Храм св. Троицы в Керменчике.

Керменчик. Храм св. Троицы

Айя-Триада – главный храм средневекового Керменчика, многолюдного поселения, находившегося под защитой одноименной крепости. Этот, по выражению председателя ТУАК А.И. Маркевича, «поистине драгоценный памятник христианства в Крыму», был варварски уничтожен в годы Советской власти.

Храм св. Троицы в Керменчике. Резная деталь.
Храм св. Троицы в Керменчике. Резная деталь. Фото 1927 года.

Еще в конце XIX в. в окрестностях Керменчика были известны остатки одиннадцати церквей, от восьми из которых сохранялись названия: св. Троицы, св. Космы и Дамиана, св. Феодора Тирона, св. Феодора Стратилата, Успения Богородицы, св. Евфимия, св. Иоанна Предтечи и св. Максима Бертье-Делагард, 1899, с. 25].

Самой значительной из них была церковь св. Троицы примерно 2 км к северу от современного села Высокое. Судя по расположенному рядом с ней обширному кладбищу, именно здесь находился центр средневекового поселения.

Храм св. Троицы в Керменчике.
Храм св. Троицы в Керменчике. Юго-восточный угол храма. Фото 1927 года.

В конце XIX века памятник привлек всеобщее внимание любителей истории, благодаря известному византинисту Ю.А. Кулаковскому. В 1895 году он приехал в Крым с целю подготовки археологической карты полуострова. Во время своей поездки ученый, в частности, осмотрел развалины храмов св. Михаила и Гавриила в селении Шуры и св. Троицы в Керменчике, о которых до этого не встречалось упоминаний в археологической литературе [Кулаковский, 1897, с. 121-122][1].

В следующем году академик В.В. Латышев в «Сборнике греческих надписей христианских времен из Южной России» опубликовал два граффити из Айя-Триады по копиями, присланным ему Кулаковским [Латышев, 1896, с. 69-70 (№63-64)].

Храм св. Троицы в Керменчике.
Храм св. Троицы в Керменчике. Вид после зачистки. Фото 1914 года.

В 1897 и 1898 гг. Керменчик дважды посетил исследователь крымских древностей А.Л. Бертье-Делагард. Он изучил на месте граффити, изданные Латышевым, уточнив их содержание датировку, а также, обследовав развалины трех храмов в окрестностях села, сделал фотографии, эстампажи и зарисовки новых эпиграфических памятников [Латышев, 1898, с. 231-248].

Один из них: эпитафия «Божьего раба Патрикия» с датой 8 мая 6818 года (1310) оказалась ключевой для датировки церкви св. Троицы. Она находилась на стене храма, из чего следует, что он построен ранее начала XIV в. [Латышев, 1898, с. 233; Маркевич, 1899, с. 102].

Керменчик. Эпитафия Чупана и Алексея (1363).
Керменчик. Эпитафия Чупана и Алексея (1363).

На окружавшем церковь некрополе исследователь обнаружил другой интересный памятник – могильную стелу, декорированную высокохудожественной резьбой с поминальной надписью: «Зарезан иже во блаженных и раб Божий Чупан, сын Янака, и его сын Алексий во дни Тем[и]ра, 28 июня 6872 года (1363)» [IOSPE: V 144]. В.В. Латышев отождествлял упомянутого Темира с Кутлук-Тимуром, известным по письменным источникам золотоордынским наместником Крыма [Гулевич, 2013, с. 141; Латышев, 1898, с. 235-238].

Керменчик. Надгробие Чупана и Алексея (1363).
Керменчик. Надгробие Чупана и Алексея (1363).

По итогам своей поездки Бертье-Делагард обратился в Таврическую ученую архивную комиссию, с предложением принять меры по охране средневековых храмов от разрушения, а также рекомендовал изъять представляющие ценность могильные памятники с кладбищ и доставить их в музей ТУАК [Протоколы заседаний Таврической Ученой Архивной Комисии. Заседание 28 октября 1898 г., 1899, с. 97-98].

Получив это письмо, управляющий делами ТУАК А.И. Маркевич организовал перевозку в Симферополь пяти надгробий с надписями и декоративной резьбой, обнаруженных близ керменчикских храмов св. Троицы, св. Иоанна Предтечи и Успения Богородицы. При этом одно из них при транспортировке раскололась на части [Маркевич, 1899, с. 102-103].

Керменчик. Надгробие Феодорициса и Хатая (1301)
Керменчик. Надгробие Феодорициса и Хатая (1301)

Маркевич обратил внимание на бедственное положение церкви. Значительная ее часть была разобрана жителями села, а камень пошел на ремонт возобновленных храмов св. Косьмы и Дамиана и св. Феодора Тирона (освящен в 1882 году во имя Пресвятой Троицы). «Развалинам предстоит скорая гибель, если не будет принято особенных стараний к сохранению остающейся части. Правая апсида уже дала трещину и отделилась от остальной части здания», – с сожалением констатировал исследователь [Маркевич, 1899, с. 102].

Храм св. Троицы в Керменчике. Апсиды храма снаружи.
Храм св. Троицы в Керменчике. Апсиды храма снаружи. Фото 1914 года

В 1914 Р.Х. Лепером и М.И. Скубетовым была произведена зачистка внутри Айя-Триады, в ходе которой на стенах и колоннах храма удалось обнаружить еще восемь граффити, преимущественно XVII-XVIII вв. Одно из них в 176? году оставил монах Гервасий, сборщик милостыни из Сумелийской обители в окрестностях Трапезунда, известный по надписям из Георгиевского монастыря и села Стиля [Латышев, 1916, с. 5-6; Тюрин, 2012, с. 286-287]. Большую ценность представляют сделанные в это время фотографии храма, хранящиеся в архиве Национального заповедника Херсонес Таврический.

Храм св. Троицы в Керменчике. Раскопки 1914 года.
Храм св. Троицы в Керменчике. Раскопки 1914 года.

В 1915-16 гг. Скубетов продолжил поиск средневековых памятников в районе Керменчика. В нескольких десятках метров к западу от церкви св. Троицы в лесу он нашел остатки еще одного храма, а при нем кладбище с надгробиями разнообразных форм, некоторые из них с замысловатыми украшениями, а одно с надписью в память некоего Солтык-раиса из села Камары, скончавшегося в 1362 году [Латышев, 1918, с. 35-37].

В конце 20-х гг. прошлого века на волне борьбы с «религиозным мракобесием» остатки храма св. Троицы разобрали на стройматериалы [Репников, 1939, с. 269]. Буквально накануне уничтожения А.Л. Якобсон успел снять план Айя-Триады, а позже по архивным фото сделал ее описание.

План храма св. Троицы.
План храма св. Троицы [Якобсон, 1950, рис. 158].

В плане здание представляло собой почти квадрат (6,4 х 6,3 м) с равными ветвями креста, с тремя апсидами и четырьмя внутренними восьмигранными колоннами. Они венчались капителями с растительным орнаментом и плетенкой.

Храм св. Троицы в Керменчике.
Храм св. Троицы в Керменчике. Архитектурные фрагменты, орнаментированные плетенкой. Фото 1914 года.

Пониженные углы завершались плоскими сферическими сводами. Средняя пятигранная апсида выступала вперед перед боковыми, имевшими полукруглую форму. По своему внешнему виду Айя-Триада близка крестовокупольным церквям Херсона. Не исключено, что её построила херсонская строительная артель [Якобсон, 1934, с. 97-110, 1964, с. 97-98, 1950, с. 248-249]. Храм был расписан фресками. Еще в XIX веке на его развалинах попадались камни со следами изображений святых и остатками надписей красной и черной красками, но разобрать их уже не представлялось возможным [Латышев, 1916, с. 6; Маркевич, 1899, с. 102; Репников, 1939, с. 269-270].

Храм св. Троицы в Керменчике.
Храм св. Троицы в Керменчике. Клинья арок, орнаментированные плетенкой. Фото 1914 года.

Строительство церкви датируется временем не позднее рубежа XIII-XIV вв. Пережив османское завоевание княжества Феодоро, она действовала до конца XVIII века, когда греческое население покинуло Керменчик, переселившись на берега Азовского моря.

Библиография

  1. Гулевич В.П. Тука-Тимуриди і західні землі улусу Джучі в кінці XIII–XIV ст. / В.П. Гулевич // Спеціальні історичні дисципліни: питання теорії та методики. Збірка наукових праць. – Киев, 2013. – С. 138-178.
  2. Кулаковский Ю.А. Отчет о расследованиях в Крыму / Ю.А. Кулаковский // ОАК за 1895 год. – 1897. – С. 117-124.
  3. Латышев В.В. Вновь найденыя в Крыму христианские надписи / В.В. Латышев. – 1916. – Т. 53. – С. 1-6.
  4. Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма / В.В. Латышев // ЗООИД. – 1898. – Т. 21. – С. 225-254.
  5. Латышев В.В. Новые христианские греческие надписи из Крыма / В.В. Латышев // ИТУАК. – 1918. – Т. 54. – С. 33-46.
  6. Латышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времен из Южной России. / В.В. Латышев. – Санкт-Петербург, 1896. – 184 с.
  7. Маркевич А.И. Памятники христианства в окрестностях Бахчисарая и Карасубазара / А.И. Маркевич // ИТУАК. – 1899. – Т. 29. – С. 101-109.
  8. Протоколы заседаний Таврической Ученой Архивной Комисии. Заседание 28 октября 1898 г. // ИТУАК. – 1899. – Т. 29. – С. 94-100.
  9. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  10. Тюрин М.И. Археологические памятники Лакской долины: страницы истории исследования / М.И. Тюрин // Материалы Научной конференции Ломоносовские чтения 2012 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Ломоносов-2012. – 2012. – С. 285-287.
  11. Якобсон А.Л. Из истории средневековой архитектуры в Крыму. Церковь в селе Лака / А.Л. Якобсон // Проблемы истории докапиталистических обществ. – 1934. – № 11-12. – С. 97-110.
  12. Якобсон А.Л. Средневековый Крым. Очерки истории и истории материальной культуры / А.Л. Якобсон. – Москва, Ленинград: Наука, 1964. – 232 с.
  13. Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.) / А.Л. Якобсон. – Москва, 1950. – 255 с.
  14. IOSPE: V 144 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iospe.kcl.ac.uk/5.144-ru.html.

[1] В отчете Императорской археологической комиссии об этой поездке допущена небольшая неточность: храм св. Троицы приписан к селению Лаки, и хотя затем она была исправлена А.Л. Бертье-Делагрдом, особо подчеркнувшим в письме В.В. Латышеву, что он находится на землях Керменчика [Латышев, 1898, с. 231], она до сих пор часто воспроизводится в работах по истории Крыма.

 Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.

Держитесь в курсе новостей сайта, подпишитесь на наш канал в Telegram или на группу ВКонтакте.

Подпишитесь на наш Рутуб канал, чтобы смотреть видео по истории Крыма раньше, чем они выкладываются на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *