Зимний Херсонес.

Херсонес в XIV веке

Название Херсонес в формах Gerezonda, Zurzona, Cresona часто встречается на итальянских картах-портоланах XIV-XV вв. [Гордеев, 2014, с. 371-372]. Однако снижение его торгового значения после перенесенных татарских погромов отмечено в «Книге упорядочивания стран» арабского географа Абу-л-Фиды, законченной около 1331 года. Автор называет Сарукерман, городом «меньшим по размеру, чем Акджа-Керман», т.е. Аккерман или Белгород Днестровский. При этом последний сам назван «небольшим» прибрежным населенным пунктом [Коновалова, 2009, с. 120-121].

Крым на карте Черного моря Гратиоза Бенинказы
Крым на карте Черного моря Гратиоза Бенинказы (1473)

По причине сокращения населения и бедности Херсонской митрополии ее кафедра периодически оказывалась вакантной [Богданова, 1991b, с. 23], рукоположенные иерархи нередко забывали свою паству, предпочитая жить в Константинополе. Любопытный документ об этом непростом периоде в жизни города сохранился в архиве Вселенского патриархата. Он представляет собой письменное обязательство митрополита Иеремии, назначенного в конце 1338 года в Херсон. Тот обещает немедленно отправиться в свою митрополию, которая находится под властью «нечестивой руки языческой», не откладывая отъезд и не выискивая предлоги, которые помогли бы ему остаться в столице.  Однако, как свидетельствует другой документ из патриаршей канцелярии, в начале 1340 года он  все еще находился в Константинополе [Антонин, 1867, с. 447-448, 473; Miklosich, Muller, 1860, p. 184 (docLXXXIII), 195 (doc.XC)].

Херсонес. Базилика в базилике. Колонна с крестом.
Херсонес. Базилика в базилике. Колонна с крестом. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2012.

На фоне того пренебрежения, которое нередко высказывали к своим обязанностям православные иерархи, находят объяснение успехи католических миссий. В начале XIV века активную проповедь в Крыму и на Тамани развернули два деятельных брата-доминиканца Ричард Английский, носивший титул епископа Херсона, и Франческо Камерино, архиепископ Боспора. Они должны были не только обращать язычников, но и всячески способствовать возвращению «заблудших» греков в лоно Римской церкви  [Theiner, 1860, p. 351 (doc.CDLXII)].

В 1303-1304 года оба прелата оставили свои подписи на документах о передаче генуэзцам Галатского холма в Константинополе [Liber jurium reipublicae genuensis, 1857, p. 437 (doc.CLVII), 445 (doc. CLX)], где вскоре итальянские колонисты построили настоящий укрепленный город. Благодаря им, правитель Боспора аланский князь Миллен, оставил лоно православной церкви и перешел в католичество. Его примеру последовал и князь зихов (адыгов) Верзахт [Baronio, Raynaldus, Theiner, 1880, p. 525 (doc.38)]. Ричард и Франчеко неоднократно участвовали в богословских диспутах, в том числе в византийской столице [Baronio, Raynaldus, Theiner, 1880, p. 514-515 (doc.17-18)]. В 1333 году они прибыли в Рим просить помощи у папы Иоанна XXII. Тот охотно выслушал планы обращения в католичество населения Северного Причерноморья и обещал им всяческое содействие.

Херсонес. Базилика в базилике. Капитель.
Херсонес. Базилика в базилике. Капитель. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2012.

В папской грамоте от 5 июля 1333 года, выданной Ричарду Английскому, отмечено, что раньше земля Готии, лежащая на востоке, была обширной и населенной.  Однако со временем ее обитатели погрузились в тьму неверия и схизмы (т.е. православия – А.В.). Благодаря трудам братьев проповедников и миноритов по обращению неверных и схизматиков у них появился шанс познать истинное учение Христа.  Херсон, что находится «в земле Готии», назван некогда процветающим и населенным местом. Папа хочет  вернуть ему былой блеск и обещает построить там собор во имя Святого Климента Римского [Theiner, 1860, p. 347-348 (doc.CDLVII)]. С этим письмом Ричард собирался отправиться в Херсон, чтобы склонить горожан к принятию католичества. Впрочем, неизвестно, смог ли он достигнуть берегов Крыма, поскольку дошедшие до нас документы ничего не говорят об этом.

Особый интерес католических священнослужителей к Херсону объясняется прочно устоявшейся к XIII веку традиции, согласно которой первый римский папа-мученик Климент был похоронен недалеко от города. Западные путешественники, побывавшие в этих краях, отмечали «знаменитый храм, сооруженный, как говорят, руками ангельскими» на острове близ Херсона [Асколи, 1902, с. 123; Малеин, Минаев, 1997, с. 90].  Упоминают также некую гору, недалеко от морского побережья, из которой святой чудом иссек источник воды [Хаутала, 2014, с. 100].

Наряду с доминиканцами миссионерской деятельностью на полуострове занимались и францисканцы-минориты, к 1320 году основавшие в городе свой монастырь [Малышев, 2006, с. 187; Хаутала, 2014, с. 100].  Интересно, что в более поздних документах, которые относятся ко второй и третьей третям XIV века францисканский конвент в Херсоне более ни разу не упомянут [Golubovich, 1913, p. 266, 268, 272]. Судя по всему, к этому времени он прекратил свое существование в связи с запустением города.

Херсонес. Базилика 1935 года.
Херсонес. Базилика 1935 года. Фото: Дмитрий Метелкин, 1997.

О присутствии в городе католической общины свидетельствуют и археологические находки: гравированная бронзовая чаша с латинскими надписями и стеклянный сосуд с гербом генуэзского рода Делла Винье и датой «1322» [Белов, 1958, с. 203–206; Яровая, 2005, с. 244-249].  Однако распространенное мнение, согласно которому в середине XIV века генуэзцы овладели Херсоном и превратили его в свою торговую факторию с консулом во главе, является историческим курьезом, основанном на неверном прочтении и интерпретации неоднократно встречающегося в документах названия Gorzovi, которое, без всяких сомнений, должно относиться к Гурзуфу [Джанов, 2017, с. 294 (прим. 12)].  Необходимо признать эту прочно прописавшуюся в научной и популярной литературе [Богданова, 1991a, с. 96-97, 151 (прим.58); Романчук, 2007, с. 436-437; Сорочан, Зубарь, Марченко, 2006, с. 350, 361; Юргевич, 1863, с. 675, прим. 23 на с. 823] ошибку и кардинальным образом пересмотреть устоявшиеся взгляды на последний период в истории города, предшествующий османскому завоеванию.

Развалины Херсонеса или Корсуня.
Развалины Херсонеса или Корсуня. Литография по рисунку В. Пассека (1840)

Бедствие, постигшее Херсон в конце XIII века, оказалось не единственным. Спустя некоторое время город был вновь сожжен. Судя по находкам в слое пожара монет ханов Узбека и Джанибека, его можно датировать серединой-второй половиной XIV века [Романчук, 2007, с. 446-447]. Письменные источники упоминают несколько событий, которые могли стать причиной катастрофы.

В 1345 году, готовясь к повторной осаде Каффы, хан Джанибек приказал выселить жителей Херсона, чтобы генуэзцы не имели возможности получать провиант в свою осажденную факторию морем [Карпов, 2015, с. 20-21; Ciocîltan, 2012, p. 103–104; Morozzo della Rocca, 1962, p. 282, 288-289].  Город, в котором почти две тысячи лет не переставала кипеть жизнь, на некоторое время полностью обезлюдел. Лишь звери бродили среди разрушающихся храмов, домов и крепостных стен. Подтверждает запустение Херсона тот факт, что к тому моменту как в июле 1365 года на его кафедру из Нисы был переведен митрополит Игнатий, она в течение длительного времени была вакантной [Байер, 1995, с. 69; Богданова, 1991a, с. 23].

Карло Боссоли. Остатки древнего Херсонеса.
Карло Боссоли. Остатки древнего Херсонеса. Цветная литография из альбома «The beautiful scenery and chief places of interest throughout the Crimea from paintings by Carlo Bossoli» (Лондон, 1856).

Памятная запись из армянского лекционария, переписанного в городе Солхат-Крым, в августе 1365 года, упоминает выходцев из Сарукермана, наряду с другими беженцами, искавшими возможность укрыться от полчищ Мамая, наводнивших полуостров [Саргсян, 2010, с. 158-159]. Татары грабили местных жителей, угоняя их в плен, по всей видимости, с целью мобилизации. Древние стены Херсонеса уже не могли служить защитой для его обителей, численность которых столь сократилась, что оборонительные сооружения некому было ремонтировать, а в случае необходимости защищать. По расчетам А.Л. Пономарева население города в это время составляло не более 1400 человек [Пономарев, 1999, с. 392]

Возможно также, что окончательный удар по нему был нанесен в 1395-98 гг., когда Крым оказался в эпицентре борьбы за наследство Золотой Орды между Тамерланом, Тохтамыем и Едигеем [Якобсон, 1950, с. 42], в результате которой серьезно пострадали город Феодоро и административный центр Крымского улуса Солхат.

В последний период существования Херсонеса жизнь в нем продолжалась главным образом в Портовом районе. Только здесь встречаются керамика и монеты, которые можно датировать XIV-XV вв. [Гинькут, 2020; Гончаров, 2009, с. 132]. На развалинах сожженных в ходе татарских набегов домов жители построили новые жилища, восстановили пару небольших церквушек, территория рядом с которыми использовалась под кладбище.

Херсонес. Храм с аркосолиями.
Херсонес. Храм с аркосолиями. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2018.

Одна из них была по всей видимости посвящена св. Феодору и входила в комплекс небольшого монастыря, существовавшего в XI-XIV вв. Вторая – так называемая «Церковь с аркосолиями» – была раскопана в 1963-64 гг. Она стояла в центре жилого квартала, состоящего из девяти усадеб. В помещение, размерами 10,6 на 3,8 м вели два входа с боковой стороны здания. Стены покрывала фресковая роспись с геометрическими мотивами. Пол был вымощен плитами, а перед алтарем стояла мраморная преграда.

Херсонес. Храм с аркосолиями. Вид изнутри.
Херсонес. Храм с аркосолиями. Вид изнутри. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2018.

Гробницы, в которых обнаружены останки почти 400 человек, располагались не только с внешней стороны и под полом, но также в боковых стенах. Чтобы обеспечить прочность стен в них устроили разгрузочные каменные арки – аркосолии, откуда и пошло условное название храма. Он был построен в XII веке и за свою долгую жизнь перестраивался минимум дважды. В конце XIV столетия окружавшие его усадьбы погибли в пожаре, но храм не сгорел, хотя и оказался в заброшенном состоянии. В мусоре, накопившимся на его полу, какая-то семья похоронила грудного ребенка [Сорочан, Зубарь, Марченко, 2006, с. 542-543].

Читать продолжение:

Херсонес в XV веке

 

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Антонин. Древние акты Константинопольского патриархата, относящиеся к новороссийскому краю / Антонин. – 1867. – Т. 6. – С. 445-473.
  2. Асколи Э.Д. Описание Черного моря и Татарии / Э.Д. Асколи // ЗООИД. – 1902. – Т. 24. – С. 89-180.
  3. Байер Г.-В. Митрополии Херсона, Сугдеи, Готии и Зихии по данным просопографического лексикона времени Палеологов / Г.-В. Байер // АДСВ. – 1995. – № 27. – С. 65-76.
  4. Белов Г.Д. Средневековая бронзовая чаша из Херсонеса / Г.Д. Белов // СА. – 1958. – № 2. – С. 203-206.
  5. Богданова Н.М. Херсон в X-XV вв. Проблемы истории византийского города / Н.М. Богданова // Причерноморье в средние века. – 1991a. – Т. 1. – С. 8-172.
  6. Богданова Н.М. Церковь Херсона в X-XV вв. / Н.М. Богданова // Византия. Средневековье. Славянский мир. – Москва, 1991b. – С. 19-49.
  7. Гинькут Н.В. Византийские поливные сосуды XIV в. с монограммами из раскопок Херсона и крепости Чембало / Н.В. Гинькут // АДСВ. – 2020. – Т. 48. – С. 225-253.
  8. Гончаров Е.Ю. Восточная нумизматика Херсона (Вторая половина XII – первая половина XV вв.) / Е.Ю. Гончаров // Причерноморье в Средние века. – 2009. – Т. 7. – С. 118-132.
  9. Гордеев А.Ю. Топонимия побережья Чёрного и Азовского морей на картах-портоланах XIV-XVII веков / А.Ю. Гордеев. – Киев, 2014. – 479 с.
  10. Джанов А.В. Казалии Солдайи и Готии по данным книг массарии Каффы / А.В. Джанов // История и археология Крыма. – 2017. – Т. V. – С. 286-340.
  11. Карпов С.П. Итальянские морские республики и Золотая Орда. Кризис 1343–1349 гг. / С.П. Карпов // Причерноморье в средние века. – 2015. – Т. 9. – С. 8-43.
  12. Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв.: Текст, перевод, комментарий / И.Г. Коновалова. – Москва, 2009. – 220 с.
  13. Малеин А.И. История Монгалов. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло / А.И. Малеин, И.П. Минаев. – Москва: Мысль, 1997. – 463 с.
  14. Малышев А.Б. Сообщение анонимного минорита о миссионерских пунктах францисканцев в Золотой Орде в XIV в. / А.Б. Малышев // Археология Восточно-Европейской степи. – 2006. – Т. 4. – С. 183-189.
  15. Пономарев А.Л. Население и территория Каффы по данным массарии – бухгалтерской книги казначейства за 1381-82 гг. / А.Л. Пономарев // Причерноморье в средние века. – 1999. – Т. 4. – С. 317-443.
  16. Романчук А.И. Исследования Херсонеса-Херсона. Раскопки. Гипотезы. Проблемы / А.И. Романчук. – Екатеринбург, 2007. – 621 с.
  17. Саргсян Т.Э. Свод армянских памятных записей, относящихся к Крыму и сопредельным регионам (XIV-XV вв.) / Т.Э. Саргсян. – Симферополь: СОНАТ, 2010. – 312 с.
  18. Сорочан С.Б. Жизнь и гибель Херсонеса / С.Б. Сорочан, В.М. Зубарь, Л.В. Марченко. – Севастополь: Библекс, 2006. – 826 с.
  19. Хаутала Р.В. Два письма францисканцев из Крыма 1323 года: латинский текст, русский перевод и комментарии / Р.В. Хаутала // Золотоордынская Цивилизация. – 2014. – № 7. – С. 87-110.
  20. Юргевич В.Н. Устав для генуэзских колоний на Черном море, изданный в Генуе в 1449 г / В.Н. Юргевич // ЗООИД. – 1863. – Т. 6. – С. 629-837.
  21. Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.) : МИА / А.Л. Якобсон. – М.-Л., 1950. – Вып. 17. – 260 с.
  22. Яровая Е.А. Фрагмент стеклянного сосуда 1322 г. с гербом из Херсона: к вопросу о геральдике / Е.А. Яровая // АДСВ. – 2005. – Т. 35. – С. 244-249.
  23. Baronio C. Annales ecclesiastici Caesaris Baronii. Vol. 24 / C. Baronio, O. Raynaldus, A. Theiner. – Barri-Ducis : Guerin, 1880. – 566 p.
  24. Ciocîltan V. De la tătari la otomani: mutaţii în reţeaua comerţului pontic la mijlocul secolului XIV / V. Ciocîltan // Moştenirea istorică a tătarilor. – Bucureşti: Editura Academiei Române. – 2012. – Vol. 2. – P. 97-118.
  25. Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra Santa e dell’Oriente francescano. Vol. II / G. Golubovich. – 1913. – 641 p.
  26. Liber jurium reipublicae genuensis. Vol. 9 (tomus 2). – Turin: ex Officina Regia, 1857. – 874 p.
  27. Miklosich F. Acta et diplomata graeca Medii Aevi sacra et profana. Vol. 1 / F. Miklosich, J. Muller. – Vindobon, 1860. – 610 p.
  28. Morozzo della Rocca R. Notizie da Caffa / R. Morozzo della Rocca // Studi Amintore Fanfani. – 1962. – Vol. 3. – P. 265-295.
  29. Theiner A. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae gentiumque finitimarum historiam illustrantia: maximam partem nondum edita ex tabulariis Vaticanis. Ab Honorio PP. III. usque ad Gregorium PP. XII: 1217 – 1409. Vol. 1 / A. Theiner. – Romae: typ.Vatic., 1860. – 836 p.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 139

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии