Зимний Херсонес.

Херсонес в XIV веке

Название Херсонес в формах Gerezonda, Zurzona, Cresona часто встречается на итальянских картах-портоланах XIV-XV вв. [Гордеев, 2014, с. 371-372]. Однако снижение его торгового значения после перенесенных татарских погромов отмечено в «Книге упорядочивания стран» арабского географа Абу-л-Фиды, законченной около 1331 года. Автор называет Сарукерман, городом «меньшим по размеру, чем Акджа-Керман», т.е. Аккерман или Белгород Днестровский. При этом последний сам назван «небольшим» прибрежным населенным пунктом [Коновалова, 2009, с. 120-121].

Крым на карте Черного моря Гратиоза Бенинказы
Крым на карте Черного моря Гратиоза Бенинказы (1473)

По причине сокращения населения и бедности Херсонской митрополии ее кафедра периодически оказывалась вакантной [Богданова, 1991b, с. 23], рукоположенные иерархи нередко забывали свою паству, предпочитая жить в Константинополе. Любопытный документ об этом непростом периоде в жизни города сохранился в архиве Вселенского патриархата. Он представляет собой письменное обязательство митрополита Иеремии, назначенного в конце 1338 года в Херсон. Тот обещает немедленно отправиться в свою митрополию, которая находится под властью «нечестивой руки языческой», не откладывая отъезд и не выискивая предлоги, которые помогли бы ему остаться в столице. Однако, как свидетельствует другой документ из патриаршей канцелярии, в начале 1340 года он все еще находился в Константинополе [Антонин, 1867, с. 447-448, 473; Miklosich, Muller, 1860, p. 184 (docLXXXIII), 195 (doc.XC)].

Херсонес. Базилика в базилике. Колонна с крестом.
Херсонес. Базилика в базилике. Колонна с крестом. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2012.

На фоне того пренебрежения, которое нередко высказывали к своим обязанностям православные иерархи, находят объяснение успехи католических миссий. В начале XIV века активную проповедь в Крыму и на Тамани развернули два деятельных брата-доминиканца Ричард Английский, носивший титул епископа Херсона, и Франческо Камерино, архиепископ Боспора. Они должны были не только обращать язычников, но и всячески способствовать возвращению «заблудших» греков в лоно Римской церкви [Theiner, 1860, p. 351 (doc.CDLXII)].

В 1303-1304 года оба прелата оставили свои подписи на документах о передаче генуэзцам Галатского холма в Константинополе [Liber jurium reipublicae genuensis, 1857, p. 437 (doc.CLVII), 445 (doc. CLX)], где вскоре итальянские колонисты построили настоящий укрепленный город. Благодаря им, правитель Боспора аланский князь Миллен, оставил лоно православной церкви и перешел в католичество. Его примеру последовал и князь зихов (адыгов) Верзахт [Baronio, Raynaldus, Theiner, 1880, p. 525 (doc.38)]. Ричард и Франчеко неоднократно участвовали в богословских диспутах, в том числе в византийской столице [Baronio, Raynaldus, Theiner, 1880, p. 514-515 (doc.17-18)]. В 1333 году они прибыли в Рим просить помощи у папы Иоанна XXII. Тот охотно выслушал планы обращения в католичество населения Северного Причерноморья и обещал им всяческое содействие.

Херсонес. Базилика в базилике. Капитель.
Херсонес. Базилика в базилике. Капитель. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2012.

В папской грамоте от 5 июля 1333 года, выданной Ричарду Английскому, отмечено, что раньше земля Готии, лежащая на востоке, была обширной и населенной. Однако со временем ее обитатели погрузились в тьму неверия и схизмы (т.е. православия – А.В.). Благодаря трудам братьев проповедников и миноритов по обращению неверных и схизматиков у них появился шанс познать истинное учение Христа. Херсон, что находится «в земле Готии», назван некогда процветающим и населенным местом. Папа хочет вернуть ему былой блеск и обещает построить там собор во имя Святого Климента Римского [Theiner, 1860, p. 347-348 (doc.CDLVII)]. С этим письмом Ричард собирался отправиться в Херсон, чтобы склонить горожан к принятию католичества. Впрочем, неизвестно, смог ли он достигнуть берегов Крыма, поскольку дошедшие до нас документы ничего не говорят об этом.

Особый интерес католических священнослужителей к Херсону объясняется прочно устоявшейся к XIII веку традиции, согласно которой первый римский папа-мученик Климент был похоронен недалеко от города. Западные путешественники, побывавшие в этих краях, отмечали «знаменитый храм, сооруженный, как говорят, руками ангельскими» на острове близ Херсона [Асколи, 1902, с. 123; Малеин, Минаев, 1997, с. 90]. Упоминают также некую гору, недалеко от морского побережья, из которой святой чудом иссек источник воды [Хаутала, 2014, с. 100].

Наряду с доминиканцами миссионерской деятельностью на полуострове занимались и францисканцы-минориты, к 1320 году основавшие в городе свой монастырь [Малышев, 2006, с. 187; Хаутала, 2014, с. 100]. Интересно, что в более поздних документах, которые относятся ко второй и третьей третям XIV века францисканский конвент в Херсоне более ни разу не упомянут [Golubovich, 1913, p. 266, 268, 272]. Судя по всему, к этому времени он прекратил свое существование в связи с запустением города.

Херсонес. Базилика 1935 года.
Херсонес. Базилика 1935 года. Фото: Дмитрий Метелкин, 1997.

О присутствии в нем католической общины свидетельствуют и археологические находки: гравированная бронзовая чаша с латинскими надписями и стеклянный сосуд с гербом генуэзского рода Делла Винье и датой «1322» [Белов, 1958, с. 203–206; Яровая, 2005, с. 244-249].

Однако распространенное мнение, согласно которому в середине XIV века генуэзцы овладели Херсоном и превратили его в свою торговую факторию с консулом во главе, является историческим курьезом, основанном на неверном прочтении и интерпретации неоднократно встречающегося в документах названия Gorzovi, которое, без всяких сомнений, должно относиться к Гурзуфу [Джанов, 2017, с. 294 (прим. 12)].

Необходимо признать эту прочно прописавшуюся в научной и популярной литературе [Богданова, 1991a, с. 96-97, 151 (прим.58); Романчук, 2007, с. 436-437; Сорочан, Зубарь, Марченко, 2006, с. 350, 361; Юргевич, 1863, с. 675, прим. 23 на с. 823] ошибку и кардинальным образом пересмотреть устоявшиеся взгляды на последний период в истории города, предшествующий османскому завоеванию.

Развалины Херсонеса или Корсуня.
Развалины Херсонеса или Корсуня. Литография по рисунку В. Пассека (1840)

Бедствие, постигшее Херсон в конце XIII века, оказалось не единственным. Спустя некоторое время город был вновь сожжен. Судя по находкам в слое пожара монет ханов Узбека и Джанибека, его можно датировать серединой-второй половиной XIV века [Романчук, 2007, с. 446-447]. Письменные источники упоминают несколько событий, которые могли стать причиной катастрофы.

В 1345 году, готовясь к повторной осаде Каффы, хан Джанибек приказал выселить жителей Херсона, чтобы генуэзцы не имели возможности получать провиант в свою осажденную факторию морем [Карпов, 2015, с. 20-21; Ciocîltan, 2012, p. 103–104; Morozzo della Rocca, 1962, p. 282, 288-289].

Город, в котором почти две тысячи лет не переставала кипеть жизнь, на некоторое время полностью обезлюдел. Лишь звери бродили среди разрушающихся храмов, домов и крепостных стен. Подтверждает запустение Херсона тот факт, что к тому моменту как в июле 1365 года на его кафедру из Нисы был переведен митрополит Игнатий, она в течение длительного времени была вакантной [Байер, 1995, с. 69; Богданова, 1991a, с. 23].

Карло Боссоли. Остатки древнего Херсонеса.
Карло Боссоли. Остатки древнего Херсонеса. Цветная литография.

Памятная запись из армянского лекционария, переписанного в городе Солхат-Крым, в августе 1365 года, упоминает выходцев из Сарукермана, наряду с другими беженцами, искавшими возможность укрыться от полчищ Мамая, наводнивших полуостров [Саргсян, 2010, с. 158-159]. Татары грабили местных жителей, угоняя их в плен, по всей видимости, с целью мобилизации. Древние стены Херсонеса уже не могли служить защитой для его обитателей, численность которых настолько сократилась, что оборонительные сооружения некому было ремонтировать, а в случае необходимости защищать. По расчетам А.Л. Пономарева население города в это время составляло не более 1400 человек [Пономарев, 1999, с. 392]

Возможно также, что окончательный удар по нему был нанесен в 1395-98 гг., когда Крым оказался в эпицентре борьбы за наследство Золотой Орды между Тамерланом, Тохтамыем и Едигеем [Якобсон, 1950, с. 42], в результате которой серьезно пострадали город Феодоро и административный центр Крымского улуса Солхат.

В последний период существования Херсонеса жизнь в нем продолжалась главным образом в Портовом районе. Только здесь встречаются керамика и монеты, которые можно датировать XIV-XV вв. [Гинькут, 2020; Гончаров, 2009, с. 132]. На развалинах сожженных в ходе татарских набегов домов жители построили новые жилища, восстановили пару небольших церквушек, территория рядом с которыми использовалась под кладбище.

Херсонес. Храм с аркосолиями.
Херсонес. Храм с аркосолиями. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2018.

Одна из них была по всей видимости посвящена св. Феодору и входила в комплекс небольшого монастыря, существовавшего в XI-XIV вв. Вторая – так называемая «Церковь с аркосолиями» – была раскопана в 1963-64 гг. Она стояла в центре жилого квартала, состоящего из девяти усадеб. В помещение, размерами 10,6 на 3,8 м вели два входа с боковой стороны здания. Стены покрывала фресковая роспись с геометрическими мотивами. Пол был вымощен плитами, а перед алтарем стояла мраморная преграда.

Херсонес. Храм с аркосолиями. Вид изнутри.
Херсонес. Храм с аркосолиями. Вид изнутри. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2018.

Гробницы, в которых обнаружены останки почти 400 человек, располагались не только с внешней стороны и под полом, но также в боковых стенах. Чтобы обеспечить прочность стен в них устроили разгрузочные каменные арки – аркосолии, откуда и пошло условное название храма. Он был построен в XII веке и за свою долгую жизнь перестраивался минимум дважды. В конце XIV столетия окружавшие его усадьбы погибли в пожаре, но храм не сгорел, хотя и оказался в заброшенном состоянии. В мусоре, накопившимся на его полу, какая-то семья похоронила грудного ребенка [Сорочан, Зубарь, Марченко, 2006, с. 542-543].

Читать продолжение:

Херсонес в XV веке

 

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Антонин. Древние акты Константинопольского патриархата, относящиеся к новороссийскому краю / Антонин. – 1867. – Т. 6. – С. 445-473.
  2. Асколи Э.Д. Описание Черного моря и Татарии / Э.Д. Асколи // ЗООИД. – 1902. – Т. 24. – С. 89-180.
  3. Байер Г.-В. Митрополии Херсона, Сугдеи, Готии и Зихии по данным просопографического лексикона времени Палеологов / Г.-В. Байер // АДСВ. – 1995. – № 27. – С. 65-76.
  4. Белов Г.Д. Средневековая бронзовая чаша из Херсонеса / Г.Д. Белов // СА. – 1958. – № 2. – С. 203-206.
  5. Богданова Н.М. Херсон в X-XV вв. Проблемы истории византийского города / Н.М. Богданова // Причерноморье в средние века. – 1991a. – Т. 1. – С. 8-172.
  6. Богданова Н.М. Церковь Херсона в X-XV вв. / Н.М. Богданова // Византия. Средневековье. Славянский мир. – Москва, 1991b. – С. 19-49.
  7. Гинькут Н.В. Византийские поливные сосуды XIV в. с монограммами из раскопок Херсона и крепости Чембало / Н.В. Гинькут // АДСВ. – 2020. – Т. 48. – С. 225-253.
  8. Гончаров Е.Ю. Восточная нумизматика Херсона (Вторая половина XII – первая половина XV вв.) / Е.Ю. Гончаров // Причерноморье в Средние века. – 2009. – Т. 7. – С. 118-132.
  9. Гордеев А.Ю. Топонимия побережья Чёрного и Азовского морей на картах-портоланах XIV-XVII веков / А.Ю. Гордеев. – Киев, 2014. – 479 с.
  10. Джанов А.В. Казалии Солдайи и Готии по данным книг массарии Каффы / А.В. Джанов // История и археология Крыма. – 2017. – Т. V. – С. 286-340.
  11. Карпов С.П. Итальянские морские республики и Золотая Орда. Кризис 1343–1349 гг. / С.П. Карпов // Причерноморье в средние века. – 2015. – Т. 9. – С. 8-43.
  12. Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв.: Текст, перевод, комментарий / И.Г. Коновалова. – Москва, 2009. – 220 с.
  13. Малеин А.И. История Монгалов. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло / А.И. Малеин, И.П. Минаев. – Москва: Мысль, 1997. – 463 с.
  14. Малышев А.Б. Сообщение анонимного минорита о миссионерских пунктах францисканцев в Золотой Орде в XIV в. / А.Б. Малышев // Археология Восточно-Европейской степи. – 2006. – Т. 4. – С. 183-189.
  15. Пономарев А.Л. Население и территория Каффы по данным массарии – бухгалтерской книги казначейства за 1381-82 гг. / А.Л. Пономарев // Причерноморье в средние века. – 1999. – Т. 4. – С. 317-443.
  16. Романчук А.И. Исследования Херсонеса-Херсона. Раскопки. Гипотезы. Проблемы / А.И. Романчук. – Екатеринбург, 2007. – 621 с.
  17. Саргсян Т.Э. Свод армянских памятных записей, относящихся к Крыму и сопредельным регионам (XIV-XV вв.) / Т.Э. Саргсян. – Симферополь: СОНАТ, 2010. – 312 с.
  18. Сорочан С.Б. Жизнь и гибель Херсонеса / С.Б. Сорочан, В.М. Зубарь, Л.В. Марченко. – Севастополь: Библекс, 2006. – 826 с.
  19. Хаутала Р.В. Два письма францисканцев из Крыма 1323 года: латинский текст, русский перевод и комментарии / Р.В. Хаутала // Золотоордынская Цивилизация. – 2014. – № 7. – С. 87-110.
  20. Юргевич В.Н. Устав для генуэзских колоний на Черном море, изданный в Генуе в 1449 г / В.Н. Юргевич // ЗООИД. – 1863. – Т. 6. – С. 629-837.
  21. Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.) : МИА / А.Л. Якобсон. – М.-Л., 1950. – Вып. 17. – 260 с.
  22. Яровая Е.А. Фрагмент стеклянного сосуда 1322 г. с гербом из Херсона: к вопросу о геральдике / Е.А. Яровая // АДСВ. – 2005. – Т. 35. – С. 244-249.
  23. Baronio C. Annales ecclesiastici Caesaris Baronii. Vol. 24 / C. Baronio, O. Raynaldus, A. Theiner. – Barri-Ducis : Guerin, 1880. – 566 p.
  24. Ciocîltan V. De la tătari la otomani: mutaţii în reţeaua comerţului pontic la mijlocul secolului XIV / V. Ciocîltan // Moştenirea istorică a tătarilor. – Bucureşti: Editura Academiei Române. – 2012. – Vol. 2. – P. 97-118.
  25. Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra Santa e dell’Oriente francescano. Vol. II / G. Golubovich. – 1913. – 641 p.
  26. Liber jurium reipublicae genuensis. Vol. 9 (tomus 2). – Turin: ex Officina Regia, 1857. – 874 p.
  27. Miklosich F. Acta et diplomata graeca Medii Aevi sacra et profana. Vol. 1 / F. Miklosich, J. Muller. – Vindobon, 1860. – 610 p.
  28. Morozzo della Rocca R. Notizie da Caffa / R. Morozzo della Rocca // Studi Amintore Fanfani. – 1962. – Vol. 3. – P. 265-295.
  29. Theiner A. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae gentiumque finitimarum historiam illustrantia: maximam partem nondum edita ex tabulariis Vaticanis. Ab Honorio PP. III. usque ad Gregorium PP. XII: 1217 – 1409. Vol. 1 / A. Theiner. – Romae: typ.Vatic., 1860. – 836 p.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии