Поделиться ссылкой:
Северная оконечность Эски-Кермена, восточный и большая часть западного склона представляют собой неприступные вертикальные обрывы высотой до 30 метров. Южный склон более пологий. К нему с юго-запада подходит седловина, облегчающая подъем.
Подъемная дорога
Около нее сходятся древние пути в город из огибающих его ущелий, а также из Шулинской долины, идущие через перевалы Кафка-Богаз и Чилтер-Богаз. Хотя подъем на плато возможен еще в нескольких местах по скальным кулуарам, все они слишком круты для колесного транспорта. Поэтому византийские инженеры, возводившие крепость, устроили подъемную дорогу с наиболее пологой южной стороны плато, вырубив три ее марша в цельном массиве скалы. Их ширина составляет от 3,5 до 4,0 м. Для удобного подъема повозок в ней были пробиты колеи, ширина между которыми 2,5 м. Участки скалы между маршами дороги служили каменоломней и до сих пор хранят следы рубки квадров.
Извивающаяся змеей дорога ведет к главным городским воротам. Кроме трех упомянутых маршей у нее есть еще и «нулевой» – пологий грунтовый участок, ведущий точно с юга на север по направлению к скальному останцу, напоминающему голову черепахи. Под ним она поворачивает в южную сторону, переходя в первый марш, вырубленного в скале «дорожного полотна».
Юго-западный край площадки первого марша давно обвалился вниз и лежит у подножья. Раньше на нем находилась небольшая часовня, а рядом с ней вырубная гробница. Еще одна часовня находилась буквально в «двух шагах» от нее, у места начала подъема по второму маршу. Ее основание также вырублено в скале, а стены были сложены из камня. Между часовнями – гробницы, а в толще скалы – пещерные усыпальницы [Днепровский, 2011, с. 160-161; Репников, 1939, с. 115-116].
Второй марш дороги во всем аналогичен первому, однако в древности по какой-то причине большая его часть была преднамеренно стесана, в результате чего подъездной путь в город оказался разрушен. Впоследствии его попытались восстановить. Разрушенную основу заменили насыпью из щебня, закрепив ее со стороны склона над первым маршем, опорной стеной. Следы разрушений хорошо заметны там, где второй марш переходит в третий – здесь, в месте поворота, дорога стесана без остатка [Репников, 1939, с. 89-90].
Пещерные храмы у въезда в город
Верхний, третий марш ведет к городским воротам вдоль скального обрыва с искусственными пещерными сооружениями: храмами, гробницами и усыпальницами. Их создание относят к X-XI вв, т.е. к тому времени, когда старый некрополь на юго-восточном склоне плато оказался заброшен, а на его месте разбили виноградники [Могаричев, 1997, с. 42-44].
Похоронный обряд, распространившийся на рубеже тысячелетий в горном Крыму, предполагал двойное погребение усопшего. Первоначально его тело помещали в каменную гробницу, подобную тем, что высечены в верхнем марше подъемной дороги. Как правило, они были прямоугольной или слегка округлой формы в рост человека, с закрывавшими их плитами перекрытия, которые вводились в специальные вырубные «заплечники». Таким образом в едва прикрытой плитой гробнице находился разлагающийся труп, к которому легко могли подзахоронить «соседа».
Спустя некоторое время, когда тела полностью истлевали, останки переносили в специальную усыпальницу (оссуарий). Оссуарии представляли собой овальные помещения с нешироким входом, также вырубленные в скале. Кости в них лежали в полном беспорядке в ожидании дня воскресения мертвых. Обряд, подобный крымскому, зафиксирован, в частности на Афоне и возможно имеет малоазиатское происхождение [Репников, 1939, с. 157-159; Харитонов, 2004, с. 118-119].
Самыми большими пещерными сооружениями кладбищенского комплекса были вырубные храмы, расположенные здесь же на расстоянии примерно 25 метров друг от друга. Уровень пола «Большого храма» находится приблизительно на 2,5 метра выше уровня поверхности дороги. Первоначально из-под обрыва в него вела лестница, сложенная насухо. При этом строители использовали в том числе облицовочные камни старой византийской стены. В плане церковь имеет форму трилистника. Ее размеры 4×4,7×2,3 м. Западная стена в настоящее время отсутствует, судя по наличию пазов и гнезд для балок она была деревянной.
Апсида расположена в восточной части и отделяется от боковых стен храма скальными простенками, которые, поднимаясь к потолку, образуют алтарную арку. К восточной стене примыкает каменный синтрон, в полу алтарной части – вырубки для престола. Гнезда для крепления балок в простенках, потолке и полу предназначались для деревянной алтарной преграды. Вдоль северной и южной стен церкви вырублены скамьи [Могаричев, 1997, с. 41]. Рядом с храмом пять усыпальниц и пять гробниц [Репников, 1939, с. 117].
«Малый храм», сопровождаемый тремя усыпальницами находится почти у самых городских ворот. Он представляет собой помещение прямоугольной формы размерами 4,1×4,7×2 м., вытянутое с севера на юг, таким образом, что его ширина больше длины. Западная стена с дверным проемом в настоящее время частично разрушена.
Напротив, входа относительно глубокая (1,7×2,3 м.), если учитывать небольшие размеры помещения, апсида, ранее отделявшаяся от нефа деревянным иконостасом. Престол был высечен в скале. Его изображение можно увидеть на гравюре из неизданного альбома графа Уварова.
В 20-х-30-х гг. нашего века он уже был сбит и опрокинут [Могаричев, 1997, с. 41-42; Репников, 1939, с. 117-118]. Вдоль северной стены храма широкая скамья или лежанка, высотой около метра, которая могла использоваться для отпевания покойника [Гайдуков, 2006, с. 200], аналогичная, но более узкая конструкция видна у южной стены.
Любопытной особенностью храма является наличие смежного помещения с лежанкой и окном, выходящим на дорогу. Возможно, оно предназначалась для причётника церкви, одновременно выполнявшего обязанности стражника или привратника [Днепровский, 2012, с. 83-84; Могаричев, 1997, с. 41]. По другой версии здесь находилась ризница [Эрнст, 1929, с. 27].
Оба храма являлись частью кладбищенского комплекса, к которому тяготели и две наземные часовни с гробницами между первым и вторым маршами подъемной дороги. По всей видимости, каждая из часовен обслуживала какую-то часть населения или несколько семей из числа с тех, кто не мог позволить себе более престижное захоронение в черте города – на центральной площади у базилики или в храме «Судилище» [Могаричев, 1997, с. 42].
Главные городские ворота
Возвышающийся над третьим маршем дороги скальный массив, в котором в X-XI вв., вырубили пещерные сооружения, в пору существования ранневизантийской крепости представлял собой неприступную преграду для противника, усиленную проходящей по бровке обрыва стеной.
Параллельно ей с правой стороны от дороги шла еще одна передовая стена (протейхизма), от которой сегодня остались вырубки в скале – «постели». Таким образом верхний марш дороги собой своеобразный коридор, проходивший в пространстве между двумя стенами (перибол) и запиравшийся с южной и северной сторон двустворчатыми воротами («А» и «Б»).
В протейхизме были устроены две калитки («Г» и «Д»), которые могли использоваться защитниками для вылазок, тем более опасных для врага, что скрытое пространство перибола давало возможность незаметно сосредоточения сил.
У ворот перибола противник оказывался в сложном ситуации. Он вынужден был штурмовать их, находясь под постоянным обстрелом с тыла и флангов, не говоря уже о лобовой защите. Наличие протейхизмы охраняло главные городские ворота (ворота «В»), так как подвести к ним осадные машины можно было только захватив перибол [Репников, 1939, с. 90-91].
В конце третьего марша было устроено еще одно хитрое приспособление: противотаранный камень – специально оставленное при прокладке дороге скальное возвышение в массиве скалы. Оно одновременно укрепляло полотна ворот «Б» и препятствовало подведению к главным городским воротам тяжёлых осадных орудий, передвигавшихся на колёсах или бревенчатых катках [Харитонов, 2004, с. 26-28].
Перед городскими воротами перибол расширялся, формируя своеобразный внутренний дворик, огороженный стенами, сходившимися на скалистом мысу, где находилась оборонительная башня. Другая башня защищала воротный проезд, будучи расположенной над коридором, шириной 2,5 м., полностью прорубленном в массиве скалы, в который вели городские ворота. Они были двустворчатыми, открывались внутрь. Изнутри их запирал деревянный брус, концы которого заводились в стены прохода [Репников, 1939, с. 92].
Перекрытие воротного проезда было сводчатым. Его еще застали путешественники, посещавшие город в начале XIX века [Сумароков, 1805, с. 47-50]. Когда-то над ним стояла прямоугольная башня, справа и слева от которой размещались боевые площадки для защитников. Впоследствии башня была разрушена или разобрана, а на ее месте построили часовню [Виноградов, 2016, с. 175-176; Репников, 1939, с. 92-93].
В скальном коридоре за воротами вырублено несколько искусственных пещер. Первоначально здесь мог находиться продовольственный склад (выявлены остатки зерновых ям) и с караульным помещением. Впоследствии их расширили и стали использовать для хозяйственных нужд, на что указывают такие элементы как кормушки и кольца для скота [Могаричев, 1992, с. 58; Репников, 1939, с. 122-123]. Справа от воротного проезда – пещерный храм «Судилище».
© Княжество Феодоро, 2020
Литература
- Виноградов А.Ю. Храмик над главными воротами Эски-Кермена и средневековая традиция надвратных церквей / А.Ю. Виноградов // МАИЭТ. – 2016. – Т. 21. – С. 174-192.
- Гайдуков Н.Е. Сакральное пространство и литургические устройства в доиконоборческих пещерных храмах Юго-Западной Таврики / Н.Е. Гайдуков // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. – Москва: Индрик, 2006. – С. 186-215.
- Днепровский Н.В. К вопросу о назначении эски-керменского «пещерного храма у городских ворот» / Н.В. Днепровский // Причерноморье. История, политика, культура. – 2012. – Т. 8(3). – С. 81-98.
- Днепровский Н.В. Культовый комплекс у Южных ворот Эски-Кермена / Н.В. Днепровский // МАИАСК. – 2011. – № 3. – С. 148-186.
- Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения средневековых городищ юго-западного Крыма (вопросы классификации, хронологии, интерпретации) / Ю.М. Могаричев // Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь, 1992. – С. 5-132.
- Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики / Ю.М. Могаричев. – Симферополь, 1997. – 384 с.
- Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
- Сумароков П.И. Досуги крымскаго судьи или Второе путешествие в Тавриду. Часть 2. Досуги крымскаго судьи, или, Второе путешествие в Тавриду / П.И. Сумароков. – Санкт-Петербург, 1805. – 328 с.
- Харитонов С.В. Древний город Эски-Кермен. Археология. История. Гипотезы / С.В. Харитонов. – Санкт-Петербург, 2004. – 156 с.
- Эрнст Н.Л. Эски-Кермен и пещерные города Крыма / Н.Л. Эрнст // ИТОИАЭ. – 1929. – Т. 3(60). – С. 15–43.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.