Спустя 200 лет после описываемых событий турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший османский Кефе, написал, что тарихом завоевания города является «милосердие», так как оно было «милосердием Истины для народа Кефе» [Челеби, 1999, с. 86]. Несомненно, горожане, сдаваясь на милость победителя, рассчитывали, что им удастся сохранить жизнь и свободу. Однако их надеждам не суждено было оправдаться.

Турецкий визирь, прославившийся своей жестокостью, сразу же забыл об обещании, данном парламентерам. «В пять дней захватили город, дав жителям лживую клятву», – горестно писал Нарсес Каффаэци [Kévonian, Cazacu, 1976, p. 520].
До нас дошел уникальный документ – записки жителя Каффы, который вел дневник, занося в него события, происходившие во время и после осады города. Обнаруженный в позапрошлом веке итальянским исследователем Микеле Канале во флорентийском архиве среди документов семейства Строцци, он получил название Тосканского анонима. Эти записки, наряду с другими более фрагментарными свидетельствами, помогают восстановить день за днем все те ужасы, которые пришлось испытать жителям «царицы Черного моря» [Хаутала, Гулевич, 2018, с. 843-846; Vigna, 1879, p. 239-246 (doc. MCXLIV)].

Первыми почувствовали на себе тяжесть руки турецкого главнокомандующего иностранные купцы. 7 июня все иностранцы: валахи, поляки, русские, грузины, черкесы и другие лишились своего имущества, оцененного в 25 000 дукатов [Vigna, 1879, p. 256 (doc. MCXLVIII)], а сами были обращены в рабство.
9-10 июня в городе состоялась перепись населения с целью установления размера контрибуции. В зависимости от своего финансового положения жители должны были выплатить от 15 до 100 аспров с человека [Vigna, 1879, p. 256 (doc. MCXLVIII)]. Больше всех пострадали богатые, лишившиеся своей недвижимости.
«Население было переписано по социальным классам. Богатых отдельно, неимущих отдельно. Всё имущество сыновей, дочерей и даже сипахов. С этого народа и имущества падишаху полагается столько-то – взяли. Независимо от того, что это должно было быть брошено на землю. Сипахи были выселены из домов» [Хайбуллаева, 2001, с. 364].

В соответствии с мусульманской традицией самые большие и богатые греческие, армянские и латинские церкви превратились в мечети. 300 знатных итальянцев во главе с консулом Антониотто ди Кабелла были публично казнены. Им отрубили головы [Колли, 1911, с. 16; Письмо Лаудивио из Веццано по поводу сдачи Каффы, 2012; Vigna, 1879, p. 481-482 (doc.XXIII)].
12-13 июня янычары провели смотр всей городской молодежи в возрасте от 7 до 20 лет. Самых красивых мальчиков и девочек, юношей и девочек отобрали для отправки в Стамбул в качестве невольников. Очевидцы событий описывали душераздирающие сцены, и плач матерей, у которых забирали их отпрысков. «Вырезав мужчин, они брали их сыновей и дочерей. Отрубив голову отцу, делали пленником сына», – восклицает Нарсес Каффаэци [Kévonian, Cazacu, 1976, p. 521]. Всего в рабство было обращено 1500 человек [Vigna, 1879, p. 256 (doc. MCXLVIII)].
Едва улеглись страсти, как визирь обнародовал новый приказ: все жители должны были отдать в пользу завоевателей половину стоимости своего ранее заявленного имущества. У многих не нашлось таких денег, и они были подвергнуты изощрённым пыткам и издевательствам. В результате общая сумма награбленного османскими солдатами, не считая драгоценностей и дорогой утвари, составила более 600 000 дукатов [Юргевич, 1894, с. 1-2].

Современник со слов очевидцев нарисовал красочную картину кровавого грабежа города и его жителей: «Варвары начали неистовствовать мечом; ибо все, кто попадался навстречу воинам, предавались мечу. Не было никакого милосердия к пленным, никакого благочестия и любви к Богу, и не был пропущен ни один вид пытки. Одни были замучены изощренными видами пыток, другие в результате жалкой участи испускали дух посреди мучений…Ты услышал бы жалобный визг младенцев и горестные слезы родителей, и по всему городу раздавались рыдания матерей. Какое горестное это было для всех зрелище, и как тяжко было при таком уничтожении города и людей слышать всюду стоны умирающих и молитвы молящих о помощи» [Письмо Лаудивио из Веццано по поводу сдачи Каффы, 2012].

Наконец, 8 июля всем христианам-католикам, проживавшим в Каффе, было дано три дня на сборы, а 12 июля их погрузили на корабли и отправили в Константинополь [Vigna, 1879, p. 246 (doc. MCXLIV) 256 (doc. MCXLVIII)]. Такая судьба постигла примерно 500 семей [Колли, 1911, с. 17; Vigna, 1879, p. 488 (doc. XXV)]. Среди них находился и массар Оберто Скварчиафико. В Стамбуле его узнали и предали мучительной смерти – подвесили за подбородок на железном крюке [Vigna, 1879, p. 256 (doc. MCXLVIII)].

Армянские богачи тоже жестоко поплатились за предательство. Сохранился рассказ о том, что в девятый день после взятия города, пока османская солдатня занималась грабежом и надругалась над жителями, Гедик Ахмет-паша пригласил на званый обед вельмож, предавших ему в руки Каффу. Роскошный стол был накрыт на четвертом этаже одной из башен у Лестничных ворот. Коварный визирь прощался с гостями по очереди, отпуская их домой. Когда очередной купец спускался по лестнице, стоящий внизу палач, отрубал ему голову топором, а после его подручные выбрасывали тело в море [Kévonian, Cazacu, 1976, p. 255]. Обманул Гедик Ахмет-паша и своего союзника Эминека. Татары не получили своей доли добычи, а Каффа была отобрана у крымцев и стала центром османского санджака [Юргевич, 1894, с. 1-2]. Генуэзская Каффа превратилась в турецкую Кефе.
© Княжество Феодоро, 2020
Библиография
- Колли Л.П. Исторические документы о падении Кафы / Л.П. Колли // ИТУАК. – 1911. – № 45. – С. 1-18.
- Письмо Лаудивио из Веццано по поводу сдачи Каффы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XV/Laudivio_Vezzano/brief_kaffa_01_08_1475.phtml?id=11198.
- Хайбуллаева Ф.Х. Новый турецкий источник по истории Крыма / Ф.Х. Хайбуллаева // МАИЭТ. – 2001. – Т. 8. – С. 362-365.
- Хаутала Р.В. Письмо тосканского анонима о взятии Кафы в 1475 году из кодекса q 116 sup Амброзианской библиотеки / Р.В. Хаутала, В.П. Гулевич // Золотоордынское обозрение. – 2018. – Т. 6. – № 4. – С. 829-854.
- Челеби Э. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме / Э. Челеби. – Симферополь: Дар, 1999. – 141 с.
- Юргевич В.Н. Письмо настоятеля церкви в Alba-Iulia Доминика, протонотария папского с донесением в 1475 году, что Кафа взята турками и воеводы Стефан Молдавский и Божорад Валахский принесли присягу на верность королю Венгерскому / В.Н. Юргевич // ЗООИД. – 1894. – Т. 17. – С. 1-2.
- Kévonian K. La chute de Caffa en 1475 à la lumière de nouveaux documents / K. Kévonian, M. Cazacu // Cahiers du Monde Russe. – 1976. – Vol. 17. – № 4. – P. 495-538.
- Vigna A. Codice diplomatico delle Colonie Tauro-Liguri durante la Signoria dell’Ufficio di S. Giorgio (1453 – 1475): ASLi. Vol. 2 / A. Vigna. – Genova, 1879. – VII/2. – 1014 p.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.
Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.