Проход от городских ворот Эски-Кермена высечен в виде коридора в скальном массиве, от которого начинается главная улица. В восточной стене коридора находится большой пещерный комплекс, известный как «Зал Суда» или «Судилище». Благодаря своему местоположению, он еще с конца XVIII века привлекал внимание путешественников.
Анонимный французский автор, составивший свои путевые заметки в 1784 году, среди прочих храмов Эски-Кермена упомянул большую и необычную церковь, свод которой поддерживают колонны. О церкви с правой стороны от ворот, перекрытых каменным сводом, писал П.И. Сумароков в своих «Досугах крымского судьи» [Сумароков, 1805, с. 47-50].
«Поднялись наверх с трудом, – читаем в «Очерках Крыма» Евгения Маркова. – Глубокая дорожка, вроде траншеи, врезана между стенами камней; это настоящий крепостной вход. Первая пещера наверху, направо от дороги, замечательна сложностью и величиною. В ней, несмотря на разрушение, хорошо заметны вырубленные своды, столбы, проходы из одного отделения в другое; отделений этих было четыре или пять; некоторые из них положением и формою напоминают алтари.
В сводах множество окаменелых устриц большого размера и наплывы сталактитной массы неправильных форм; кое-где заметны заржавевшие следы когда-то бывших железных скреп. В помещениях алтарей с трудом можно заметить неясные остатки фресок. Первые отделения от входа совсем почти завалены, в левом углу, сейчас же у наружного отверстия, стоит каменный гроб простой формы, прикрытый каменною же плитою без всяких насечек и надписей. Другой такой же гроб раскрыт и опустошен; в куче обломков заметны куски гробов, совсем разбитых.
Старик Сеид-Мазин из Бахчисарая, провожавший нас в Эски-Кермен, – уверял меня, что он был несколько лет тому назад проводником графа Уварова, по распоряжению которого будто бы был раскрыт один гроб и в нем будто бы найден скелет человека с золотыми кольцами. Без сомнения, Сеид говорил о графе Уварове, авторе археологического сочинения о Крымских древностях. Старик добавил, что в то время эклисе была почти совсем цела, и на стенах видны были писанные красками фигуры людей. Татары верят, что эта большая пещера была греческою церковью, а некоторые путешественники считают ее остатком монастыря» [Марков, 1884, с. 471-472].
Необычный внешний вид пещерного помещения стал причиной того, что далеко не все хотели видеть в нем храм [Караулов, 1872, с. 58-59]. Первые экскурсоводы называли его «Залом Суда», поскольку находящееся на возвышении горнее место напоминало им судейское кресло, а каменные скамьи в боковых полукружиях – сиденья для обвиняемых, свидетелей и стражи. Благодаря таким ассоциациям памятник приобрел мрачноватую славу, которая развеялась лишь после начала его археологических исследований в 30-х годах прошлого века. Благодаря им удалось в общих чертах составить представление об устройстве этой экстравагантной церкви, состоявшей из нескольких смежных помещений, общей площадью более 140 квадратных метров.
С улицы в комплекс ведут две двери, между которыми расположено окно. Их проемы имеют гнезда для деревянных коробок. Южный, парадный вход с обоих сторон фланкирован аккуратно вытесанными полуколонками.
Через него прихожане могли попасть в главное помещение комплекса, которое, собственно, и представляло из себя храм. В его восточной части находится полукруглая апсида, к которой примыкает вырубленный в скале каменный синтрон с горним местом, предназначенным для архиерея, посередине.
Впереди епископского кресла видно квадратное углубление для престола. Алтарное пространство находится на некотором возвышении, раньше оно отделялось от наоса преградой, от которой осталось основание, также вырубленное в камне. В древности апсида была расписана фресковой живописью. Еще в первой половине прошлого века под копотью были видны фрагменты нимбов и силуэт поясного изображения Предтечи из Деисуса.
В северную часть комплекса вела отдельная дверь с тремя ступеньками. Судя по всему, раньше она была отделена от центрального помещения перегородками. Ее потолок опирался на четыре столба, два из которых в настоящее время рухнули. Стена как бы выгнута наружу и разделена на четыре примыкающих друг к другу полукружия с каменными скамьями. В трех из них – вырубные гробницы.
В четвертом – резервуар, в который через трещину в скале поступала вода, каменная крещальня и еще одна гробница. В потолке видно заложенное камнями горло зерновой ямы, которая относится к раннему периоду существования крепости. Позже, при вырубке северной части «Судилища» ее нижняя часть была разрушена.
В южной части, смежной с наосом, еще одно характерное полукружие, в котором высечена длинная двухступенчатая скамья. В юго-западном углу в сторону обрыва имеется дверной проем, некогда выводивший на навесной балкончик.
Восточная часть южной половины этого странного архитектурного ансамбля представляет собой анфиладу из трех соединенных друг с другом пещерных помещений. Первое со скамьями по северной и южной сторонам скругляется на востоке, где пробита дверь во вторую двухкамерную «комнату». В ее полу имеются две вырубные гробницы, а на стенах пазы для установки деревянных конструкций.
Третье помещение является маленькой часовней, размерами 3×2,5 м. Вдоль ее длинных стен расположены скамьи. В восточной части – апсида, со скальным порогом и примыкающим к стене престолом [Днепровский, 2014a, с. 184, 2014b, с. 146-148; Могаричев, 1997, с. 44-46; Репников, 1939, с. 121-124].
Значительная часть потолка в западной части комплекса, который оказался слишком тонким для столь большого помещения, обвалилась в результате неоднократно имевших место за прошедшие столетия землетрясений.
Когда возникало это причудливое архитектурное сооружение и до какого времени просуществовало? Строилось ли оно по одному плану или возникло в результате соединения нескольких существовавших ранее самостоятельно помещений? Каково функциональное назначение его странных зон с полукружиями, напоминающими апсиды, и скамьями?
Однозначных ответов на эти вопросы на сегодняшний день нет. Выдвигаемые версии прямо противоположны друг другу.
Так, в археологической реконструкции, предложенной Ю.М. Могаричевым, первоначальная церковь имела форму триконха (трилистника), такую же как храм «Трех всадников» и «Большой храм» над подъемной дорогой. На севере находилась небольшая крещальня с резервуаром для воды, отгороженная от основного помещения, состоявшего из алтарной части и наоса с полукруглой скамьей с юга. Время ее постройки относится к XI-XII вв. Отдельно от большой церкви существовала маленькая часовня со своим входом. Позже в конце XII-XIII вв. она была соединена анфиладой комнат с главным храмом, который одновременно был расширен к северу [Могаричев, 1997, с. 45-46].
Другая датировка основана на анализе литургического устройства первоначального храма. Отсутствие следов жертвенника и выдвинутая вперед П-образная преграда позволили предположить, что время его строительства относится к периоду между VI и X вв [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 74,79]. Н.Е. Гайдуков впоследствии отнес его к особому типу «храмов с экседрами» и дал более узкую дату: VI–VII вв [Гайдуков, 2006, с. 197]. По мнению исследователя, пещерная церковь была построена одновременно с оборонительными сооружениями Эски-Кермена или даже ранее, а позже существенно расширена: с севера к ней был прирублен обширный неф, а с юга – галерея, соединившая центральное помещение с небольшой часовней, существовавшей независимо от него. Возможно, что здесь хранился «палладиум» города – чтимая икона. Не исключено также, что «Судилище» и Базилика на главной площади были связаны друг с другом, являясь двумя соборными храмами Эски-Кермена [Гайдуков, 2010, с. 185-186].
В серии статей Н.В. Днепровского проводится мысль, что «Судилище» могло быть связано с монастырем, существовавшим, по мнению автора, в районе центральных городских ворот [Днепровский, 2014a, с. 182-183, 2013, с. 150]. После гибели и запустения города в конце XIII века он «сжался» до прежней алтарной части, поскольку сил на его полноценное восстановление оставшиеся в живых местные жители уже не имели [Днепровский, 2016, с. 100-102].
По мнению же А.А. Гуськова, комплекс в своем нынешнем виде появился в результате соединения нескольких жилых и хозяйственных помещений только в XIV веке, когда город был покинут населением и последними его обитателями оставались монахи [Гуськов, 2007, с. 175, 2010, с. 167-168].
Все это многообразие мнений наглядно демонстрирует, что загадки «Судилища» еще далеки от окончательного решения.
© Княжество Феодоро, 2021
Библиография
- Виноградов А.Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А.Ю. Виноградов, Н.Е. Гайдуков, М.С. Желтов // Российская археология. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
- Гайдуков Н.Е. Сакральное пространство и литургические устройства в доиконоборческих пещерных храмах Юго-Западной Таврики / Н.Е. Гайдуков // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. – Москва: Индрик, 2006. – С. 186-215.
- Гуськов A.A. Атлас пещерных городов Крыма: путешествие к строителям и обитателям пещер. Атлас пещерных городов Крыма / A.A. Гуськов. – Харьков: Курсор, 2007. – 196 с.
- Гуськов A.A. Образование формы пещерного храма «Судилище» в пещерном городе Эски-Кермен (Крым) / A.A. Гуськов // Спелеология и спелестология: развитие и взаимодействие наук. Сборник материалов II Международной научной заочной конференции. – Набережные Челны, 2010. – С. 164-168.
- Днепровский Н.В. К вопросу о каноничности литургической планировки храмового комплекса «Судилища» на Эски-Кермене: херсонские параллели / Н.В. Днепровский // Спелеология и спелестология. Материалы международной научной заочной конференции. – 2014a. – № 5. – С. 178-185.
- Днепровский Н.В. К вопросу о последнем этапе существования храмового комплекса «Судилище» на Эски-кермене / Н.В. Днепровский // Пещеры как объекты истории и культуры сборник материалов Международного научного форума. – Воронеж, 2016. – С. 96-102.
- Днепровский Н.В. К вопросу о происхождении парэкклисия пещерного храма «Судилище» на Эски-Кермене / Н.В. Днепровский // Спелеология и спелестология. Материалы международной научной заочной конференции. – 2013. – № 4. – С. 150-158.
- Днепровский Н.В. К вопросу об устройстве баптистерия, входящего в комплекс пещерного храма «Судилище» на Эски-Кермене / Н.В. Днепровский // Спелеология и спелестология. Материалы международной научной заочной конференции. – 2014b. – № 5. – С. 140-151.
- Караулов Г.Э. Крымские пещерные города и крипты / Г.Э. Караулов // ЗООИД. – 1872. – Т. 8. – С. 39-108.
- Марков Е.Л. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, природы и истории / Е.Л. Марков. – Москва, 1884. – 593 с.
- Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
- Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
- Сумароков П.И. Досуги крымскаго судьи или Второе путешествие в Тавриду. Часть 2. Досуги крымскаго судьи, или, Второе путешествие в Тавриду / П.И. Сумароков. – Санкт-Петербург, 1805. – 328 с.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.
Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.
Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.