Гурзуф и Аю-Даг.

Храмы Аю-Дага

Жильбер Ромм в своем отчете о поездке в Крым, предпринятой в 1786 году, пишет, что на Аю-Даге некогда находилось 12 греческих монастырей [Ромм, Раткевич, 1941, с. 60]. Обращает внимание факт соответствия упомянутого числа с апостольской двенадцатирицей, что, вероятно, отражает сохранявшуюся и в новое время традицию о существовании в этой местности монастыря св. Апостолов.

Партенит.
Карл Кюгельген. Партенит.

Ромм и его спутники видели на Аю-Даге какие-то развалины с колоннами белого мрамора. П.С. Паллас, спустя несколько лет, застал всего одну мраморную колонну на развалинах «греческого монастыря во имя святых Константина и Елены, укрепленного стеной». Путешественник привел размеры храма, весьма внушительные по южнобережным меркам: длина с учетом преддверия около 20 метров, ширина 6,4 м. [Паллас, 1999, с. 84]. Э.Д. Кларк сообщал, что когда-то колонн было четыре: две зеленого и две белого мрамора. Князь Потемкин, якобы забрал, забрал две из них, чтобы украсить церковь, которая строилась тогда в окрестностях Херсона [Clarke, 1839, p. 105].

Наиболее подробное описание местности, где находились руины храма с колоннами, содержится в записи с датой 17 августа 1821 года из дневника генерала Е.Е. Келлера: «Около двух часов мы добрались до небольшой обращенной к морю площадки, расположенной в нескольких верстах от самой вершины; здесь некогда стояло здание, скорей всего маленький храм, или, может быть, тут просто были жилища людей, имевших отношение к большому храму. Строение смотрело на море, и вид отсюда был восхитительный. Всего лишь немногим ниже видна значительно большая площадка, а на ней лежит упомянутая Палласом колонна из белого мрамора без капители. Форма сужающейся колонны хороша, но, к сожалению, ее ствол сохранился не полностью» [Адаксина, Мыц, 2013, с. 407].

Утесы Аю-Дага.
Утесы Аю-Дага. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2008).

П.И. Кеппен уже не смог найти остатков монастыря Константина и Елены. Проводники-татары лишь показали ему место, где по их словам некогда находилась колонна, увезенная впоследствии по приказу графа Воронцова в Гурзуфский парк  [Кеппен, 1837, с. 171-172]. Здесь ее в первой половине 1830-х гг. видел швейцарский путешественник Дюбуа де Монпере. По его свидетельству она была сделана из белого с голубыми прожилками мрамора и украшена большим рельефным крестом, как мраморные колонны Херсонеса. После завершения строительства Алупкинского дворца колонна была перевезена туда [Адаксина, Мыц, 2013, с. 481 (прим. 189); Ставровский, 1910, с. 770] . По всей видимости, именно она изображена на 1-м листе альбома «Виды Крыма» художника Ф. Гросса, опубликованного в Одессе в 1846 году.

Фридрих (Фёдор) Гросс. Алупка.
Фридрих (Фёдор) Гросс. Алупка. Литография.

В 1869 году на винограднике муллы Белялы в Партените нашли мраморную капитель, которую приобрели владельцы имения «Карасан» Раевский. Спустя некоторое время, Н.И. Репников, сравнив диаметр ее основания с диаметром колонны из Алупкинского дворца, пришел к выводу, что они могли представлять собой одно целое, но точное место находки капители остается неизвестным [Адаксина, Мыц, 2013, с. 414, 420; Репников, 1909a, с. 112-113].

Осенью 1871 года в Партенит прибыл художник Д.М. Струков, открывший руины Базилики св. Петра и Павла. Оставив наблюдать за раскопками алуштинского священника Николая Клопотовича, московский гость в течение примерно двух недель занимался поисками на Аю-Даге «древнего христианского города», который, по его мнению, некогда там находился. Однако результаты этих исследований оказались более, чем скромными. Храм св. Константина и Елены так и не был найден. Вместо этого в урочище Акстан Струкову удалось расчистить руины небольшой церковки  [Адаксина, Мыц, 2013, с. 413].

«Одновременно с Партенитским еще открыт храм на северо-восточном склоне Аю-Дага, который впрочем ничем не отличается от других, исключая только, что в правой стене его устроен склеп со сводом, в котором найден разбитый череп. Он также мал, как и другие древние храмы», – отметил в статье о раскопках, организованных Д.М. Струковым в Партените отец Николай  Клопотович [Клопотович, 1871, с. 725].

Д.М. Струков. Аю-Даг. Храм на вершине горы.
Д.М. Струков. Аю-Даг. Храм на вершине горы.

Судя по всему, модель этого храма фигурирует в списке гипсовых слепков, пожертвованных в 1882 году Церковно-археологическому обществу при Киевской Духовной Академии, под №25 со следующим описанием: «Стены храма, построенного на скале. Вход в храм с южной стороны. Алтарь отделяется преградой с одним входом посередине. Престол у стены; жертвенник в северо-восточном углу алтаря. К этому храму относятся четыре обломка глиняной посуды, на которых надписано рукою г. Струкова: «С. Ефимия» [Петров, 1882, с. 228].

В 1907 году Н.И. Репников снял план церкви и сделал ее фотографию, отметив, что она находится на поляне, называемой Ай-Констант со следами большого кладбища [Репников, 1909b, с. 102]. В результате раскопок памятника, проведенных в 1999 году, было установлено, что он представлял собой типичную для Южного берега однонефную постройку, со стенами, сложенными из бута на известковом растворе, длиной 7,4 м и шириной 3,80-85 м. Среди находок оказалась печать плохой сохранности, близкая по типу печатям архонтов Херсона первой половины IX в. По всей видимости храм был построен в XIV в. на фундаменте более раннего сооружения (IX-X вв.) и просуществовал, судя по обнаруженным археологами монетам крымских ханов, до конца XVI в. [Алексеенко, 2011, с. 125-126 (№5); Бочаров, Кирилко, 2017, с. 239 (№61); Лысенко, Тесленко, 2002, с. 79-80 (№26)].

Аю-Даг. Храм на поляне Ай-Констант.
Аю-Даг. Храм на поляне Ай-Констант. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2008).

Интересной особенностью храма являлось то, что его апсиду с внешней стороны украшали фрески, а также керамические трубки с четырехлепестковыми розетками [Тесленко, Лысенко, Семин, 2002, с. 170]. Однако размеры церкви (7,4 м на 3,85 м) делают невозможным ее отождествление с храмом, описанным Палласом.

Аю-Даг. Апсида храма на поляне Ай-Констант.
Аю-Даг. Апсида храма на поляне Ай-Констант. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2008).

В связи с этим, еще в 60-х годах прошлого века, когда на Аю-Даге работала экспедиция советских ученых во главе с О.И. Домбровским, появилась гипотеза, согласно которой монастырь св. Константина и Елены находился в другом месте, фигурирующем в отчете Н.И. Репникова под названием «Клисиры» [Репников, 1909b, с. 103], возможно возникшем в результате ошибочной передачи слова «Клисуры» (от греч. «ущелье» как называли в Византии горные укрепления).

Схема памятников Аю-Дага.
Схема памятников Аю-Дага.

Здесь археологи исследовали остатки оборонительной стены, жилых построек, а также небольшой церкви, размерами 6,0 на 3,3 м. Она имела капитальное сводчатое перекрытие на подпружных арках с упором на пилястры. В апсиде нашли ампулу с остатками мощей, вмурованную в основание престольного камня. В результате раскопок 2001 года под руководством С.А. Черныша изучена часть некрополя вокруг здания церкви и установлено существование раннего большого храма, на фундаменте которого предположительно в XIV в. был построен новый.

Аю-Даг. Храм на поляне Клисуры.
Аю-Даг. Храм на поляне Клисуры. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2008).

Кроме того, им удалось выявить остатки большого здания, существовавшего в VIII-X вв., как тогда посчитали донжона замка или монастыря. В свою очередь В.Л. Фирсов доказывал, что здесь находились руины большой трехапсидной базилики, которую он считал знаменитым храмом Константина и Елены, ссылаясь на находки архитектурных деталей, в том числе мраморных. Однако до сегодняшнего дня серьезных раскопок, в этом месте не проводилось [Бочаров, 2004, с. 45-46 (№11); Домбровский, 1974, с. 40; Домбровский, Баранов, Столбунов, 1975, с. 113-116; Лысенко, Тесленко, 2002, с. 73-75 (№2,7), 80 (№27), 83-84 (№36-37); Фирсов, 1990, с. 142-147].

П.И. Кеппен упоминает какую-то постройку на выдающейся в море оконечности Аюдагского мыса, от которой, он впрочем слышал он своих знакомых, но сам там не бывал [Кеппен, 1837, с. 173].  Спустя несколько десятилетий Д.М. Струков «на едва приступном каменном утесе, выдающемся в море мысом горы, нашел стены храма, при очистке и раскопке коих оказалось: много кусков черепицы с буквами, камень со следами живописи и кусок извести, на которой уцелела часть изображения от ног распятия и взрытые могилы» [Адаксина, Мыц, 2013, с. 413]. Художник сделал рисунки постройки, обнаруженных находок, а позже изготовил ее гипсовую модель. Впрочем, почти сразу возникли сомнения в том, что это простое прямоугольное в плане здание являлось церковью [Петров, 1882, с. 228 (№26); Ставровский, 1910, с. 770]. Впоследствии высказывалось предположение, что оно являлось храмом-маяком [Бочаров, Кирилко, 2017, с. 294 (№65); Лысенко, Тесленко, 2002, с. 80-81 (№29)].

Д.М. Струков. Аю-Даг. Вид церкви. Руины и находки
Д.М. Струков. Аю-Даг. Вид церкви. Руины и находки

В X-XVI вв. небольшой монастырь или скит существовал рядом с однофненым храмом в бухте Панаир.  Он был открыт в 1969 г. и исследован в 1994–1996 гг. Стены здания были сложены из диабазово-порфиритового бута средней величины на известковом растворе и изнутри расписаны фресками.  В кладке отмечено значительное количество архитектурных деталей вторичного использования из травертина, известняка и ракушечника [Бочаров, Кирилко, 2017, с. 294-295 (№68); Лысенко, Тесленко, 2002, с. 75-76 (№10)].

В литературе комплекс средневековых построек на Аю-Даге обычно характеризуют как церковно-феодальный. Высказывалось мнение, что на поляне Ксисуры первоначально мог находиться монастырь, основанный Иоанном Готским, являвшийся крупным земельным собственником  [Баранов, 1972, с. 250-253; Домбровский, 1974, с. 55; Мыц, 1991]. Однако до сегодняшнего дня храм, остатки которого видели путешественники конца XVIII – начала XIX в. так и не найден.

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография:

  1. Адаксина С.Б. Партенитская базилика в X–XI вв. (первый этап существования памятника) / С.Б. Адаксина, В.Л. Мыц // Христианский восток. – 2013. – Т. 6(XII). – С. 401-503.
  2. Алексеенко Н.А. Новые находки византийских печатей на территории Крыма / Н.А. Алексеенко // АДСВ. – 2011. – Т. 40. – С. 121-135.
  3. Баранов І.А. Нові середньовічні пам’ятки на горі Аю-Даг / І.А. Баранов // Археологічні дослідження на Україні. – 1972. – Т. ІV. – С. 250-253.
  4. Бочаров С.Г. Средневековые церкви Южного берега Крыма (материалы к археологической карте) / С.Г. Бочаров, В.П. Кирилко // Добруджа. – 2017. – Т. 32. – С. 279-304.
  5. Бочаров С.Г. Описание средневековых храмов региона Алушты в архивных материалах П.И. Кеппена / С.Г. Бочаров // О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических (по материалам конф. в честь 210-летия со дня рождения Петра Ивановича Кеппена). – Киев, 2004. – С. 43-57.
  6. Домбровский О.И. Аю-Даг – Святая гора / О.И. Домбровский, И.А. Баранов, А.А. Столбунов. – Симферополь: Таврия, 1975. – 136 с.
  7. Домбровский О.И. Средневековые поселения и «исары» Крымского Южнобережья / О.И. Домбровский // Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. – Киев: Наукова думка, 1974. – С. 5-56.
  8. Кеппен П.И. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических / П.И. Кеппен. – Санкт-Петербург, 1837. – 409 с.
  9. Клопотович Н. О раскопках Д. М. Струкова в Партените / Н. Клопотович // Таврические епархиальные ведомости. – 1871. – № 23. – С. 723-728.
  10. Лысенко А.В. Античные и средневековые памятники горы Аю-Даг / А.В. Лысенко, И.Б. Тесленко // Алушта и Алуштинский регион с древнейших времен до наших дней. – Киев, 2002. – С. 59-88.
  11. Лысенко А.В. Средневековый храм в урочище Ай-Андрий у с. Генеральское (бывш. Улу-Узень) в Крыму / А.В. Лысенко, И.Б. Тесленко // История и Археология Крыма. – 2018. – № 7. – С. 310-343.
  12. Митрополит Лазарь. Священный образ Тавриды: Православные святыни Крыма в изобразительном искусстве / Митрополит Лазарь, Т. Шорохова. – Н.Орiанда, 2012. – 588 с.
  13. Мыц В.Л. Укрепления Таврики Х-ХV вв. / В.Л. Мыц. – Киев: Наукова думка, 1991. – 164 с.
  14. Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / П.С. Паллас; пер. С.Л. Белявская, А.Л. Бертье-Делагард. – Москва: Наука, 1999. – Вып. 27. – 244 с.
  15. Петров Н.И. Известия Церковно-Археологического общества при Киевской Духовной Академии за март и апрель 1882 г. / Н.И. Петров // Труды Киевской Духовной Академии за 1882 г. – 1882. – № 6. – С. 220-232.
  16. Репников Н.И. Партенитская базилика / Н.И. Репников // ИАК. – 1909a. – Т. 32. – С. 91-140.
  17. Репников Н.И. Разведки и раскопки на Южном берегу Крыма и в Байдарской долине в 1907 году / Н.И. Репников. – 1909b. – Т. 30. – С. 99-126.
  18. Ромм Ж. Путешествие в Крым в 1786 г. / Ж. Ромм, К.И. Раткевич. – Ленинград: Издание Ленинградского государственного университета, 1941.
  19. Ставровский Я.Ф. Горный Крым и Керченский полуостров / Я.Ф. Ставровский // Россия: Полное географическое описание нашего отечества : в 19 т. – Санкт-Петербург, 1910. – Т. 14. – С. 689-817.
  20. Тесленко И.Б. Раскопки храма XIV–XVI вв. на северо-восточном склоне г. Аю-Даг / И.Б. Тесленко, А.В. Лысенко, С.В. Семин // Православные древности Таврик. – Киев: Стилос, 2002. – С. 169-171.
  21. Фирсов Л.В. Очерки истории средневековых крепостей Южного берега Крыма / Л.В. Фирсов. – Новосибирск: Наука, 1990. – 470 с.
  22. Clarke E.D. Travels in Russia, Tartary, and Turkey / E.D. Clarke. – Edinburgh, 1839. – 148 p.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии