Эски-Кермен. Храм Успения

Церковь, расписанная фресками, одна из которых изображает сцену Успения Пресвятой Богородицы (откуда и ее условное название), находится в юго-восточном обрыве плато и является частью небольшого пещерного комплекса. Кроме собственно церкви в него входят гробница, где раскопками выявлены останки двух человек, пещера-усыпальница и небольшая «келья» с нишами, расположенные на небольшой скальной площадке, нависающей над пропастью. Сверху к ней ведут вырубленные в скале ступеньки.

Эски-Кермен. Фрагмент фрески Успения Богородицы по И.Г. Волконской.
Эски-Кермен. Фрагмент фрески Успения Богородицы по И.Г. Волконской.

Храм Успения по праву можно назвать самым загадочным культовым сооружением Эски-Кермена [Домбровский, 1966, с. 46], а может быть и всего юго-западного Крыма.

Помещение размерами 5,7х3 м. и высотой 2,25 м. имеет форму, близкую к прямоугольной, и вытянуто по оси север-юг, а не восток-запад, как это подобало бы церкви. Вход в пещеру с юго-востока и алтарная апсида находится справа от него. Она хотя и содержит полный набор литургических устройств, занимает в пространстве храма очень малое место, находясь в углу помещения. Получается, что священнику приходилось служить литургию в чрезвычайно стесненных условиях. Внизу перед престолом находится загадочное устройство в виде ванночки, не имеющее аналогов в скальной архитектуре Крыма. В восточной части храма в потолке отверстие, а в полу большой прямоугольный выруб, перекрывавшийся деревянным настилом. Это своего рода погреб, в котором, судя по специальным углублениям, некогда стояли большие сосуды-пифосы, предназначавшиеся для хранения воды, зерна и других запасов.

Все эти необычные детали объясняют тем, что в течение своего длительного существования пещера, в которой вырублена церковь, выполняла различные функции.  Почти все исследователи сходятся во мнении, что первоначально на этом месте находилась цистерна для воды. Именно от нее осталось отверстие в потолке, заложенное камнями.  Позже здесь выдолбили пещеру, которая имела хозяйственный характер [Домбровский, 1966, с. 43-44] или была связана с оборонительной системой города, представляя собой боевой каземат [Днепровский, 2012, с. 135]. И лишь по прошествии длительного времени ее переоборудовали в храм и расписали фресками.

Медведев И.Н. Эски-Кермен. Пещерный храм (Храм Успения)
Медведев И.Н. Эски-Кермен. Пещерный храм (Храм Успения). Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря, графа Алексея Уварова. Табл.: LXVII.

Возможно, что изменение целевого назначения пещеры было связано с тем, что рядом оказались похоронены два защитника города, память о которых хотели сохранить их сограждане [Могаричев, 1997, с. 49; Осауленко, 2005, с. 298].  По другой версии, не исключающей полностью первую, причиной устройства здесь храма стало наличие небольшого источника воды, сочившейся по трещине в стене, который почитался святым. Для ее сбора и освещения соответственно использовалось устройство, напоминающее тарапан, и «ванночка» перед алтарным престолом [Днепровский, 2012, с. 144-149].

Северную часть храма расписали фресками, которые сохранились очень плохо. Местами они сильно исцарапаны так, что ничего невозможно разобрать, местами штукатурка полностью осыпалась из-за избытка влаги, обнажив камень, лики умышленно повреждены. В 1929 г. художниками Г. Андреевым и Л. Линно были выполнены акварели интерьера церкви «Успения», включая роспись, а в 2001-2002 гг. искусствовед И.Г. Волконская сделала кальки со всех сохранившихся к этому моменту фрагментов фресок, что позволяет частично реконструировать их изначальный вид.

Подробное описание росписей храма «Успения» содержится в работах О.И. Домбровского, И.Г. Волконской, Е.М. Осауленко, а также в коллективной статье Н.Е. Гайдукова, Э.Н. Каранушеко, А.В. Джанова [Волконская, 2005, с. 217-239; Гайдуков, Карнаушенко, Джанов, 2002, с. 114-125; Домбровский, 1966, с. 42-50; Осауленко, 2005].

Роспись храма «Успения». Акварель Л. Линно и Г. Андреева, 1929.
Роспись храма «Успения». Акварель Л. Линно и Г. Андреева, 1929.

Роспись алтарной апсиды

В конхе апсиды композиция, соединяющая Деисус и видение пророка Иезекииля. В центре изображен Христос, восседающий на престоле. Нимб Спасителя золотистый с красным крестом внутри. Он облачен в пурпурный гиматий и тёмно-бордовый хитон. Правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой руке – закрытое Евангелие. Трон, на котором сидит Христос, золотисто-желтого цвета с жемчужинами.

Христос на престоле. Фреска в конхе апсиды храма «Успения».
Христос на престоле. Фреска в конхе апсиды храма «Успения». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Ему предстоят Богородица и Иоанн Креститель. От изображения Богоматери остались лишь часть нимба с фрагментом головы и небольшая нижняя часть фигуры. Предтеча, фигура которого сохранилась несколько лучше, одет в оливковый гиматий и желтый хитон. Между престолом и фигурами предстоящих изображены ангельские силы. Левый ангел с шестью крылами (серафим), правый с четырьмя (херувим).

Христос на престоле. Фреска в конхе апсиды храма «Успения» по И.Г. Волконской.
Христос на престоле. Фреска в конхе апсиды храма «Успения» по И.Г. Волконской.

В предалтарной арке с обеих сторон от Деисуса размещена сцена Благовещенья. От изображения архангела Гавриила в левой части сохранились лишь нижняя часть лика и шея. Богоматерь изображена в рост справа, в традиционных одеждах и красных башмачках. Ее лева рука направлена к архангелу. Посередине арки надпись: «Радуйся, Обрадованная. Благовещенье». Под фигурой Богоматери виден остаток нимба какого-то святого.

Богоматерь в правой предалтарной арке храма «Успения».
Богоматерь в правой предалтарной арке храма «Успения». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

В нижнем регистре – остатки сцены «Поклонение жертве», сформировавшейся во второй половине XII в. как ответ на богословские споры в Византии о сущности евхаристии. В центре находилось изображение Христа-Младенца в чаше, ныне почти полностью утраченное. К нему склоняются фигуры ангелов с рипидами в руках. За ними стоят святители, от которых сохранились только остатки нимбов [Волконская, 2004, с. 131-134].

Схема росписи алтарной апсиды храма «Успения» по И.Г. Волконской.
Схема росписи алтарной апсиды храма «Успения» по И.Г. Волконской.

В том месте где потолок соединялся с апсидой, по свидетельству Н. Репникова, в первой половине прошлого века просматривалось изображение Спасителя в круглом медальоне [Репников, 1939, с. 129]. Сегодня оно полностью утрачено.

Алтарная часть храма «Успения».
Алтарная часть храма «Успения». Акварель Л. Линно, Г. Андреева, 1929.

Роспись северной стены

В нише жертвенника, который расположен слева от алтаря, поясное изображение Одигитрии, написанное такими же чистыми и яркими красками, как и фрески апсиды. Слева от него в центральной части северной стены остатки изображений двух святых в рост. Каждое из них занимает площадь примерно 141х55 см.

Первый святой – молодой воин с щитом и копьем. Судя по фрагменту надписи, это св. Георгий Победоносец [Виноградов, 2002, с. 56].  От него сохранились часть лика, очертания нимба, щит за левым плечом и копье в правой.  По сравнению с фреской храма «Трех всадников» образ Святого Георгия в храме «Успения» характеризуется большей статичностью, торжественностью и монументальностью.

Схема росписи северной стены храма «Успения» по О.И. Домбровскому.
Схема росписи северной стены храма «Успения» по О.И. Домбровскому.

Рядом с ним изображение святителя в крещатом полистарвии и белом подризнике. Лик его не сохранился, но судя по всему, это уже немолодой человек с клиновидной бородкой и седыми волосами. Правая рука приподнята в благословляющем жесте, в левой он держит Евангелие. В начале прошлого века Н.Л. Эрнст видел рядом остатки греческой надписи, из которой следовало, что здесь изображен некий «архиепископ и патриарх», но от его имени уже тогда оставались только две буквы [Эрнст, 1929, с. 29-30]. В результате попытки разгадать этот ребус появились версии, что здесь мог быть изображен один из глав константинопольской церкви Сергий I (610-638), Сергий II (999-1019) или Арсений (1255-1265). Патриаршество последнего близко к времени создания фрески.

Суровый аскет Арсений Авториан бросил вызов императору Михаилу VIII Палеологу, пришедшему к неограниченной власти в результате преступления: в канун Рождества 1261 года он ослепил своего соправителя малолетнего Иоанна IV Ласкариса, права которого клятвенно обещал соблюдать. Патриарх отлучил императора-клятвопреступника от церкви, за что был низложен и отправлен в ссылку. Многие православные продолжали считать Арсения законным главой церкви, а после смерти святым. Возникший в результате его смещения раскол длился до 1310 года [Виноградов, 2002, с. 57; Виноградов, Луковникова, 2008, с. 126; Гайдуков, 2002]. Получается, что жители Эски-Кермена находились в оппозиции по отношению к светским и церковным властям в Константинополе, поддержав изгнанного патриарха.

В верхнем левом углу северной стены видны остатки евангельской сцены Сретенья. Иосиф и Мария приносят Иисуса в храм, где их встречают св. Симеон и Анна. Лучше всего сохранился лик Симеона, принимающего из рук родителей Богомладенца. Он изображен как старец с седой бородой и длинными волосами. В нижнем регистре под сценой Сретения – три ветхозаветных пророка со свитками, очень плохой сохранности [Осауленко, 2005, с. 298].

Св. Симеон Богоприимец, фреска на северной стене храма «Успения».
Св. Симеон Богоприимец, фреска на северной стене храма «Успения». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Роспись западной стены

Всю расписанную фресками часть западной стены занимает композиция Успения Пресвятой Богородицы, размерами 159х90 см. В настоящий момент она сильно фрагментирована: уцелели лишь очертания фигуры Марии, возлежащей на ложе, склоняющегося над ней Спасителя и почти неразличимые лица апостолов. К счастью, до нас дошли описания и зарисовки фрески, сделанные в то время, когда ее сохранность была значительно лучшей, и помогающие составить представление о ее внешнем виде.

Богородица лежит на высоком резном ложе со свисающим до пола покрывалом. Она одета в синюю тунику и коричневый мафорий. Над ложем – склонившийся Христос с младенцем, символизирующим душу Марии, на руках. Видны часть нимба, волос и одежды. Справа от Спасителя – фрагмент фигуры ангела: присмотревшись можно заметить крыло и часть нимба.

Эски-Кермен. Фреска Успения Богородицы в пещерном храме.
Эски-Кермен. Фреска Успения Богородицы в пещерном храме. Реконструкция Е.М. Осауленко (2005).

Наибольшее внимание исследователей привлекали изображения скорбящих апостолов, обступивших лежащую Богоматерь с двух сторон. Левая группа почти не просматривается из-за многочисленных повреждений. Фигуры правой группы расположены в два ряда. Редкий случай для пещерных храмов – видны лики нескольких из них, полные человеческих эмоций: скорби и печали.

В нижнем ряду один из апостолов в коричневом гиматии и синем хитоне склонился к ложу, простерев вперед руки. Другой – относительно молодой человек с темными волосами смотрит в противоположную сторону, прикрывая лицо ладонью в скорбном жесте. Во втором (верхнем) ряду между ними погрудное изображение зрелого мужчины с высоким лбом, усами и короткой бородой. Он смотрим куда-то вбок печальным взором, подперев щеку рукою. Слева от него, ближе к ложу, склонившись, стоит седобородый старец. Рядом с ним сохранилась верхняя часть головы еще одного апостола с прямыми темными волосами.

Эски-Кермен. Храм «Успения». Правая группа апостолов у ложа Богородицы по О.И. Домбровскому
Эски-Кермен. Храм «Успения». Правая группа апостолов у ложа Богородицы по О.И. Домбровскому.

Генерал Ф.А. Козен, впервые упомянувший храм «Успения» в своей записке о посещении Эски-Кермена, составленной в 1821 году, писал, что его фрески сделали бы честь веку Чимабуэ [Козен, 1828, с. 42]. В путеводителях XIX века сравнение Эски-Керменских росписей с творением одного из предтеч ренессанса стало своеобразным штампом. Однако, если присмотреться к иллюстрации композиции «Успения Богородицы», приведенной в книге О.И. Домбровского «Фрески средневекового Крыма», создается впечатление некоторой ее лубочности.  Живописцу явно недоставало мастерства: фигуры, головы, руки апостолов подчас непропорциональны друг другу, а лики, изображенные в строгом соответствии с каноном, своей схематичностью напоминают застывшие маски. Все это заставляет думать, что автором фрески был талантливый, но недостаточно умелый провинциальный художник [Домбровский, 1966, с. 48-49; Осауленко, 2005, с. 309-312].

Перед ложем Богоматери на фоне спускающегося вниз узорчатого покрывала с тяжёлой каймой в прошлом веке было видно чудо с Ефонием. Согласно легенде, этот злокозненный иудей попытался опрокинуть одр Богородицы, за что был наказан ангелом, отсекшим ему руки. Грешник получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния.

Потолочные росписи

На потолке изображены две евангельских сцены: Рождество и Крещение Христовы.  Первая почти полностью утрачена. Вторая, написанная впритык к Успению, сохранилась несколько лучше.  Обнажённый Спаситель изображен стоящим в водах Иордана в полный рост. На его голове кремово-красный нимб. Лицом он обращен к зрителю. На берегу, слева от Иисуса стоит Иоанн Креститель, простерев над его головой правую руку. По традиции у него длинная прямая борода и волосы, ноги босы. Предтеча облачен в фиалковый плащ и желтый хитон.  За ним еще она фигура – возможно библейский пророк со свитком, на котором какая-та почти нечитаемая греческая надпись. На противоположном берегу – две другие фигуры, возможно ангельские, ныне почти полностью утрачены.

Крещение Господне. Фреска в храме «Успения» на Эски-Кермене.
Крещение Господне. Фреска в храме «Успения» на Эски-Кермене. Акварель Л. Линно и Г. Андреева (1929).

По мнению Е.М. Осауленко, в нижней левой части у ног Иисуса изображено божество реки Иордан в виде зеленокожего толстяка, сидящего по-турецки. В руке он держит перевернутый кувшин с длинной тонкой ручкой. Справа в водах реки, три плывущие одна над другой, большие рыбы [Осауленко, 2005, с. 301-302]

Крещение Господне. Фреска в храме «Успения».
Крещение Господне. Фреска в храме «Успения». Реконструкция Е.М. Осауленко (2005).

Штукатурка с храм стена «Успения» полностью аналогична штукатурке из храма «Трех всадников». Искусствовед И.Г. Волконская считает, что обе церкви расписаны одновременно, на что указывает также сходство в стиле и колорите фресок, и произошло это в последней четверти XIII века [Волконская, 2004, с. 223-225; Гайдуков, 2006, с. 202], незадолго до гибели Эски-Кермена.

© Княжество Феодоро, 2021

Библиография

  1. Виноградов А.Ю. К вопросу о средневековой эпиграфике юго-западного Крыма / А.Ю. Виноградов // Сурож, Сугдея, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины. – Киев, 2002. – С. 55-58.
  2. Виноградов А.Ю. К вопросу о датировке росписей пещерных храмов «Успения» и «Донаторов» в Крыму / А.Ю. Виноградов, Е.А. Луковникова // Вопросы эпиграфики. – 2008. – № 2. – С. 124-133.
  3. Волконская И.Г. Иконографические схемы алтарных росписей храма «Успения» и храма «Донаторов» / И.Г. Волконская // Древний город Эски-Кермен: Археология, история, гипотезы. – Санкт-Петербург, 2004. – С. 131-134.
  4. Волконская И.Г. Эски-керменские фрески. Новые исследования / И.Г. Волконская // Церковные древности. – Симферополь, 2005. – С. 217-239.
  5. Гайдуков Н.Е. Новые данные по храмовым росписям Эски-Кремена и его округи / Н.Е. Гайдуков, Э.Н. Карнаушенко, А.В. Джанов // Православные древности Таврики: Сборник материалов по церковной археологии. – Киев, 2002. – С. 114-125.
  6. Гайдуков Н.Е. Новое прочтение одной надписи храма Успения пещерного города Эски-Кермен: Арсениты в Тавриде? / Н.Е. Гайдуков // Лев Николаевич Гумилев: Теория этногенеза и исторические судьбы Евразии: в 2 т. – Санкт-Петербург, 2002. – Т. 1. – С. 169-171.
  7. Гайдуков Н.Е. Сакральное пространство и литургические устройства в доиконоборческих пещерных храмах Юго-Западной Таврики / Н.Е. Гайдуков // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. – Москва: Индрик, 2006. – С. 186-215.
  8. Днепровский Н.В. К вопросу о генезисе и назначении комплекса пещерного храма «Успения» в Эски-Кермене / Н.В. Днепровский // МАИАСК. – 2012. – Т. 4. – С. 125-193.
  9. Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма / О.И. Домбровский. – Киев: АН УССР, 1966. – 126 с.
  10. Козен Ф.А. Выписка из письма о Троглодитах / Ф.А. Козен // ЖМПС. – 1828. – Т. 12. – С. 13-48.
  11. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
  12. Осауленко Є.М. Фрески церкви «Успіння» на Ескі-Кермені – пам’ятка монументального живопису Кримської Готії першої половини ХІV століття / Є.М. Осауленко // Сугдейский сборник. – 2005. – Т. 2. – С. 285-314.
  13. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  14. Эрнст Н.Л. Эски-Кермен и пещерные города Крыма / Н.Л. Эрнст // ИТОИАЭ. – 1929. – Т. 3(60). – С. 15-43.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 216

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии