Двуглавый орел в Византии. Часть 4. Геральдическая эмблема

В настоящий момент большинство специалистов сходятся во мнении, что у Византии не было герба.  А.В. Соловьев считал двуглавого орла «инсигнией» и «знаком господства», полученным от византийских императоров, в том числе когда речь идет о правителях соседних балканских государств [Соловьев, 2009, с. 182]. Е.В. Пчелов, следя в фарватере построений Соловьева, рассматривает его как «геральдический символ», прочно ассоциировавшийся с византийской государственностью [Пчелов, 2015, с. 5]. Роберт Остерхаут  называет двуглавца «обобщенным символом империи и власти…, не связанным с определенной семьей» [Ousterhout, 2009, p. 160]. Брендан Освальд, указывая на его генетическую связь с римским орлом, приписывает ему имперскую функцию, не связывая конкретно с династией Палеологов [Osswald, 2018].

Монограмма Палеологов.
Монограмма Палеологов – последней императорской династии Византии (1261-1453).

В целом, можно согласиться с приведенными выше точками зрения. При этом, в настоящий момент мы можем достаточно точно определить время, когда двуглавый орел превратился с декоративного элемента в геральдическую эмблему, неразрывно связанную в восприятии современников с Византийской империей. Понимаю, что предложенное мной определение не является полностью корректным в связи с общепризнанным мнением об отсутствии в Византии геральдики как кодифицированной дисциплины, однако за неимением лучшего буду использовать его далее, чтобы отличить от случаев, когда двуглавец рассматривается именно как герб империи, чему будет посвящена следующая публикация на сайте «Княжество Феодоро».

На рубеже XIII-XIV вв. появляется традиция изображения двуглавых орлов в непосредственной связи с монограммами императорской династии Палеологов. Монограммы играли в Византии роль похожую на ту, которую выполняли в Западной Европе гербы [Ousterhout, 2009, p. 165]. Поэтому можно с полным основанием предположить, что двуглавцы на этих памятниках носят уже не декоративный, а геральдический характер.

В 1926 году при обследовании мечети Баязида в Константинополе была обнаружена небольшая капитель (высота 29 см., ширина 42 см., диаметр основания 30 см.), которая в настоящий момент хранится в Археологическом музее в Стамбуле. На двух ее фасных сторонах высечены двуглавые орлы в круглых медальонах. На двух других, по всей видимости были монограммы Палеологов (одна из сторон в настоящий момент утрачена). Между головами орлов – короны, что еще раз подчеркивает, придаваемое им значение символа императорской власти. Памятник датируется концом XIII-началом XIV вв. [Μακρίδης, 1931].

Фрагмент капители с двуглавым орлом из мечети Баязида в Константинополе.
Фрагмент капители с двуглавым орлом из мечети Баязида в Константинополе.

Началом XIV века датируется другая капитель из крипты базилики св. Дмитрия в Фессалониках, размерами 18 на 24 см. Каждая из ее сторон имеет небольшой барельеф: 1) двуглавый орел; 2) медальон с монограммой Палеологов; 3) монограмма, которая читается Ο ΚΑΙCΑΡ или Ο (Λ)ΑCΚΑΡΙC; 4) плетенка в 8-лепестковой розетке. П. Андрудис предположил, что она украшала гробницу кого-то из представителей семьи Палеологов, живших в первой половине XIV века и носивших титул кесаря [Androudis, 2012, p. 131-140].

Капитель из базилики св. Дмитрия в Фессалониках.
Капитель из базилики св. Дмитрия в Фессалониках: двуглавый орел с опущенными крыльями и монограмма Палеологов.

Традицию соседства двуглавого орла с монограммой правителя мы также находим на одном болгарском памятнике: капители из крепости Царевец в Велико-Тырново. Здесь двуглавца в качестве эмблемы царской власти сопровождает имя Михаила Шишмана (1323-1330) [Androudis, 2002, p. 19 (n.40)].

Следующий памятник я специально пропустил, когда писал о византийских придворных одеяниях. Речь идет о частично разрушенной фреске с фамильным портретом мужчины, женщины и ребенка в монастыре Хора. Она находится во внешнем нартексе над могилой F.

Мужчина облачен в открытое спереди красное одеяние, декорированное золотым растительным орнаментом и темно-синюю мантию с золотыми медальонами (в больших – монограммы Палеологов, в маленьких – четырехлистники) и двуглавыми орлами. На ногах коричневые сапоги. У женщины на красной мантии золотые медальоны с монограммами Палеологов, Асанов и Дермокаитов. Фреска датируется XIV в., кто на ней изображен точно неизвестно [Parani, 2003, p. 328].

Фреска над могилой F в нартексе монастыря Хора.
Фреска над могилой F в нартексе монастыря Хора.

Алтарный покров с двуглавым орлом из Музея Метрополитен интересен на мой взгляд тем, что был создан для обоснования вымышленной родословной владельца, претендовавшего (судя по всему, без всяких на то оснований), на родство с династией Палеологов. На груди орла, вышитого на льне разноцветными шелковыми и серебряными нитями, медальон с именем патриарха Константинопольского Павла и монограммами, которые читаются «Дука», «Палеолог», «Патриарх».

Как показала в своей работе, посвященной памятнику, Дженнифер Л. Болл, этот предмет церковной утвари принадлежал Павлу Тагарису, авантюристу, перешедшему из православия в католицизм и добившегося признания своих полномочий в качестве латинского патриарха Константинополя в 1380 году.  Будучи сыном византийского аристократа Мануила Тагариса от первого брака, чьей второй женой была Феодора Асенина Палеологиня, он всячески пробовал доказать, что является родственником императоров [Ball, 2006, p. 59-64].

Алтарный покров двуглавым орлом.
Алтарный покров двуглавым орлом.

В этом контексте мне хотелось бы вспомнить еще один памятник.  Его изображение привел барон Кёне в своей работе Vom Doppeladler [Koehne, 1873, p. 6, Taf. LXVII. №6]. На момент написания статьи он находился в Ватопедском монастыре и представлял собой знамя (Fahne) с вышитым на нем коронованным золотым двуглавым орлом и монограммами, прочитанными как «Андроник Палеолог». Кёне считал, что оно принадлежало императору Андронику II, который, по его ошибочному мнению, умер в Ватопедском монастыре, приняв монашество с именем Антония.

Знамя императора Андроника Палеолога.
Знамя императора Андроника Палеолога.

В итальянском монастыре Гроттаферрата хранится греческое Евангелие (Cod. CL., Gr. 161) с покровом из синего шелка. На нем в центре вышит коронованный двуглавый орел, а по углам монограммы Палеологов. Манускрипт датируется временем правления Мануила II Палеолога (1391-1425) [Ebersolt, 1923, p. 111 (fig.52)].

Шелковый покров греческого Евангелия из монастыря Гроттаферрата.
Шелковый покров греческого Евангелия из монастыря Гроттаферрата.

Другое Евангелие происходит с Пелопоннеса и относится к середине XV века (MS Sinait. gr. 2123). Миниатюры к нему были исполнены по заказу правителя Мореи Дмитрия Палеолога. На одной из них изображен золотой двуглавый орел в червленом поле, над головами которого закрытая, увенчанная крестом корона. На груди щиток с монограммой Палеологов. Магдолна Агоштон, проанализировавшая иллюстрации и их расположение в рукописи пришла к выводу, что здесь мы имеем дело именно с «гербом» византийского императора, а не морейского деспота, как полагают некоторые авторы. По ее мнению, миниатюры Евангелия были выполнены итальянским художником, работавшим в манере изобразительного искусства Ренессанса [Агоштон, 2005, с. 242-243].

В пользу такой трактовки свидетельствует монограмма на груди орла, указывающая на его связь с правящей семьей Палеологов. Ее можно заменить на монограмму другой династии. Показательно, что в Священной Римской Империи изображения двуглавых орлов в качестве гербовой фигуры с XV века сопровождались нагрудным щитком с гербом императорского дома, что находит полную аналогию с изображением в Евангелии Дмитрия Палеолога.

Двуглавый орел из Евангелия Дмитрия Палеолога.
Двуглавый орел из Евангелия Дмитрия Палеолога (ГПБ, греч. 118).

Еще один интересный, хотя и спорный памятник – мозаичная икона св. Дмитрия из Сассоферрато. В 1472 году Никколо Перотти, секретарь кардинала Виссариона предал ее в качестве дара монастырю Санта-Кьяра в Сассоферрато. С 1861 года она хранится в городском музее. Размер иконы вместе с окладом 24.3 на 16 см. Оклад деревянный, покрытый серебром. Вверху справа и слева два тетрабазилеона в виде креста с четырьмя греческими буквами Β между перекладинами – эту эмблему некоторые авторы рассматривают как герб Палеологов [Соловьев, 2009, с. 167-180]. В нижних углах – двуглавые коронованные орлы. Мартин Деннерт полагает, что икона была изготовлена в Фессалониках в XIV веке, хотя иногда ее считают поздней подделкой «в византийском духе» [Dennert, 2019].

Мозаичная икона св. Дмитрия из Сассоферрато.
Мозаичная икона св. Дмитрия из Сассоферрато.

Двуглавый орел, хоть и нечасто, встречается на византийских монетах. В настоящий момент известны два таких выпуска. Один из них, как правило относят к времени Андроника II (1282-1328).  На аверсе медной монеты изображение двуглавого орла, на реверсе императора со св. Дмитрием. Второй датируется временем правления Иоанна V (1341-1391). Здесь двуглавый орел изображен на реверсе, тогда как на аверсе крест с надписью: «ПОΛITIKON» [Гурулева, 2000; Evans, 2004, p. 40].

Анонимный византийский медный ассарион XIV века.
Анонимный византийский медный ассарион XIV века.
Биллон политикон Иоанна V Палеолога.
Биллон политикон Иоанна V Палеолога.

В свете проанализированных выше памятников, несмотря на скепсис В.В. Гурулевой, на мой взгляд уместно говорить, что в монетной чеканке Палеологов, двуглавый орел также нес функцию геральдической эмблемы.

Таким образом можно сделать вывод, что двуглавый орел превратился из декоративного элемента в геральдическую эмблему – символ, прочно связанный с идеей царской власти в то же самое время, когда его стали использовать в качестве императорской инсигнии на суппедионах византийских василевсов. Самые ранние из имеющихся в нашем распоряжении памятники указывают на годы правления Андроника II (1283-1328). В следующей публикации я покажу, как и когда в Европе возникло представление о двуглавом орле как о гербе Византии. 

© Княжество Феодоро, 2020

Литература

  1. Агоштон М. Печать 1497 г. Ивана III: к проблеме происхождения российской государственной символики / М. Агоштон. – Волгоград, 2005. – 285 с.
  2. Гурулева В.В. Монеты Палеологов с изображением двуглавых орлов в собрании Государственного Эрмитажа / В.В. Гурулева // VIII Всероссийская нумизматическая конференция. Москва 17-21 апреля 2000 г. Тезисы докладов и сообщений. – Москва, 2000. – С. 40-43.
  3. Пчелов Е.В. Двуглавый орёл: реальность и мифология имперского наследия / Е.В. Пчелов // Signum. – 2015. – Двуглавый орёл. – № 8. – С. 5-35.
  4. Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне / А.В. Соловьев // Signum. – 2009. – Т. 4. – С. 109–211.
  5. Androudis P. Chapiteau de la crypte de la basilique de Saint-Démétrios à Thessalonique avec emblèmes de la famille des Paléologues / P. Androudis // Deltion tes Christianikes Archaiologikes Hetaireias. – 2012. – Vol. 33. – P. 131-140.
  6. Androudis P. Sur quelques emblèmes héraldiques à Constantinople (XIIIe-XVe siècles) / P. Androudis // Περί Θράκης 2. – 2002. – Vol. 2. – P. 11-42.
  7. Ball J. A Double-Headed Eagle Embroidery: From Battlefield to Altar / J. Ball // Metropolitan Museum Journal. – 2006. – Vol. 41. – A Double-Headed Eagle Embroidery. – P. 59-64.
  8. Dennert M. Displaying an Icon: The Mosaic Icon of Saint Demetrios at Sassoferrato and its Frame / M. Dennert // New Research on Late Byzantine Goldsmiths’ Works (13th-15th Centuries) / Neue Forschungen zur spätbyzantinischen Goldschmiedekunst (13.-15. Jahrhundert), Byzanz zwischen Orient und Okzident 13. – 2019. – P. 43-52.
  9. Ebersolt J. Les arts somptuaires de Byzance, Etude sur l’art impérial de Constantinople / J. Ebersolt. – Paris, 1923. – 140 p.
  10. Evans H.C. Byzantium: Faith and Power (1261-1557). Byzantium / H.C. Evans. – Metropolitan Museum of Art, 2004. – 682 p.
  11. Koehne B.K. Vom Doppeladler / B.K. Koehne // Berliner Blätter für Münz-, Siegel- und Wappenkunde. – 1873. – Vol. 6. – P. 1-26.
  12. Osswald B. Les armoiries des Tocco de Céphalonie dans la citadelle intérieure de la forteresse d’Arta / B. Osswald // Bulletin de correspondance hellénique. – 2018. – № 142.2. – P. 803-844.
  13. Ousterhout R.G. Byzantium between East and West and the Origins of Heraldry / R.G. Ousterhout // Byzantine art: recent studies; essays in honor of Lois Drewer. – Tempe, 2009. – P. 153-170.
  14. Parani M.G. Reconstructing the Reality of Images: Byzantine Material Culture and Religious Iconography 11th-15th Centuries / M.G. Parani. – Leiden-Boston: Brill, 2003. – 720 p.
  15. ΜακρίδηςΘ. Ανέκδοτα Βυζαντινά ανάγλυφα του Μουσείου Κωνσταντινουπόλεως / Θ. Μακρίδης // Επετηρίς Εταιρείας Βυζαντινών Σπουδών. – 1931. – Vol. Η. – P. 329-337.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments