Рисунки памятников христианства в Тавриде Д.М. Струкова

Струков Дмитрий Михайлович (1828-1899) – российский художник, реставратор, археолог, автор большого числа зарисовок памятников Средневекового Крыма.

Д.М. Струков. Селение Аутка. Церковь Св. Феодора Тирона.
Д.М. Струков. Селение Аутка. Церковь Св. Феодора Тирона.

Окончил рисовальную школу, учрежденную графом С.Г. Строгановым (впоследствии Строгановское училище). Начинал с изготовления копий древних рукописных орнаментов и миниатюр в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Впоследствии по поручению Синода ездил с командировками в Новгород, Псков, Муром, Владимир и Ростов для описания и фиксации церковных древностей.  Рисовал наружные и внутренние виды средневековых храмов, делал копии с редких икон.

В 1867 году Императорское Московское археологическое общество направило Д.М. Струкова в Крым для изучения сохранившихся памятников церковного искусства. Здесь художник активно участвовал в возобновлении Инкерманского монастыря, написав иконы для его иконостаса. Он также обследовал искусственные пещерные сооружения Инкермана, составил их планы, выявил несколько храмов с греческими надписями, подготовив один из них для богослужений.

В 1871 году совершил поездку по Южному берегу Крыма для поиска христианских памятников. Занимался раскопками базилики св. Петра и Павла в Партените, в окрестностях Ялты открыл средневековый храм в селении Ай-Василь. Спустя год на Московской Политехнической выставке представил 24 модели пещерных и наземных храмов Крыма.

В третий раз художник посетил Крым в 1885 году на средства министерства императорского двора с целью «исправления и пополнения прежних трудов». Им был составлен отчет о поездке и передано 32 новых рисунка в дар библиотеке Археологической комиссии.

От Д.М. Струкова осталось богатое рукописное наследие, в значительной степени невостребованное до наших дней. Только в папке «Рисунки древних памятников христианства в Тавриде» Российской государственной библиотеки содержится 262 листа акварельных рисунков и планов крымских церквей, монастырей, надгробий, фресок.

Условно изображения можно разделить на две группы. К первой относятся памятники «пещерных городов», прежде всего Инкермана: подробные планы и зарисовки интерьеров инкерманских пещерных церквей, в т.ч. фресок, рельефов, капителей. Другие работы художника знакомят с памятниками Тепе-Кермена, Мангупа, Шулдана, Чуфут-Кале.

Вторая группа включает наземные храмы Партенита, Гурзуфа, Ялты, Демерджи, Феодосии, Судака, Солнечной долины и других мест юго-западного, южного и восточного Крыма.

Рисунки как правило выполнены тушью или акварелью в относительно монохромной манере. Панорамных видов, занимающих целый лист, среди них немного. Значительная их часть небольшого формата и представляет собой дополнения к планам и чертежам. Но все это компенсируется тщательностью зарисовок наружных видов и интерьеров памятников, элементов декора, кладки, надписей и т.д. Ценность зарисовок, сделанных Д.М. Струковым, особенно велика в связи с тем, что значительная часть объектов, представленных в его работах, в настоящий момент разрушена или подверглась необратимым изменениям.

Д. М. Струков вышел в отставку в 1886 г, скончался в 1889 г.

Литература:

Непомнящий А.А. Из истории изучения Крыма в Москве в XIX веке: неизвестная грань творчества известных ученых // Крымский архив. – 2015. – 1(16). –  86-113.

Савельева А.Н. Крым в акварелях московского художника Д.М. Струкова//Библиотековедение. – 2014. – №3. – с.77-82.

Герцен А. Г. Могаричев Ю. М. К истории изучения пещерных церквей Мангупа: об идентификации «церкви Струкова»// История и археология Крыма. – Симферополь.  – 2016. – Вып. IV. – с. 158-175.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 106

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии