Карло Боссоли. Интерьер пещерной церкви в Инкермане. Литография.

Инкерман: Монастырь св. Георгия (Климента)

Поделиться ссылкой:

Самый значительный из инкерманских монастырей находился непосредственно под крепостью Каламита, в западном обрыве скалы ныне называемой Монастырской. При его возобновлении в 1852 году он был освящен во имя св. Климента, папы Римского [Тур, 2006, с. 134].

Инкерманский монастырь.
Инкерманский монастырь. Открытка начала 20 века (1910-1917).

Предание утверждает, что этот папа был учеником апостола Петра, третьим по счету его преемником на римской кафедре. Согласно «Мученичеству св. Климента», составленному где-то между 325/390 и 500 гг. [Виноградов, Каштанов, 2013, с. 92], по приказу императора Траяна (98-117) он был выслан «за море и за Понт, в пустыню, прилегающую к городу Херсону». Ссыльный епископ работал на мраморных каменоломнях, продолжая ревностно проповедовать веру во Христа. Здесь он совершил чудо: иссек из скалы источник, водой из которого напоил страждущих от жажды каторжан.

Благодаря этому, многие из них приняли христианство. Тогда присланный из Рима военачальник Авфидиан приказал убить Климента, утопив в море с якорем на шее. После смерти папы молитвами его учеников море расступилось и открыло путь к мраморной гробнице, где верующие обнаружили тело мученика. Якорь, с которым Климента бросили в море, лежал рядом. С тех пор каждый год море якобы отступало на 20 стадий (3,75 км.) на семь дней, и паломники пешком ходили к гробнице [Виноградов, Каштанов, 2013, с. 102-103].

Инкерманский монастырь. Открытка начала 20 века (1910-1917).
Сцены из жития св. Климента. Церковь Сан-Клементе в Тауле (XII в.). Национальный музей искусства Каталонии.

В XIX веке археологи обратили внимание на небольшой островок в бухте Казачьей, размером примерно 60 на 60 м, соединенный с берегом узким часто затапливаемым перешейком. На нем нашли остатки крошечного средневекового храмика с криптой, в которую некогда был открыт доступ. Это крипту и было предложено считать местом упокоения Святого Климента [Маркевич, 1909, с. 105-114]. Судя по всему, здесь находился небольшой монастырь, просуществовавший достаточно долго, так как он отмечен на картах, составленных во второй половине XVIII века [Бертье-Делагард, 1893, с. 61]. Однако расстояние от островка до берега лишь несколько метров, а не километров, как это утверждают легенды!

Из письменных источников известно, что гробница папы-мученика служила местом паломничества [Помяловский, 1891, с. 17-18], однако со временем она оказалась заброшенной. Это объясняют тем, что в VIII в. уровень моря поднялся, из-за чего островок почти полностью затонул, а могилу святого подвижника занесло песком. Кроме того, у власти в Византии в это время находились императоры-иконоборцы, осуждавшие почитание мощей. Местные духовные власти, выполняя директивы столичного начальства, скорее всего, не благословляли верующих на паломничество к островку [Сорочан, 2005, с. 1433, прим 923, с.1439, прим.960]. В результате через несколько поколений о могиле святого подвижника все благополучно забыли.

Скорее всего, о ней никогда бы и не вспомнили, если бы зимой 860/861 годов в Херсон не приехал молодой клирик Константин, по прозвищу Философ, впоследствии принявший монашество под именем Кирилла. Еще до своей поездки в Крым он вместе с братом Мефодием, находясь в монастыре на Олимпе, начал работу над созданием славянской азбуки [Хабургаев, 1994, с. 71].

Однако миссия братьев-проповедников требовала санкции духовных властей в Риме и Константинополе. Именно поэтому Константин всячески побуждал местного епископа, священнослужителей и народ взяться за «разыскание…драгоценных мощей святого и апостолика». В подтверждение своих слов он предъявил им выписки из книг, найденных в патриаршей библиотеке, где говорилось о жизни и мученической кончине папы, а также о существовании в окрестностях города его усыпальницы [Ягич, 1893, с. 10-11].

На первый взгляд дело казалось безнадёжным. Но столичный гость не отступал от своей затеи, объезжая окрестности города и беседуя с «туземцами». В конце концов, ему удалось узнать о месте, где возможно находилась гробница мученика.

Обретение мощей св. Климента в Херсонесе.
Обретение мощей св. Климента в Херсонесе. Миниатюра из Минология императора Василия II (конец X века).

В январе 861 года поиски завершились успехом. При раскопках кургана на острове близ Херсона были найдены мощи, признанные останками папы Климента. Его голову при большом стечении народа поместили в кафедральный собор Херсона (позже ее перевез в Киев князь Владимир), а часть мощей забрали с собой Константин и Мефодий, впоследствии принеся их в Рим.

Как непосредственный ученик апостола Петра – легендарного основателя римской кафедры, Климент был особо почитаем в Вечном городе. Обрадованный папа Адриан II немедленно благословил славянские книги, рукоположив Мефодия в епископы, а троих его учеников в пресвитеры. Отныне их деятельность, будучи освящена папским авторитетом, приобрела характер божественного откровения, о чем засвидетельствовало чудесное обретение мощей Климента Римского [Хабургаев, 1994, с. 55].

В последующие столетия Херсон как место упокоения святого папы привлекал особое внимание посещавших Крым католических путешественников и миссионеров. Был даже поддержанный папской курией проект строительства в городе собора во имя Святого Климента Римского [Theiner, 1860, p. 347-348 (doc.CDLVII)]. Однако, упоминая в своих путевых записках об острове с воздвигнутым на нем будто бы «руками ангельскими» храмом, где находились мощи подвижника, они умалчивают о существовании пещерного монастыря в его честь. [Асколи, 1902, с. 123; Малеин, Минаев, 1997, с. 90].

Правда из письма каффинских францисканцев, отправленного в Рим в 1323 году, можно сделать вывод, что уже в это время какую-то гору близ побережья в окрестностях Херсона связывали с отраженным в житии святого чудом иссекновения святого источника [Хаутала, 2014, с. 100]. Но идет ли здесь речь о Монастырской скале или каком-то другом месте, из источника неясно.

Пожалуй первым, кто предложил связать упомянутое в Житии место ссылки святого папы с Инкерманом, где рядом с монастырем действительно есть родник, был католический епископ Станислав Богуш-Сестренцевич, чья «История Тавриды» была опубликована в 1800 году в Германии и переведена на русский язык шесть лет спустя [Бертье-Делагард, 1893, с. 62 (прим.1); Богуш-Сестренцевич, 1806, с. 295-296].

Карло Боссоли. Интерьер пещерной церкви в Инкермане.
Карло Боссоли. Интерьер пещерной церкви в Инкермане. Цветная литография.

И хотя в этой местности никогда не добывали мрамор, в скором времени его предположение оказалось подкреплено церковным авторитетом. «Место сие священное по тому преданию, что здесь подвизался в заточении св. Климент, папа Римский, коего мощи, чудесно обретенные потом в море у Херсонеса, взяты на благословение великим князем Владимиром в Киев», – таким словами в 1849 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий обосновал необходимость выделения российским правительством денежных средств на восстановление Инкерманского монастыря [Гроздов, 1888, с. 91-92]. Через три года самый большой пещерный храм в монастырской скале освятили во имя папы-мученика [Тур, 2006, с. 134].

Однако на карте Батурина здесь значится «Собор св. Георгия Победоносца». Посетивший Инкерман в 1635 году священник Иаков, общавшийся с местными христианами, засвидетельствовал, что называлась «та церковь Святым Юрьем изстари» [Оболенский, 1848, с. 690]. Вероятно, святому воину был посвящен и сам монастырь, ныне известный сегодня как Свято-Климентовский.

Д.М. Струков. Вход в Инкерманский монастырь.
Д.М. Струков. Вход в Инкерманский монастырь.

Первоначально в пещерный комплекс вело три лестницы, две из которых уже ко второй половине XIX века были разрушены [Бертье-Делагард, 1888, с. 207]. Единственный сохранившийся в настоящее время вход начинается в месте, где остатки древней каменоломни образовали подобие, по образному выражению П.С. Палласа, «готического свода» [Паллас, 1999, с. 51]. От него вперед и вверх по оси «север-юг» ведет высеченный в скале коридор с лестницей в 14 ступеней, в правой стене которого – оконные и дверные проемы.

Д.М. Струков. Инкерман. Разрез скалы с древними храмами: Свято-Климентовский монастырь (1867).
Д.М. Струков. Инкерман. Разрез скалы с древними храмами: Свято-Климентовский монастырь (1867).

В левой располагались жилые или хозяйственные пещеры, лестница, ведущая на второй ярус с предполагаемыми кельями, усыпальницы с человеческими костями и пещерные храмы. Завершался коридор входом в просторную трапезную.

Костница в Инкерманском монастыре св. Климента.
Костница в Инкерманском монастыре св. Климента.

Всего церквей в монастыре три. Первая носит имя св. Мартина. Когда-то ее помещение было прямоугольным с полукруглым сводом, однако при восстановлении монастыря для удобства ведения службы восточная часть пещеры была расширена. Поэтому невозможно с уверенностью сказать, каковым было ее изначальное предназначение. Дюбуа де Монпере, побывавший в монастыре до этих работ, утверждал, что вдоль южной, северной и восточной сторон шла скамья [Дюбуа де Монпере, 2009, с. 246], что вряд ли возможно в церкви [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 72]. В связи с этим возникла гипотеза, что здесь располагалась приемная комната для гостей – архондарик [Яшаева, 2014]. Однако священник Иаков в своем описании монастыря, упоминает, что в нем было три храма [Оболенский, 1848, с. 689] и, если принять на веру его слова, то получается, что наша пещера все-таки представляла собой церковь.

Чертеж древней церкви в Инкерманской долине
Чертеж древней церкви под укреплением Феодоро в Инкерманской долине близ г. Севастополя. Фрагмент. Профиль по линии а-в. 1851 г. ГАРК, ф. 118, оп. 1, д. 5780, л. 378.

В северо-западной части помещения расположена площадка, от которой на вершину скалы ведет лестница в 16 ступеней по покрытому коридору, 44 – по открытому [Аркас, 1848, с. 269]. Поднявшись по ней, насельники монастыря могли оказаться на плато в крепости Каламита.

Инкерманский монастырь св. Климента.
Инкерманский монастырь св. Климента. Лестница, ведущая из монастыря на вершину плато.

Второй храмик – совсем маленький в XIX веке был освящен во имя апостола Андрея Первозванного. Его размеры 1,9 на 6 м, при высоте менее 2 м. С северной стороны расположена высеченная в полу гробница. Алтарная преграда – сплошная и полностью вырублена в скале, в ней находятся окна для установки икон. Д.С. Струков, принимавший активное участие в возобновлении монастыря, утверждал, что среди греков, якобы есть легенда о том, что именно эту церковь основал св. Климент Римский [Струков, 1876, с. 24-25]. Но жившие во времена Струкова в окрестностях Инкермана греки происходили от выходцев с Пелопоннеса, обосновавшихся на полуострове лишь в конце XVIII века. Познакомиться с потомками крымских греков и разузнать об их древних святынях художник смог только спустя несколько лет во время этнографической поездки в Приазовье [Струков, 1883]. Современные исследователи полагают, что церковь возникла в XII-XIII вв. [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 75-79].

Инкерман. Храм Андрея Первозванного.
Инкерман. Храм Андрея Первозванного. Фото конца 19 века. Центральный музей Тавриды.

Третий храм это и есть базилика св. Георгия Победоносца. Он является одним из самых внушительных пещерных сооружений Таврики (размер: 10,6×6,1 м, высота 4 м). В храме три нефа, разделенных колоннами.

Инкерман. Пещерный храм св. Климента Римского. Фото 1899 года. Центральный музей Тавриды.
Инкерман. Пещерный храм св. Климента Римского. Фото 1899 года. Центральный музей Тавриды.

Их ажурные резные капители – плод творчества реставраторов позапрошлого столетия. Судя по всему, раньше они были намного проще и аскетичней [Кирилко, 2016, с. 279, 289]. Стены базилики покрывали фрески, однако уже в XIX веке на них почти ничего невозможно было разобрать.

Д.М. Струков. Инкерман. Остатки живописи (1867).
Д.М. Струков. Инкерман. Остатки живописи (1867).

Так, например, З.А. Аркас утверждал, что видел в нише над престолом изображение Спасителя и римского легионера, наносящего ему рану в бок копьем, а Д.М. Струков – Спасителя же, но восседающего на троне [Аркас, 1848, с. 269; Струков, 1876, с. 25-26]. Заставший их в лучшем состоянии священник Иаков упоминал образы Бога-Саваофа с пророками по обеим сторонам и двух святых воинов, одного с мечом, а второго с крестом [Оболенский, 1848, с. 689]. В полу находились две вырубные гробницы, а позади левого клироса стоял каменный саркофаг, «высотой в пояс», с почитаемыми мощами какого-то святого [Оболенский, 1848, с. 689; Паллас, 1999, с. 51; Струков, 1876, с. 26].

О некоторых лицах, похороненных здесь, свидетельствуют граффити на стенах храма. Одна из надписей представляет собой поминовение монаха Феодора. Вторая – монограмму «рабы Божьей» Асатрис, по всей видимости богатой женщины, помогавшей монастырю и удостоенное чести быть похороненной в его главном храме [IOSPE: V 152, с. 152; IOSPE: V 153].

У. Симпсон. Скальная церковь в Инкермане.
У. Симпсон. Скальная церковь в Инкермане.

Нартекс храма, включающий часть коридора, выходит на наружную часть скалы, в которой прорублено тройное окно «в византийском или венецианском стиле» [Дюбуа де Монпере, 2009, с. 245] с полукруглым завершением.

Инкерманский монастырь.
Инкерманский монастырь. Открытка (1910-1913). Акционерное общество Гранбергъ в Стокгольме.

Коридор заканчивается просторным прямоугольным помещением со скамьями у стен, замыкающим пещерный комплекс с юга. Здесь некогда находилась трапезная [Оболенский, 1848, с. 689]. В ее западной стене была прорублена дверь, к которой от подножия скалы вела каменная лестница, в настоящее время полностью разрушенная.

Крымский археолог Ю.М. Могаричев, посвятивший пещерным церквям Таврики отдельную монографию, полагает, что возрождение князьями Феодоро Каламиты как символа мощи государства требовало отражения этого факта в церковной архитектуре в виде основания нового храма или монастыря. Таким храмом и стала базилика Святого Георгия с устроенной вокруг нее обителью [Могаричев, 1997, с. 9-11,30]. Для А.Л. Бертье-Делагарда аргумент для отнесения главного монастырского храма к XIV-XV вв. дало сопоставление формы большого креста, высеченного одновременно с его строительством в конхе апсиды, с крестами на монетах трапезундских императоров этого же периода. С некоторых колебаниями он отнес ее к строительство ко времени правления князя Алексея [Бертье-Делагард, 1888, с. 210-211].

Д.М. Струков. Инкерман. Церковь Св. Климента (1867).
Д.М. Струков. Инкерман. Церковь Св. Климента (Бывшая базилика св. Георгия): рельефный крест и разрез (1867).

Однако мне кажется, что исследователь несколько поторопился с выводами. Приведенные им в качестве аналогов монеты Василия (1332-1340) и Мануила III (1390-1417) Великих Комнинов несут на себя лишь изображение каплевидных крестов, тогда как форма Инкерманского креста более сложная и редкая, совмещающая каплевидные окончания перекладин с растительными мотивами у основания.

Аналогии нашему памятнику мы можем найти на фоллисах византийского императора Никифора III (1078-1081) [Sear, 1987, p. 380 (1889)] и на их болгарских имитациях [Радушев, Жеков, 1999, с. 41], на монетах правителей государств крестоносцев первой половины XII века [Schlumberger, Lampros, 1878, fig. I (7-9, 13-15), II (5,7)], на неатрибутированных тетартеронах, чеканенных в Никее между 1208 и 1258 гг. [Hendy, 1999, fig. XXXVIII, 9; Sear, 1987, p. 427 (#2157)], на монетах болгарского царя Ивана Александра (1331-1371), находки которых отмечаются в Крыму [Гурулева, 2012, с. 13; Радушев, Жеков, 1999, с. 159-160, 170-171]. Несмотря на широкое распространение монет с подобного рода крестами (Византия, Болгария, Сирия, Малая Азия) оно ограничено по времени периодом с XI по XIV вв. Поэтому вполне возможно удревнить общепринятую датировку базилики св. Георгия примерно на столетие или около того, что вполне допускают литургические особенности храма [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 76-79].

Фоллис Никифора III (1078-1081).
Фоллис Никифора III (1078-1081).
Никейский тетартерон (1208-1258).
Никейский тетартерон (1208-1258).

Косвенно в пользу того, что монастырь был основан раньше восстановления Каламиты в годы правления князя Феодоро Алексея свидетельствует устройство монахами лестницы на плато, создавшее опасность для проникновения в крепость неприятеля. Чтобы не допустить этого, феодоритам пришлось построить вдоль кромки обрыва специальное оборонительное сооружение, хорошо видное на плане, составленном штурманом Батуриным, прикрывающее проход со стороны лестницы.

Баронесса Элизабет Крейвен – одна из первых европейских путешественниц, побывавших в Инкермане, в следующих словах описала свои впечатления от увиденного: «Когда-то Инкерман был обустроенным и большим городом, но сегодня от него остались лишь высеченные в скалах пещеры. Есть среди них заслуживающая всяческого внимания большая церковь с белыми, словно мраморными колоннами и алтарем. Я поднялась по ступенькам и осмотрела удобные и большие пещерные помещения. Проникнув внутрь этих необычных жилищ у подножия, я подобно трубочисту, достигла вершины. Карабкаться по извилистым лестницам было непросто, и я даже не подозревала, что поднялась так высоко, пока не ощутила головокружение, взглянув на Инкерманскую бухту и воды Черного моря, с высоты как минимум 250 футов» [Craven (Baroness), 1789, p. 186-187].

Читать продолжение…

Инкерман: Монастырь Иоанна Предтечи

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Аркас З.А. Описание Ираклийского полуострова и древностей его. История Херсонеса / З.А. Аркас // ЗООИД. – 1848. – Т. 2. – С. 245-271.
  2. Асколи Э.Д. Описание Черного моря и Татарии / Э.Д. Асколи // ЗООИД. – 1902. – Т. 24. – С. 89-180.
  3. Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма / А.Л. Бертье-Делагард // ЗООИД. – 1888. – Т. 14. – С. 166-279.
  4. Бертье-Делагард А.Л. Раскопки Херсонеса / А.Л. Бертье-Делагард // МАР. – 1893. – № 12. – С. 64.
  5. Богуш-Сестренцевич С.Я. История царства Херсонеса Таврийского : в 2 т. Т. 1 / С.Я. Богуш-Сестренцевич. – Санкт-Петербург, 1806. – 440 с.
  6. Виноградов А.Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов // Российская археология. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
  7. Виноградов А.Ю. «Чудо св. Климента» в контексте херсонской традиции. Литературное оформление локальных торжеств / А.Ю. Виноградов, Д.В. Каштанов // Климентовский сборник. – 2013. – С. 90-117.
  8. Гроздов А. Архивные документы, относящиеся к истории Херсонисского монастыря / А. Гроздов // ИТУАК. – 1888. – Т. 5. – С. 81-105.
  9. Гурулева В.В. Болгарские медные монеты XIII-XIV вв., найденные в Крыму, из частных коллекций / В.В. Гурулева // Балканский сборник. К XXII Международному конгрессу византинистов, София, 22-27 августа 2011 года. – 2012. – С. 7-21.
  10. Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Грузию, Армению и в Крым. Тт. 5-6 / Ф. Дюбуа де Монпере. – Симферополь, 2009.
  11. Кирилко В.П. О ремонте инкерманского храма Св. Георгия в 1852 году / В.П. Кирилко // История и археология Крыма. – 2016. – № 3. – С. 278-292.
  12. Малеин А.И. История Монгалов. Путешествие в восточные страны. Книга Марко Поло / А.И. Малеин, И.П. Минаев. – Москва: Мысль, 1997. – 463 с.
  13. Маркевич А.И. Островок в Казачьей бухте как предполагаемое место кончины св. Климента, папы римского / А.И. Маркевич // ИТУАК. – 1909. – № 43. – С. 105-114.
  14. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
  15. Оболенский М. Сказание священника Иакова / М. Оболенский // ЗООИД. – 1848. – Т. 2. – С. 685-692.
  16. Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / П.С. Паллас; пер. С.Л. Белявская, А.Л. Бертье-Делагард. – Москва: Наука, 1999. – Вып. 27. – 244 с.
  17. Помяловский И.В. Феодосий. Описание святой земли начала VI века / И.В. Помяловский // Православный палестинский сборник. – 1891. – № 28. – С. 1-147.
  18. Радушев А. Каталог на Българските средновековни монети IX-XV вв. / А. Радушев, Г. Жеков. – София: Агато, 1999. – 251 с.
  19. Сорочан С.Б. Византийский Херсон / С.Б. Сорочан. – Харьков: Майдан, 2005. – 1644 с.
  20. Струков Д.М. Древние памятники христианства в Тавриде / Д.М. Струков. – Москва, 1876. – 51 с.
  21. Струков Д.М. О поездке в г. Мариуполь к переселенцам древнего христианского Крыма / Д.М. Струков // Московские церковные ведомости. – 1883. – № 49. – С. 614-616.
  22. Тур В.Г. Православные монастыри Крыма в XIX – начале XX вв. / В.Г. Тур. – 2. – Киев: Стилос, 2006. – 246 с.
  23. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности / Г.А. Хабургаев. – Москва: Издательство МГУ, 1994. – 184 с.
  24. Хаутала Р.В. Два письма францисканцев из Крыма 1323 года: латинский текст, русский перевод и комментарии / Р.В. Хаутала // Золотоордынская Цивилизация. – 2014. – № 7. – С. 87-110.
  25. Ягич И.В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа, первоучителя славян св. Кирилла / И.В. Ягич. – Санкт-Петербург, 1893. – 44 с.
  26. Яшаева Т.Ю. Инкерманский во имя священномученика Климента, папы Римского, мужской монастырь [Электронный ресурс] / Т.Ю. Яшаева. – Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/389605.html.
  27. IOSPE: V 152 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.152-ru.html.
  28. IOSPE: V 153 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.153-ru.html.
  29. Craven (Baroness) E.C. A Journey Through the Crimea to Constantinople: In a Series of Letters from the Right Honourable Elizabeth Lady Craven, to His Serene Highness the Margrave of Brandebourg, Anspach, and Bareith. Written in the Year MDCCLXXXVI. A Journey Through the Crimea to Constantinople / E.C. Craven (Baroness). – G.G.J. and J. Robinson, 1789. – 362 p.
  30. Hendy M.F. Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and in the Whittemore Collection, Volume 4, Alexius I to Michael VIII, 1081–1261 / M.F. Hendy. – Washington, DC: Dumbarton Oaks, Trustees for Harvard University, 1999.
  31. Schlumberger G.L. Numismatique de l’Orient latin / G.L. Schlumberger, P. Lampros. – Paris, E. Leroux, 1878. – 576 p.
  32. Sear D. Byzantine Coins and Their Values / D. Sear. – London: Spink Books, 1987. – 529 p.
  33. Theiner A. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae gentiumque finitimarum historiam illustrantia: maximam partem nondum edita ex tabulariis Vaticanis. Ab Honorio PP. III. usque ad Gregorium PP. XII: 1217 – 1409. Vol. 1 / A. Theiner. – Romae: typ.Vatic., 1860. – 836 p.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Борис Леонтьевич
Борис Леонтьевич
2 лет назад

Резанула фундаментальная безграмотность автора. Для его сведения. В Крыму нет мрамора, его в Крым завозили из Европы. А римский папа Климент добывал не мрамор, а знаменитый белый инкерманский известняк, которым украшали многие города Европы.

Андрей Васильев
Андрей Васильев
2 лет назад
Ответить на  Борис Леонтьевич

Добрый день!
Спасибо за Ваш комментарий. Однако прежде, чем бросать кому-либо обвинения в «фундаментальной безграмотности» лучше самому изучить матчасть, то есть тексты-первоисточники (благо они указаны в библиографии к статье и переводи древних Житий св. Климента сейчас доступны на русском). И тогда Вы не будете заставлять других чувствовать неловкость от Вашей самоуверенности, представляющей собой наглядную иллюстрацию эффекта Даннинга-Крюгера.