У. Симпсон. Снайперы, ведущие огонь в пещерной церкви близ Инкермана.

Инкерман: Монастырь Святой Софии

К западу от Георгиевского скита у дороги, которая вела к феодоритской пристани Авлита по левому берегу реки Черной, находится еще один пещерный комплекс. На карте Батурина здесь отмечена Церковь святой Софии. Вероятно, это же имя носил монастырь, главным храмом которого она являлась.

Инкерман. Храм св. Софии.
Инкерман. Храм св. Софии. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2007.

Монастырь был устроен на оживленном перекрестке, недалеко от старого моста. Всего в нем насчитывалось 22 пещерных сооружения.

Чернецов Н.Г. Руины пещерного монастыря в Инкермане 1834.
Чернецов Н.Г. Руины пещерного монастыря в Инкермане (Храм св. Софии), 1834.

Приведу здесь ее описание из очерка А.Л. Бертье-Делагарда «Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма», представляющее интерес тем, что оно содержит привязку к плану:

«В монастырь было два входа; от одного, главного, со стороны реки сохранилась только верхняя часть лестницы (а), по которой подняться невозможно; другая лестница (в), со стороны оврага цела и теперь; поднимаясь по ней в обе ее стороны проделаны пещеры, служившие кельями и хозяйственными помещениями…Поднявшись по лестнице на самый верх, встречаем коридор (с), круто поворачивающий налево. Несколько вправо от конца лестницы, в наружной стороне скалы, был выход из пещер на самую вершину скалы, по проделанной снаружи лестнице, совершенно подобный входу из монастыря в Инкерманскую крепость…Эта лестница теперь очень испорчена и опасна, но дети живущих тут семей лазят по мней весьма бойко за травой и хворостом. Коридор (с) упирается в отдельную довольно большую пещеру (д), в которой во время Палласа был склад пороха…

План монастыря св. Софии по А.Л. Бертье-Делагарду.
План монастыря св. Софии по А.Л. Бертье-Делагарду.

Не доходя конца коридора (с), из него есть дверь в церковь, самую большую и роскошную из всех пещерных. Ее пол около 35 футов над долиной. Этот храм долблен в виде греческого креста, перекрытого плоским куполом; алтарная часть его обвалилась, но верха осталось еще достаточно, чтобы видеть, что алтарная апсида была полукруглая с тремя окнами…; в куполе церкви высечен крест. Следы росписи красками в этой церкви еще видел Аркас, но теперь уже ничего незаметно…

Аркас З.А. Внутренний вид храма св. Софии.
Аркас З.А. Внутренний вид храма св. Софии.

Церковь сообщалась с боковыми пещерами, план которых я обозначил точками по оставшимся приметам; в пещере (е) есть в полу две могилы и над ними высеченная в скале, в маленьком квадрате, греческая надпись; эта пещера, быть может была тоже надмогильной церковью, если судить по закруглению в восточной части, хотя иных признаков алтаря здесь не имеется.

Из этой пещеры дверь ведет в притвор и вторую церковь, уже несомненно надмогильную: в притворе две могилы, а в церкви пять, занимающих почти весь пол церкви, алтарная абсида по обыкновению полукруглая, в глубине ее посередине, единственное церковное окно, под которым выдолблен престол…Пол алтаря поднят на одну ступень над церковью. В алтарной абсиде, на высоте 1 ½ аршина от пола, выдолблены справа и слева ниши (g,g);  левая – жертвенник, а правая, большая, вероятно для хранения церковной утвари….Сама церковь оказалась очень маленькой и поэтому ее увеличили в сторону, продолбив длинную впадину (h). На стенах церкви местами видны следы кажется фресковой живописи, но разобрать уже ничего невозможно. С левой стороны, над гробницей, также высечена в скале надпись, совершенно такого же стиля, что и вышеупомянутая».

Посвящение храма и его крестово-купольная форма – уникальная для пещерных монастырей Крыма, свидетельствуют, что он был устроен в подражание Константинопольской Софии [Бертье-Делагард, 1888, с. 231-234].

Поскольку кусок скалы с восточной частью храма обвалился еще в древности [Бертье-Делагард, 1888, с. 233; Храпунов, Гинькут, 2015, с. 404-405], датировка комплекса затруднена. Но судя по литургическому устройству малой церкви монастыря, она была построена не раньше XII-XIII вв. [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 74-78].

Инкерман. Храм св. Софии.
Инкерман. Храм св. Софии. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2009.

В российский период в пещерах разместили пороховые погреба [Паллас, 1999, с. 51], другие помещения использовались для жилья солдатами и матросами, строившими акведук, предназначенный для снабжения водой Севастопольских доков [Монтандон, 2011, с. 242-243], а позже рабочими каменоломни.

Во время Крымской войны бывший монастырь был занят отрядом французских егерей, откуда они вели обстрел русских позиций, находившихся на противоположном берегу реки [Brackenbury, Simpson, 1902, p. 159].

Эдвард Гудолл. Вид в Инкерманском монастыре, занятом союзниками.
Эдвард Гудолл. Вид в Инкерманском монастыре, занятом союзниками.

В 1905 году к пятидесятилетию Крымской войны по проекту архитектора А. М. Вейзена прошла реконструкция храма св. Софии, в ходе которой обрушившуюся часть скалы заменили каменной кладкой [Могаричев, 1997, с. 23].

Инкерман. Храм св. Софии. Фрагменты кладки начала XX века.
Инкерман. Храм св. Софии. Фрагменты кладки начала XX века.

Обновленную церковь освятили во имя иконы «Всех скорбящих радость» в память о воинах, погибших в Инкерманском сражении.

Инкерман. Вход в пещерный храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» (1912).
Инкерман. Вход в пещерный храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» (1912).

Службы в ней проходили до конца 20-х годов прошлого столетия.  Новая пристройка была почти полностью разрушена во время обороны Севастополя летом 1942 года.

Инкерман. Храм св. Софии.
Инкерман. Храм св. Софии. Фото военного корреспондента СС Augustin (1942).

Монастырю св. Софии, судя по всему, подчинялся скит около станции «Инкерман-1»,  состоявший из примерно десятка помещений (в настоящее время по большей части засыпанных) и одной предполагаемой церкви, устроенной в большой естественной пещере [Бертье-Делагард, 1888, с. 234; Могаричев, 1997, с. 26].

Скит у станции «Инкерман-1».
Скит у станции «Инкерман-1». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2009.

Читать продолжение:

Инкерман: Монастырь св. Георгия (Климента)

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма / А.Л. Бертье-Делагард // ЗООИД. – 1888. – Т. 14. – С. 166-279.
  2. Виноградов А.Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов // Российская археология. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
  3. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
  4. Монтандон Ш. Путеводитель путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами и предваренный введением о разных способах переезда из Одессы в Крым / Ш. Монтандон. – Киев: Стилос, 2011. – 413 с.
  5. Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах / П.С. Паллас; пер. С.Л. Белявская, А.Л. Бертье-Делагард. – Москва: Наука, 1999. – Вып. 27. – 244 с.
  6. Храпунов Н.И. Крым в 1784 г. по свидетельству французского путешественника барона де Бара / Н.И. Храпунов, Н.В. Гинькут // МАИЭТ. – 2015. – № 20.
  7. Brackenbury G. The seat of war in the East, from eighty-one drawings made during the war in the Crimea / G. Brackenbury, W. Simpson. – London, Day & Son [etc.], 1902. – 402 p.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 218

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии