Служба на руинах Партенитской базилики.

Партенитская базилика

Название Партенит происходит от греческого parthenos – «дева».  Романтически настроенные путешественники рубежа XVIII-XIX веков искали в его окрестностях воспетый древнегреческим поэтом Еврипидом храм Артемиды, в котором кровожадные тавры приносили человеческие жертвы.

Вид на Партенитскую долину с восточного склона Аю-Дага.
Вид на Партенитскую долину с восточного склона Аю-Дага. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2008).

Античные географические описания действительно помещали где-то здесь легендарное капище [Латышев, 1890, с. 283-284], однако никаких следов его существования обнаружить не удалось. Более того, данные археологических раскопок показывают, что поселение в Партенитской котловине возникло не ранее VI-VII вв., когда юго-западный Крым находился в орбите  Византийской империи,  и потому его название вполне может быть связано с другой  –  более мирной девой: Богородицей [Шапошников, 2007, с. 634].

В X-XII вв. Партенит превратился в процветающий торговый городок с судостроительной верфью [Коновалова, 2006, с. 115]. К этому периоду относятся находки монет и печатей византийских чиновников, указывающие на его прочные коммерческие связи с разными регионами Причерноморья и Средиземноморья [Панченко, 1906, с. 160-164; Паршина, 2002, с. 106-108]. Среди тех, кто направлял сюда корреспонденцию был Иоанн Контостефан Комнин – представитель родовитой имперской знати, внук императора Иоанна II Комнина [Шандровская, 1993, с. 263-266].

Даже после трагических событий 1204 года, когда Константинополь более, чем на полвека оказался в руках крестоносцев, в Партенит продолжали заходить греческие корабли, чувствовавшие себя здесь, как дома.  В длинном списке финансовых претензий, предъявленных правительством Венеции к Византии содержится упоминание о деле двух поданных республики, купцов Паскуали Паули и Петро де Викентиа, ограбленных в 1274 году «людьми господина императора, имевшими свои собственные галеры» в местечке Pavaropoli, что в Черном море [Tafel, 1857, p. 185-186 (doc. CCCLXX)]. В нём легко увидеть искаженное pangropoli/pagropoli – название, которым обозначался Партенит на итальянских картах-портоланах [Гордеев, 2014, с. 343-349, 353-353].

К 1374 году в Партените закрепились генуэзцы, посадив сюда своего консула [Jorga, 1896, p. 31-32 (MC. 1374, fol. 5 v)].   Полагают, что его резиденция находилась на холме Кале-Поти в центральной части городка. Здесь колонисты построили миниатюрный, почти игрушечный замок, площадью 25 на 37 метров. Крепостная стена, общей длиной 102 метра, была усилена двумя небольшими башнями [Бочаров, 2004, с. 187-188, 190]. Как и другие поселения Южного берега Крыма, Партенит в 1475 году был захвачен турками.

В средние века приморский городок был известен благодаря монастырю Святых Апостолов, история которого непосредственно связана с именем особо почитаемого в Крыму святого Иоанна Готского.

Икона Святой Петр и Преподобный Иоанн Готский, конец 19 века.
Икона Святой Петр и Преподобный Иоанн Готский, конец 19 века.

Он родился в Партените, относительно молодым человеком принял монашеский сан и, будучи известен праведной жизнью, около 754 года был избран главой Готской епархии. Судя по тому, что «Житие Иоанна Готского» называет монастырь Святых Апостолов «собственным» монастырем преподобного, здесь находилась его резиденция. Известно, что он снабдил обитель «благоустроенными зданиями, священной утварью, разнообразными книгами и населил великим множеством монахов».

Готский епископ был ревностным иконопочитателем. Он ездил в Иерусалим, Грузию, Константинополь, встречался с церковными иерархами и светскими владыками, принимал активное участие в подготовке VII Вселенского собора, реабилитировавшего культ икон и его сторонников.

В 785/786 гг. хазарский военный отряд без сопротивления занял столицу крымской Готии Дорос. Местная знать («владетель Готфии и его архонты»), поддержанная частью населения, не желала, чтобы «их страна была подвластна… хазарам».

Иоанн в своих проповедях призывал жителей Готии к вооруженному сопротивлению захватчикам, обещая помощь Бога и византийской императрицы Ирины.  Они, поверив его словам, изгнали хазар из Дороса и овладели укреплениями в горных долинах – клисурами. Но как вскоре выяснилось, переоценили свои возможности. В Константинополе явно не были готовы к открытой конфронтации с могущественным Хазарским каганатом. Сами же восставшие не обладали достаточными силами. В результате хазары легко подавили сопротивление, после чего организаторы и активные участники выступления были схвачены и казнены.

Иоанн, выданный собственной паствой, был заключен в тюрьму, откуда, впрочем, вскоре смог бежать в Малую Азию. Когда спустя некоторое время епископ-изгнанник умер в Амастриде его останки отправили на корабле в Партенит, где их поместили в особую гробницу-раку в монастыре Святых Апостолов [Могаричев, Сазанов, Шапошников, 2007, с. 8-15, 192-213; Фадеева, Шапошников, 2005, с. 175-208].

Осенью 1871 года Партенит посетил художник Д.М. Струков. Здесь ему показали руины, откуда рабочие, строившие дорогу по северо-восточному склону Аю-Дага, брали камень для устройства подпорных стен. Московский гость сразу же понял, что перед ним остатки средневекового храма и немедленно уговорил владельца имения «Карасан» Н.Н. Раевского, на земле которого они находились, организовать их расчистку.

Партенитская базилика. Реконструкция и план по Д.М. Струкову.
Партенитская базилика. Реконструкция и план по Д.М. Струкову. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2008).

В ходе проведения работ перед алтарем была обнаружена известняковая плита, использованная вторично в качестве вымостки пола, с греческой надписью, ставшей настоящей сенсацией. Она сообщала о возобновлении в 1427 году «преосвященнейшим митрополитoм города Феодорo и всей Готии кир Дамианом», храма апостолов Петра и Павла, «воздвигнутого от основания много лет назад», архиепископом Иоанном Исповедником [IOSPE: V 241].

Непосредственную связь открытого Д.М. Струковым базиликального храма с монастырем Святых Апостолов, известным по «Житию Иоанна Готского», удалось подтвердить благодаря другой находке. В 1884 году поселяне, работавшие на расположенном поблизости винограднике, нашли в земле расколотое на части мраморное надгробие с поэтический эпитафией. Его установил боспорский пресвитер Николай в память о своем духовном учителе авве Никите, «богоносном отце», прославившемся своим гостеприимством и нищелюбием. Никита, игумен обители Святых Апостолов, скончался в возрасте 53 лет в декабре 906 года [IOSPE: V 243] и, судя по всему, был похоронен на монастырском кладбище.

Надгробие Никиты, игумена монастыря Святых Апостолов.
Надгробие Никиты, игумена монастыря Святых Апостолов.

Археологические раскопки базилики велись в 1871 году Д.М. Струковым, в 1907 году И.Н. Репниковым и в 1998-2001 гг. Южно-Крымской Археологической Экспедицией Государственного Эрмитажа совместно с Крымским филиалом ИА НАНУ. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что она представляло собой внушительную по южнобережным размерам постройку 17,9  м в длину и 12,5 м в ширину [Хрушкова, 2013, с. 384].

Раскопки Партенитской базилики.
Раскопки Партенитской базилики. Фото экспедиции Н.И. Репникова (1907).

Базилика имела три полукруглые снаружи и изнутри апсиды и три нефа, отделенные друг от друга аркадами, каждая из которых опиралась на две промежуточных опоры. В восточных частях боковых нефов были устроены обособленные приделы, выполнявшие роли баптистерия и диаконника. С трех сторон здание окружали галереи.

План Партенитской базилики.
План Партенитской базилики. Источник: [Адаксина, Мыц, 2013].
Партенитская базилика в X веке.
Партенитская базилика в X веке (реконструкция архитектора А. В. Мыца). Источник: [Адаксина, Мыц, 2013].

Полы покрывались наборными мозаиками, состоявшими из квадратных и треугольных фигур, выполненных из плинфы, песчаника и полевого шпата [Адаксина, Мыц, 2013, с. 474, 502].  Несмотря на аскетичность убранства, средневековые мастера подошли к его украшению с изрядной долей фантазии и большим искусством. Располагая плитками нескольких цветов и простых геометрических форм (прямоугольники, треугольники),  они выложили их таким образом, чтобы создать несколько «шахматных» панно, которые перекликаются между собой, но нигде не повторяют друг друга [Хрушкова, 2013, с. 388].

Партенитская базилика.
Партенитская базилика. Вымостка коридора у центрального входа. Фото экспедиции Н.И. Репникова (1907).

Рядом со зданием базилики располагались монастырские помещения (трапезная, кухня, кельи), обнесенные стеной [Адаксина, Мыц, 2013, с. 502].

Точное время основания храма неизвестно. В современной литературе рассматриваются даты от конца VI до второй половины X в. [Адаксина, Мыц, 2013, с. 502; Завадская, 2006, с. 312-313; Хрушкова, 2013, с. 396-397].  Если верна последняя датировка, на которой настаивают авторы недавних раскопок базилики, то Иоанн Готский не мог иметь отношения к ее строительству. В таком случае приходится предполагать, что храм был воздвигнут спустя значительное время после смерти святого в пределах владения старого монастыря, в которых ранее существовал какая-та другая церковь [Адаксина, Мыц, 2013, с. 497-498].

Партенитская базилика. Аксонометрия (выполнена архитектором А. В. Мыцом).
Партенитская базилика. Аксонометрия (выполнена архитектором А. В. Мыцом). Источник: [Адаксина, Мыц, 2013].

Комплекс сильно пострадал во второй половине XI века, когда были разрушены галереи и служебные постройки, которые больше на восстанавливалась.   Возможно это произошло в результате землетрясения  [Адаксина, Мыц, 2013, с. 460, 471,502], хотя отмечаются и следы пожара [Адаксина, Мыц, 2013, с. 460; Репников, 1909, с. 96-97].

Однако храм, судя по находкам керамики и монет, продолжал существовать и в более позднее время  [Адаксина, Мыц, 2013, с. 502-503; Репников, 1909, с. 97]. В XV веке, когда митрополит Дамиан затеял в нем капитальные ремонтные работы, его основание уверенно связывалось с именем Иоанна Готского.

На каком-то этапе существования базилики боковые нефы стали использовать для захоронений. Такая традиция пришла в Партенит из Херсонеса, где она относится к XI-XIII вв. Покойников хоронили в склепах за городом, а через некоторое время их черепа и кости переносили в семейные усыпальницы при квартальных церквях. Боковые нефы больших базилик стали перекрывать стенками, также превращая их в костницы [Хапаев, 2021, с. 491-492].

Стенки одной из гробниц, устроенной в южном нефе, были облицованы  цельными плитами белого мрамора [Адаксина, Мыц, 2013, с. 439]. При вскрытии в 1907 году она оказалась пустой. Н.И. Репинков, считавший ее синхронной времени строительства храма, предположил, что в ней первоначально находились останки Иоанна Готского, а после того как при возможном разграблении храма иноверцами, они были выброшены или уничтожены, гробницу вновь покрыли плитами и продолжали использовать в качестве кенотафа [Репников, 1909, с. 111].

Служба на руинах Партенитской базилики.
Служба на руинах Партенитской базилики (1908).

Храм просуществовал вплоть до турецкого завоевания княжества Феодоро и генуэзский колоний на Южном берегу Крыма. Еще в 1471 году в его северном нефе был похоронен ктитор по имени Иоанн, за счет средств которого при настоятеле Кириаке, проводились какие-то работы по ремонту или украшению церкви [IOSPE: V 242]. Однако уже спустя четыре года Базилика св. Петра и Павла была сожжена османами [Репников, 1909, с. 105]

Через некоторое время на её руинах возникла небольшая часовенка,  просуществовавшая до XVII или XVIII века [Репников, 1909, с. 306-307].

Охранный павильон над руинами Партенитской базилики.
Охранный павильон над руинами Партенитской базилики. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2008).

В 1908 году в южном нефе базилики произошла реставрация мемориального захоронения Иоанна Готского. Однако в годы советской власти раскопанные Н.И. Репниковым стены, высотой до 2,5 м. были разобраны на стройматериалы почти до основания, а позже засыпаны грунтом и мусором. После археологических изысканий 1998-2001 над остатками храма установили защитный павильон.

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Адаксина С.Б. Партенитская базилика в X–XI вв. (первый этап существования памятника) / С.Б. Адаксина, В.Л. Мыц // Христианский восток. – 2013. – Т. 6(XII). – С. 401-503.
  2. Бочаров С.Г. Заметки по исторической географии генуэзской Газарии XIV-XV вв. Южный берег Крыма / С.Г. Бочаров // «О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических». Сборник научных трудов по материалам конференции в честь 210-летия со дня рождения П.И. Кеппена. – Киев, 2004. – С. 186-205.
  3. Гордеев А.Ю. Топонимия побережья Чёрного и Азовского морей на картах-портоланах XIV-XVII веков / А.Ю. Гордеев. – Киев, 2014. – 479 с.
  4. Завадская И.А. О строительных периодах храма св. Апостолов Петра и Павла в Партените / И.А. Завадская // МАИЭТ. – 2006. – № 12. – С. 299-320.
  5. Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий / И.Г. Коновалова. – Москва, 2006. – 325 с.
  6. Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т. 1. Греческие писатели / В.В. Латышев. – Санкт-Петербург, 1890. – 310 с.
  7. Могаричев Ю.М. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода» / Ю.М. Могаричев, А.В. Сазанов, А.К. Шапошников. – Симферополь: Антиква, 2007. – 345 с.
  8. Панченко Б.А. Шесть моливдовулов из Партенита / Б.А. Панченко // ИАК. – 1906. – Т. 18. – С. 160-164.
  9. Паршина Е.А. Древний Партенит (по материалам раскопок 1985–1988 гг.) / Е.А. Паршина // Алушта и Алуштинский регион с древнейших времен до наших дней. – Киев, 2002. – С. 89-109.
  10. Репников Н.И. Партенитская базилика / Н.И. Репников // ИАК. – 1909. – Т. 32. – С. 91-140.
  11. Фадеева Т.М. Княжество Феодоро и его князья / Т.М. Фадеева, А.К. Шапошников. – Симферополь, 2005. – 295 с.
  12. Хапаев В.В. Юго-Западный Крым в составе Византийской империи (VI-XII вв.) / В.В. Хапаев // Юго-Западный Крым с древнейших времен до 1774 года. – Москва-Севастополь, 2021. – С. 395-492.
  13. Хрушкова Л.Г. Базилика в Партенитах (Южный Крым): мог ли быть в ней похоронен епископ Иоанн Готский? / Л.Г. Хрушкова // Климентовский Сборник. Материалы VI Международной конференции «Церковная археология»: Херсонес – город святого Климента. – Севастополь, 2013. – С. 384-408.
  14. Шандровская В.С. Печать Иоанна Контостефана Комнина / В.С. Шандровская // МАИЭТ. – 1993. – № 3. – С. 263-266.
  15. Шапошников А.К. Языковые древности Северного Причерномрья (Этимология языковых реликтов Северного Причерноморья). Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / А.К. Шапошников. – Москва: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 2007. – 870 с.
  16. IOSPE: V 241 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.241-ru.html.
  17. IOSPE: V 242 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iospe.kcl.ac.uk/5.242-ru.html.
  18. IOSPE: V 243 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.243-ru.html.
  19. Jorga N. Notes et extraits pour servir à l’histoire des croisades au XVe siècle. I. Registres de comptes de la colonie génoise de Caffa en Crimée / N. Jorga // ROL. – 1896. – Vol. IV. – P. 25-63.
  20. Tafel G.L.F. Urkunden zur älteren Handels- und Staatsgeschichte der Republik Venedig : Fontes rerum Austriacarum. Vol. 3 / G.L.F. Tafel. – Wien: Staatsdr, 1857. – XIV. – 486 p.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 101

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии