Струков Дмитрий Михайлович (1828-1899) – российский художник, реставратор, археолог, автор большого числа зарисовок памятников Средневекового Крыма.
Окончил рисовальную школу, учрежденную графом С.Г. Строгановым (впоследствии Строгановское училище). Начинал с изготовления копий древних рукописных орнаментов и миниатюр в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Впоследствии по поручению Синода ездил с командировками в Новгород, Псков, Муром, Владимир и Ростов для описания и фиксации церковных древностей. Рисовал наружные и внутренние виды средневековых храмов, делал копии с редких икон.
В 1867 году Императорское Московское археологическое общество направило Д.М. Струкова в Крым для изучения сохранившихся памятников церковного искусства. Здесь художник активно участвовал в возобновлении Инкерманского монастыря, написав иконы для его иконостаса. Он также обследовал искусственные пещерные сооружения Инкермана, составил их планы, выявил несколько храмов с греческими надписями, подготовив один из них для богослужений.
В 1871 году совершил поездку по Южному берегу Крыма для поиска христианских памятников. Занимался раскопками базилики св. Петра и Павла в Партените, в окрестностях Ялты открыл средневековый храм в селении Ай-Василь. Спустя год на Московской Политехнической выставке представил 24 модели пещерных и наземных храмов Крыма.
В третий раз художник посетил Крым в 1885 году на средства министерства императорского двора с целью «исправления и пополнения прежних трудов». Им был составлен отчет о поездке и передано 32 новых рисунка в дар библиотеке Археологической комиссии.
От Д.М. Струкова осталось богатое рукописное наследие, в значительной степени невостребованное до наших дней. Только в папке «Рисунки древних памятников христианства в Тавриде» Российской государственной библиотеки содержится 262 листа акварельных рисунков и планов крымских церквей, монастырей, надгробий, фресок.
Условно изображения можно разделить на две группы. К первой относятся памятники «пещерных городов», прежде всего Инкермана: подробные планы и зарисовки интерьеров инкерманских пещерных церквей, в т.ч. фресок, рельефов, капителей. Другие работы художника знакомят с памятниками Тепе-Кермена, Мангупа, Шулдана, Чуфут-Кале.
Вторая группа включает наземные храмы Партенита, Гурзуфа, Ялты, Демерджи, Феодосии, Судака, Солнечной долины и других мест юго-западного, южного и восточного Крыма.
Рисунки как правило выполнены тушью или акварелью в относительно монохромной манере. Панорамных видов, занимающих целый лист, среди них немного. Значительная их часть небольшого формата и представляет собой дополнения к планам и чертежам. Но все это компенсируется тщательностью зарисовок наружных видов и интерьеров памятников, элементов декора, кладки, надписей и т.д. Ценность зарисовок, сделанных Д.М. Струковым, особенно велика в связи с тем, что значительная часть объектов, представленных в его работах, в настоящий момент разрушена или подверглась необратимым изменениям.
Д. М. Струков вышел в отставку в 1886 г, скончался в 1889 г.
Литература:
Непомнящий А.А. Из истории изучения Крыма в Москве в XIX веке: неизвестная грань творчества известных ученых // Крымский архив. – 2015. – 1(16). – 86-113.
Савельева А.Н. Крым в акварелях московского художника Д.М. Струкова//Библиотековедение. – 2014. – №3. – с.77-82.
Герцен А. Г. Могаричев Ю. М. К истории изучения пещерных церквей Мангупа: об идентификации «церкви Струкова»// История и археология Крыма. – Симферополь. – 2016. – Вып. IV. – с. 158-175.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.
Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.