Вид Каффы, или Феодосии

Виды Крыма из собрания Ричарда Уэрсли

Богатый английский аристократ баронет Ричард Уэрсли (1751-1805) провел много лет, путешествуя по экзотическим странам. Весной 1786 года проездом из Константинополя в Москву и Петербург он на месяц остановился в Крыму.

Вид Эски-Крыма, древней столицы Крымской Татарии.
Из собрания Ричарда Уэрсли. «Вид Эски-Крыма, древней столицы Крымской Татарии».

Уэрсли посетил Инкерман, Байдары, Бахчисарай, Чуфут-Кале, Карасубазар, Старый Крым, Судак и Феодосию. В «Собрании античных барельефов, статуй и гемм, с видами местностей Леванта, снятых непосредственно с натуры», изданном путешественником незадолго до смерти и впоследствии несколько раз переиздававшемся его наследниками, содержатся четыре гравюры, сделанные с оригинальных сепий с видами Фиолента, Балаклавы, Старого Крыма и Феодосии.

В предисловии к каталогу указано, что они выполнены художником У. Ривли, сопровождавшим Уэрсли в его путешествиях по востоку. Однако гравюры весьма напоминают акварели Михаила Иванова (1748-1823), который примерно в это время находился в Крыму.

В связи с этим высказывались предположения, что либо Уэрсли мог заказать у Иванова копии его крымских акварелей, либо Иванов срисовал картины, выполненные каким-то художником для Уэрсли [Храпунов, 2019, с. 381].  Существует мнение, что хотя виды и сняты с одного места, однако выполнены разными людьми [Бертье-Делагард, 1909, с. 59].

Вид мыса и монастыря св. Георгия.
Из собрания Ричарда Уэрсли. «Вид мыса и монастыря св. Георгия».

Гравюра с изображением мыса Фиолент из каталога Уэрсли в числе других графических материалов позволила А.Л. Бертье-Делагарду реконструировать внешний вид старой церкви Георгиевского монастыря, которая в скором времени была разобрана.

Большое историческое значение имеет «Вид гавани и порта Балаклавы», демонстрирующий хорошую сохранность генуэзской крепости Чембало в конце XVIII века, а также жилые кварталы и мечети османского города, ныне разрушенные.

Вид гавани и порта Балаклавы.
Из собрания Ричарда Уэрсли. «Вид гавани и порта Балаклавы».

На рисунке «Вид Эски-Крыма, древней столицы Крымской Татарии» показана армянская церковь Богородицы, не сохранившаяся до наших дней, а на «Виде Каффы или Феодосии» оказались запечатлены крепостные сооружения и соборная мечеть Шахзаде Сулейман-Хан-Джами (XVI в.), впоследствии разобранная [Храпунов, 2018, с. 320, 2019, с. 386-389].

Вид Каффы, или Феодосии
Из собрания Ричарда Уэрсли. «Вид Каффы, или Феодосии».

Изображения взяты из оцифрованного издания: Museum Worsleyanum: or, a collection of antique basso-relievos, bustos, statues, and gems; with views of places in the Levant; taken on the spot in the years MDCCLXXXV. VI. and VII. (Band 2) – London, 1824.

Литература:

  1. Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму. Мнимое тысячелетие / А.Л. Бертье-Делагард. – Одесса, 1909. – 113 с.
  2. Храпунов Н.И. Новые материалы для изучения позднесредневековых памятников Крыма: рисунки и записки английских путешественников конца XVIII — начала XIX в. / Н.И. Храпунов // Археология Евразийских степей. – 2018. – № 4. – С. 320-325.
  3. Храпунов Н.И. Ричард Уэрсли и Крым / Н.И. Храпунов // Боспорские исследования. – 2019. – № 39. – С. 378-403.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.

Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *