Пампук-Кая. Вид с вершины.

Пампук-Кая

Примерно в 5 километрах к юго-востоку от Сюйреньской крепости, вверх по течению реки Бельбек, расположена возвышенность Пампук-Кая (Хлопковая скала). На ее вершине на высоте 375 метров над уровнем моря – остатки некогда внушительного средневекового укрепления.

Пампук-Кая. Кладка оборонительной стены.
Пампук-Кая. Кладка оборонительной стены. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2010).

Пампук-Кая – один из немногих сравнительно хорошо исследованных исаров горного Крыма. Но, хотя раскопками на нем занимались сразу три корифея крымской археологии, вопросы хронологии и типологии городища до сих пор остаются дискуссионными. В 1956 году в ходе обследований О.И. Домбровского, заложившего на плато четыре шурфа, были выявлены остатки мощных (толщиной до 2,3 м) оборонительных стен, состоявших из двух панцирей и забутовки между ними и вяжущим раствором в виде глины.

Укрепление Пампук-Кая по О.И. Домбровскому.
Укрепление Пампук-Кая по О.И. Домбровскому.

Восточная сторона возвышенности представляет собой обрыв над речной долиной. Поэтому внешняя оборонительная стена, протяженностью около 100 м, ограждала территорию городища только с юго-запада и с севера. Кроме того, укрепление разделялось внутренней стеной, достигавшей в длину 40 метров, на две части южную и северную. Последняя выполняла роль цитадели. Общая площадь территории, защищенной оборонительными сооружениями, составляет 0,57 га, при этом на цитадель приходится 0,19 га. Камень для строительства привозили с горного массива Чердаклы-Баир, что расположен в 3-х километрах к западу. По итогам раскопок, О.И. Домбровский отнес время постройки укрепления к VIII – IX вв., а дату гибели – к XV в. В конце 1950-х годов из-за масштабной выборки камня, стены были почти полностью разобраны. Сегодня они сохраняются в высоту лишь на 1-4 ряда кладки [Інститут історії України, 2015, с. 962-963; Якобсон, 1970, с. 173-174].

Пампук-Кая. Земляной вал на месте оборонительной стены.
Пампук-Кая. Земляной вал на месте оборонительной стены. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2010).

Исследование оборонительных сооружений Пампук-Кая продолжил В.Л. Мыц. На месте завала камней раскопки, проводившиеся в 1980 году, выявили стыковку стены цитадели с внешней оборонительной стеной. Она примыкала к цитадели под прямым углом, образуя фланкирующий выступ, под которым обнаружена более древняя кладка. Первоначально на этом месте находилась полукруглая башня, впоследствии разобранная почти до основания. Таким образом, был сделан вывод, что укрепление имеет как минимум два строительных периода. К сожалению, раскопки остались незавершёнными, поэтому план первоначального укрепления составить не удалось. Известно лишь, что древняя стена имела несколько иную планировку и при ее возведении также использовался глиняный раствор [Інститут історії України, 2015, с. 174; Мыц, 1981, с. 288, 1991, с. 134].

Пампук-Кая. Поляна с остатками фундамента храма.
Пампук-Кая. Поляна с остатками фундамента храма. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2010).

В 1961 году археолог А.Л. Якобсон раскопал в верхней части плато православный храм. Церковь стояла близ обрыва и была хорошо видна со стороны долины, откуда и второе название мыса Кильсе-Кая (Церковный холм). Постройка представляла собой трехапсидную базилику, размерами 9,8 на 8,5 м. В южной части находилась галерея, отделенная от основного храмового пространства сплошной стеной. Полы наоса украшала мозаика, выложенная в форме удлиненных ромбиков, наподобие паркета или елочки, образуя шесть продольных полос. Строители церкви явно не могли позволить себе особых изысков, но все же попытались придать мозаике элемент полихромности, чередуя серые плитки известняка и темно-красные – кирпичные. Северный неф отделялся от наоса двумя колоннами. В центральной апсиде сохранились следы синтрона. Фрагменты известняковых капителей, украшенные растительным орнаментом, указывают на то, что храм был относительно богато декорирован, если сравнивать его с маленькими церквушками других сельских поселений юго-западного Крыма. Перекрытие здания было деревянным стропильным, а кровля черепичной. Оно, как свидетельствуют раскопки, погибло в результате пожара, но затем снова возродилось [Якобсон, 1964, с. 65-69].

Пампук-Кая. План храма по А.Л. Якобсону.
Пампук-Кая. План храма по А.Л. Якобсону.

Интересный материал дало обследование погребений, расположенных вдоль боковых стен здания и в притворе.  Так, в одной из костниц, примыкающих к южной стене храма, был обнаружен золотой солид византийского императора Ираклия (610-641), вложенный в рот покойнику [Якобсон, 1964, с. 70]. Такой обычай восходит к античности. Согласно представлениям древних греков, умерший должен был заплатить Харону – перевозчику душ мертвых в царство преисподней. В другой могиле найден древнерусский крест-мощевик, датированный XII-XIII вв. Еще два древнерусских складня с Пампук-Кая, раскопанных черными археологами, в настоящее время находится в частных коллекциях [Герцен, Яшаева, 2010, с. 358-359; Якобсон, 1964, с. 72].  По мнению автора раскопок, храм был воздвигнут в VI–VII вв., и на протяжении следующих столетий несколько раз перестраивался [Якобсон, 1964, с. 71-72, 1970, с. 125].

Византийский золотой солид императора Ираклия.
Византийский золотой солид императора Ираклия. Sear 771.

Кроме храма и оборонительных стен на Пампук-Кая были раскопаны остатки нескольких жилых построек. Стены одной из них довольно толстые и были оштукатурены известковым раствором. Судя по археологическим материалам, здание погибло в огне пожара в конце XIII века. Спустя некоторое время, по соседству с ним возникла усадьба, при раскопках одного из помещений которой обнаружены находки, относящиеся к  XIV-XV вв. [Інститут історії України, 2015, с. 963-964; Мыц, 2009, с. 217, 1981, с. 288].

О.И. Домбровский считал Пампук-Кая феодальным замком. А. Л. Якобсон – укрепленным сельским поселением. По мнению В.Л. Мыца в XIV-XV вв. на последнем этапе существования городища на его территории размещался укрепленный монастырь [Інститут історії України, 2015, с. 963-964; Мыц, 1991, с. 134].

Наличие в крепости обособленной цитадели, которая могла служить резиденцией местного правителя, вроде бы говорит в пользу ее замкового характера. Однако в византийскую эпоху в Крыму не было феодальных замков, они появились лишь в позднем средневековье в период генуэзской колонизации и княжества Феодоро. Гипотеза о существовании на мысе Кильсе-Бурун укрепленного монастыря, подкрепленная лишь находкой на территории городища штампа для изготовления просфор [Інститут історії України, 2015, с. 964], кажется мне недостаточно обоснованной.

Пампук-Кая. Вид с Кильсе-Кая на село Голубинка.
Пампук-Кая. Вид с Кильсе-Кая на село Голубинка. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев (2010).

Данные раскопок позволяют с осторожностью предположить, что укрепление было построено в X-XII вв. на месте существовавшего ранее (VI-IX вв.) открытого сельского поселения [Інститут історії України, 2015, с. 964; Мыц, 1991, с. 134]. Оно было разгромлено и сожжено войсками темника Ногая зимой 1298/99 гг., но вскоре восстановлено и просуществовало либо до конца XIV века, когда Крым оказался в эпицентре боевых действий между Тохтамышем и Едигеем, либо до турецкого завоевания.

Фоти-Сала. Раскопки храма в урочище Кильсе-Баир (1914).
Фоти-Сала. Раскопки храма в урочище Кильсе-Баир (1914).

На правом, противоположном от укрепления Пампук-Кая, берегу Бельбека, к северу от селения Фоти-Сала (Голубника) на невысоком холме в 1914 году археолог Р.Х. Лепер раскопал фундаменты средневекового храма, размерами 5,85 х 3,65 м. Рядом с ним находилось христианское кладбище с украшенными рельефными крестами и орнаментами могильными памятниками, на шести из которых удалось обнаружить эпитафии.

Фоти-Сала. Некрополь при храме в урочище Кильсе-Баир (1914).
Фоти-Сала. Некрополь при храме в урочище Кильсе-Баир (1914).

Одна из них упоминает рабу Божью Икуманису/Куманису (Половчанку?), дочь Феодорициса и внучку Хадима, скончавшуюся в 1361/1362 г от Рождества Христова.  Другая высечена в память раба Божьего Михали сына Садика или Сат.икела (ум. в 1271) [Латышев, 1916, с. 1-4; IOSPE: V 136; IOSPE: V 138].

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Герцен А.Г. Древнерусские энколпионы из Юго-Западного Крыма / А.Г. Герцен, Т.Ю. Яшаева // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Гали Фёдоровны Корзухиной (Санкт-Петербург, 10-16 апреля 2006 г.). – Санкт-Петербург, 2010. – С. 355-362.
  2. Інститут історії України. Матеріали до тому Звід пам’яток історії та культури України. Автономна Республіка Крим / Інститут історії України. – Київ, 2015. – 1200 с.
  3. Латышев В.В. Вновь найденыя в Крыму христианские надписи / В.В. Латышев. – 1916. – Т. 53. – С. 1-6.
  4. Мыц В.Л. Каффа и Феодоро в ХV веке: контакты и конфликты / В.Л. Мыц. – Симферополь: Универсум, 2009. – 528 с.
  5. Мыц В.Л. Раскопки в горном Крыму / В.Л. Мыц // Археологические открытия 1980 года. – Москва: Наука, 1981. – С. 288-289.
  6. Мыц В.Л. Укрепления Таврики Х-ХV вв. / В.Л. Мыц. – Киев: Наукова думка, 1991. – 164 с.
  7. Якобсон А.Л. Новый памятник раннесредневековой архитектуры в Крыму / А.Л. Якобсон // КСИА АН СССР. – 1964. – Т. 99. – С. 65-72.
  8. Якобсон А.Л. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики: МИА / А.Л. Якобсон. – Ленинград: Наука, 1970. – Вып. 168. – 224 с.
  9. IOSPE: V 136 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.136-ru.html.
  10. IOSPE: V 138 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.138-ru.html.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 110

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии