Храмы Массандры

Средневековая церковь со святым источником Рождества Иоанна Крестителя в Массандре, на месте которой в 1832 году был построен новый храм, освященный во имя Усекновения главы пророка, известна по рисункам и описаниям путешественников конца XVIII – начала XIX вв.

Храм в Массандре
Руины греческого монастыря на Южном берегу Крыма около Дерекоя. Раскрашенная вручную гравюра Д. Скелтона по рисунку Р. Хебера из книги Э.Д. Кларка (Clarke E.D. Travels in Various Countries, 1810).

В книге англичанина Эдварда Кларка, побывавшего в Крыму в 1800 году, содержится гравюра, подписанная «Руины старой греческой церкви и монастыря на южном берегу, около Дерекоя». «Вскоре, покинув Дерекой, мы прибыли к развалинам старого монастыря, – писал он в своих путевых заметках. – Он расположен в восхитительном месте, на склоне гор, обращенных к морю, а близ его стен протекает ручей с кристально-чистой водой. Сегодня от монастыря остались лишь руины маленькой церквушки с ликами святых на фресках» [Clarke, 1839, p. 105].

П.И. Сумароков в «Досугах крымского судьи» упоминал «Монастырь св. Иоанна». Здесь он видел церковь с четырьмя арками, расписанную фресками [Сумароков, 1805, с. 202–203].  По свидетельству швейцарского путешественника Ф. Дюбуа де Монпере, граф Воронцов приказал построить на «руинах древней часовни, известной своим прекрасным источником  ключевой воды, носящим название Айян (т.е. Святой Иоанн – А.В), который бил под алтарём», новую в дорическом стиле. При этом, «ничего не было изменено в первоначальном расположении, и вода вытекает из-под стен храма под сводом» [Бочаров, Кирилко, 2017, с. 289; Дюбуа де Монпере, 2009, с. 174].

В очерке А.А. Скальковского, впервые увидевшем свет в Журнале министерства народного посвящения за 1841 год, читаем, что в Массандровском имении князя Воронцова «сохранен почти в целости один греческий монастырь». «Он похож больше на небольшую каменную хижину, нежели на здание, какое мы привыкли называть монастырем, – писал автор, вероятно лично побывавший в Массандре еще до того, как руины старой церкви были разобраны. – Но это легко объясняется бедственным состоянием крымских христиан, хотя терпимых мусульманским правительством, но имевшим мало средств к поддержанию не только своих храмов, но даже и своих жилищ» [Скальковский, 1867, с. 17].

Мивилль Ж. Крымский пейзаж.
Мивилль Ж. Крымский пейзаж (Греческая церковь в Массандре).

Храм, каким его мог видеть А.А. Скальковский, запечатлен на картине Ж.К. Мивилля «Крымский пейзаж» (около 1816 года).  Судя по всему, он представлял собой виде однонефную постройку с прямоугольным в плане наосом и полукруглой апсидой – тип, который широко был распространен на Южном берегу Крыма в эпоху средневековья [Турова, 2014, с. 336-337].

Интересные подробности об истории храма приведены в очерке Г.Э. Караулова «Обозрение Южного берега Крыма», опубликованном в «Памятной книге Таврической губернии» (1867). Первоначально он назывался церковью Рождества Иоанна Предтечи. До переселения греков из Крыма, при ней была небольшая ярмарка, длившаяся в течение трех дней. Когда в 1788 году князь Потемкин разрешил вернуться в Аутку 20 греческим семьям для ловли устриц, они по старой традиции ежегодно посещали заброшенную святыню 24 июня.  Спустя несколько лет, в 1796 году, священник Константин Костанда, омывшись в источнике в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, исцелился от мучавшей его болезни. С тех пор ежегодные паломничества к нему стали совершать 29 августа. Когда в 1829 году граф Воронцов задумал строительство новой церкви, он испросил у Екатеринославского епископа Гавриила, в чьем ведении находился Крым, разрешение освятить ее во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, что и было сделано в день завершения строительства 24 августа 1832 года [Караулов, 1867, с. 47-48].

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Массандре.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Массандре. Литография Ф. Вольфа по рисунку Я. Маурера (около 1832 года).

К северо-западу от Предтеченского храма в живописном месте: на туфовом холме поблизости от водопада советские археологи в 1967 году открыли еще одну средневековую церковь, от которой сохранились лишь фундаменты стен и фрагменты архитектурных деталей, позволившие, однако,  частично реконструировать ее внешний вид и убранство. Она представляла собой однонефную постройку из туфа, добытого на месте и распиленного на прямоугольные блоки, с внутренними размерами 8,4 на 3,1 м.

Массандра. Средневековый храм по О.И. Домбровскому.
Массандра. Средневековый храм по О.И. Домбровскому.

Вдоль продольных стен тянулись каменные скамьи. Вход располагался в южной стене, а напротив него была устроена усыпальница в виде аркосолия. Алтарь, с помещавшимся в нем престолом в виде квадратного столба, отделялся от основного пространства преградой из поставленных на ребро плит.

Снаружи здание представляло из себя типичную южнобережную сельскую церковь, прямоугольную в плане, с ориентированной на восток полукруглой апсидой и стрельчатыми окнами.  Но внутри параболические арки, стоявшие на пилястрах и поддерживавшие перекрытие нефа, придавали ее убранству восточный облик. На их блоках уцелели крупные фрагменты росписи: фигуры, лики святых, растительные орнаменты. Храм существовал в XII-XV вв.  [Домбровский, 1974, с. 35-37, 1968, с. 70-74].

Массандра. Средневековый храм. Фреска с изображением неизвестной святой.
Массандра. Средневековый храм. Фреска с изображением неизвестной святой по О. И. Домбровскому.

На рисунках к публикациям О.И. Домбровского о раскопках храма приведена реконструкция одной из фресок. На ней молодая женщина в светской одежде, свидетельствующей о ее высоком социальном статусе. Венец указывает на почитание ее в качестве мученицы, при этом святая изображена с непокрытой головой. Столь редкая иконографическая особенность заставляет вспомнить легенду о Сурожской царице Феодоре, которая «никогда никакого покрывала не набрасывала на свои дивные волосы, даже когда была на коне»[Караулов, 1859, с. 30].

Однако фрагмент надписи, сделанной темперой на штукатуре с упоминанием не митрополита, а всего лишь архиепископа, позволяет с большой вероятностью отнести строительство храма и создание фресок к XII-XIII вв. [IOSPE: V 239], т.е. времени более раннему, чем время действия легенды, относящей жизнь легендарной царицы к середине XIV в.

© Княжество Феодоро, 2022

Библиография

  1. Бочаров С.Г. Средневековые церкви Южного берега Крыма (материалы к археологической карте) / С.Г. Бочаров, В.П. Кирилко // Добруджа. – 2017. – Т. 32. – С. 279-304.
  2. Домбровский О.И. Средневековые поселения и «исары» Крымского Южнобережья / О.И. Домбровский // Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. – Киев: Наукова думка, 1974. – С. 5-56.
  3. Домбровский О.И. Средневековый храм в Массандре / О.И. Домбровский // Археологические исследования на Украине в 1967 году. – Киев, 1968. – С. 70-74.
  4. Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Грузию, Армению и в Крым. Тт. 5-6 / Ф. Дюбуа де Монпере. – Симферополь, 2009.
  5. Караулов Г.Э. Обозрение Южного берега Крыма / Г.Э. Караулов // Памятная книга Таврической губернии. – Симферополь, 1867. – Т. 1. – С. 1-74.
  6. Караулов Г.Э. Феодора, владетельница древней Сугдайи повесть из истории Крым / Г.Э. Караулов. – Феодосия, 1859. – 118 с.
  7. Скальковский А.А. Занятие Крыма в 1783 г. / А.А. Скальковский // Памятная книжка Таврической губернии. – Симферополь, 1867. – Т. 1. – С. 1-39.
  8. Сумароков П.И. Досуги крымскаго судьи или Второе путешествие в Тавриду. Часть 2 / П.И. Сумароков. – Санкт-Петербург, 1805. – 328 с.
  9. Турова Н.П. Средневековый пещерный комплекс хребта Иограф над г. Ялтой / Н.П. Турова // МАИАСК. – 2014. – Т. 6. – С. 93-173.
  10. IOSPE: V 239 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5.239-ru.html.
  11. Clarke E.D. Travels in Russia, Tartary, and Turkey / E.D. Clarke. – Edinburgh, 1839. – 148 p.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 57

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии