Храм св. Троицы в Керменчике.

Керменчик. Храм св. Троицы

Айя-Триада – главный храм средневекового Керменчика, многолюдного поселения, находившегося под защитой одноименной крепости. Этот, по выражению председателя ТУАК А.И. Маркевича, «поистине драгоценный памятник христианства в Крыму», был варварски уничтожен в годы Советской власти.

Храм св. Троицы в Керменчике. Резная деталь.
Храм св. Троицы в Керменчике. Резная деталь. Фото 1927 года, ГИМ.

Еще в конце XIX в. в окрестностях Керменчика были известны остатки одиннадцати церквей, от восьми из которых сохранялись названия: св. Троицы, св. Космы и Дамиана, св. Феодора Тирона, св. Феодора Стратилата, Успения Богородицы, св. Евфимия, св. Иоанна Предтечи и св. Максима Бертье-Делагард, 1899, с. 25].

Самой значительной из них была церковь св. Троицы примерно 2 км к северу от современного села Высокое. Судя по расположенному рядом с ней обширному кладбищу, именно здесь находился центр средневекового поселения.

Храм св. Троицы в Керменчике.
Храм св. Троицы в Керменчике. Юго-восточный угол храма. Фото 1927 года, ГИМ.

В конце XIX века памятник привлек всеобщее внимание любителей истории, благодаря известному византинисту Ю.А. Кулаковскому. В 1895 году он приехал в Крым с целю подготовки археологической карты полуострова. Во время своей поездки ученый, в частности,  осмотрел развалины храмов св. Михаила и Гавриила в селении Шуры и св. Троицы в Керменчике, о которых до этого не встречалось упоминаний в археологической литературе  [Кулаковский, 1897, с. 121-122][1].

В следующем году академик В.В. Латышев в «Сборнике греческих надписей христианских времен из Южной России» опубликовал два граффити из Айя-Триады по копиями, присланным ему Кулаковским [Латышев, 1896, с. 69-70 (№63-64)].

Храм св. Троицы в Керменчике.
Храм св. Троицы в Керменчике. Вид после зачистки. Фото 1914 года.

В 1897 и 1898 гг. Керменчик дважды посетил исследователь крымских древностей А.Л. Бертье-Делагард. Он изучил на месте граффити, изданные Латышевым, уточнив их содержание датировку, а также, обследовав развалины трех храмов в окрестностях села, сделал фотографии, эстампажи и зарисовки новых эпиграфических памятников [Латышев, 1898, с. 231-248].

Один из них: эпитафия «Божьего раба Патрикия» с датой 8 мая 6818 года (1310) оказалась ключевой для датировки церкви св. Троицы. Она находилась на стене храма, из чего следует, что он построен ранее начала XIV в. [Латышев, 1898, с. 233; Маркевич, 1899, с. 102].

Керменчик. Эпитафия Чупана и Алексея (1363).
Керменчик. Эпитафия Чупана и Алексея (1363).

На окружавшем церковь некрополе исследователь обнаружил другой интересный памятник – могильную стелу, декорированную высокохудожественной резьбой с поминальной надписью: «Зарезан иже во блаженных и раб Божий Чупан, сын Янака, и его сын Алексий во дни Тем[и]ра, 28 июня 6872 года (1363)» [IOSPE: V 144]. В.В. Латышев отождествлял упомянутого Темира с Кутлук-Тимуром, известным по письменным источникам золотоордынским наместником Крыма  [Гулевич, 2013, с. 141; Латышев, 1898, с. 235-238].

Керменчик. Надгробие Чупана и Алексея (1363).
Керменчик. Надгробие Чупана и Алексея (1363).

По итогам своей поездки Бертье-Делагард обратился в Таврическую ученую архивную комиссию, с предложением принять меры по охране средневековых храмов от разрушения, а также рекомендовал изъять представляющие ценность могильные памятники с кладбищ и доставить их в музей ТУАК [Протоколы заседаний Таврической Ученой Архивной Комисии. Заседание 28 октября 1898 г., 1899, с. 97-98].

Получив это письмо, управляющий делами ТУАК А.И. Маркевич организовал перевозку в Симферополь пяти надгробий с надписями и декоративной резьбой, обнаруженных близ керменчикских храмов св. Троицы, св. Иоанна Предтечи и Успения Богородицы. При этом одно из них при транспортировке раскололась на части [Маркевич, 1899, с. 102-103].

Керменчик. Надгробие Феодорициса и Хатая (1301)
Керменчик. Надгробие Феодорициса и Хатая (1301)

Маркевич обратил внимание на бедственное положение церкви. Значительная ее часть была разобрана жителями села, а камень пошел на ремонт возобновленных храмов св. Косьмы и Дамиана и св. Феодора Тирона (освящен в 1882 году во имя Пресвятой Троицы). «Развалинам предстоит скорая гибель, если не будет принято особенных стараний к сохранению остающейся части. Правая апсида уже дала трещину и отделилась от остальной части здания», – с сожалением констатировал исследователь [Маркевич, 1899, с. 102].

Храм св. Троицы в Керменчике. Апсиды храма снаружи.
Храм св. Троицы в Керменчике. Апсиды храма снаружи. Фото 1914 года

В 1914 Р.Х. Лепером и М.И. Скубетовым была произведена зачистка внутри Айя-Триады, в ходе которой на стенах и колоннах храма удалось обнаружить еще восемь граффити, преимущественно XVII-XVIII вв. Одно из них в 176? году оставил монах Гервасий, сборщик милостыни из Сумелийской обители в окрестностях Трапезунда, известный по надписям из Георгиевского монастыря и села Стиля  [Латышев, 1916, с. 5-6; Тюрин, 2012, с. 286-287].  Большую ценность представляют сделанные в это время фотографии храма, хранящиеся в архиве Национального заповедника Херсонес Таврический.

Храм св. Троицы в Керменчике. Раскопки 1914 года.
Храм св. Троицы в Керменчике. Раскопки 1914 года.

В 1915-16 гг. Скубетов продолжил поиск средневековых памятников в районе Керменчика. В нескольких десятках метров к западу от церкви св. Троицы в лесу он нашел остатки еще одного храма, а при нем кладбище с надгробиями разнообразных форм, некоторые из них с замысловатыми украшениями, а одно с надписью в память некоего Солтык-раиса из села Камары, скончавшегося в 1362 году [Латышев, 1918, с. 35-37].

В конце 20-х гг. прошлого века на волне борьбы с «религиозным мракобесием» остатки храма св. Троицы разобрали на стройматериалы [Репников, 1939, с. 269]. Буквально накануне уничтожения А.Л. Якобсон успел снять план Айя-Триады, а позже по архивным фото сделал ее описание.

План храма св. Троицы.
План храма св. Троицы [Якобсон, 1950, рис. 158].

В плане здание представляло собой почти квадрат (6,4 х 6,3 м) с равными ветвями креста, с тремя апсидами и четырьмя внутренними восьмигранными колоннами. Они венчались капителями с растительным орнаментом и плетенкой.

Храм св. Троицы в Керменчике.
Храм св. Троицы в Керменчике. Архитектурные фрагменты, орнаментированные плетенкой. Фото 1914 года.

Пониженные углы завершались плоскими сферическими сводами. Средняя пятигранная апсида выступала вперед перед боковыми, имевшими полукруглую форму.  По своему внешнему виду Айя-Триада близка крестовокупольным церквям Херсона. Не исключено, что её построила херсонская строительная артель [Якобсон, 1934, с. 97-110, 1964, с. 97-98, 1950, с. 248-249]. Храм был расписан фресками. Еще в XIX веке на его развалинах попадались камни со следами изображений святых и остатками надписей красной и черной красками, но разобрать их уже не представлялось возможным [Латышев, 1916, с. 6; Маркевич, 1899, с. 102; Репников, 1939, с. 269-270].

Храм св. Троицы в Керменчике.
Храм св. Троицы в Керменчике. Клинья арок, орнаментированные плетенкой. Фото 1914 года.

Строительство церкви датируется временем не позднее рубежа XIII-XIV вв. Пережив османское завоевание княжества Феодоро, она действовала до конца XVIII века, когда греческое население покинуло Керменчик, переселившись на берега Азовского моря.

Библиография

  1. Гулевич В.П. Тука-Тимуриди і західні землі улусу Джучі в кінці XIII–XIV ст. / В.П. Гулевич // Спеціальні історичні дисципліни: питання теорії та методики. Збірка наукових праць. – Киев, 2013. – С. 138-178.
  2. Кулаковский Ю.А. Отчет о расследованиях в Крыму / Ю.А. Кулаковский // ОАК за 1895 год. – 1897. – С. 117-124.
  3. Латышев В.В. Вновь найденыя в Крыму христианские надписи / В.В. Латышев. – 1916. – Т. 53. – С. 1-6.
  4. Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма / В.В. Латышев // ЗООИД. – 1898. – Т. 21. – С. 225-254.
  5. Латышев В.В. Новые христианские греческие надписи из Крыма / В.В. Латышев // ИТУАК. – 1918. – Т. 54. – С. 33-46.
  6. Латышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времен из Южной России. / В.В. Латышев. – Санкт-Петербург, 1896. – 184 с.
  7. Маркевич А.И. Памятники христианства в окрестностях Бахчисарая и Карасубазара / А.И. Маркевич // ИТУАК. – 1899. – Т. 29. – С. 101-109.
  8. Протоколы заседаний Таврической Ученой Архивной Комисии. Заседание 28 октября 1898 г. // ИТУАК. – 1899. – Т. 29. – С. 94-100.
  9. Репников Н.И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма (ркп) / Н.И. Репников. – 1939. – 387 с.
  10. Тюрин М.И. Археологические памятники Лакской долины: страницы истории исследования / М.И. Тюрин // Материалы Научной конференции Ломоносовские чтения 2012 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Ломоносов-2012. – 2012. – С. 285-287.
  11. Якобсон А.Л. Из истории средневековой архитектуры в Крыму. Церковь в селе Лака / А.Л. Якобсон // Проблемы истории докапиталистических обществ. – 1934. – № 11-12. – С. 97-110.
  12. Якобсон А.Л. Средневековый Крым. Очерки истории и истории материальной культуры / А.Л. Якобсон. – Москва, Ленинград: Наука, 1964. – 232 с.
  13. Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.) / А.Л. Якобсон. – Москва, 1950. – 255 с.
  14. IOSPE: V 144 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iospe.kcl.ac.uk/5.144-ru.html.

[1] В отчете Императорской археологической комиссии об этой поездке допущена небольшая неточность: храм св. Троицы приписан к селению Лаки, и хотя затем она была исправлена А.Л. Бертье-Делагрдом, особо подчеркнувшим в письме В.В. Латышеву, что он находится на землях Керменчика [Латышев, 1898, с. 231], она до сих пор часто воспроизводится в работах по истории Крыма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 110

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии