной из императорских инсигний. Практика их использования сохранялась вплоть до падения империи. Из Византии ее заимствовали правители Сербии и Болгарии.
Двуглавов, судя по всему, помещали не только на суппедионах, но и на других предметах, принадлежавших правящим монархам. Поэтому когда Георгий Сфрандзи сообщает, что убитого при обороне своей столицы в мае 1453 года Константина IX опознали по сапогам с золотыми орлами [Степанов, 1953, с. 429], комментаторы единодушно сходятся во мнении, что они были двуглавыми [Соловьев, 2009, с. 135; Androudis, 2002, p. 24].
© Княжество Феодоро, 2020
Литература:
- Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне / А.В. Соловьев // Signum. – 2009. – Т. 4. – С. 109-211.
- Степанов А.С. Византийские историки Дука и Франдзи о падении Константинополя / А.С. Степанов // Византийский Временник. – 1953. – Т. 7 (32). – С. 385-430.
- Androudis P. Sur quelques emblèmes héraldiques à Constantinople (XIIIe-XVe siècles) / P. Androudis // Περί Θράκης. – 2002. – Vol. 2. – P. 11-42.
- Heisenberg A. Aus der Geschichte und Literatur der Palaiologenzeit (Classic Reprint) / A. Heisenberg. – Munchen, 1920. – 156 p.
- Spatharákīs I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts / I. Spatharákīs. – Brill Archive, 1976. – 444 p.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.