Инкерман. Пещеры в южном обрыве Монастырской скалы.

Инкерман: Монастырь Иоанна Предтечи

В одном из греческих манускриптов, хранящемся в Библиотеке Лауренциана во Флоренции, есть заметка, упоминающая о существовании в Каламите «святого монастыря Иоанна Предтечи» [Тютюнджиев, Христов, 2005, с. 249]. На мой взгляд наиболее вероятно, что он находился в южной части Монастырской скалы, где исследователями выявлен так называемый «Храм с крещальней» – один из трех самых больших храмов Инкермана наряду с базиликой Святого Георгия и церковью св. Софии [Бобровский, Чуева, 2005, с. 23-24].

Инкерман. Юго-западный угол Монастырской скалы.
Инкерман. Юго-западный угол Монастырской скалы. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2006).

Южная сторона Монастырской скалы вся испещрена пещерами. В некоторых местах – особенно там, где широкая наклонная трещина давала возможность обустроить лестницы – они располагались в 10-12 ярусов, одна над другой, от подошвы до самой вершины [Бертье-Делагард, 1888, с. 217-218]. Со временем лестницы и лицевые части большинства пещер обрушились, обнажив их внутренности. По оценкам Инкерманской экспедиции 1937 года их число составляло около 50, не считая сооружений так называемого комплекса «Анфилады» у вершины скалы [Репников, 1939, с. 37].

Инкерман. Пещеры в южном обрыве Монастырской скалы.
Инкерман. Пещеры в южном обрыве Монастырской скалы. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2006).

«Храм с крещальней» был вырублен в вертикальном обрыве скалы на высоте около 25 метров от ее подножия. Обвал, словно ножом, срезал южную часть пещерного комплекса и ведущие к нему ступени, так что уже в XIX веке добраться туда можно было только при помощи приставных лестниц. На первый взгляд сам по себе храм мало чем примечателен, представляя распространенный в Крыму тип прямоугольной рукотворной пещеры с полукруглым сводом и такой же апсидой.

Инкерман. План пещерного Храма с крещальней.
Инкерман. План пещерного Храма с крещальней. Инкерманская экспедиция ГАИМК 1937.

Но устройство жертвенника в отдельном помещении рядом с алтарем указывает на то, что он был построен в то время, когда византийский литургический чин уже полностью сформировался, т.е. в период существования княжества Феодоро (XIV-XV вв.) [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 76-79].

Благодаря тому, что проход в храм из-за обрушений оказался недоступен, в нем вплоть до начала XX века были видны остатки фресковой росписи: в центре апсиды голова в темно-желтом нимбе, может быть из фигуры Деисиса, на боковой стене – контуры святителей в рост, под ними – панель из зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольники [Репников, 1939, с. 38; Чепелев, 1927, с. 45].

Д.М. Струков. Инкерман. Остатки живописи в Храме с крещальней (1867).
Д.М. Струков. Инкерман. Остатки живописи в Храме с крещальней (1867).

Слева от алтаря находится придел неправильной формы. В его углу – выдолбленная в скале купель с колоннами и ступенькой внутри. Возможно, что устройство в храме стационарной купели связано с его посвящением Иоанну Крестителю. Рядом – дверь, ведущая в отдельное большое помещение – усыпальницу. В западном конце придела в толще стены – выемка с вырубленной в скале гробницей, над которой шестистрочная греческая надпись:

«Почили рабы Божьи Авраамий, …, первого разряда и комит, 8 числа первого месяца; и Ко[см]а, первого разряда и к[о]мит, 29 числа …-го месяца» [IOSPE: V 151].

Д.М. Струков. Инкерман. Скальная купель в храме с крещальней.
Д.М. Струков. Инкерман. Скальная купель в храме с крещальней

Комит – титул хорошо известный в Византии и восходящий к латинскому comes – «сопровождающий, телохранитель». От эпохи к эпохе его наполнение менялось. В ранневизантийский период он присваивался высшим чиновникам в сфере военных и гражданских дел. Позже комитами называли командиров банд – воинских подразделений фемного войска, насчитывавших 200-400 человек [Лев Мудрый, 2012, с. 123]. В XIV-XV вв. титул превратился в офицерское звание на императорском флоте [Поляковская, 2001, с. 207]. Но вероятнее всего в нашем случае речь идет о правителях волости, деревни или воинах-дружинниках. Именно с таким значением он вошел в славянские языки в форме «кмет» [Виноградова, 1969, с. 43-45; Иванов, 2007, с. 179-181]. В любом случае можно предположить, что Авраам и Косьма были не последними людьми в социальной иерархии княжества Феодоро, поскольку именно они, судя по всему, были ктиторами храма, надпись в котором увековечила память о них.

Высказывалось мнение, что частью монастыря являлись 16 пещер, расположенных в одном горизонте непосредственно под бровкой скалы (так называемая «Анфилада»), которые могли соединяться с нижней скальной группой лестницами и промежуточными помещениям, позже уничтоженными обвалом [Бобровский, Чуева, 2005, с. 15-16]. Однако на мой взгляд это маловероятно, так как предполагает наличие незащищенного оборонительными сооружениями подъема на вершину плато. По крайней мере такой комплекс не мог существовать одновременно с крепостью Каламита.

Инкерман. Пещеры комплекса «Анфилады».
Инкерман. Пещеры комплекса «Анфилады». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2007).

Более логичным кажется предположение, что в «Анфиладе» находились кладовые и складские помещения. Доступ к ним был возможен по вырубным лестницам, ведущим с плато, из крепости. На их хозяйственный характер указывают специальные углубления для установки пифосов в полу. В поздний период некоторые пещеры могли использоваться для жилья. Так стены одной из них были оштукатурены, при этом переднюю сложили из тесанных камней, проделав в ней окно [Репников, 1939, с. 38-39].

Инкерман. Лестница с плато в комплекс «Анфилады».
Инкерман. Лестница с плато в комплекс «Анфилады». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2007).

Не исключено, что монастырю Иоанна Предтечи подчинялся небольшой скит, находившийся в том же самом обрыве Монастырской скалы, что и «Храм с крещальней», но в его восточной части. На карте Батурина в этом месте отмечена «Церковь География».

Д.М. Струков. Инкерман. Общий вид храма «География» (1897).
Д.М. Струков. Инкерман. Общий вид храма «География» (1897)

В литературе устоялось мнение, что в передаче названия возникла путаница и в действительности храм был посвящен св. Евграфу/Евграфию [Бертье-Делагард, 1918, с. 5, прим.2; Могаричев, 1997, с. 16; Репников, 1939, с. 40]. Согласно другой гипотезе, беседовавшие с составителем карты старожилы могли называть древнюю пещерную церковь, посвящение которой давно было забыто, «Агиография» (от греч. hagios – святой, grapho – пишу) [Днепровский, 2012], возможно по той причине, что ней в это время сохранялась остатки фресковых росписей.

Инкерман. Храм «География». Фото конца XIX века (ГИМ).
Инкерман. Храм «География». Фото конца XIX века (ГИМ).

Скит состоял из примерно 20 пещерных помещений [Бобровский, Чуева, 2005, с. 23], группировавшихся вокруг небольшой церкви, рядом с которой находилась усыпальница с тремя вырубными гробницами. В архитектурном плане она была похожа на храм Андрея Первозванного в Свято-Климентовском монастыре, с той лишь разницей, что по сторонам наоса располагались скамьи [Бертье-Делагард, 1888, с. 221].

Д.М. Струков. Инкерман. Храм «География» (1867).
Д.М. Струков. Инкерман. Храм «География»: надпись Сотика, наос, алтарь с остатками фресок, план (1867).

Апсиду и потолок покрывала фресковая роспись: «В алтаре фигуры восьми святителей в рост (по четыре с каждой стороны) на синем фоне в крещатых одеяниях с желтыми нимбами. Надписи белой краской. Непосредственно над престолом – младенец Христос в чаше. По низу изображений над престолом полоса серого цвета в черной кайме. В ней черными буквами…греческая надпись: «Моление раба Божьего Сотика с женою его, детьми его, лета 5780 (1272)» [Репников, 1939, с. 40-41].

Инкерман. Остатки карьера и завалы грунта в восточной части южного обрыва Монастырской скалы.
Инкерман. Остатки карьера и завалы грунта в восточной части южного обрыва Монастырской скалы. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2007).

В начале XX века при «подновлении» храма монастырем фрески забелили, а в советское время при разработке известнякового карьера он оказался полностью засыпан грунтом, в каковом состоянии пребывает и сегодня [Могаричев, 1997, с. 16].

Читать продолжение:

Инкерман: Загайтанская скала

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Бертье-Делагард А.Л. Каламита и Феодоро / А.Л. Бертье-Делагард // ИТУАК. – 1918. – № 55. – С. 1-44.
  2. Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма / А.Л. Бертье-Делагард // ЗООИД. – 1888. – Т. 14. – С. 166-279.
  3. Бобровский Т.А. К вопросу о характере пещерных комплексов Инкерманской долины в юго-западном Крыму / Т.А. Бобровский, Е.Е. Чуева // Сугдейский сборник. – 2005. – Т. 2. – С. 12-25.
  4. Виноградов А.Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов // Российская археология. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
  5. Виноградова В.Л. Къметь / В.Л. Виноградова // Словарь-справочник «Слова о полку Игореве» : в 6 т. – Ленинград, 1969. – Т. 3. – С. 43-45.
  6. Днепровский Н.В. История с «Географией», или об одном казусе Крымской христианской топонимики / Н.В. Днепровский // МАИАСК. – 2012. – Т. 4. – С. 194-206.
  7. Иванов С.А. Неизвестный древнеболгарский термин «влогъжупан» / С.А. Иванов // Восток и запад в балканской картине мира. Памяти Владимира Николаевича Топорова. – Москва, 2007. – С. 179-181.
  8. Лев Мудрый. Тактика Льва = Leonis imperatoris tactica: Византийская библиотека / Лев Мудрый; пер. В.В. Кучма. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2012. – 365 с.
  9. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
  10. Поляковская М.А. Византийская чиновная лестница в эпоху Палеологов / М.А. Поляковская // АДСВ. – 2001. – № 32. – С. 193-212.
  11. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  12. Тютюнджиев И. Гръцки извори за живота и делото на митрополит Игнатий Търновски (? – †1464) / И. Тютюнджиев, И. Христов // Црквене студије. – 2005. – Т. 2. – № 2. – С. 245-250.
  13. Чепелев В.Н. Пещерный храм в Инкермане / В.Н. Чепелев // Труды этнографо-археологического музея 1-го МГУ. – Москва, 1927. – С. 43-47.
  14. IOSPE: V 151 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.151-ru.html.

Поделиться ссылкой:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии