Мятеж Варды Склира.

Византийская семья Гаврасов

Гаврасы – выходцы из малоазиатской земельной знати, по всей видимости армянского происхождения [Бартикян, 1987], известны в Византии с X века. Первый упоминаемый в источниках представитель рода Константин (I) Гаврас был участником восстания против Василия II, командиром левого крыла армии узурпатора Варды Склира в сражении при Рагеасе (976 г.). Спустя три года он погиб в битве с императорскими войсками [Бартикян, 1987, с. 195-196; Bryer, 1970, p. 174 (№1)].

Сражение Варды Склира с императорскими войсками под командованием Варды Фоки в 979 году.
Сражение Варды Склира с императорскими войсками под командованием Варды Фоки в 979 году. Миниатюра к «Хронике» Иоанна Скилицы (XII-XIII вв.).

«Неисправимые бунтовщики»

Другой, неизвестный по имени выходец из этой семьи, носивший титулы архонта и патрикия, в 1018/19 гг. вместе с Элинагом Франци организовал выступление в Фессалониках с целью свержения византийской власти. Р.М. Бартикян считает его сподвижником Самуила Комитопула, армянского полководца на византийской службе, перешедшего на сторону болгар и провозглашенного их царем [Бартикян, 1987, с. 197-200; Bryer, Nicol, Fassoulakis, 1975, p. 38-39 (№1А)]. Когда мятеж закончился неудачей, Гаврас попытался бежать в свои земли, но был схвачен и ослеплен. Такая же участь постигла Михаила Гавраса, который в 1040 году принял участие в военном заговоре Григория Таронита в Месанактах [Bryer, 1970, p. 172 (№2)].

Карта княжества Феодоро
Феодор Гаврас и его жена Ирина. Синайское Евангелие (л. 2об-3). РНБ.

Семья прославилась во второй половине XI века, благодаря дуке Трапезунда Феодору Гаврасу, ставшему мучеником. Его племянник Константин Гаврас провозгласил себя независимым правителем на Понте и удерживался у власти в течение 14 лет (1126-1140), пока правительству не удалось ликвидировать мятеж. Столь свойственная для Гаврасов тяга к борьбе против центральной власти, проявлявшая в их семье на протяжении почти двух столетий, заставила Э. Брайера назвать их «неисправимыми провинциальными бунтовщиками» [Bryer, 1970, p. 168].

Между Византией и сельджуками

Крах Константина не означал падение дома Гаврасов. Его представители продолжали играть важную роль в Византийской империи и Сельджуском султанате.

Печать Льва Гавраса
Печать Льва Гавраса, спафарокандидата и хилиарха (XI в.).

Один из них Михаил (II) Гаврас, «человек опытный в воинских делах», носивший титулы севаста и пансеваста. Он был дукой Сирмиона на Дунае и в 1166 году потерпел поражение от венгров. В 1175 году после неудачного похода против сельджуков, в котором Гаврас командовал войсками своего родного Трапезунда,  его отдали под суд, но вскоре вернули все почести [Каждан, 1976, с. 92 (№9); Киннам, 1859, с. 251-252, 287-288, 327-330, 332; Хониат, 1860, с. 168-169; Bryer, 1970, p. 176 (№7)]. Благодаря женитьбе Михаила на Евдокии, племяннице императора Мануила I, Гаврасы смогли войти в могущественный Комниновский клан. У этой пары известен один сын Мануил Гаврас Комнин (ок. 1165-ок. 1215) [Lachowicz, 2020, p. 154 (n.71), 168]. Вероятно, его потомками были военный судья, неизвестный по имени Гаврас Комнин, которого Мануил Филис в эпитафии, составленной по случаю смерти его жены около 1300 года, называет «убийцей варваров» [Brooks, 2002, p. 432; Bryer, 1970, p. 182 (№19)], и Мануил Дука Комнин Гаврас, живший около того же времени жертвователь одного из монастырей в Троаде [Avraméa, 2016; Bryer, 1970, p. 182 (18); Trapp, Beyer, Walther, 2001, no. 26161].

Плита с памятной надписью 1300/01 гг., упоминающей Мануила Дуку Комнина Гавраса
Плита с памятной надписью 1300/01 гг., упоминающей Мануила Дуку Комнина Гавраса.

В 1162/63 гг. упоминается посол Константин Гаврас, направленный к сельджукам с множеством «драгоценных вещей и всякого рода оружия», чтобы удержать их от нападения на византийские земли [Каждан, 1976, с. 92 (№10); Хониат, 1860, с. 154-155; Bryer, 1970, p. 180 (№8)]. Влиятельным вельможей, судя по всему, был севаст Иоанн Гаврас. Сохранилось два экземпляра его печати. На их лицевой стороне изображены св. Георгий и св. Дмитрий в рост, каждый с копьем и щитом. На оборотной монограмма «Гаврас».  Возможно, он тождественен пансевасту севасту Иоаннакию Гаврасу, чье имя упомянуто в документе 1216 года в связи с тяжбой между общиной Самсуна (древняя Приена в Ионии) и монастырем св. Павла на горе Латмос [Bryer, Nicol, Fassoulakis, 1975, p. 39-40 (11A); Seibt, Zarnitz, 1997, p. 52-54].

Печать Иоанна Гавраса
Печать Иоанна Гавраса (конец XII в.). На лицевой стороне св. Георгий и св. Дмитрий. На оборотной монограмма «Гаврас».

При сельджукском дворе большого влияния достиг визирь Ихтияр ад-дин Хасан ибн Гаврас, один из «самых сильных» среди приближенных султана Кылыч Арслана II [Bryer, 1970, p. 180-181 (№9-10)].  Он дважды ездил на переговоры с императором Мануилом I  Комнином во время его неудачной кампании против турок, завершившейся разгромом византийцев при Мириокефалоне (1176) [Киннам, 1859, с. 332-333; Хониат, 1860, с. 243-244], а спустя четыре года отправился с посольством к знаменитому Салах-ад-Дину [Гусейнов, 1987, с. 46].  В 1192 году после смерти султана, которому он верно служил, визирь был жестоко убит туркменами: «Они разрубили его на куски, нацепили на острия копий и пронесли вокруг Севастии в день Торжества Креста Господня» [Гусейнов, 1987, с. 51; Michel le Syrien, 1905, p. 405].  В музее Думбартон-Окс хранится его печать: на аверсе изображена бородатая фигура с короной, копьем в правой руке и акакией – мешочком с прахом, напоминающим о бренности бытия, в левой.  На реверсе арабская надпись «Султан Ихтияр, ад-дин аль-Хасан ибн Гхавра» [McGeer, Nesbitt, Oikonomides, 2005, p. 150].

Печать Хасана ибн Гавраса
Печать Хасана ибн Гавраса (XII в.).

Из других членов рода на сельджукской службе стоит отметить эмира Гавраса, погибшего во время схватки с гвардейцами императора Мануила I Комнина во время похода последнего на Иконий в 1146 году  [Киннам, 1859, с. 59-60; Bryer, 1970, p. 180 (№6)] и Иоанна Гавраса, посла султана Кей-Кубада I в Европу, который обсуждал с римским папой Григорием IX и императором Фридрихом II судьбу Святой Земли в 1234-35 гг. [Bryer, 1970, p. 181 (№12)]. Выходцы из рода Гаврасов, сохраняя свое православное вероисповедание, правили небольшим княжеством Сагик в верховьях Евфрата, населенном армянами-цатами, вплоть до гибели Иконийского султаната в начале XIV века, когда свидетельства о них теряются [Бартикян, 1988, с. 163-169].

Однако в Халдии, как кажется, Гаврасы были полностью вытеснены Комнинами, основавшими в 1204 году Трапезундскую империю. Исключение составляет разве что неизвестный по имени военачальник Гхадрас, отвоевавший у сельджуков Синоп при императоре Мануиле I Великом Комнине. Об этом событии сохранилась приписка на полях Сугдейского синаксаря за 24 июня 1254 года:  «В этот самый день Синопу взял (Великий) Комнин, господин Мануил» [Могаричев, Сазанов, Шапошников, 2009, с. 284]. Он оставался губернатором города до конца 1265-начала 1266 года, когда визирь иконийского султана Парван вновь забрал его у греков. Архонт Гхадрас погиб, обороняя город от турок [Шукуров, 2001, с. 165-167.; Bryer, 1970, p. 181 (№15)].

Гаврасы в империи Палеологов (1261-1453)

В Палеологовское время мы находим более 50 Гаврасов в разных местах возрожденной империи [Trapp, Beyer, Walther, 2001, nos. 3326-3373, 91571-91573, 93290-93292]. Но никто из них не смог достичь того положения, которым пользовались представители семьи в Комниновскую эпоху.

Так уже упомянутый Гаврас Комнин занимал должность военного судьи, что соответствует 53-й позиции византийской «Табели о рангах» [Поляковская, 2001, с. 205]. Иоанн Гаврас Кабалариос (около 1348 года, Сере) носил титул почетный титул этериарха, 63-й в придворной иерархии [Поляковская, 2001, с. 206; Bryer, 1970, p. 184 (№32)].

Генеалогия Гаврасов
Генеалогия Гаврасов. © Андрей Васильев, Княжество Феодоро, 2022

Самым известным из Гаврасов XIV века был сакелларий Святой Софии в Константинополе Михаил Гаврас, который оставил потомкам корпус, из более чем 450 писем, отправленных различным сановникам и аристократам. Он был чудаковатым, писал своеобразным стилем и постоянно о чем-нибудь ныл. В 1326 году он получил от императора шапку, но большей чести его, судя по всему, не удостоили [Байер, 2001, с. 202; Bryer, 1970, p. 183 (№30)].

В XIII-XIV вв. Гаврасы сохраняют связи с двором и высшей знатью, но сами уже не входят в это сословие.  Некоторые из них значатся как «домочадцы», «ближние люди» или даже «слуги» (οἰκεῖος) лиц императорской крови. Таков, например, неизвестный по имени Гаврас, который, будучи тяжело ранен,  ненамеренно предал своего господина Матфея Кантакузина в 1356 году около Филиппополя, в результате чего тот попал в плен к сербам [Bryer, 1970, p. 184 (№33); Cantacuzenus, 1828, p. 330]. Иоанн Гаврас, икей императора Иоанна V Палеолога, проживавший около 1375 года в Верии, неудачно пробовал судиться с Ватопедским монастырем за метохию Петра. Судя по материалам судебного процесса, его жена была связана по отцу со старым византийским родом Дук и знатным албанским кланом Арианити [Bryer, Nicol, Fassoulakis, 1975, p. 42 (№33F); Trapp, Beyer, Walther, 2001, no. 3360].

Сфера деятельности семейства охватывает Константинополь (в конце XIII века какой-то Гаврас продал в  столице участок вдове Михаила VIII Палеолога Феодоре для расширения женского монастыря Константина Липса [Bryer, Nicol, Fassoulakis, 1975, p. 41 (17D)], а также Македонию, где его представители владели землями и поместьями [Bryer, 1970, p. 183-184 (№31-32); Bryer, Nicol, Fassoulakis, 1975, p. 42 (№30А,В,33F)].

Судя по всему, далеко не все Гаврасы, отмеченные в документах XIV-XV вв., принадлежали к одному роду. Некоторые из них были крестьянами-париками, взявшими фамилию своих хозяев [Bryer, 1970, p. 171], другие клириками или горожанами непонятного происхождения [Bryer, Nicol, Fassoulakis, 1975, p. 42-43 (№33 B,C,E,H,J)], один был мелким лавочником в Гераклее Понтийской  – партнером купца, торговавшего с Северным Причерноморьем [Schreiner, 1991, p. 33-65 (n°20,21,49,99)].

Гаврасы и княжество Феодоро

В конце XIX века Ф. А. Браун выдвинул гипотезу о происхождении князей Феодоро от Гаврасов. Для ее обоснования он использовал два допущения: 1) созвучие прозвища Ховра, от которого позже образовалась боярская фамилия Ховрин, с родовым именем Гаврас; 2) возможное происхождение Ховриных с Мангупа, на которое указывают древние русские родословцы.

Гипотезу Брауна поддержали такие авторитетные специалисты по истории средневекового Крыма как А.А Васильев и Н.В. Малицкий [Малицкий, 1933, с. 21-25; Vasiliev, 1936, p. 153-158, 199-201], а позже к ним с некоторыми оговорками присоединился и Э. Брайер [Bryer, 1970, p. 172-173, 184].

Карта княжества Феодоро
Княжество Феодоро и генуэзские колонии в Крыму накануне турецкого завоевания. © Княжество Феодоро, 2022.

С тех пор предпринимались неоднократные попытки найти в византийских источниках того Гавраса, от которого могла произойти крымская ветвь.

Сам Браун ссылался на пример севаста Михаила (II) Гавраса, достигшего высокого положения на закате правления династии Комнинов. По мнению исследователя, он или кто-то другой из членов его рода мог быть назначен правителем – топархом византийских владений в Крыму и превратиться в основателя независимой династии [Braun, 1890, p. 44-45].

А.А. Васильев помещал в основании генеалогического древа князей Феодоро Константина (II) Гавраса, доставившего столь много неприятностей императору Иоанну II Комнину. В своей монографии «Готы в Крыму» он предположил, что, будучи сослан в Херсон, после подавления сепаратистского движения на Понте, опальный вельможа приобрел там большое влияние и в начале XIII века стал независимым правителем [Vasiliev, 1936, p. 157]. Слабые места этой версии сразу бросаются в глаза. Ни один источник не говорит о ссылке Константина в Крым и его дальнейших приключениях на полуострове. Слишком уж далек путь от арестованного и возможного изувеченного мятежника до правителя самостоятельной области. Кроме того, Константин, родившийся на рубеже XI/XII вв., никак не мог играть активную политическую роль столетие спустя.

Энтони Брайер увидел «утерянное звено» между анатолийскими Гаврасами и крымскими Ховрами в лице архонта Гхадраса, губернатора отвоеванного у сельджуков Синопа в 1254-65/66 гг., в пользу чего, впрочем, не привел сколько-нибудь убедительных аргументов [Bryer, 1970, p. 173].

В книге «Загадка княжества Феодоро», написанной в соавторстве с Михаилом Автушенко, мы предложили свою гипотезу. Первым Гаврасом, перебравшимся в Крым, мог быть Феодор II Гаврас, автономный правитель причерноморского Амиса около 1204-1208 гг. Но сегодня она кажется мне более, чем сомнительной. Несмотря на уверенность Алексиса Саввидеса [Savvides, 1985, p. 44-46], существование этого персонажа пока не получается подтвердить источниками [Карпов, 2017, с. 119 (прим. 105)].

Наконец, появление на аукционе Hirsch печати Льва Гавраса (предположительно конца XIII в.) который носил один из высших в византийской придворной иерархии титул кесаря,  позволила А.К. Вассилиу-Збайт увидеть в нем трапезундского наместника в Крыму [Wassiliou-Seibt, 2019]. Однако и здесь мы не выходим за рамки слабо обоснованных предположений, так как об этом представителе рода Гаврасов нет больше никаких данных.

Сегодня, спустя 130 лет после появления гипотезы Брауна, приходится признать, что за это время не удалось найти достоверной информации о связи Гаврасов с княжеством Феодоро, равно как и об их присутствии на полуострове.

© Княжество Феодоро, 2022

Литература

  1. Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро / Х.-Ф. Байер. – Екатеринбург, 2001. – 498 с.
  2. Бартикян P.M. О византийской аристократической семье Гаврас (I) / P.M. Бартикян // Историко-филологический журнал. – 1987. – № 3. – С. 190-200.
  3. Бартикян P.M. О византийской аристократической семье Гаврас (III) / P.M. Бартикян // Историко-филологический журнал. – 1988. – № 1. – С. 163-178.
  4. Гусейнов Р.А. Из хроники Михаила Сирийца (статья пятая) / Р.А. Гусейнов // Письменные памятники востока 1978-79. – Москва: Наука, 1987. – С. 45-56.
  5. Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII веках / А.П. Каждан. – Ереван, 1976. – 190 с.
  6. Карпов С.П. История Трапезундской империи / С.П. Карпов. – 2-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. – 744 с.
  7. Киннам И. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов / И. Киннам. – Санкт-Петербург, 1859. – 365 с.
  8. Малицкий Н.В. Заметки по эпиграфике Мангупа / Н.В. Малицкий // ИГАИМК. – 1933. – Т. 71. – С. 1-48.
  9. Могаричев Ю.М. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени / Ю.М. Могаричев, А.В. Сазанов, А.К. Шапошников. – Симферополь: Антиква, 2009. – 334 с.
  10. Поляковская М.А. Византийская чиновная лестница в эпоху Палеологов / М.А. Поляковская // АДСВ. – 2001. – № 32. – С. 193-212.
  11. Хониат Н. Никиты Хониата история, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. Т. 1 / Н. Хониат. – Санкт-Петербург, 1860. – 446 с.
  12. Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток (1204-1461) : Византийская библиотека / Р.М. Шукуров. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. – 446 с.
  13. Avraméa A. Manuel Ducas Comnène Gavras de Troade à propos de CIG IV2, n°8763 / A. Avraméa // Geographica Byzantina: Byzantina Sorbonensia. – Paris: Éditions de la Sorbonne, 2016. – P. 37-41.
  14. Braun F. Die letzten Schicksale der Krimgoten / F. Braun. – Berlin, 1890. – 88 p.
  15. Brooks S.T. Commemoration of the Dead: Late Byzantine Tomb Decoration, Mid Thirteenth to Mid Fifteenth Centuries: a Dissertation Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy Institute of Fine Arts, New York University / S.T. Brooks. – UMI, 2002. – 708 p.
  16. Bryer А. A Byzantine Family: The Gabrades, c. 979-c. 1653 / А. Bryer // University of Birmingham Historical Journal. – 1970. – № 12. – P. 165-187.
  17. Bryer А. A Byzantine Family: the Gabrades (an Additional Note) / А. Bryer, D. Nicol, S. Fassoulakis // BS. – 1975. – Vol. 36. – P. 38-45.
  18. Cantacuzenus J. Historiarum libri IV. Græce et latine / J. Cantacuzenus. – Bonnæ, Impensis Ed. Weberi, 1828. – 635 p.
  19. Lachowicz P. Power and Aristocracy – Transformation and Composition of the Komnenos “Clan” (1081–1200) – A Statistical Approach / P. Lachowicz // Studia Ceranea. – 2020. – Vol. 10. – P. 141-173.
  20. McGeer E. Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Vol. 5 / E. McGeer, J. Nesbitt, N. Oikonomides. – Washington, 2005. – 216 p.
  21. Michel le Syrien. Chronique de Michel le Syrien. Vol. 3 / Michel le Syrien; tran. J.-B. Chabot. – Paris, 1905. – 562 p.
  22. Savvides A.G. Theodore II Gabras, lord of Amisos in the early 13th c. / A.G. Savvides // Αρχείον Πόντου. – 1985. – № 40. – P. 44-46.
  23. Schreiner P. Texte zur Spätbyzantinischen Finanz und Wirtschaftsgeschichte in Handschriften der Biblioteca Vaticana / P. Schreiner. – Vatican: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1991. – 529 p.
  24. Seibt W. Das byzantinischen Bleisiegel als Kunstwerk. Katalog zur Ausstelung. / W. Seibt, M.-L. Zarnitz. – Wien, 1997.
  25. Trapp E. Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit. CD-vesrion. PLP / E. Trapp, H.-V. Beyer, R. Walther. – 2001.
  26. Vasiliev А.А. The Goths in the Crimea / А.А. Vasiliev. – Cambridge, 1936. – 292 p.
  27. Wassiliou-Seibt A.-K. Leon Gabras kaisar. Ein Beitrag zur Prosopographie der Frühen Palaiologenzeit / A.-K. Wassiliou-Seibt // Studies in Byzantine Sigillography. – 2019. – Vol. 13. – P. 93-104.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 111

Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Константин
Константин
24 дней назад

Всех приветствую,
Почему то фамилию Гаврасов армянские ученые провозглашают армянской, тогда как прямо говориться что это Халдейские князья. 😊😊😊
То что первые лошади от которого произошли все виды лошадей – приручались армянями, так же что и первые собаки от которого произошли все виды собак, тоже армянами приручались, это уже всеобщий факт… 😊😊😊
Но друзья, согласимся что древние Халдеи это долеко не армяне…

Константин
Константин
23 дней назад
Ответить на  Андрей Васильев

Наверно Вам известен ученый Ентони Браиер…. Весь этот регион в его трудах называется Халдеей, пока она не превращается в Трапизонскую Империю…

Константин
Константин
23 дней назад
Ответить на  Константин

Для более быстого ознакомления сбрасываю линк на Википедию. Конечно это не сам источник, но для оперативности это сгодиться.

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Chaldia

Сначала там о стране а в истории сказано что правителями этой страны (Халдеи) являются Гаврасы…
Вообще это фамилие имеет гораздо древнюю историю и она уходит корнями еще на несколько тысяч лет до Халдей черноморской…
Корень Гаврас происходит от Габра, Гебра, Гебер… Что по еврейскому и арамескому значит Мужик… Можете спросить любого человека говорящему на иврите…
😊😊😊
Приятно познакомится с человеком который так глубоко интернсуется историей… 😊😊😊

Константин Габричидзе
Константин Габричидзе
19 дней назад
Ответить на  Андрей Васильев

Теоретически можно себе представить что этнические Халды или Халдейцы привели правителем Армянского правителя… 😊 Я же с этого начал свое возрожение… Как допустим, пригласили в свое время Рюрика, но для меня персонально это маловероятно и не думаю что это будет возможно доказать… Гораздо более вероятно что Таврский народ не исчез а перемешался с другими пришлыми народами и соответственно Россииская империя совершенно верно называло эту часть Таврической губернией, потому что там живут очень древние но потомки и тавров. Я думаю что это очевидность будет видна и по гаплогрупповым днк анализам. То что по гречески звучит как Гавр, потому что в греческом… Подробнее »