Поделиться ссылкой:
Жак Кристоф Мивилль (Jacques Christophe Miville, 1786-1836 гг.) – уроженец г. Базеля. После окончания гимназии работал на семейном предприятии базельских художников и издателей Бирманнов. Свой опыт в пейзажной живописи с 1802 года приобретал у цюрихского мастера И. Хуберта. Чуть позже Ж. Мивиллю удалось получить спонсорские средства от базельских меценатов и в 1805 на два года поехать в Италию для совершенствования своих навыков и изучения опыта предшественников. По возвращении домой, он пытался открыть в Базеле собственную мастерскую, однако дестабилизация экономической ситуации в связи с наполеоновскими войнами сделала этот замысел бесполезным.
Ж. Мивилль оставляет Швейцарию и выезжает в Россию, принимая приглашение графа фон Молева. Однако, когда он приехал, графа уже не было в Москве, поскольку он перебрался на службу в Санкт-Петербург. Через два месяца Ж. Мивиллю удалось найти работу у директора государственных лесных угодий графа Г. Орлова в качестве художника и топографа. Ж. Мивилль переезжает в Санкт-Петербург и работает при Лесном институте в Елагинском парке.
В 1809 г. Ж. Мивилль по поручению графа Г. Орлова отправляется в Курляндию, а затем на два года в Финляндию для изучения и зарисовки лесов. Для поиска вдохновения художник в 1814 совершает путешествие в Крым и на Кавказ. «Благодарю Бога, что вскоре я вновь буду дышать в прекрасном климате, поскольку здесь, на сыром и холодном севере, можно абсолютно замерзнуть и скиснуть; моя фантазия стала бедной и сухой как пучок соломы», – записал он в своем дневнике.
В Крыму Ж. Мивилля опекал Таврический губернатор А.М. Бороздин, который предоставил для проживания художнику свой дом в Симферополе, а также имения Кучук-Ламбат и Саблы. Маршрут путешествия Мивилля по Крыму был классическим для художников того времени. Он пролегал из Симферополя через Бахчисарай до Инкермана и Балаклавы и вдоль южного берега до Судака и долины Коз. Далее через Карасубазар художник вернулся в Симферополь.
Предметом творческой рефлексии художника в Крыму стали внутренние районы (Чуфут-Кале, Бахчисарай, Симферополь) и юго-западная часть полуострова (Балаклава, Инкерман, долина реки Альма), а также южный берег (Симеиз, Алупка, Массандра, Кучук-Ламбат, Мухалатка).
В 1816 г. Ж. Мивилль вернулся в Базель. В Швейцарии он на основе эскизов и рисунков создал 40 полотен на крымскую тематику. Из них сейчас известно 23 картины и 12 набросков, 8 из которых стали основой сюжетов этих картин.
С точки зрения выбора и построения сюжета его крымские работы выдержаны в одной стилистике: на них представлены природные ландшафты горного Крыма с элементами архитектурной застройки и фигурками крымских татар. Статическим и выполненным в классической манере работам Ж. Мивилля присущи панорамность и топографичнисть как следствие его работы художником-топографом в Лесном институте. Эти черты позволили Ж. Мивиллю документально передать характерные особенности быта населения на фоне типичных крымских ландшафтов [Філас, 2019, с. 187-189]*.
*Філас В.М. Живопис та графіка як джерело з історії Південної України останньої чверті XVIII – середини ХІХ ст.: Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора історичних наук за спеціальністю 07.00.06 – історіографія, джерелознавство та спеціальні історичні дисципліни / В.М. Філас. – Київ: Інститут української археографії та джерелознавства ім. М.С. Грушевського НАН України, 2019. – 531 с.
Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.
Понравилась статья? Поддержите сайт «Княжество Феодоро» донатом.