Османское завоевание Крыма. Часть 3. Гибель «царицы Черного Моря»

Спустя 200 лет после описываемых событий турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший османский Кефе, написал, что тарихом завоевания города является «милосердие», так как оно было  «милосердием Истины для народа Кефе» [Челеби, 1999, с. 86].  Несомненно, горожане, сдаваясь на милость победителя, рассчитывали, что им удастся сохранить жизнь и свободу.  Однако их надеждам не суждено было оправдаться.

Поленов В. Д. Вид Феодосии со стороны Карантина
Поленов В. Д. Вид Феодосии со стороны Карантина с развалинами генуэзской крепости (1912)

Турецкий визирь, прославившийся своей жестокостью, сразу же забыл об обещании, данном парламентерам.  «В пять дней захватили город, дав жителям лживую клятву», – горестно писал Нарсес Каффаэци [Kévonian, Cazacu, 1976, p. 520].

До нас дошел уникальный документ – записки жителя Каффы, который вел дневник, занося в него события, происходившие во время и после осады города. Обнаруженный в позапрошлом веке итальянским исследователем Микеле Канале во флорентийском архиве среди документов семейства Строцци, он получил название Тосканского анонима. Эти записки, наряду с другими более фрагментарными свидетельствами, помогают восстановить день за днем все те ужасы, которые пришлось испытать жителям «царицы Черного моря» [Хаутала, Гулевич, 2018, с. 843-846; Vigna, 1879, p. 239-246 (doc. MCXLIV)].

Карл Кюгельген. Феодосия. Вид из цитадели
Карл Кюгельген. Феодосия. Вид из цитадели.

Первыми почувствовали на себе тяжесть руки турецкого главнокомандующего иностранные купцы. 7 июня все иностранцы: валахи, поляки, русские, грузины, черкесы и другие лишились своего имущества, оцененного в 25 000 дукатов [Vigna, 1879, p. 256 (doc. MCXLVIII)], а сами были обращены в рабство.

9-10 июня в городе состоялась перепись населения с целью установления размера контрибуции. В зависимости от своего финансового положения жители должны были выплатить от 15 до 100 аспров с человека [Vigna, 1879, p. 256 (doc. MCXLVIII)]. Больше всех пострадали богатые, лишившиеся своей недвижимости.

«Население было переписано по социальным классам. Богатых отдельно, неимущих отдельно. Всё имущество сыновей, дочерей и даже сипахов. С этого народа и имущества падишаху полагается столько-то – взяли. Независимо от того, что это должно было быть брошено на землю. Сипахи были выселены из домов» [Хайбуллаева, 2001, с. 364].

Руссен В.О. Руины цитадели Каффы.
Руссен В.О. Руины цитадели Каффы. Лист 3 из «Исторического и живописного альбома Тавриды» Е.Ф. де Вильнёва.

В соответствии с мусульманской традицией самые большие и богатые греческие, армянские и латинские церкви превратились в мечети. 300 знатных итальянцев во главе с консулом Антониотто ди Кабелла были публично казнены. Им отрубили головы [Колли, 1911, с. 16; Письмо Лаудивио из Веццано по поводу сдачи Каффы, 2012; Vigna, 1879, p. 481-482 (doc.XXIII)].

12-13 июня янычары провели смотр всей городской молодежи в возрасте от 7 до 20 лет.  Самых красивых мальчиков и девочек, юношей и девочек отобрали для отправки в Стамбул в качестве невольников. Очевидцы событий описывали душераздирающие сцены, и плач матерей, у которых забирали их отпрысков.  «Вырезав мужчин, они брали их сыновей и дочерей. Отрубив  голову отцу, делали пленником сына», – восклицает Нарсес Каффаэци [Kévonian, Cazacu, 1976, p. 521]. Всего в рабство было обращено 1500 человек [Vigna, 1879, p. 256 (doc. MCXLVIII)].

Едва улеглись страсти, как визирь обнародовал новый приказ: все жители должны были отдать в пользу завоевателей половину стоимости своего ранее заявленного имущества. У многих не нашлось таких денег, и они были подвергнуты изощрённым пыткам и издевательствам.  В результате общая сумма награбленного османскими солдатами, не считая драгоценностей и дорогой утвари, составила более 600 000 дукатов [Юргевич, 1894, с. 1-2].

Руссен В.О. Башня крепостной стены Кафы с юга.
Руссен В.О. Башня крепостной стены Кафы с юга (Барбакан внешней оборонительной линии и участок крепостного рва). Лист 22 из «Исторического и живописного альбома Тавриды» Е.Ф. де Вильнёва.

Современник со слов очевидцев нарисовал красочную картину кровавого грабежа города и его жителей: «Варвары начали неистовствовать мечом; ибо все, кто попадался навстречу воинам, предавались мечу. Не было никакого милосердия к пленным, никакого благочестия и любви к Богу, и не был пропущен ни один вид пытки. Одни были замучены изощренными видами пыток, другие в результате жалкой участи испускали дух посреди мучений…Ты услышал бы жалобный визг младенцев и горестные слезы родителей, и по всему городу раздавались рыдания матерей. Какое горестное это было для всех зрелище, и как тяжко было при таком уничтожении города и людей слышать всюду стоны умирающих и молитвы молящих о помощи» [Письмо Лаудивио из Веццано по поводу сдачи Каффы, 2012].

Иванов М.М. Часть Кафы.
Иванов М.М. Часть Кафы. Акварель из «Путевого альбома» (1783).

Наконец, 8 июля всем христианам-католикам, проживавшим в Каффе, было дано три дня на сборы, а 12 июля их погрузили на корабли и отправили в Константинополь [Vigna, 1879, p. 246 (doc. MCXLIV)  256 (doc. MCXLVIII)]. Такая судьба постигла примерно 500 семей [Колли, 1911, с. 17; Vigna, 1879, p. 488 (doc. XXV)].  Среди них находился и массар Оберто Скварчиафико. В Стамбуле его узнали и предали мучительной смерти – подвесили за подбородок на железном крюке [Vigna, 1879, p. 256 (doc. MCXLVIII)].

Феодосия. Башня св. Константина.
Феодосия. Башня св. Константина. Фото начала XX века.

Армянские богачи тоже жестоко поплатились за предательство. Сохранился рассказ о том, что в девятый день после взятия города, пока османская солдатня занималась грабежом и надругалась над жителями, Гедик Ахмет-паша пригласил на званый обед вельмож, предавших ему в руки Каффу.  Роскошный стол был накрыт на четвертом этаже одной из башен у Лестничных ворот.  Коварный визирь прощался с гостями по очереди, отпуская их домой. Когда очередной купец спускался по лестнице, стоящий внизу палач, отрубал  ему голову топором, а после его подручные выбрасывали тело в море [Kévonian, Cazacu, 1976, p. 255].  Обманул Гедик Ахмет-паша и своего союзника Эминека. Татары не получили своей доли добычи, а Каффа была отобрана у крымцев и стала центром османского санджака [Юргевич, 1894, с. 1-2]. Генуэзская Каффа превратилась в турецкую Кефе.

© Княжество Феодоро, 2020

Библиография

  1. Колли Л.П. Исторические документы о падении Кафы / Л.П. Колли // ИТУАК. – 1911. – № 45. – С. 1-18.
  2. Письмо Лаудивио из Веццано по поводу сдачи Каффы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XV/Laudivio_Vezzano/brief_kaffa_01_08_1475.phtml?id=11198.
  3. Хайбуллаева Ф.Х. Новый турецкий источник по истории Крыма / Ф.Х. Хайбуллаева // МАИЭТ. – 2001. – Т. 8. – С. 362-365.
  4. Хаутала Р.В. Письмо тосканского анонима о взятии Кафы в 1475 году из кодекса q 116 sup Амброзианской библиотеки / Р.В. Хаутала, В.П. Гулевич // Золотоордынское обозрение. – 2018. – Т. 6. – № 4. – С. 829-854.
  5. Челеби Э. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме / Э. Челеби. – Симферополь: Дар, 1999. – 141 с.
  6. Юргевич В.Н. Письмо настоятеля церкви в Alba-Iulia Доминика, протонотария папского с донесением в 1475 году, что Кафа взята турками и воеводы Стефан Молдавский и Божорад Валахский принесли присягу на верность королю Венгерскому / В.Н. Юргевич // ЗООИД. – 1894. – Т. 17. – С. 1-2.
  7. Kévonian K. La chute de Caffa en 1475 à la lumière de nouveaux documents / K. Kévonian, M. Cazacu // Cahiers du Monde Russe. – 1976. – Vol. 17. – № 4. – P. 495-538.
  8. Vigna A. Codice diplomatico delle Colonie Tauro-Liguri durante la Signoria dell’Ufficio di S. Giorgio (1453 – 1475): ASLi. Vol. 2 / A. Vigna. – Genova, 1879. – VII/2. – 1014 p.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 338

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии