Виды Крыма из собрания Ричарда Уэрсли

Богатый английский аристократ баронет Ричард Уэрсли (1751-1805) провел много лет, путешествуя по экзотическим странам. Весной 1786 года проездом из Константинополя в Москву и Петербург он на месяц остановился в Крыму.

Вид Эски-Крыма, древней столицы Крымской Татарии.
Из собрания Ричарда Уэрсли. «Вид Эски-Крыма, древней столицы Крымской Татарии».

Уэрсли посетил Инкерман, Байдары, Бахчисарай, Чуфут-Кале, Карасубазар, Старый Крым, Судак и Феодосию. В «Собрании античных барельефов, статуй и гемм, с видами местностей Леванта, снятых непосредственно с натуры», изданном путешественником незадолго до смерти и впоследствии несколько раз переиздававшемся его наследниками, содержатся четыре гравюры, сделанные с оригинальных сепий с видами Фиолента, Балаклавы, Старого Крыма и Феодосии.

В предисловии к каталогу указано, что они выполнены художником У. Ривли, сопровождавшим Уэрсли в его путешествиях по востоку. Однако гравюры весьма напоминают акварели Михаила Иванова (1748-1823), который примерно в это время находился в Крыму.

В связи с этим высказывались предположения, что либо Уэрсли мог заказать у Иванова копии его крымских акварелей, либо Иванов срисовал картины, выполненные каким-то художником для Уэрсли [Храпунов, 2019, с. 381].  Существует мнение, что хотя виды и сняты с одного места, однако выполнены разными людьми [Бертье-Делагард, 1909, с. 59].

Вид мыса и монастыря св. Георгия.
Из собрания Ричарда Уэрсли. «Вид мыса и монастыря св. Георгия».

Гравюра с изображением мыса Фиолент из каталога Уэрсли в числе других графических материалов позволила А.Л. Бертье-Делагарду реконструировать внешний вид старой церкви Георгиевского монастыря, которая в скором времени была разобрана.

Большое историческое значение имеет «Вид гавани и порта Балаклавы», демонстрирующий хорошую сохранность генуэзской крепости Чембало в конце XVIII века, а также жилые кварталы и мечети османского города, ныне разрушенные.

Вид гавани и порта Балаклавы.
Из собрания Ричарда Уэрсли. «Вид гавани и порта Балаклавы».

На рисунке «Вид Эски-Крыма, древней столицы Крымской Татарии» показана армянская церковь Богородицы, не сохранившаяся до наших дней, а на «Виде Каффы или Феодосии» оказались запечатлены крепостные сооружения и соборная мечеть Шахзаде Сулейман-Хан-Джами (XVI в.), впоследствии разобранная [Храпунов, 2018, с. 320, 2019, с. 386-389].

Вид Каффы, или Феодосии
Из собрания Ричарда Уэрсли. «Вид Каффы, или Феодосии».

Изображения взяты из оцифрованного издания: Museum Worsleyanum: or, a collection of antique basso-relievos, bustos, statues, and gems; with views of places in the Levant; taken on the spot in the years MDCCLXXXV. VI. and VII. (Band 2) – London, 1824.

Литература:

  1. Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму. Мнимое тысячелетие / А.Л. Бертье-Делагард. – Одесса, 1909. – 113 с.
  2. Храпунов Н.И. Новые материалы для изучения позднесредневековых памятников Крыма: рисунки и записки английских путешественников конца XVIII – начала XIX в. / Н.И. Храпунов // Археология Евразийских степей. – 2018. – № 4. – С. 320-325.
  3. Храпунов Н.И. Ричард Уэрсли и Крым / Н.И. Храпунов // Боспорские исследования. – 2019. – № 39. – С. 378-403.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 175

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии