Кроме рукотворных скальных монастырей в Крыму существовала еще одна разновидность культовых сооружений, обустроенных в естественных пещерах. Располагались они высоко в горах, иногда на значительном расстоянии от человеческого жилья и служили местом паломничеств. Появление таких пещерных святилищ относят ко времени раннего средневековья [Баранов, 1974, с. 158]. Некоторые из них продолжали существовать в эпоху княжества Феодоро и даже в период османского владычества.
В.Х. Кондараки в «Универсальном описании Крыма» сообщает, что на скалистом утесе Давлица недалеко от села Коккозы (Соколиное) «есть пещера с источником воды, в которой сохранились признаки православного богослужения. По преданию татар, вода эта целительного свойства и еще очень недавно, будто за нею приезжали из Мариуполя какие-то греки, наследовавшие от отцов убеждение, что источник этот исцелял всякого рода недуги» [Кондараки, 1873, с. 86].
В современной литературе ее называют Данильча-Коба. Пещера расположена на склоне северного отрога Ай-Петринской яйлы горы Седам-Кая на высоте 960 метров над уровнем моря. Она состоит из имеющего форму треугольника зала длиной 14 м, шириной 12 м и высотой до 3 м. Его западная стена закрыта мощным каскадным натеком. В северо-западном углу находится озеро, площадью около 50 квадратных метров и глубиной 1,25 м. Его питает вода, поступающая с кровли в виде капель или небольших струй. В гуровых ванночках образуются пещерные жемчужины.
Во время обследования пещеры спелеологами в 1966 году в ее северной части был обнаружен могильник из нескольких погребений. Среди находок – надгробие из известняка, на одной стороне которого вырезан «мальтийский» крест, а на другой тамгообразный знак. Его датируют примерно VIII–IX вв.[Інститут історії України, 2015, с. 775]. В пещере найдены остатки в общей сложности 27 металлических и свинцовых крестов, которые приносили сюда паломники в качестве вотивных даров [Неделькин, Ступко, 2018], судя по всему, ради исцеления от болезней.
Поблизости от Данильча-Кобы в так называемой Монастырской балке находился наземный храм, сложенный из белого инкерманского камня на крепком известковом растворе, размерами 7,69×4,27 м. Еще в начале прошлого века высота его стен составляла до 1,5 м. Однако в 1910 году при постройке «Чайного домика» подрядчики князя Ф.Ф. Юсупова решили использовать его в качестве каменоломни. Из руин извлекли обломанную по правому краю известняковую плиту с греческой надписью. Ее доставили в домик и вделали в стену. Академик В.В. Латышев по оттиску-эстампажу предложил следующую реконструкцию текста:
«Все[держителю построил] святую сию [церковь] малейший Нил [содействием] благочестивых жите[лей] богохранимого гор[ода Феодо]ро месяца июня 1-го» [Латышев, 1918, с. 42-44].
Упоминание «города Феодоро» вроде бы позволяет отнести ее ко второй половине XIV – началу XV в. [Мыц, 2009, с. 33], периоду предшествовавшему, формированию «большого стиля» эпохи князя Алексея с его помпезными и вычурными строительными надписями.
Стоит, впрочем, отметить, что от названия города сохранились только последние четыре греческих буквы. А.Ю. Виноградов восстанавливает здесь слово «Дорос» и датирует памятник X в. [IOSPE: V 170]. Однако Дорос, представлявший собой пограничную крепость, в дошедших до нас источниках, в отличие от Феодоро, никогда не называется «городом». Пожалуй, лишь выявление места, где находился храм и проведение там археологических раскопок, позволить уточнить время его постройки.
Среди других находок, сделанных в начале прошлого века при обследовании остатков церкви, упоминаются железная цепь для лампады, напрестольный крест, рукоятка кадильницы из красной бронзы, бронзовое копьецо для выемки частиц просфор и камень с крестом, исчезнувший неизвестно куда [Латышев, 1918, с. 42; Протоколы заседаний Таврической Ученой Архивной Комисии, 1919, с. 280].
Название урочища «Монастырская балка» и эпитет «малейший», подчеркивающий скромность и смирение строителя, указывают на, что здесь высоко в горах находился небольшой монастырёк или скит [Латышев, 1918, с. 44].
Примерно в 200 метрах от пещеры выявлены остатки каких-то построек в том числе еще одной церкви. По подъемному материалу они датируются XIII–XV вв. [Інститут історії України, 2015, с. 775-776].
© Княжество Феодоро, 2021
Библиография:
- Баранов И.А. О восстании Иоанна Готского / И.А. Баранов // Феодальная Таврика. Материалы по истории и археологии Крыма. – Киев, 1974. – С. 151-162.
- Інститут історії України. Матеріали до тому Звід пам’яток історії та культури України. Автономна Республіка Крим / Інститут історії України. – Київ, 2015. – 1200 с.
- Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Т. 1 / В.Х. Кондараки. – Николаев, 1873. – 253 с.
- Латышев В.В. Новые христианские греческие надписи из Крыма / В.В. Латышев // ИТУАК. – 1918. – Т. 54. – С. 33-46.
- Мыц В.Л. Каффа и Феодоро в ХV веке: контакты и конфликты / В.Л. Мыц. – Симферополь: Универсум, 2009. – 528 с.
- Неделькин Е.В. Кресты из средневекового христианского комплекса в пещере Данильча-Коба / Е.В. Неделькин, М.В. Ступко // Ломоносовские чтения – 2018: Сборник материалов ежегодной научной конференции (12 апреля 2018 г., г. Севастополь). – 2018. – С. 114.
- Протоколы заседаний Таврической Ученой Архивной Комисии // ИТУАК. – 1919. – Т. 56. – С. 267-319.
- IOSPE: V 170 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.170-ru.html.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.
Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.